ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМАТИКИ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 7
§ 1.1. Особенности развития моторных навыков в процессе онтогенеза
дошкольников 7
§1.2. Особенности развития моторных навыков детей дошкольного возраста с умеренной умственной
отсталостью 10
§1.3.Методики диагностики нарушений моторных навыков у детей умственной отсталостью 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 17
§2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по определению сформированности моторных моторики у детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной
отсталостью 17
§ 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по определению сформированности моторных навыков у детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 27
§ 2.3 Методические рекомендации по развитию и формированию навыков
общей и мелкой моторики у детей 4-5 лет с умеренной умственной
отсталостью 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
В настоящее время отмечается увеличение числа детей с различными интеллектуальными отклонениями. Значительную часть среди них составляют дети с умственной отсталостью. Все эти дети имеют моторную недостаточность, выраженную в разной степени и имеющую различные причины. Овладение моторными навыками у них происходит с задержкой - они позднее своих сверстников начинают сидеть, ползать, ходить. Следствием этого является нарушения общей и мелкой моторики, а значит и речи, мышления, восприятия, синтеза. Согласно исследованиям Л В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, В. А. Сухомлинского, Б. И. Пинмского, моторика выступает средством познания ребенком окружающего мира и является важным аспектом развития интеллекта ребенка. «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее...» В.А. Сухомлинский.
Таким образом, нарушения навыков моторики влекут за собой последствия в виде дизадаптации и депривации дети на более поздних этапах взросления и затрудняют возможности социализации их личности.
Актуальность темы данной дипломной работы определяется тем, что моторные навыки являются важной составляющей в умственном развитии ребенка и его социализации в целом.
Проблема исследования заключается в поиске методов, приемов и средств, направленных на формирование моторных навыков у детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Переоценить важность развития ручной моторики трудно. Еще В. А. Сухомлинсий говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Вопросами развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимались такие учёные как В.И. Бельтюков, М.М. Кольцов , Л.А. Кукуев, Л.А. Новиков и др. Их исследования показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость мелкой моторики и мышления. Движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой и мыслительной функции. М.М. Кольцова утверждала что упражнения по тренировке пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». В своих исследованиях она пришла к заключению, что систематические упражнения по развитию ручной моторики являются важной частью коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью.
В целом, актуальность выбранной проблемы исследования обусловлена:
1. Необходимостью комплексного изучения развития общей и мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта.
2. Необходимостью своевременной организации адекватной коррекционной помощи умственно отсталым дошкольникам.
3. Высокой значимостью сформированности общей и ручной моторики у детей с УО в среднем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей сформированности моторных навыков у детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Объект исследования: моторные навыки детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности моторных навыков детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях эксперимента.
3. Составить методологические рекомендации по развитию моторных навыков детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы, метод диагностического обследования, метод качественной обработки
Исследование проводилось в три этапа :
Первый этап - организационный - изучение и анализ научнотеоретической литературы по проблеме исследования, формирование цели и задач, подбор методик для исследования.
Второй этап - констатирующий - диагностика развития уровня воображения у дошкольников 4-5 лет с умеренной умственной отсталостью, анализ данных и их интерпретация.
Третий этап - контрольный - разработка методических рекомендаций по развитию и формированию воображения у дошкольников 4 - 5 лет с умеренной умственной отсталостью, обобщающие выводы и оформление заключения.
Гипотеза исследования: у дошкольников 4-5 лет с умеренной умственной отсталостью будут выявлены особенности сформированности моторных навыков: уровень развития моторных навыков не соответствует возрастным нормам; общая неуклюжесть, неловкость движений; плохая координация движений; практически полное отсутствие сформированности мелкой моторики.
Проблема исследования: поиск методов, приемов и средств,
направленных на развитие моторных навыков детей с умеренной умственной отсталостью 4-5 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями развития.
База исследования. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания.
Описание структуры ВКР. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, состоящие из трех параграфов, заключение и приложения.
В результате проведенного исследования ми пришли к следующим выводам.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами была разработана методика обследования сформированности моторных навыков у детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и базирующийся на онтогенетических показателях развития на разных возрастных этапах дошкольного детства вплоть до этапа 4-5 лет.
Когда ребенок выполнял задание на одном возрастном этапе, ему предлагалось усложненное задание, соответствующее онтогенетически более позднему уровню.
Таким образом, нам удалось выявить, что уровень развития моторных навыков детей среднего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью соответствует актуальному уровню развития в 1-2 года детей с нормативным развитием.
Кроме того, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили поэтапность формирования моторных навыков у детей с умственной отсталостью, а так же выделили направления развития этих навыков. Это нашло отражение при составлении методических рекомендаций педагогу-дефектологу.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат «Подсолнух»». Для проведения
констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 детей в возрасте 4-5 лет. При формировании экспериментальной группы был учтен характер дефекта (умеренная умственная отсталость).
Обследование было разделено на два блока- общая моторика и мелкая моторика.
В результате проведенного обследования по первому блоку, были выявлены следующие особенности сформированности навыков общей моторики у детей с умеренной умственной отсталостью среднего дошкольного возраста:
1. Общая неуклюжесть и не скоординированность движений.
2. Несогласованность движений, их непоследовательность.
3. Отсутствие устойчивости и умения держать равновесие.
В результате проведенного исследования по второму блоку, нами были выявлены следующие особенности сформированности навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью среднего дошкольного возраста:
1. Актуальный уровень развития навыков общей моторики у детей среднего дошкольного соответствует уровню развития у детей в 1-2 года в норме.
2. Мелкая моторика так же не соответствует возрастным нормам, а только начинает формироваться.
3. Коррекционная работа по развитию моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью требует значительной адаптации материала, имеет игровой характер с большим акцентом на эмоциональный отклик ребенка.
По итогам проведения обследования нами был разработан комплекс методических рекомендаций для проведения коррекционной работы по развитию моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью среднего дошкольного возраста, включающий в себя игры, соответствующие направлениям диагностик. Игровые материалы так же разделены на два блока- общая моторика и мелкая моторика.
Таким образом нами была достигнуты цели и задачи исследования.
1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, — 349 с.
2. Большая медицинская энциклопедия : [в 30 т.] / Гл.ред. Б. В. Петровский. - Изд. 3-е. - М. : Сов. энциклопедия, 1974-1989.
3. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / - М. : Аграф, 1997. - 128с.
4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973г. - 175с.
5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 499 с.
6. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
7. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина
8. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Путеводитель по раннему развитию. От рождения до 3 лет. -СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
10. Гончарова, Н. В. Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших
психических функций у детей дошкольного возраста / Н. В. Гончарова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66959/ (дата
обращения: 20.04.2020).
11. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. - М. : Академия, 2002. - 208 с.
12. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 264с.
13. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Введение, Пояснительная записка
14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2003г
15.Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / - М. : Новая школа, 1998....45