Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСЕБЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СНАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №165427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Особенности формирования представлений о себе в онтогенезе 7
1.2. Специфика формирования представлений о себе у детей дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 11
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на формирование представлений
о себе 17
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 23
2.1. Организация и методы проведения констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов проведения констатирующего эксперимента 36
2.3. Методические рекомендации 41
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Актуальность исследования. По данным различных международных и отечественных научно-исследовательских журналов, в период с 1967 по 2016 год в России возросла частотность появления детей с ДЦП и различными врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата с 1,7 до 4,7 (на 1000 детей). На сегодняшний день эти цифры неуклонно растут, поскольку число выживающих недоношенных детей становится все больше из -за развития современной медицины.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют одну из наиболее распространенных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Двигательные нарушения требуют соответствующей коррекции, которая оказывает зачастую благоприятное влияние на формирование психических функций, речи. Это связано с тем, что в большинстве случаев у таких детей наблюдается сохранный интеллект, который способствует успешному умственному развитию ребенка.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата формирование представлений о себе играет важнейшую роль, т.к. эти представления непосредственно влияют на развитие познавательной и деятельности ребенка, его мыслительной активности, творческого потенциала и непосредственно на становление личности.
Анализ литературных источников позволил выяснить, что на
сегодняшний день родители и педагоги уделяют наибольшее внимание
развитию физической силы ребенка в ключе данного нарушения. Следствием этого является то, что системная работа по формированию представлений о себе с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет некоторые отступления, которые со временем пагубно влияют на познавательное развитие ребенка. Это создает острую необходимость усердной работы в данном направлении.
Проблема формирования представлений о себе у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Данная тема является одной из важнейших в рамках коррекционной педагогики. К описанию важности формирования представлений о себе в период дошкольного детства обращались многие авторы. Например, М.И. Лисина и Б.Г. Ананьев прибегают к описанию становления самосознания ребенка с его рождения и в течение всего дошкольного возраста. А. Валлон в своей концепции психического развития личности также делает упор на развитии ребенка в ключе развития осознанности через движения, эмоции, подражание и социальную интеграцию.
Таким образом, формирование представлений о себе с нарушениями опорно-двигательного аппарата требует большого количества диагностического и коррекционно-развивающего материала в рамках решения данной проблемы, так как данные представления предполагают комплексную работу в данном направлении.
Цель исследования - составление методических рекомендаций по развитию представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования - представления о себе детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - сформированность представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования, наша гипотеза заключается в следующем:
мы предполагаем, что у обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в формировании опорно­двигательного аппарата будут проявляться такие особенности, как:
- трудности в овладении представлениями о собственной схеме тела;
• трудности в дифференцировки расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу;
• трудности в формировании первичных образов окружающего мира, накоплении знаний о нем;
• трудности в овладении представлениями о собственной анализаторной системе и ее свойствах.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, нами решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Составление методических рекомендаций по формированию представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с НОДА.
Теоретическую базу и методологическую основу исследования составили концепция психического развития личности ребенка А. Валлона; теоретические положения о становлении самосознания в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Рубинштейн, А.А. Люблинская и др.); идея о сензитивых периодах в личностном развитии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.); теоретические положения о развитии личности и ее природе в контексте становления ценностно-смысловой сферы в трудах таких авторов, как М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
В соответствии с поставленными задачами в нашей работе использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа
психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; общенаучные (эксперимент); собственно беседа, методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Экспериментальной базой исследования стал Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад №46 компенсирующего вида» г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста: 4 девочки и 4 мальчика с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами были составлены методические рекомендации, направленные на формирование представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста, которые могут принести практическую пользу специалистам дошкольных образовательных учреждений в организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по двум главам, заключения, списка использованных источников и приложений. Список литературы включает 60 источников. Общий объем работы составил 73 печатных листа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В разные периоды жизни у ребёнка формируются отдельные представления о себе, которые в дальнейшем складываются в относительно устойчивую систему этих представлений первоначального осмысления себя. С помощью данной системы понятий и представлений ребенок взаимодействует с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Изучение себя как существа физического постепенно преобразуется в познание себя как существа социального.
В понятие «представления о себе» входят не только те знания об окружающем мире, которые в процессе взросления приобретает ребенок, но и знания о самом себе как о существе физическом, так и о существе психическом. Другими словами, ребенок в одинаковой степени должен овладеть и представлениями о своем теле, и знаниями о своем «Я», своей личности.
У детей с НОДА ведущими в клинической картине их развития представлены именно двигательные дефекты. Эти дети испытывают большие трудности в сопоставлении имеющихся представлений о своем теле с конкретными жизненными ситуациями, ведь данное пересечение физического и психического создает репрезентативный ключ», с помощью которого мысленные представления об определенных внешних событиях оживляют соответствующую «память тела».
Именно данная связь дает необходимый человеку опыт реагирования на окружающий мир и возможность адаптироваться к внешним условиям среды.
Несмотря на то, что часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности или нарушений зрительного и слухового анализатора, а так же имеют сохранный интеллект, все они находятся в группе риска по отставанию в психическом развитии.
Овладение детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
представлениями о себе требует специального и более детального подхода со стороны специалистов и родителей (Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова и др.), поскольку данные представления являются залогом успешного формирования и развития у детей познавательных процессов о себе и окружающем мире и становления здоровой личности ребенка.
Анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования показал, что проблеме по формированию представлений о себе у дошкольников с НОДА уделяется недостаточное количество внимания.
Целью исследования являлось составление методических рекомендаций по развитию представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом выявленных особенностей.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.
Данный анализ позволяет сделать вывод, что представления о себе - это относительно устойчивая система понятий человека о себе, которая формируется в процессе взаимодействия человека со своим внутренним «Я» и с окружающим его миром. Без устойчивых и полных представлений о себе как существе физическом, невозможно познать себя как существо социальное. Взаимосвязь этих компонентов личности обеспечивает гармоничное развитие целостного представления об окружающем мире человека.
2. Выявлены особенности формирования представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад №46 компенсирующего вида» г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста: 4 девочки и 4 мальчика с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Количественный анализ полученных результатов показал, что высокий уровень получили 2 ребенка, что составляет 25% от общего количества детей. Средний уровень показали 4 ребенка, что составляет 50% группы. Низкий уровень зафиксирован у 2 детей, что соответствует 25% группы. Преобладающим уровнем сформированности представлений о себе у детей исследуемой группы является средний уровень (4 из 8 детей). Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы нашли подтверждение гипотезы исследования.
3. Составлены методические рекомендации по формированию представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с НОДА.
Для формирования адекватных и относительно полных представлений о себе у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно­двигательного аппарата нами разработаны методические рекомендации, состоящие из коррекционно-развивающих заданий, дидактических игр и упражнений. Методические рекомендации и сами задания направлены на социально-коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое, познавательное и речевое развитие ребенка.
Данные методические рекомендации разработаны для детей среднего и низкого уровня. Формирование представлений о себе у детей с низким и среднем уровнем сформированности осуществляется по трем направлениям, соответствующим трем сериям заданий диагностики:
• формирование пространственных представлений;
• формирование общих представлений о себе и окружающем мире;
• формирование представлений об анализаторной системе.
Таким образом, выявленные особенности недостаточной
сформированности представлений о себе у дошкольников средней возрастной группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствуют тому, чтобы коррекционно-образовательный процесс с данной группой детей имел организованную структуру по предупреждению развития вторичных нарушений.
Отсутствие или задержка коррекционных мероприятий по формированию представлений о себе у детей данной нозологии в дальнейшем приводит к отставанию в формировании других познавательных процессов, слабость когнитивной сферы в целом, приводящая к задержке психического развития. У детей будет наблюдаться пассивность в познании окружающего мира и включения в социальную среду сверстников и взрослых из-за недостаточных представлений о механизмах взаимодействия с миром.
Именно в дошкольном возрасте необходимо проводить работу по формированию представлений о себе, поскольку данное направление включает познание ребенком себя как существа физического, так и существа социального. А это способствует успешному познавательному и социальному развитию ребенка как личности.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Гипотеза нашего исследования была доказана в ходе констатирующего этапа исследования.


1. Авдеева, Н.Н., Силвестру, А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие./ Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова - М., 2003. 336 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //
Психология развития: хрестоматия / ред. Е. Строганова. - Санкт-
Петербург: Питер, 2001. 215 с.
3. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: «Академия», 2000. 207 с.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е. Ф. Архипова - М, 1989. 79 с.
5. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа/ Ю.А. Афонькина. - Волгоград: 2012. 63 с.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ
синтаксиса/ Т.В. Ахутина- М: Стереотип. 2019. 218 с.
7. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно -
вербальных функций./ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева - М., 2003. 64 с.
8. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. / О.В. Белановкая - Минск, 2004. 102 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - М., 2008. 398 с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон - М.:
Просвещение, 1967. 196 с.
11. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. И доп. - М.: Академический Проект, 2007. 240 с.
12. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид. Обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией. М.: Феникс, 2015. 429 с.
13. Гончарова В.Г., Подопригора В.Г., Гончарова С.И. Комплексное медико- психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: ИНФРА-М, 2019. 248 с.
14. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей в специальных (коррекционных образовательных учреждениях : [учеб. пособие] / Т.А. Грищенко. М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. 96 с.
15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова - М., 1977. 96 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ