Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Работа №165428

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРУ У СЛАБОВИДЯЩИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 13
1.1. Развитие представлений о животном мире у дошкольников 13
1.2. Характеристика слабовидящих детей 18
1.3. Представление о животном мире у слабовидящих детей 35
1.4. Обзор методов и приемов развития представлений о животном мире у
слабовидящих дошкольников 40
Выводы по I главе 48
Глава II. КОНСТАНТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ.50
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента ..50
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 61
2.3. Методические рекомендации 66
Выводы по II главе 91
Заключение 93
Список литературы 97
Приложения 104

Всем нам давно и хорошо известно, что зрение является самым эффективным и ведущим анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев зрение становится ведущим анализатором в познании действительности. За последнее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные зрительные нарушения.
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками и социализация.
Проблемой развития представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста занимались многие учёные и авторы программ такие как: программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович; программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой; программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; авторы учебного пособия по развитию зрительного восприятия у учащихся с нарушением зрения Л.П. Уфимцева и Т.А. Грищенко; авторы программ и методических пособий для детей с нарушением зрения Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Е.Н. Подколзина, и многие другие занимались развитием детей с нарушением зрения.
Современными научными исследованиями было доказано, что снижение функции зрения, неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искажает восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания.
Кроме того, у детей, испытывающих зрительную
депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах всего окружающего мира.
В соответствии с действующим федеральным законом » от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования прописано, что дети, имеющие зрительные нарушения имеют право на воспитание и обучение в общеобразовательных и комбинированных группах в среде сверстников с нормальным зрением. Но в результате этого возникает вопрос, а как специалисты должны планировать и проводить коррекционную работу со слабовидящими детьми с учётом их зрительных возможностей? Становиться очевидным, что педагогический коллектив образовательного учреждения должен быть готов к принятию и реализации адаптированных программ, индивидуально дифференцированных для каждого слабовидящего ребёнка с учётом его зрительного дефекта и возрастных особенностей. Для реализации этой возможности должны быть созданы специальные образовательные условия.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного положения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Ранее обучение и воспитание слабовидящих детей в детских учреждениях в первую очередь было направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-
5
восстановительной работы по исправлению зрения, а также
успешную подготовку детей к обучению в школе и вхождение в социум. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно - воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. (Л. И. Плаксина).
Внедрение инклюзивного образования, включение детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает внесение значительных изменений в устоявшуюся систему воспитания и образования дошкольников. Главное чётко осознать, что инклюзивное образование - это не только про детей с ОВЗ, должны выигрывать все дети, посещающие дошкольные образовательные организации.
Таким образом, развитие системы инклюзивного образования предполагает создание целостной системы специальных образовательных условий: начиная от общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до специфических, которые позволят каждому ребёнку с учётом его возможностей реализовать в полной мере свои образовательные и социальные потребности. Система специальных условий включает в себя:
• Организационные условия;
• Специальные психолого-педагогические технологии;
• Материально-техническое обеспечение;
• Кадровое и финансовое обеспечение
Такое положение вызвало необходимость создания комфортных условий пребывания в образовательной среде детей с нарушенным зрением. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Реализация ФГОС ДО предполагает, что ребенок по завершению дошкольного образования должен быть социально адаптирован и иметь необходимые представления об окружающем мире и его действительности.
Актуальность заключается в том, что в соответствии с выходом и вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и с учётом особых образовательных потребностей слабовидящих детей в воспитании и обучении особое место занимают изданные Примерные адаптированные общеобразовательные программы (далее ПрАООП) для детей с нарушением зрения, обеспечивающие реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности. Данные программы разработаны с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих детей, не имеющих других, кроме зрительного, первичных нарушений (сенсорных, интеллектуальных, двигательных).
Таким образом, деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога) в дошкольных образовательных организациях поменялась.
Во первых - дифференцированные дети с нарушением зрения выделяют три группы нарушений - это слепые, слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием. Для каждой из этой категории зрительных нарушений изданы ПрАООП.
Во вторых - работа тифлопедагога нацелена именно на развитие зрительного восприятия у слабовидящего дошкольника, что отличалась до того подхода, который был выявлен ранее.
Так как не наработана ещё та методическая база, на которую могут опираться педагоги - практики в работе с данной категорией детей, нет программ и методических рекомендаций, которые бы отвечали требованиям ПрАООП, которая принципиально отличается от подходов и коррекционно-
7 развивающей работы которые были предложены ранее авторами. В связи с этим проблема обеспечения педагогов методическим рекомендациям, коррекционно-педагогическими направлениями в работе со слабовидящими детьми в группах комбинированной направленности будет актуальной.
Программа подразумевает, что деятельность воспитанников в условиях созданного образовательного коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Особое внимание в Программе уделяется созданию взрослыми условий общения и практического взаимодействия сверстников в системе координат «слабовидящий-слабовидящий», «зрячий- слабовидящий».
В соответствии с положениями Стандарта и принципами адаптированной программы организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. Программа обеспечивает преемственность с основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабовидящих обучающихся, так как образовательные области, обозначенные ФГОС ДО, соотносимы с предметными областями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Поэтому мы определили тему нашего исследования: «Особенности сформированности представлений о животном мире у слабовидящих старших дошкольников в группе комбинированной направленности»
Выбранная нами тема объясняется потребностью введения в дошкольную группу комбинированной направленности комплекса мер, позволяющих обеспечить необходимые условия для полноценного развития
личности слабовидящего ребёнка, сформированное™ представлений о животном мире у слабовидящего ребёнка. Особенно это интересно для формирования условий, обеспечивающих адекватное развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Исходя из того, что ранее принятый ФГОС ДО не предусматривал конкретных шагов в коррекционной работе со слабовидящими
дошкольниками по развитию представлений об окружающем мире, мы опирались на Программу для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» и «Развёрнутое тематическое планировании» под редакцией Л.И. Плаксиной, используя при этом в коррекционной работе диагностический пакет для каждой возрастной группы под редакцией Л.И. Подколзиной. Данные издания рекомендованы для коррекционной работы со слабовидящими дошкольниками в специально созданных условиях ДОУ и не соответствует нынешним современным требованиям.
Целью нашего исследования является - изучить особенности развития представлений о животном мире у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и разработать дифференцированные методические рекомендаций по организации данной работы в группе комбинированной направленности с учётом выявленных особенностей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по развитию зрительного восприятия у дошкольников в онтогенезе.
2. Выявить особенности представлений о животном мире у слабовидящих детей 5-6 летнего возраста.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие представлений о животном мире у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - зрительное восприятие слабовидящих детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - особенности представлений о животном мире у слабовидящих детей 5-6 летного возраста в группе комбинированной направленности
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что зрительное восприятия животного мира у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста будет, не достаточно сформировано и будут обладать рядом особенностей. Эти особенности будут выражаться в следующем:
• в фрагментарности представлений о животном мире
- в не полноте представлений образов
• в непонимании действий
• в большой замедленностью,
• в узости обзора или искажённости
• в чёткости и яркости
• в сниженной точностью зрительного восприятия
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической,
методической, медицинской и специальной литературы по теме исследования, материалов научных исследований, моделирование гипотезы исследования;
• эмпирические - наблюдение на занятиях за детьми, в процессе игры, беседа с педагогами, эксперимент;
• экспериментальный метод - проведение контсантирующего
эксперимента
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.» (слабовидящие дошкольники в группе комбинированной
направленности).
Для констатирующего эксперимента была сформирована
экспериментальная группа из 10 слабовидящих детей 5-6 летнего возраста.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается:
• в подтверждении имеющихся теоретических данные о
сформированности представлений о животном мире у детей с нарушением зрения;
• в результате проведённого исследования определены и реализованы приемы коррекционно-развивающей работы по развитию сформированности представлений о животном мире у детей с нарушением зрения в условиях группы комбинированной направленности.
Практическая значимость исследования заключается:
• в модификации методики исследования сформированности
представлений о животном мире у слабовидящих дошкольников;
• в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование представлений о животном мире;
• данные материалы будет полезны учителям-дефектологам
(тифлопедагогам), педагогам и специалистам при реализации работы со слабовидящими дошкольниками.
Данная работа может представлять интерес для работников
дошкольных образовательных организаций для детей с ОВЗ. Разработанные рекомендации могут быть внедрены в образовательный процесс и применимы воспитателями и специалистами, работающими со слабовидящими детей в группе комбинированной направленности.
Апробация исследования была представлена:
1. На следующих научно- практических мероприятиях:
• Представление доклада на тему «Из опыта работы по развитию зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников» на научно­практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт» в секции «Медико-социальное и психолого­педагогическое сопровождение». А также публикация данной статьи в журнале международных исследований «The Newman in Foreign Policy» г. Красноярск, июнь 2017г.
• Представление доклада по теме «Особенности сформированности представлений о животном мире у слабовидящих дошкольников 5-6 летнего возраста» на секции в рамках XIX Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», г. Красноярск, май 2018г. А так же публикация данной статьи в сборнике Молодёжь и наука XXI века «Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ», г. Красноярск, 16 мая 2018г.
2. Представление педагогического опыта «Развитие зрительного восприятия дошкольников как условие успешной подготовки к школе» на сайте aktalant.ru (Центр интеллектуального развития «Академия таланта»).
Структура и объем работы
Основное содержание работы изложено во введении, двух главах, в заключении, приложении и списка литературы. Объём работы составляем 122 страницы текста.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, обозначены методы исследования, опытно-экспериментальная база, раскрыты научная,
теоретическая новизна и практическая значимость.
Первая глава посвящена анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В ней рассматриваются: развитие зрительного восприятия у дошкольников в онтогенезе; специфика развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников; обзор методов и приёмов, направленных на формирование представлений о животном мире.
Во второй главе рассматривается организация и методика проведения контсантирующего эксперимента и его анализ. В приложении приведены результаты диагностических исследований: таблицы, диаграммы,
методические рекомендации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у большинства слабовидящих старших дошкольников отмечается не сформированность представлений о животном мире.
К категории слабовидящих дошкольников относятся дошкольники с разной степенью нарушения центрального, периферического, цветового зрения, других функций зрительной системы в отдельности или в совокупности, осложняющие стабильное качественное получение и
обработку информации с ограничением зрительного восприятия окружающего, вследствие чего человек испытывает трудности в
ориентировочно-поисковых, познавательных действиях регуляции и
контроля.
По результатам проведённого анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведён констатирующий эксперимент, в котором участвовали слабовидящие дети 5­6 летнего возраста в группе комбинированной направленности.
В соответствии с выявленными особенностями и поставленной проблемой определена цель исследования - разработка организационно -
95
педагогических условий для формирования и развития
представлений о домашних животных, систематизировать представления о животных и их детёнышей, учить передавать в движениях и жестах повадки животного, воспитывать заботливое отношение к ним.
Актуальность определяется, прежде всего, новой нормативно-правовой базой дошкольного образования детей с ограниченными возможностями (ФГОС ДО), увеличением числа слабовидящих детей. Поэтому своё исследование мы посвятили теоретическому и исследовательскому поиску оптимальных путей и средств развития сформированности представлений о животном мире.
Слабовидящие дошкольники продемонстрировали сформированность представлений о животном мире на среднем и низком уровне и показали ряд особенностей для решения проблемы в данной работе. Так же были выявлены типичные ошибки:
- недостаточно широкие представления о домашних животных, прослеживается ограничение ближайшего окружения;
• не способны выделять и опознавать предметное изображение животных на рисунке и ориентироваться на нём;
• не правильно осмысливают и называют действия и движения животных;
• алгоритмом зрительного и тактильного восприятия недостаточно хорошо владеют.
Настоящее исследование было направлено на обследование сформированности представлений о животном мире у слабовидящих
дошкольников 5-6 летнего возраста в группе комбинированной
направленности.
Сравнительное изучение особенностей сформированности
представлений о животном мире у слабовидящих дошкольников 5- 6 летнего возраста в группе комбинированной направленности имеет теоретическую и

По результатам проведённого эксперимента были разработаны дифференцированные методические рекомендации по формированию представлений животного мира у слабовидящих дошкольников 5-6 летнего возраста в группе комбинированной направленности, подобраны некоторые игры и упражнения по развитию представлений. Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза нашла своё подтверждение в данной работе.


1. Агаева, И.Б. Теория и практика развития инклюзивного образования в
Красноярском крае: коллективная монография / И.Б. Агаева,
О.Л. Беляева, И.В. Дуда - Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева.
2015. -290 с.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей трех-семи лет. Методическое пособие - Ярославль, 2013. - 113 с.
3. Богуславская З.М. Выделение цвета и формы дошкольниками в зависимости от характера их деятельности. Учебное пособие - М.: Просвещение 1958.
4. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 - 7,5 лет / М.М. Безруких, Л.В. Морозова // Школьный психолог. - 1999. - №25. С. 2-31.
5. Вяткина А.Ф. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Дошкольная педагогика. - 2013. - №3. - С.30-33.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст - М.: Просвещение, 2011. - 145 с.
7. Вестник Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева. 2011(1) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 280 с.
8. Головина, Т. П. Сравнительное исследование процесса понимания сюжетной картины дошкольниками с нарушенным и нормальным зрением / Т. п. Головина // Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих. - Л., 1987. - С. 105 - 118.
9. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников / Л.П. Григорьева - М.: Педагогика, 1983. - 258 с.
10. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие
для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В.
11. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева Л.И. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 119 с.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М. - Школа-пресс. - 2001. - 96 с.
13. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 2010. - № 2. - С.92-96.
14.Забазлай Е.Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - №1. - С.33-39.
15. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена - 2010. - 271 с...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ