ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
1.1. Понятие образа жизни и его составляющие 5
1.2. Компоненты образа жизни студента для сохранения и укрепления
здоровья и безопасной жизнедеятельности 12
ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Контингент исследования 20
2.2. Методика исследования здорового образа жизни 23
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1. Анализ анкетирования студентов 31
3.2. Исследование ценностных ориентаций студентов на здоровый образ
жизни и их отражение в жизнедеятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Актуальность.Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу.
Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения заболеваемость этой категории населения за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %, смертность от неинфекционных заболеваний постоянно растёт, и в настоящее время составляет 83 %. Причиной большинства неинфекционных
заболеваний является отсутствие личной заинтересованности молодёжи в здоровом образе жизни
Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Цель исследования - проанализировать отношение культуры здоровья для студентов, их субъективного отношения к проблемам здоровья.
Задачи исследования:
- изучить понятия«образ жизни»,«здоровье», выделить их критерии;
- выделить основные особенности здорового образа жизни студентов;
- определить содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов;
- провести исследование по выявлению здорового образа жизни студентов, на основе анкеты (автор Шишковец М. А.).
Новизна исследования в данной дипломной работе рассмотрены новые подходы к основам здорового способа жизни студента. Предлагается анкета комплекса показателей, которые являются оценочным уровнем индивидуального здоровья.
Методы исследования: описание; анализ; объяснение; метод анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, в ней приведены цель исследования его задачи, методы исследования и научная новизна работы; в первой главе, рассматривается такое понятие как образ жизни и его компоненты; во второй главе, рассматривается сущность здорового образа жизни, и в третьей главе, рассмотрено и проведено исследование среди студентов Тувинского государственного университета по теме «Анализ образа жизни студентов и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности»; заключение, где отражены наиболее важные выводы по исследуемой проблеме, источник литературы рассмотренная в ходе написания данной работы и приложения, в которой приведена анкета.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие.
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения.
Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
В данном исследовании мы узнаем отношение сегодняшней молодежи к здоровому образу жизни. И попробуем выявить факторы, которые оказывают влияние на образ жизни современной молодежи. Потому, что ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
Гипотезы:
1. Современная молодежь ведет здоровый образ жизни.
2. Под здоровым образом жизни большинство студентов понимает: занятие физической культурой, спортом, отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха.
3. Современная молодежь активно занимается спортом, соблюдает режим рационального питания, труда и отдыха.
4. Современная молодежь положительно относится к здоровому образу жизни.
5. Пытается вести здоровый образ жизни.
6. Молодежь постоянно посещает различные спортивные секции и спортзалы.
7. Студенты не могут постоянно соблюдать здоровый образ жизни, из-за различных причин.
8. Молодежи не хватает времени и средств для ведения здорового образа жизни.
9. Вредные привычки мешают вести здоровый образ жизни.
Анализ фактических материалов об образе жизни студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курения и др.
В результате проведения методики мы выяснили, что в основном учащимся мешают вести ЗОЖ следующие причины:
- Состояние моего здоровья.
- Семейные проблемы и материальные положения.
- Погодно-климатические условия.
- Недостаток свободного времени.
- Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков.
- Дурная компания во дворе, на улице.
- Нарушение(я) с индивидуальной стороны норм здорового образа жизни.
Таким образом, во-первых, в переосмыслении целей и задач воспитания учащихся в соответствии со значимой ценностью здоровья и содержания обучения через овладение студентами системой знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни; во- вторых, в определении основных этапов предлагаемой работы и конкретных организационных мер, способствующих достижению предполагаемых результатов.
1. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. - 2016. - № 2. - С. 9 - 14.
2. Апанасенко Г. Л. Здоровый образ жизни / Г. Л. Апанасенко. — М. : Дело, 2011. — 260 с.
3. Бабенко А. И. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения /А.И. Бабенко, Е. Д. Татаурова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2015. - № 6. - С. 6-8.
4. Брехман И.И. Введение в валеологию - наука о здоровье.-Л.,2007.-125 с.
5. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа ФВ во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 2009., 189 с.
6. Булич Э.Г.Физическое воспитание в специальной медицинской группе. - М.: Высшая школа, 2016. - 256 с.
7. Бубновский С.М., Бобков Г.А., Пермяков ИА.Способ диагностики функционального состояния мышц сегментов позвоночника. Патент на изобретение № 2424766 от 27 июля 2011 г.
8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 2009., 400 с.
9. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2013. - 255 с.
10. Белякова, Р.Н. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р.Н. Белякова, Г.А. Боник, И.А. Мотевич. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», - 2014. - 154 с.
11. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 2014., 200 с.
12. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 2010., 216 с.
13. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 2013. - 269 с.
14. Виленский М.Я., Ильина В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знамя, 2007. - 93 с.
15. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. - М.: Физкультура и спорт,2007.- 144 с., ил.
16. Гигиена труда/Под ред. К.С.Петровского, в 2-х томах Том 1. - М.: Медицина, 2010., 512 с.
17. Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 2-е, исправленное и дополненное: Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 2010.- 192 с.
18. Гиревой спорт - 2012: справочник. - Рыбинск: Всероссийская федерация гиревого спорта, 2012. - 96 с.
19. Гиревой спорт: правила соревнований. - Рыбинск: Президиум ВФГС, 2009. - 12 с.
20. Григоревич Е.С., Трофименко А.М. Физические упражнения - средство оздоровления, коррекции осанки и профилактики остеохондроза: Методическое пособие. - Мн., 2015., 300 c.
21. Гринберг Г. Настольный теннис / Г. Гринберг. - Кишинев, 2013. - 94 с.
22. Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. - Мн., Вышэйшая школа, 2016. - С.37.
23. Гужаловский А.А. «Физическая культура в режиме дня учащихся», Минск, «Нар.асвета», 2006., 88 с.
24. Дэбэева Т. Б. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи в семье (на материалах социальных исследований) / Т. Б. Дэбэева // Мир центральной Азии-2 :сб. науч. ст. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН,
2008. - С. 415-423.
25. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - Мн., «Полымя», 2011. - С.33, 59.
26. Добровольский С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: учеб.пособие / С.С. Добровольский, В.Ф. Тихонов. - Хабаровск: ДВГАФК, 2014. - 108 с.: ил.
27. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М., 2008. - 480 с.
28. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание как компонент гуманитарной подготовки специалистов экономического профиля // Проблемы физического воспитания молодежи: Материалы региональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 145-146.
29. Здоровье, развитиме, личность / под. Ред. Ф.Г. Мурзакаева. - Уфа, 2007. - 280 с.
30. «Здоровый образ жизни, питание и гигиена студентов в физической культуре в обеспечении их здоровья.» Авторы: Лосев В.Н. Туркин Ю.К. Моргунов Ю.А. МГТУ «МАМИ», 2015, 32 с.
31. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология . - 2012. - № 1, С.49 - 58, № 4, С. 29 - 33.
32. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2012. - 340 с.
33. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / H. A. Агаджанян [и др.] // Гигиена и санитария. - 2015. - № 3. - С. 48-52.
34. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 2013., 288 с.
35. Сухов С. Альконский В. Режим дня, как фактор здоровья//Физкультура и спорт 2011- № 3. С17-33.
36. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 2008., 245 с.
37. Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.:2013., 199 с.
38. Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде курения) - М.: Знание,2007., 200 с.
39. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2009. - 128 с.
40. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 2012. - 90 с.
41. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М., 2014. - 380 с.
42. Кулинкович, Е.К. Здоровый образ жизни как веление времени: методическое пособие / Е.К. Кулинкович. - Минск: БГЭУ, 2008. - 30 с.
43. Купчинов Р.И. Разминка в физическом воспитании студентов: Методические рекомендации. - Мн., 2010. - С.17.
44. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежью: учеб.пособие / Р.И. Купчинов. - Минск: УП «ЦВМ Минфина», 2014. - 210 с.
45. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн., 2013. - 528 с.
46. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Физическая культура трудящихся. - Мн.: Полымя, 2008. - 223 с.
47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2012. - 480 с.
48. Эндокринная система, спорт и двигательная активность / под ред. У. Кремера и А. Рогола. - Киев: Олимпийская литература, 2008. - 599 с.