Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ
КЛАССОВ 10
1.1. Современная нормативно-правовая база начального общего
образования глухих обучающихся 10
1.2. Особенности коммуникативных универсальных учебных действий
глухих младших школьников 17
1.3. Современные подходы к формированию коммуникативных
универсальных учебных действий у глухих детей младшего школьного возраста 30
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ГЛУХИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 42
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 42
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 53
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Приложение А 84
Приложение Б 86
Приложение В 93
Актуальность проблемы и темы исследования. Система образования на современном этапе развития претерпевает качественные изменения, что связано с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования, а также планируемые результаты освоения образовательной программы. Важной составляющей этих результатов являются универсальные учебные действия, которые выступают в качестве обязательного компонента содержания любого учебного предмета.
Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий младших школьников уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку они обеспечивают социальную компетентность ребенка, необходимую для жизни в обществе. Через коммуникативную деятельность происходит развитие сознания, высших психических функций ребенка. Коммуникативные универсальные учебные действия необходимо формировать в младшем школьном возрасте, поскольку данный возраст является сензитивным для включения ребенка в коммуникативную среду.
Особую актуальность приобретает проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха, у которых первичный дефект влечет за собой нарушения второго порядка, выражающиеся в недоразвитии речевой системы, что пагубно сказывается на становлении коммуникативной деятельности детей данной категории. Потеря возможности устной коммуникации у глухих детей в большинстве случаев делает их замкнутыми и пассивными. Достаточный уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха является основой умения учиться, решать жизненные задачи и свободно взаимодействовать с окружающими людьми, что будет способствовать интеграции детей данной категории в речевую среду и социальной адаптации в общество. Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий является центральной задачей образования младших школьников с нарушением слуха в урочные и внеурочные часы.
Вопросам изучения особенностей коммуникативных умений у глухих детей младшего школьного возраста посвящены исследования таких учёных как Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова, Т.В. Розанова, Е.З. Яхнина. Традиционно коммуникативные умения у детей с нарушением слуха рассматривались, как умения использовать речь для общения, поэтому содержание коммуникативных умений представлено исключительно речевыми умениями. Однако в свете изменений последних лет, связанных с внедрением ФГОС, вводится новое понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», которое имеет несколько иное, более широкое значение, включающее в себя не только речевые умения, направленные на взаимодействие со взрослыми и сверстниками, но и само взаимодействие и сотрудничество, как один из элементов успешной коммуникативной деятельности. Данный факт говорит о необходимости дальнейшего изучения особенностей коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха.
Для определения содержания коррекционной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у глухих детей необходимо учитывать результаты обследования. Однако анализ
литературных источников по проблеме исследования позволил выявить дефицит диагностического инструментария по изучению коммуникативных универсальных учебных действий у детей данной категории, что в очередной раз подчеркивает актуальность данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество различных методик по формированию у детей с нарушением слуха коммуникативных умений и устной речи (P.M. Боскис, Т.С. Зыкова, С.А. Зыков, Л.П. Носкова, Е.Ф. Pay и другие). Однако в свете последних изменений в системе общего и специального образования, представляется недостаточно разработанной система работы по формированию коммуникативных навыков у глухих младших школьников в условиях интеграции ребенка в среду слышащих сверстников. Данный факт говорит о необходимости разработки методических рекомендаций по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха при эффективной организации образовательной среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами выявлены несоответствия и противоречия между:
• Нарушениями в становлении коммуникативной деятельности, ее качественным своеобразием у глухих детей младшего школьного возраста и ее значимостью для успешной социальной адаптации;
• Необходимостью изучения особенностей коммуникативных универсальных учебных действий у глухих младших школьников для планирования дальнейшей коррекционной работы и отсутствием диагностического инструментария для изучения коммуникативных универсальных учебных действий у данной категории детей;
• Отсутствием специальных разработок по формированию коммуникативных УУД у глухих младших школьников и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в том, что отсутствуют описанные в литературе исследования изучения особенностей коммуникативных универсальных учебных действий у глухих младших школьников. В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей данной категории.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет: особенности коммуникативных универсальных учебных действий у глухих обучающихся младших классов
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
• У глухих первоклассников коммуникативные УУД будут
сформированы в различной степени;
• У глухих первоклассников будут выявлены особенности
сформированности коммуникативных УУД, проявляющиеся в неточности, фрагментарности восприятия речевого материала, недостаточной сформированности способности пользоваться устной и письменной речью в процессе коммуникации, трудностях ведения диалога, низкой инициативности в общении, трудностях коммуникации со слышащими сверстниками.
Цель исследования: выявить особенности проявления
коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников в процессе коммуникации со слышащими и глухими сверстниками и составить методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий с учетом выявленных особенностей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
2. Составить комплекс заданий для обследования коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников;
3. Выявить особенности коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников;
4. На основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о ведущей роли деятельности общения в развитии личности (Г.М. Андреева, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова и другие);
• о единстве закономерностей развития нормального и
аномального ребенка (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Ж.И. Шиф и другие);
• о закономерностях развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Л.П. Носкова, Т.В. Розанова, Е.З. Яхнина и другие);
• о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей с нарушением слуха (P.M. Боскис, С.А. Зыков, Ф.Ф. Pay и другие).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) и эмпирические методы (изучение медицинской и психологопедагогической документации, констатирующий эксперимент,
количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эксперимента).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных универсальных учебных действий глухих
первоклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложена методика диагностики коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников, а также составлены методические рекомендации по их формированию, которые будут полезны учителям, работающим с глухими детьми младшего школьного возраста.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Красноярская школа № 9». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 14 глухих обучающихся первых классов, возраст испытуемых на момент обследования 8-9 лет.
Исследование проводилось в течение 2017-2019 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, планирование этапов исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2017 г. - август 2018 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников, оформление результатов исследования (июнь 2019-ноябрь 2019).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, форумах, вебинарах:
1. XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», Красноярск, 2018 г.;
2. V Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы в науке и практике», Самара, 2018 г.;
3. «Социализация и профессиональная ориентация детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода», 2018 г.
4. XIV Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки в современном мире», Уфа, 2019 г.
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов:
«Особенности коммуникативных навыков глухих младших школьников»// Актуальные вопросы в науке и практике. - Самара. - 2018.
«Метод интервью в работе над коммуникативными универсальными учебными действиями младших школьников с нарушением слуха»// Вестник науки. Перспективы развития науки в современном мире
• Педагогическую деятельность в КГБОУ «Красноярская школа № 9».
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 1 таблицей, 6 рисунками.
Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у глухих детей младшего школьного возраста особенно актуальна, поскольку первичный дефект влечет за собой нарушения второго порядка, выражающиеся в недоразвитии речевой системы, что пагубно сказывается на становлении коммуникативной деятельности глухих детей.
Важнейшее значение для дальнейшего развития системы образования глухих детей имеет утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный стандарт диктует требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, главным из которых является учет образовательных потребностей детей. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является центральной задачей образования младших школьников с нарушением слуха в урочные и внеурочные часы.
Вопросам изучения особенностей коммуникативных умений у глухих детей младшего школьного возраста посвящены исследования таких ученых как Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова, Т.В. Розанова, Е.З. Яхнина. Традиционно коммуникативные умения у детей с нарушением слуха рассматривались, как умения использовать речь для общения, поэтому содержание коммуникативных умений представлено исключительно речевыми умениями. Однако в свете изменений последних лет, связанных с внедрением ФГОС, вводится новое понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», которое имеет несколько иное, более широкое значение, включающее в себя не только речевые умения, направленные на взаимодействие со взрослыми и сверстниками, но и само взаимодействие и сотрудничество, как один из элементов успешной коммуникативной деятельности. Данный факт говорит о необходимости дальнейшего изучения особенностей коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха.
С целью изучения особенностей проявления коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников в процессе коммуникации со слышащими и глухими сверстниками нами проведен констатирующий эксперимент. В ходе экспериментального исследования нами были использованы диагностические задания, представленные в методике изучения психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной, списки фраз, разработанные Е.П. Кузьмичевой, Е.З. Яхниной, а также задания, представленные в учебнике «Русский язык. Развитие речи» для глухих обучающихся первого класса (М.А. Зыкова, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева).
В результате анализа данных констатирующего эксперимента нами было выявлено, что обучающихся первых классов (57,1 %) показали
средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. 42,9 % детей продемонстрировали низкий уровень. Нами выявлены следующие особенности коммуникативных универсальных
учебных действий у глухих первоклассников: неточность, фрагментарность восприятия речевого материала; недостаточный уровень сформированности способности пользоваться устной речью в процессе коммуникации (нарушение слоговой структуры слов, недостаточная внятность, маловыразительность речи, несоблюдение ударений в словах, использование в речи аграмматичных предложений); трудности самостоятельного формулирования вопросов при участии в диалоге, не точный выбор вербальных средств при ответах на вопросы, трудности актуализации слов; трудности построения связного высказывания, необходимость в стимулирующей, направляющей помощи взрослого; низкий уровень сформированности способности пользоваться письменной речью в процессе коммуникации; готовность вступать в коммуникацию, но низкая инициативность в общении; трудности разрешения конфликтных ситуаций; не устойчивое умение пользоваться формами речевого этикета; трудности коммуникации со слышащими сверстниками.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами были разработаны методические рекомендации по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников, используя, в том числе, совместные со слышащими сверстниками мероприятия. При разработке методических рекомендаций мы опирались на работы О.Л. Беляевой, Е.Г. Речицкой, Л.П. Уфимцевой, а также на нормативные документы, регламентирующие образование глухих обучающихся младших классов. Разработанные нами рекомендации включают в себя принципы, условия, направления, формы и содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у глухих первоклассников.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение. Полученные в ходе экспериментального исследования результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием коммуникативных универсальных учебных действий у глухих обучающихся первых классов. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве детей, апробация предложенных нами методических рекомендаций.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2001. - 377 с.
2. Барабанов Р.Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха / Р.Е. Барабанов // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 559-560.
3. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Р.Е. Барабанов // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2013.
• С. 140-143.
4. Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Е.С. Бекетова // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск. - 2017. - С. 10-13.
5. Беляева О.Л. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие / О.Л. Беляева, Л.П. Уфимцева. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. - 148 с.
6. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
7. Большой психологический словарь./Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 672 с.
8. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя. - 2-е изд., испр. / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1988. - 125 с.
9. Быкова Л.М. Методика развития речи глухих школьников в младших классах / Л.М. Быкова, Е.Е. Вишневская. - Изд. ЛГТИ им. Герцена. - Л. 1979.
• 91 с.
10. Быкова Л.М. Особенности развития связной речи глухих школьников / Л.М. Быкова // Особенности овладения знаниями и умениями детьми с недостатками слуха. Л., 1982. - С. 43-70.
11. Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
12. Гайдова Ю.В. Проблемы формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Ю.В. Гайдова, Е.Г. Речицкая // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвящённая 10- летию МГПУ. - М.: МГПУ, 2005. - 282с.
13. Гайдова Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Ю.В. Гайдова. - Москва, 2005. - 167 с.
14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15. Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с....77