Особенности сформированности письма у обучающихся третьего класса с задержкой психического развития
|
Только PDF
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА И ЕЁ КОРРЕКЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ .. 9
1.1. Особенности сформированности письма в онтогенезе 9
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младших классов с задержкой психического развития 17
1.3. Специфические нарушения письма у обучающихся в младших
классов с задержкой психического развития 22
1.4. Педагогические подходы по развитию письма у обучающихся
младших школьников с ЗПР 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 47
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 47
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента обучающихся
третьего класса с задержкой психического развития 50
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей письма у обучающихся третьего класса с задержкой
психического развития 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приложение А 84
Приложение Б 85
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА И ЕЁ КОРРЕКЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ .. 9
1.1. Особенности сформированности письма в онтогенезе 9
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младших классов с задержкой психического развития 17
1.3. Специфические нарушения письма у обучающихся в младших
классов с задержкой психического развития 22
1.4. Педагогические подходы по развитию письма у обучающихся
младших школьников с ЗПР 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 47
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 47
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента обучающихся
третьего класса с задержкой психического развития 50
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей письма у обучающихся третьего класса с задержкой
психического развития 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приложение А 84
Приложение Б 85
Актуальность исследования нарушений письма у обучающихся
третьего класса возрастает в связи с тем, что в последние годы увеличивается
число обучающихся с нарушением в развитии, в том числе с задержкой
психического развития. Мама мыла раму.
Право на образование лиц с задержкой психического развития
обеспечивается ФГОС начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом № 1598
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г., и в
соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации», содержащим требования к результатам освоения
адаптированных основных образовательных программ.
ФГОС ЗПР требует, чтобы у обучающихся с ЗПР в начальной школе,
проучившихся три года, было сформировано «позитивное отношение к
письму как показателю общей культуры и гражданской позиции человека»,
«первоначальные представления о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач». Папа пошел на работу.
В рамках нового ФГОС становится все более востребованным поиск
эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию нарушений
письма дисграфии, у обучающихся третьего класса с задержкой
психического развития (далее ЗПР)[53].
Письмо – это одно из средств развития личности обучающихся
начальной школы. Уровень развития письма характеризуется уровнем
развития интеллекта, уровнем культурного развития личности. Качественное
владение письмом формирует позитивное отношение к окружающему миру,
4
воспитывает ответственность и трудолюбие. Письмо позволяет решать
социально-культурные задачи в процессе общения [65].
По мнению Мисаренко Г.Г., Российской Е.Н., письмо – это процесс
кодирования звучащей речи в письменную с применением правил
грамматики и правописания и включает три программы действия: написания
буквы, кодирование звучащего слова в написанное; запись готового
предложениях [64].
Таким образом развитие современных детей имеет как темповые, так и
качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать
изменения онтогенетического процесса при организации как
диагностической, так и коррекционной работы [64].
Помимо этого специалисты констатируют значительный рост числа
детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и
психического здоровья [53].
Таким образом, междисциплинарный подход позволяет рассматривать
дисграфию, как специфическое проявление задержки в психическом
развитии обучающихся младших классов, так как при дисграфии
наблюдается расстройство формирования и функционирования сложно
организованного вида психической деятельности – письма[72].
Дисграфия – частичное нарушение процессов письма,
характеризующееся наличием стойких специфических ошибок.
Проблеме нарушения письма у детей – дисграфии, посвящено большое
количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не
снижается[72].
Л.С. Выготский первый исследовал психологические основы
письменной речи и утверждал, что уровень развития письменной речи
взаимообусловлен с уровнем развития интеллекта ребенка. Такое понимание
письменной речи лежит в основе концепций современных психолингвистов.
Грамотно писать, это значит выражать свою мысль через языковые средства.
5
Чем выше уровень интеллекта, тем ярче высказывание. Обучающийся в
знаковой форме отражает свое видение окружающего мира. [15, c. 118].
Обучающиеся начальной школы с ЗПР испытывают трудности при
письме. В частности, при выполнении письменных работ обучающиеся
третьего класса с ЗПР допускают большое количество ошибок, как в
смысловом, так и в графическом аспекте.
Отсюда вытекает необходимость своевременного выявления
нарушений письма у обучающихся с ЗПР и организации коррекционной
работы по устранению дисграфии.
Объект исследования письмо обучающихся младших классов с ЗПР.
Предмет исследования сформированность письма у обучающихся
третьего класса с ЗПР.
Гипотезой исследования: По мнению Мисаренко Г.Г., Российской
Е.Н., письмо – это процесс кодирования звучащей речи в письменную с
применением правил грамматики и правописания и включает три программы
действия: написания буквы, кодирование звучащего слова в написанное;
запись готового предложениях.
Мы предполагаем:
- у обучающихся третьего класса с ЗПР будет выявлен ряд
особенностей письма, такие как добавления, перестановки, пропуски и
замены букв, близких по звучанию.
- учет выявленных особенностей письма позволит составить
дифференцированные методические рекомендации по преодолению
дисграфии у рассматриваемой категории обучающихся.
Цель исследования теоретически изучить и выявить особенности
нарушений письма у обучающихся третьего класса с ЗПР, с учетом
выявленных особенностей составили дифференцированные методические
рекомендации.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами
гипотезы, были поставлены следующие задачи:
6
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить сформированность письма у обучающихся третьего класса
с ЗПР.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по
преодолению нарушений письма у данной категории, обучающихся с учетом
выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования составили
положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о
языке как важнейшем средстве общения и познания, его средстве общения и
познания, его связях с неречевыми процессами; системный подход к
пониманию высших психических функций Л.С. Выготского, А. Р. Лурия;
понимание речи как сложной функциональной системы, составные
компоненты которой взаимозависимы и взаимообусловлены [Р. Е. Левина, А.
Н. Корнев, И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева; концепция А.Р. Рубинштейна о
единстве биологического и социального факторов в культурно-историческом
развитии личности; теория А.Н.Леонтьева о деятельностном подходе к
становлению личности; теории А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина о значимости
каждого возрастного периода в развитии личности ребенка; признание
единства закономерностей развития детей с разным уровнем
психофизического развития (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Б.В.Зейгарник,
А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, М.Монтессори); концепции о единстве законов
развития нормальных и аномальных детей (М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, Т.А.
Власова); о поэтапном формировании умственных действий и речевых
умений (П.Я. Гальперин); коррекционной направленности обучения и
воспитания детей с нарушениями речевого развития; современные
представления о дисграфии и механизмах ее возникновения (М.Е. Хватцев,
А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева).
7
Методы исследования определялись в соответствии с целями,
задачами и гипотезой исследования, использовались как теоретические, так и
эмпирические методы.
Теоретические исследования методы:анализ литературы по проблеме
исследования.
Эмпирические методы: наблюдения за детьми на занятиях и в процессе
обследования, беседа с логопедом, проведение констатирующего
эксперимента.В результате проведенного исследования подтверждены и
уточнены имеющиеся данные о нарушениях письма у обучающихся третьего
класса с ЗПР.
Теоретическая значимость: утверждены имеющиеся теоретические
сведения о проявлениях нарушения письма у обучающихся третьего класса с
ЗПР. Выявлены особенности нарушений письма у обучающихся третьего
класса с ЗПР.
Практическая значимость исследования: составлены
дифференцированные методические рекомендации по преодолению
нарушений письма у обучающихся третьего класса с ЗПР с учетом
выявленных особенностей.
Составленные методические рекомендации могут быть использованы
учителями начальных классов общеобразовательных школ и логопедами при
проведении работы по преодолению нарушений письма у обучающихся
третьего класса с ЗПР.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе
Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Красноярская школа № 7». Для проведения констатирующего эксперимента
была сформирована экспериментальная группа из 10 обучающихся младших
классов с ЗПР. При комплектовании экспериментальной группы учитывались
однотипный характер дефекта, обучение по адаптированной основной
образовательной программе для учащихся с ЗПР......
третьего класса возрастает в связи с тем, что в последние годы увеличивается
число обучающихся с нарушением в развитии, в том числе с задержкой
психического развития. Мама мыла раму.
Право на образование лиц с задержкой психического развития
обеспечивается ФГОС начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом № 1598
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г., и в
соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации», содержащим требования к результатам освоения
адаптированных основных образовательных программ.
ФГОС ЗПР требует, чтобы у обучающихся с ЗПР в начальной школе,
проучившихся три года, было сформировано «позитивное отношение к
письму как показателю общей культуры и гражданской позиции человека»,
«первоначальные представления о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач». Папа пошел на работу.
В рамках нового ФГОС становится все более востребованным поиск
эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию нарушений
письма дисграфии, у обучающихся третьего класса с задержкой
психического развития (далее ЗПР)[53].
Письмо – это одно из средств развития личности обучающихся
начальной школы. Уровень развития письма характеризуется уровнем
развития интеллекта, уровнем культурного развития личности. Качественное
владение письмом формирует позитивное отношение к окружающему миру,
4
воспитывает ответственность и трудолюбие. Письмо позволяет решать
социально-культурные задачи в процессе общения [65].
По мнению Мисаренко Г.Г., Российской Е.Н., письмо – это процесс
кодирования звучащей речи в письменную с применением правил
грамматики и правописания и включает три программы действия: написания
буквы, кодирование звучащего слова в написанное; запись готового
предложениях [64].
Таким образом развитие современных детей имеет как темповые, так и
качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать
изменения онтогенетического процесса при организации как
диагностической, так и коррекционной работы [64].
Помимо этого специалисты констатируют значительный рост числа
детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и
психического здоровья [53].
Таким образом, междисциплинарный подход позволяет рассматривать
дисграфию, как специфическое проявление задержки в психическом
развитии обучающихся младших классов, так как при дисграфии
наблюдается расстройство формирования и функционирования сложно
организованного вида психической деятельности – письма[72].
Дисграфия – частичное нарушение процессов письма,
характеризующееся наличием стойких специфических ошибок.
Проблеме нарушения письма у детей – дисграфии, посвящено большое
количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не
снижается[72].
Л.С. Выготский первый исследовал психологические основы
письменной речи и утверждал, что уровень развития письменной речи
взаимообусловлен с уровнем развития интеллекта ребенка. Такое понимание
письменной речи лежит в основе концепций современных психолингвистов.
Грамотно писать, это значит выражать свою мысль через языковые средства.
5
Чем выше уровень интеллекта, тем ярче высказывание. Обучающийся в
знаковой форме отражает свое видение окружающего мира. [15, c. 118].
Обучающиеся начальной школы с ЗПР испытывают трудности при
письме. В частности, при выполнении письменных работ обучающиеся
третьего класса с ЗПР допускают большое количество ошибок, как в
смысловом, так и в графическом аспекте.
Отсюда вытекает необходимость своевременного выявления
нарушений письма у обучающихся с ЗПР и организации коррекционной
работы по устранению дисграфии.
Объект исследования письмо обучающихся младших классов с ЗПР.
Предмет исследования сформированность письма у обучающихся
третьего класса с ЗПР.
Гипотезой исследования: По мнению Мисаренко Г.Г., Российской
Е.Н., письмо – это процесс кодирования звучащей речи в письменную с
применением правил грамматики и правописания и включает три программы
действия: написания буквы, кодирование звучащего слова в написанное;
запись готового предложениях.
Мы предполагаем:
- у обучающихся третьего класса с ЗПР будет выявлен ряд
особенностей письма, такие как добавления, перестановки, пропуски и
замены букв, близких по звучанию.
- учет выявленных особенностей письма позволит составить
дифференцированные методические рекомендации по преодолению
дисграфии у рассматриваемой категории обучающихся.
Цель исследования теоретически изучить и выявить особенности
нарушений письма у обучающихся третьего класса с ЗПР, с учетом
выявленных особенностей составили дифференцированные методические
рекомендации.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами
гипотезы, были поставлены следующие задачи:
6
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить сформированность письма у обучающихся третьего класса
с ЗПР.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по
преодолению нарушений письма у данной категории, обучающихся с учетом
выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования составили
положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о
языке как важнейшем средстве общения и познания, его средстве общения и
познания, его связях с неречевыми процессами; системный подход к
пониманию высших психических функций Л.С. Выготского, А. Р. Лурия;
понимание речи как сложной функциональной системы, составные
компоненты которой взаимозависимы и взаимообусловлены [Р. Е. Левина, А.
Н. Корнев, И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева; концепция А.Р. Рубинштейна о
единстве биологического и социального факторов в культурно-историческом
развитии личности; теория А.Н.Леонтьева о деятельностном подходе к
становлению личности; теории А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина о значимости
каждого возрастного периода в развитии личности ребенка; признание
единства закономерностей развития детей с разным уровнем
психофизического развития (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Б.В.Зейгарник,
А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, М.Монтессори); концепции о единстве законов
развития нормальных и аномальных детей (М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, Т.А.
Власова); о поэтапном формировании умственных действий и речевых
умений (П.Я. Гальперин); коррекционной направленности обучения и
воспитания детей с нарушениями речевого развития; современные
представления о дисграфии и механизмах ее возникновения (М.Е. Хватцев,
А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева).
7
Методы исследования определялись в соответствии с целями,
задачами и гипотезой исследования, использовались как теоретические, так и
эмпирические методы.
Теоретические исследования методы:анализ литературы по проблеме
исследования.
Эмпирические методы: наблюдения за детьми на занятиях и в процессе
обследования, беседа с логопедом, проведение констатирующего
эксперимента.В результате проведенного исследования подтверждены и
уточнены имеющиеся данные о нарушениях письма у обучающихся третьего
класса с ЗПР.
Теоретическая значимость: утверждены имеющиеся теоретические
сведения о проявлениях нарушения письма у обучающихся третьего класса с
ЗПР. Выявлены особенности нарушений письма у обучающихся третьего
класса с ЗПР.
Практическая значимость исследования: составлены
дифференцированные методические рекомендации по преодолению
нарушений письма у обучающихся третьего класса с ЗПР с учетом
выявленных особенностей.
Составленные методические рекомендации могут быть использованы
учителями начальных классов общеобразовательных школ и логопедами при
проведении работы по преодолению нарушений письма у обучающихся
третьего класса с ЗПР.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе
Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Красноярская школа № 7». Для проведения констатирующего эксперимента
была сформирована экспериментальная группа из 10 обучающихся младших
классов с ЗПР. При комплектовании экспериментальной группы учитывались
однотипный характер дефекта, обучение по адаптированной основной
образовательной программе для учащихся с ЗПР......
В результате анализа литературы по проблеме исследования нами
сделаны выводы о том, что нарушение письменной речи у детей с ЗПР в
настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и
практически значимая проблема в логопедии.
Нарушения письма у обучающихся с ЗПР препятствуют успешности
обучения, осложняют учебно-познавательную деятельность обучающихся.
В современной научно-педагогической литературе существует
множество классификаций дисграфий. В нашем исследовании за основу
взята классификация дисграфии, разработанная специалистами кафедры
РГПУ им. А.И. Герцена и Р. И. Лалаевой, согласно данной классификации
выделяются следующие виды дисграфий: акустическая дисграфия, дисграфия
на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфии на почве
нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическаядисграфия,
оптическая дисграфия.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное
обследование письма посредством анализа выполнения текущих письменных
работ обучающихся; углубленное обследование письма посредством
выполнения специальных заданий, позволяющих определить симптоматику и
оценить степень выраженности дисграфических ошибок (слуховой диктант,
деформирующий текст). Результаты констатирующего эксперимента
показали, что процесс письма у обучающихся третьего класса с ЗПР имеет
ряд особенностей. В частности нами отмечены преобладание ошибок
смешенного типа у 90 % обучающихся; стойкий повторяющийся характер
дисграфических ошибок; преобладание специфических ошибок, связанных с
нарушением языкового анализа и синтеза; условно низкий и «ниже среднего»
уровень овладения письмом большинства обучающихся.
76
Выявленные особенности процесса письма обучающихся с ЗПР
позволили предположить о возможных трудностях овладения
адаптированной основной общеобразовательной программой.
На основе выявленной в результате экспериментального исследования
симптоматики и механизмов дисграфии нами составлены методические
рекомендации для работы по выделенным направлениям.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования реализованы,
гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы исследования
предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
сделаны выводы о том, что нарушение письменной речи у детей с ЗПР в
настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и
практически значимая проблема в логопедии.
Нарушения письма у обучающихся с ЗПР препятствуют успешности
обучения, осложняют учебно-познавательную деятельность обучающихся.
В современной научно-педагогической литературе существует
множество классификаций дисграфий. В нашем исследовании за основу
взята классификация дисграфии, разработанная специалистами кафедры
РГПУ им. А.И. Герцена и Р. И. Лалаевой, согласно данной классификации
выделяются следующие виды дисграфий: акустическая дисграфия, дисграфия
на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфии на почве
нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическаядисграфия,
оптическая дисграфия.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное
обследование письма посредством анализа выполнения текущих письменных
работ обучающихся; углубленное обследование письма посредством
выполнения специальных заданий, позволяющих определить симптоматику и
оценить степень выраженности дисграфических ошибок (слуховой диктант,
деформирующий текст). Результаты констатирующего эксперимента
показали, что процесс письма у обучающихся третьего класса с ЗПР имеет
ряд особенностей. В частности нами отмечены преобладание ошибок
смешенного типа у 90 % обучающихся; стойкий повторяющийся характер
дисграфических ошибок; преобладание специфических ошибок, связанных с
нарушением языкового анализа и синтеза; условно низкий и «ниже среднего»
уровень овладения письмом большинства обучающихся.
76
Выявленные особенности процесса письма обучающихся с ЗПР
позволили предположить о возможных трудностях овладения
адаптированной основной общеобразовательной программой.
На основе выявленной в результате экспериментального исследования
симптоматики и механизмов дисграфии нами составлены методические
рекомендации для работы по выделенным направлениям.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования реализованы,
гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы исследования
предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ
НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3
КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Особенности преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития
Бакалаврская работа, химия. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021





