Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №165431

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Характеристика орфографического навыка 6
1.2 Методы и приёмы формирования орфографического навыка у младших 14
школьников
1.3 Способы оценки сформированности орфографического навыка младших 26
школьников
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
Глава 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ 38
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностическая программа определения сформированности 38
орфографического навыка младших школьников
2.2. Результаты исследования сформированности орфографического навыка 42
школьников 3-его класса
2.3. Возможности мнемотехнических приёмов в становлении орфографического 44
навыка младших школьников
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

На современном этапе общего образования вопросы успешного обучения письму, предупреждения и коррекции его нарушений приобретают особую остроту и актуальность. Интерес к указанным проблемам обуславливается повышением требований к начальному обучению на первой ступени общего среднего образования, возрастающей ролью письменной речи в условиях постоянного увеличения потока информации, возможностями письменной речи в ходе выражения мыслей и обмена информацией.
Важными навыками, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе начального обучения, являются орфографические. Орфографический навык включает в себя навык письма, требующий от обучающегося владения анализом звукового состава слова, владения морфологическим анализом слова, достаточным лексическим запасом, способностью на основе грамматических знаний опознавать орфограмму и выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Усвоение орфографического навыка определяет уровень грамотности учащихся, успешное овладение ими программой по русскому языку.
Долгие годы школа была ориентирована на орфографическую грамотность как на самую главную ценность предмета «Русский язык». Поэтому методика обучения правописанию - один из самых разработанных разделов теории и методики обучения русскому языку. Проблема формирования орфографических навыков у младших школьников раскрыта в исследованиях известных отечественных методистов М.Б. Антиповой, Г.Н. Приступы, О.И.Тириновой, Н. Н. Алгазиной, М. Т. Баранова, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, М. М. Разумовской, А. В. Текучева, Е. Г. Шатовой. М.Р. Львов указывал, что формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей в письменном общении.
Именно от того, насколько прочно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение учащегося в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык. К настоящему времени в методике обучения орфографии утвердилось положение о том, что формирование орфографических умений - процесс длительный, который требует систематических упражнений в связи с изучаемыми орфографическими правилами. Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю и что в наше время есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии очень сложно.
Формирование навыков грамотного письма у школьников, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка.
Гипотеза исследования: учащиеся 3-го класса находятся
преимущественно на среднем уровне сформированности орфографического навыка, который характеризуется, с одной стороны, умением решать орфографическую задачу в разных типах орфограмм, с другой стороны, умением находить в тексте орфографические ошибки.
Цель исследования - выявить особенности сформированности орфографического навыка младших школьников и сформировать предложения по его развитию с учетом выявленного актуального состояния.
Задачи исследования:
1) Определить психолого-педагогические особенности формирования орфографического навыка младших школьников;
2) Охарактеризовать способы оценки сформированности
орфографического навыка у младших школьников;
3) Выявить актуальное состояние сформированное™ орфографических навыков у обучающихся 3 класса;
4) На основе результатов исследования выявить возможности применения мнемоприемов на уроках русского языка;
5) Разработать технологические карты с применением мнемоприемов на уроках.
Объект исследования - процесс формирования орфографического навыка младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности орфографического навыка у обучающихся 3-их классов.
Методы исследования: теоретический - анализ научно-методического и учебно-методического обеспечения процесса формирования орфографических навыков у младших школьников;
эмпирический - педагогическое исследование;
статистический - обработка и анализ данных исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.
Изучив литературу по указанной теме из разных видов исторических источников: книг, учебников, материалов СМИ, интернета выяснено, что мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых обучающихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.
В первом параграфе «Характеристика орфографического навыка» рассмотрены понятия: орфографический навык, орфографическое действие, орфографическое правило. Также рассмотрено содержание обучения орфографии и структура орфографического навыка.
Методы и приёмы формирования орфографического навыка рассмотрены во втором параграфе.
О способах оценки сформированности орфографического навыка рассказывается в третьем параграфе. Существует система критериев, которые демонстрируют степень сформированности навыка. Они заключаются в следующих умениях: Выделять орфограмму и её опознавательные признаки; Определять позицию орфограммы в слове; Соотносить вид орфограммы с орфографическим правилом; Осуществлять контроль написания; Находить и исправлять ошибки. Каждый из критериев подробно описан в первом параграфе.
Во второй главе «Актуальный уровень сформированности орфографического навыка младших школьников» апробирована
диагностическая программа по сформированности орфографического навыка у младших школьников. Было выявлено, что в классе у обучающихся уровень сформированности орфографического навыка средний.
Выявлено актуальное состояние сформированности орфографических навыков у обучающихся 3 класса. Качественный анализ показал, что в основном ошибки были следующего типа: безударная гласная в корне слова, написание предлогов, правописание чу-щу, разделительный ь, звонкие и глухие согласные.
Предложены мнемоприёмы работы по формированию орфографических навыков у обучающихся младших классов. Использование данных методических рекомендации позволит не только развить у детей необходимые для усвоения орфографии навыки, но и повысить их успеваемость на уроках русского языка.
Составлены технологические карты уроков с использованием мнемоприёмов для обучения в начальной школе (прил. В,Г,Д,Е), альбом карточек для запоминания орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», мнемоприём «Мнемофраза» (прил. Ж).
Следовательно, можем говорить о том, что проведённая работа по формированию орфографического навыка у младших школьников оказалась эффективной, а предположение о том, что если на уроках русского языка применять системно-деятельностный подход, то уровень орфографического навыка обучающихся значительно повысится, так как младшие школьники научатся обнаруживать орфограммы и применять правила. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 2019. - 158 с.
2. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач /АрямоваО.С.// Начальная школа.- 2010.- №4.-С. 32-34.
3. Бабанский Ю.К./ Избранные педагогические труды./- М.: Педагогика, 2019.- 283с.
4. Баранов, М. Т., Ипполитова, Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 368 с.
5. Баранова, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе/ под.ред. М. Т. Баранова 2018. - 287 с.
6. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии. М., 2011.
7. Большой психологический словарь М.: Прайм - ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко
8. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / Булохов В.Я / /Начальная школа.- 2017.- №1.-С.52-55.
9. Буркова Т.В, Ушинский К.Д. об упражнениях при обучении грамматике и Правописанию/ Буркова Т.В.// Начальная школа.-2020.- №11.- С.12-19.
10. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского, - М: Просвещение, 2014. -211с.
11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гошезо/ М.- Просвещение,- 2013.- C.89-98.
12. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе / А.И. Власенков. -М.: «Русское слово», 2012. - 232с
13. Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. -М.: Просвещение, 2001.- 214 с.
14. Грушников, П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 2008.-197 с.
15. Жедек, П.С. Методика обучения письму // Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Изд. центр «Академия», 2013....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ