Анализ образа жизни студентов Тувинского государственного университета и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
1.1. Понятие образа жизни и его составляющие 5
1.2. Компоненты образа жизни студента для сохранения и укрепления
здоровья и безопасной жизнедеятельности 12
ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Контингент исследования 20
2.2. Методика исследования здорового образа жизни 23
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1. Анализ анкетирования студентов 31
3.2. Исследование ценностных ориентаций студентов на здоровый образ
жизни и их отражение в жизнедеятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» 5
1.1. Понятие образа жизни и его составляющие 5
1.2. Компоненты образа жизни студента для сохранения и укрепления
здоровья и безопасной жизнедеятельности 12
ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Контингент исследования 20
2.2. Методика исследования здорового образа жизни 23
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1. Анализ анкетирования студентов 31
3.2. Исследование ценностных ориентаций студентов на здоровый образ
жизни и их отражение в жизнедеятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Актуальность.Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу.
Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения заболеваемость этой категории населения за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %, смертность от неинфекционных заболеваний постоянно растёт, и в настоящее время составляет 83 %. Причиной большинства неинфекционных
заболеваний является отсутствие личной заинтересованности молодёжи в здоровом образе жизни
Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Цель исследования - проанализировать отношение культуры здоровья для студентов, их субъективного отношения к проблемам здоровья.
Задачи исследования:
- изучить понятия«образ жизни»,«здоровье», выделить их критерии;
- выделить основные особенности здорового образа жизни студентов;
- определить содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов;
- провести исследование по выявлению здорового образа жизни студентов, на основе анкеты (автор Шишковец М. А.).
Новизна исследования в данной дипломной работе рассмотрены новые подходы к основам здорового способа жизни студента. Предлагается анкета комплекса показателей, которые являются оценочным уровнем индивидуального здоровья.
Методы исследования: описание; анализ; объяснение; метод анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, в ней приведены цель исследования его задачи, методы исследования и научная новизна работы; в первой главе, рассматривается такое понятие как образ жизни и его компоненты; во второй главе, рассматривается сущность здорового образа жизни, и в третьей главе, рассмотрено и проведено исследование среди студентов Тувинского государственного университета по теме «Анализ образа жизни студентов и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности»; заключение, где отражены наиболее важные выводы по исследуемой проблеме, источник литературы рассмотренная в ходе написания данной работы и приложения, в которой приведена анкета.
Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения заболеваемость этой категории населения за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %, смертность от неинфекционных заболеваний постоянно растёт, и в настоящее время составляет 83 %. Причиной большинства неинфекционных
заболеваний является отсутствие личной заинтересованности молодёжи в здоровом образе жизни
Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Цель исследования - проанализировать отношение культуры здоровья для студентов, их субъективного отношения к проблемам здоровья.
Задачи исследования:
- изучить понятия«образ жизни»,«здоровье», выделить их критерии;
- выделить основные особенности здорового образа жизни студентов;
- определить содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов;
- провести исследование по выявлению здорового образа жизни студентов, на основе анкеты (автор Шишковец М. А.).
Новизна исследования в данной дипломной работе рассмотрены новые подходы к основам здорового способа жизни студента. Предлагается анкета комплекса показателей, которые являются оценочным уровнем индивидуального здоровья.
Методы исследования: описание; анализ; объяснение; метод анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, в ней приведены цель исследования его задачи, методы исследования и научная новизна работы; в первой главе, рассматривается такое понятие как образ жизни и его компоненты; во второй главе, рассматривается сущность здорового образа жизни, и в третьей главе, рассмотрено и проведено исследование среди студентов Тувинского государственного университета по теме «Анализ образа жизни студентов и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности»; заключение, где отражены наиболее важные выводы по исследуемой проблеме, источник литературы рассмотренная в ходе написания данной работы и приложения, в которой приведена анкета.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие.
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения.
Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
В данном исследовании мы узнаем отношение сегодняшней молодежи к здоровому образу жизни. И попробуем выявить факторы, которые оказывают влияние на образ жизни современной молодежи. Потому, что ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
Гипотезы:
1. Современная молодежь ведет здоровый образ жизни.
2. Под здоровым образом жизни большинство студентов понимает: занятие физической культурой, спортом, отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха.
3. Современная молодежь активно занимается спортом, соблюдает режим рационального питания, труда и отдыха.
4. Современная молодежь положительно относится к здоровому образу жизни.
5. Пытается вести здоровый образ жизни.
6. Молодежь постоянно посещает различные спортивные секции и спортзалы.
7. Студенты не могут постоянно соблюдать здоровый образ жизни, из-за различных причин.
8. Молодежи не хватает времени и средств для ведения здорового образа жизни.
9. Вредные привычки мешают вести здоровый образ жизни.
Анализ фактических материалов об образе жизни студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курения и др.
В результате проведения методики мы выяснили, что в основном учащимся мешают вести ЗОЖ следующие причины:
- Состояние моего здоровья.
- Семейные проблемы и материальные положения.
- Погодно-климатические условия.
- Недостаток свободного времени.
- Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков.
- Дурная компания во дворе, на улице.
- Нарушение(я) с индивидуальной стороны норм здорового образа жизни.
Таким образом, во-первых, в переосмыслении целей и задач воспитания учащихся в соответствии со значимой ценностью здоровья и содержания обучения через овладение студентами системой знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни; во- вторых, в определении основных этапов предлагаемой работы и конкретных организационных мер, способствующих достижению предполагаемых результатов.
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения.
Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
В данном исследовании мы узнаем отношение сегодняшней молодежи к здоровому образу жизни. И попробуем выявить факторы, которые оказывают влияние на образ жизни современной молодежи. Потому, что ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
Гипотезы:
1. Современная молодежь ведет здоровый образ жизни.
2. Под здоровым образом жизни большинство студентов понимает: занятие физической культурой, спортом, отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха.
3. Современная молодежь активно занимается спортом, соблюдает режим рационального питания, труда и отдыха.
4. Современная молодежь положительно относится к здоровому образу жизни.
5. Пытается вести здоровый образ жизни.
6. Молодежь постоянно посещает различные спортивные секции и спортзалы.
7. Студенты не могут постоянно соблюдать здоровый образ жизни, из-за различных причин.
8. Молодежи не хватает времени и средств для ведения здорового образа жизни.
9. Вредные привычки мешают вести здоровый образ жизни.
Анализ фактических материалов об образе жизни студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курения и др.
В результате проведения методики мы выяснили, что в основном учащимся мешают вести ЗОЖ следующие причины:
- Состояние моего здоровья.
- Семейные проблемы и материальные положения.
- Погодно-климатические условия.
- Недостаток свободного времени.
- Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков.
- Дурная компания во дворе, на улице.
- Нарушение(я) с индивидуальной стороны норм здорового образа жизни.
Таким образом, во-первых, в переосмыслении целей и задач воспитания учащихся в соответствии со значимой ценностью здоровья и содержания обучения через овладение студентами системой знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни; во- вторых, в определении основных этапов предлагаемой работы и конкретных организационных мер, способствующих достижению предполагаемых результатов.
Подобные работы
- Психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Детский фестиваль национальной борьбы
«Хуреш» как средство формирования, здорового образа жизни
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Повышение адаптационных возможностей обучающихся 9 классов (14-15 лет) через развитие общей выносливости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025



