Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ образа жизни студентов Тувинского государственного университета и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности

Работа №16543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
639
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
1.1. Понятие образа жизни и его составляющие 5
1.2. Компоненты образа жизни студента для сохранения и укрепления
здоровья и безопасной жизнедеятельности 12
ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Контингент исследования 20
2.2. Методика исследования здорового образа жизни 23
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1. Анализ анкетирования студентов 31
3.2. Исследование ценностных ориентаций студентов на здоровый образ
жизни и их отражение в жизнедеятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49


Актуальность.Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу.
Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения заболеваемость этой категории населения за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %, смертность от неинфекционных заболеваний постоянно растёт, и в настоящее время составляет 83 %. Причиной большинства неинфекционных
заболеваний является отсутствие личной заинтересованности молодёжи в здоровом образе жизни
Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Цель исследования - проанализировать отношение культуры здоровья для студентов, их субъективного отношения к проблемам здоровья.
Задачи исследования:
- изучить понятия«образ жизни»,«здоровье», выделить их критерии;
- выделить основные особенности здорового образа жизни студентов;
- определить содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов;
- провести исследование по выявлению здорового образа жизни студентов, на основе анкеты (автор Шишковец М. А.).
Новизна исследования в данной дипломной работе рассмотрены новые подходы к основам здорового способа жизни студента. Предлагается анкета комплекса показателей, которые являются оценочным уровнем индивидуального здоровья.
Методы исследования: описание; анализ; объяснение; метод анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, в ней приведены цель исследования его задачи, методы исследования и научная новизна работы; в первой главе, рассматривается такое понятие как образ жизни и его компоненты; во второй главе, рассматривается сущность здорового образа жизни, и в третьей главе, рассмотрено и проведено исследование среди студентов Тувинского государственного университета по теме «Анализ образа жизни студентов и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности»; заключение, где отражены наиболее важные выводы по исследуемой проблеме, источник литературы рассмотренная в ходе написания данной работы и приложения, в которой приведена анкета.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие.
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения.
Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
В данном исследовании мы узнаем отношение сегодняшней молодежи к здоровому образу жизни. И попробуем выявить факторы, которые оказывают влияние на образ жизни современной молодежи. Потому, что ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
Гипотезы:
1. Современная молодежь ведет здоровый образ жизни.
2. Под здоровым образом жизни большинство студентов понимает: занятие физической культурой, спортом, отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха.
3. Современная молодежь активно занимается спортом, соблюдает режим рационального питания, труда и отдыха.
4. Современная молодежь положительно относится к здоровому образу жизни.
5. Пытается вести здоровый образ жизни.
6. Молодежь постоянно посещает различные спортивные секции и спортзалы.
7. Студенты не могут постоянно соблюдать здоровый образ жизни, из-за различных причин.
8. Молодежи не хватает времени и средств для ведения здорового образа жизни.
9. Вредные привычки мешают вести здоровый образ жизни.
Анализ фактических материалов об образе жизни студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курения и др.
В результате проведения методики мы выяснили, что в основном учащимся мешают вести ЗОЖ следующие причины:
- Состояние моего здоровья.
- Семейные проблемы и материальные положения.
- Погодно-климатические условия.
- Недостаток свободного времени.
- Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков.
- Дурная компания во дворе, на улице.
- Нарушение(я) с индивидуальной стороны норм здорового образа жизни.
Таким образом, во-первых, в переосмыслении целей и задач воспитания учащихся в соответствии со значимой ценностью здоровья и содержания обучения через овладение студентами системой знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни; во- вторых, в определении основных этапов предлагаемой работы и конкретных организационных мер, способствующих достижению предполагаемых результатов.



1. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. - 2016. - № 2. - С. 9 - 14.
2. Апанасенко Г. Л. Здоровый образ жизни / Г. Л. Апанасенко. — М. : Дело, 2011. — 260 с.
3. Бабенко А. И. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения /А.И. Бабенко, Е. Д. Татаурова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2015. - № 6. - С. 6-8.
4. Брехман И.И. Введение в валеологию - наука о здоровье.-Л.,2007.-125 с.
5. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа ФВ во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 2009., 189 с.
6. Булич Э.Г.Физическое воспитание в специальной медицинской группе. - М.: Высшая школа, 2016. - 256 с.
7. Бубновский С.М., Бобков Г.А., Пермяков ИА.Способ диагностики функционального состояния мышц сегментов позвоночника. Патент на изобретение № 2424766 от 27 июля 2011 г.
8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 2009., 400 с.
9. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2013. - 255 с.
10. Белякова, Р.Н. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р.Н. Белякова, Г.А. Боник, И.А. Мотевич. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», - 2014. - 154 с.
11. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 2014., 200 с.
12. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 2010., 216 с.
13. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 2013. - 269 с.
14. Виленский М.Я., Ильина В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знамя, 2007. - 93 с.
15. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. - М.: Физкультура и спорт,2007.- 144 с., ил.
16. Гигиена труда/Под ред. К.С.Петровского, в 2-х томах Том 1. - М.: Медицина, 2010., 512 с.
17. Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 2-е, исправленное и дополненное: Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 2010.- 192 с.
18. Гиревой спорт - 2012: справочник. - Рыбинск: Всероссийская федерация гиревого спорта, 2012. - 96 с.
19. Гиревой спорт: правила соревнований. - Рыбинск: Президиум ВФГС, 2009. - 12 с.
20. Григоревич Е.С., Трофименко А.М. Физические упражнения - средство оздоровления, коррекции осанки и профилактики остеохондроза: Методическое пособие. - Мн., 2015., 300 c.
21. Гринберг Г. Настольный теннис / Г. Гринберг. - Кишинев, 2013. - 94 с.
22. Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. - Мн., Вышэйшая школа, 2016. - С.37.
23. Гужаловский А.А. «Физическая культура в режиме дня учащихся», Минск, «Нар.асвета», 2006., 88 с.
24. Дэбэева Т. Б. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи в семье (на материалах социальных исследований) / Т. Б. Дэбэева // Мир центральной Азии-2 :сб. науч. ст. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН,
2008. - С. 415-423.
25. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - Мн., «Полымя», 2011. - С.33, 59.
26. Добровольский С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: учеб.пособие / С.С. Добровольский, В.Ф. Тихонов. - Хабаровск: ДВГАФК, 2014. - 108 с.: ил.
27. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М., 2008. - 480 с.
28. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание как компонент гуманитарной подготовки специалистов экономического профиля // Проблемы физического воспитания молодежи: Материалы региональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 145-146.
29. Здоровье, развитиме, личность / под. Ред. Ф.Г. Мурзакаева. - Уфа, 2007. - 280 с.
30. «Здоровый образ жизни, питание и гигиена студентов в физической культуре в обеспечении их здоровья.» Авторы: Лосев В.Н. Туркин Ю.К. Моргунов Ю.А. МГТУ «МАМИ», 2015, 32 с.
31. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология . - 2012. - № 1, С.49 - 58, № 4, С. 29 - 33.
32. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2012. - 340 с.
33. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / H. A. Агаджанян [и др.] // Гигиена и санитария. - 2015. - № 3. - С. 48-52.
34. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 2013., 288 с.
35. Сухов С. Альконский В. Режим дня, как фактор здоровья//Физкультура и спорт 2011- № 3. С17-33.
36. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 2008., 245 с.
37. Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.:2013., 199 с.
38. Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде курения) - М.: Знание,2007., 200 с.
39. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2009. - 128 с.
40. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 2012. - 90 с.
41. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М., 2014. - 380 с.
42. Кулинкович, Е.К. Здоровый образ жизни как веление времени: методическое пособие / Е.К. Кулинкович. - Минск: БГЭУ, 2008. - 30 с.
43. Купчинов Р.И. Разминка в физическом воспитании студентов: Методические рекомендации. - Мн., 2010. - С.17.
44. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежью: учеб.пособие / Р.И. Купчинов. - Минск: УП «ЦВМ Минфина», 2014. - 210 с.
45. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн., 2013. - 528 с.
46. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Физическая культура трудящихся. - Мн.: Полымя, 2008. - 223 с.
47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2012. - 480 с.
48. Эндокринная система, спорт и двигательная активность / под ред. У. Кремера и А. Рогола. - Киев: Олимпийская литература, 2008. - 599 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ