Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №165434

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ЗНАКОВО­СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 11
1.1. Общеучебные универсальные учебные действия в современной
системе инклюзивного образования 11
1.2. Особенности сформированности знаково-символических учебных действий у детей с общим недоразвитием речи и у детей без речевых
нарушений 16
1.3. Современные педагогические подходы к формированию знаково­символических учебных действий 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У 38
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента по выявлению сформированности знаково-символических 38 учебных действий
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению 46
сформированности знаково-символических учебных действий
2.3 Методические рекомендации по формированию знаково­символических учебных действий у младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение А. Речевой материал для обследования сформированности знаково-символических учебных действий обучающихся 1-2 классов с ОНР III уровня 79
Приложение Б. Протоколы обследования младших школьников 82
Приложение В. Дидактические материалы по формированию знаково­символических учебных действий младших школьников с ОНР III уровня 85
Приложение Г. Рекомендации родителям обучающихся с ОНР III уровня по закреплению знаково-символических учебных действий 93

Актуальность проблемы и темы исследования
Особо значимыми среди универсальных учебных действий являются знаково-символические действия, позволяющие строить высказывание в письменной форме, поскольку овладение детьми навыками письма в начальном периоде обучения в школе является залогом их успешного последующего обучения, а также развития их познавательной и личностной сферы. Именно в данный период у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, формируются умственные и практические операции. Отсутствие данного фундамента приводит к значительным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Нарушения письма могут стать причиной школьной дезадаптации, школьной тревожности, снижения учебной мотивации.
Согласно данным, представленным в литературе (Н.Ю. Кисилева, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, И.Н. Садовникова и другие), значительная часть ошибок при письме у обучающихся младших классов обусловлена общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ теории и практики в области логопедической работы с детьми с ОНР (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, Р.Е. Левина, М.Н. Русецкая, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и другие) показал, что структура дефекта детей данной категории накладывает существенный отпечаток на овладение ими навыками письма, поскольку процесс овладения данными навыками требует от младших школьников достаточного уровня сформированности ряда речевых и неречевых психических функций. Отечественные исследователи также отмечают, что наиболее часто встречаемыми ошибками на письме у детей с общим недоразвитием речи III уровня являются ошибки, связанные нарушениями языкового анализа.
В то же время, не смотря на указания в литературных источниках на трудности овладения навыком письма младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня и наличие у них специфических ошибок письма, особенности овладения детьми знаково-символическими действиями в начальном периоде обучения (1-2 классы) изучены и описаны недостаточно полно.
Не смотря на все многообразие методов и приемов в логопедической работе по формированию умения строить высказывание в письменной форме у обучающихся с общим недоразвитием речи (О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.В. Мазанова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и другие), проблема формирования знаково-символических учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях общеобразовательной организации остается актуальной и по сей день. На современном этапе развития образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляются новые требования к организации учебного процесса. В основе данного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что говорит о необходимости поиска новых путей логопедической работы по преодолению нарушений в овладении знаково-символическими действиями младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня в условиях общеобразовательной организации. Обучающиеся с общим недоразвитием речи требуют индивидуального и дифференцированного подхода в формировании у них образовательных навыков.
В результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• трудностями овладения знаково-символическими действиями младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня и их значимостью для успешного овладения детьми данной категории учебной деятельностью;
• указаниями на наличие специфичеких ошибок письма у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей сформированности знаково-символических действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня;
• практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе и дефицитом новых форм логопедической работы по формированию знаково-символических действий у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях общеобразовательной организации.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучение особенностей сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: знаково-символические учебные действия.
Предмет исследования: особенности проявления знаково­
символических учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1. Знаково-символические учебные действия - это действия,
позволяющие строить высказывание в письменной форме.
2. У детей с общим недоразвитием речи III уровня будут наблюдаться особенности сформированности знаково-символических учебных действий, выражающиеся в нарушении кодирования, замещения и моделирования (трудностях перевода устного высказывания в письменную форму, замещения звука буквой, составления звуковой схемы слова и схемы предложения, видоизменения слов).
Цель исследования: выявить особенности сформированности
знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня, и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня;
4. На основе выявленных особенностей составить методические рекомендации, направленные на формирование знаково-символических учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
- о понимании письма, как сложного психического процесса, для успешного овладения которым необходим достаточный уровень познавательного и речевого развития (Т.В. Ахутина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев и другие);
• о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж.И. Шиф и другие);
• об этиологии, симптоматике, механизмах и видах дисграфии у детей с речевой патологией (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и другие);
• о ведущей роли обучения и зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский);
• о системности и последовательности в обучении (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский и другие).
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ лингвистической, психолого­
педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: изучение логопедической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях владенияи знаково-символическими учебными действиями младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами составлена методика диагностики сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня, а также предложены методические рекомендации по их развитию, которые могут быть полезны учителю начальных классов и логопеду школы.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 1» Ирбейского района
Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 16 обучающихся младших классов с общим недоразвитием реч III уровня. Среди них обучающихся 1 класса - 8 человек; обучающихся 2 класса - 8 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (общее недоразвитие речи III уровня), возраст обучающихся (7-8 лет).
Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ лингвистической, психолого-педагогической литературы, определение проблемы, цели, гипотезы и задач исследования, составление методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г. - август 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его
результатов (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по формированию знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня, окончательное оформление работы (июнь 2018-ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах:
1. XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»
2. IV Краевой педагогический форум «Реализация федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): опыт, управление,
перспективы»
3. XII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт - основа системных изменений».
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
Дорофеева, Л.В. Проблемы формирования навыков письма у
обучающихся с ОНР III уровня// Комплексное медико-социальное и
психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ/ отв. ред. И.Б. Агаева; ред. кол.; Электрон. издан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - С. 201-204.
• Педагогическую деятельность в МБОУ «Ирбейская средняя
общеобразовательная школа № 1» Ирбейского района Красноярского края.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения и проиллюстрировано 2 таблицами, 4 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что особо значимыми среди универсальных учебных действий являются знаково-символические действия, позволяющие строить высказывание в письменной форме, поскольку овладение детьми навыками письма в начальном периоде обучения в школе является залогом их успешного последующего обучения, а также развития их познавательной и личностной сферы.
Овладение обучающимися с ОНР III уровня знаково-символическими учебными действиями во многом предопределяет успешность последующего обучения. Как показали исследования Г.В. Бабиной, О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной, М.Н. Русецкой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и других исследователей, на формирование умения строить высказывание в письменной форме у детей с ОНР III уровня оказывает влияние недоразвитие всех компонентов речевой системы.
Не смотря на все многообразие методов и приемов в логопедической работе по формированию знаково-символических действий у обучающихся с ОНР, проблема формирования знаково-символических учебных действий у детей данной категории в условиях общеобразовательной организации остается актуальной и по сей день. На современном этапе развития образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предъявляются новые требования к организации учебного процесса. Данный факт говорит о необходимости разработки новых организационных форм работы в данном направлении.
С целью изучения особенностей сформированности знаково­символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи III уровня нами был разработан диагностический комплекс, включающий в себя две серии заданий: 1 серия «Исследование усвоения знаково-символических учебных действий на уровне слова, предложения, текста»; 2 серия « Исследование навыков видоизменения слов».
В ходе обследования по 1 серии заданий констатирующего эксперимента нами были использованы диктанты, предложенные в методических рекомендациях к обследованию речи младших школьников
А.В. Мамаевой, а также задания из альбома упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Е.В. Мазановой. В ходе обследования по 2 серии заданий констатирующего эксперимента нами были использованы задания, представленные в пособии Е.В. Языкановой. Авторский вклад заключался в подборе заданий
различного уровня сложности с учетом особенностей младших школьников с речевой патологией, а также разработке оценочной шкалы.
Нами проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 1» Ирбейского района Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 16 обучающихся младших классов 7-8 лет с ОНР III уровня. В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие особенности сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1-2 классов с ОНР III уровня:
• трудности перевода устного высказывания в письменную форму, наличие в письменных работах специфических ошибок языкового анализа и синтеза: слитное написание слов, раздельное написание частей слова, пропуск букв и слогов, добавление лишних букв и слогов, перестановки букв;
• слабая сформированность умения осуществлять языковой анализ на слух в специальных пробах, трудности составления звуковой схемы слова и схемы предложения;
• трудности видоизменения слов;
• необходимость в дифференциации уровня сложности письменного задания (на слух, с визуальной опорой);
• необходимость в помощи взрослого в виде подсказок и обучения.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки дифференцированных методических рекомендаций с целью формирования знаково-символических учебных действий у младших школьников с ОНР III уровня, которые включают в себя принципы, направления и содержание работы. В основу методических рекомендаций нами положены работы Г.А. Каше, Е.В. Мазановой, Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Языкановой.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся с ОНР III уровня в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации, системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса. В связи с этим нами определены формы взаимодействия участников коррекционно-образовательной работы по развитию языкового анализа у младших школьников с ОНР III уровня. Помимо этого нами разграничено содержание работы для детей с различными уровнями сформированности знаково-символических учебных действий.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы. Гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций.


1. Агаева, И.Б. Инновационная полифункциональная среда как средство коррекции психофизического развития дошкольников/ И.Б. Агаева// Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 1 (19). - С. 7-13.
2. Азова, О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфогорафии у младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие /под ред. Т.В. Волосовец. - М.: РУДН, 2007. - 83 с.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. - М., 2011. - 340 с.
4. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Т.А. Алтухова. - М., 1995. - 233 с.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
6. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев// Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 33-36.
7. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Ан охин - М.: Медицина, 1975. - 225 с.
8. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
9. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2006. - С. 7-20.
10. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопедические технологии / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Книголюб, 2005. - 96 с.
11. Балашов, Ю.В. К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач/ Ю.В. Балашов// Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы V Международной научной конференции. - 2014. - С. 83-86.
12. Беляева, О.Л. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт// О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.А. Дмитриева, О.А. Козырева, Л.А. Сырвачева. Коллективная монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.
13. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая.
• М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
14. Власенко, И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. — 1988.
• № 4. - С. 3-11.
15. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.....99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ