Введение: 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1. Основные характеристики процесса чтения 6
1.2. Психолого - педагогические особенности младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Причинная обусловленность нарушения сформированности навыка правильности чтения у обучающихся младшего школьного возраста с ОНР
III уровня 15
1.4. Обзор методик формирования навыка правильности чтения у
обучающихся младших классов с ОНР III уровня в трудах ученых 21
Выводы по I главе 23
ГЛАВА П.КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию навыка правильности чтения у обучающихся 2-х классов с общим
недоразвитием речи III уровня 32
Выводы по II главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи [11]. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди школьников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40% [14]. С внедрением инклюзивного образования учителя сталкиваются с необходимостью реализации адаптированных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи [5].
В соответствии со ст. 79 конституции Российской Федерации образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [4].
Также отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1].
Требования к поступающим в первый класс детям на сегодняшний день очень возросли. Программа обучения, которая должна быть усвоена через чтение, усложнена и насыщена разнообразным материалом [14]. Ребенок, испытывает большие трудности в обучении чтению, когда идет в общеобразовательную школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи [4]. По данным Т.А.Алтуховой, Р.И.Лалаевой, А.Н.Корнева, Л.Ф.Спировой, Р.Е.Левиной, отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения [5]. Обучающийся, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно понимает прочитанное задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого обучающегося. [2], [19-20], [17-18], [33], [22-23].
Такие дети тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут. У них возникают трудности при формировании связного монологического высказывания [1].
Формируется своеобразный психологический барьер: обучающийся не верит в возможность достижения хороших результатов, в последующем у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями [13]. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Таким образом, изучение нарушений чтения у младших школьников и их коррекция являются актуальными [3].
Проблема исследования: особенности сформированности навыка правильности чтения у обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня актуальна, так как количество детей с данной речевой патологией с каждым годом увеличивается и развитие навыка правильности детей будет способствовать более успешному обучению в школе. [4]
Предмет исследования: навык правильности чтения у
обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня.
Объект исследования: сформированность навыка правильности чтения у обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня.
Цель исследования: Теоретически и практически обосновать и изучить особенности сформированности навыка правильности чтения у обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня.
Гипотеза Исследования: мы предполагаем, что у обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня будут выявлены такие особенности навыка правильности чтения как: недостаточное формирование навыков
словоизменения, сложности в удерживании строки при чтении, частые ошибки в постановке ударения, замены слов по оптическому сходству, что позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации по их преодолению.
В соответствии с целью и поставленной гипотезой исследования нами определялись и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить уровень сформированности навыка правильности чтения у обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня;
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций по повышению навыка правильности чтения у обучающихся 2-х классов с ОНР III уровня;
Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
К первым относится: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Ко вторым: педагогический эксперимент (констатирующий), метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального казенного образовательного учреждения Разгонская средняя общеобразовательная школа. 6 обучающихся второго класса, в возрасте 8-9 лет с заключением ОНР III уровня и осуществлялось в III этапа:
I этап - (октябрь-декабрь 2019г) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
II этап - (январь-февраль 2020г) апробация констатирующего эксперимента.
III этап - (март-апрель 2020г) количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 54 страницы, включает 2 таблицы, 2 гистограммы, основной список литературы составляет 33 источника.
В результате проделанной работы нами было установлено, что
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого [21].
Обучение правильному чтению обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня является важнейшей ступенью на пути развития личности обучающегося. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками правильности чтения.
В работе были рассмотрены основные понятия, характеризующие общее недоразвитие речи III уровня у младших школьников, были предложены и описаны методические рекомендации по формированию правильного чтения у младших школьников с ОНР III уровня.
Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было выявлено, что формирование навыка правильности чтения несовершенно. Проведенные исследования на стадии установления позволили выявить какие именно трудности испытывают обучающиеся с правильным чтением. Исследование показало сложности во многих критериях правильного чтения у младших школьников с общим недоразвтием речи III уровня, особенно с навыками словоизменения, правильной постановкой ударения в словах и также с выразительностью чтения. Результаты показали, что чтение басни для большинства детей характеризуется средним, ближе к низкому уровню навыков правильности чтения, что составляет 60%, низкий уровень составляет 40%; при чтении стихотворения узнали, что низкий уровень составляет всего 20%, а средний уровень 80%. Это значит, что чтения в стихотворной форме дается обучающимся значительно легче.
Из опыта логопедической работы специалисты знают, что преодоление речевых расстройств является более успешным, если ребенок умеет читать. С общим недоразвитием речи III уровня обучение правильному чтению помогает улучшить фонематический слух, преодолевать путаницу звуков, близких по пути и месту артикуляции, облегчает произношение слов со сложной слоговой структурой, приучается к более выраженным произношениям, которые дети часто пропускают, способствует формированию звукового письма. У детей словарь расширяется, указывается значение многих слов. Д
Если учитель сосредотачивается на осмысленном и выразительном аспекте речи в своей работе, логопед, в основном, работает над процессом формирования этой группы учеников, продуктивным способом чтения и правильности прочитанного текста.
Учить детей правильному, плавному, сознательному, выразительному чтение - одна из основных задач начального образования.
И эта задача чрезвычайно актуальна, поскольку чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Навыки правильности чтения формируются не только как наиболее важный тип речи и умственной деятельности, но и как сложный набор навыков, который носит общеобразовательный характер, используемый учащимися при изучении всех предметов обучения, в учебной и внеучебной жизни.
1. Агейкина, З.А. Формирование у младших школьников умения
выразительно читать / Дисс. к.п.н. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/
2. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с ОНР. //Дефектология. -1994. - № 5. - С. 43-55.
3. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Т.А. Алтухова. - М., 1995. - 17 с.
4. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st002.shtml
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 470 с.
6. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2009. - 56 с.
7. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л.А. Горбушина. - М., 2005. - 54 с.
8. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших
школьников: пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.:
Просвещение, 2001. -160 с.
9. Горецкий, В.Г. Основные методы и приемы объяснительного чтения и принципы их отбора - М.: Аквариум, 2005. - С. 81.
10. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - Спб.: КАРО, 2006. - 304 с.
11. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2005. - 320 с.
12. Завадская, Т.Ф., Соловьев, Н.М. Выразительное чтение в начальной школе. - М.: Просвещение, 2002. -183 с.
13. Казарцева, О.М. Письменная речь / О.М. Казарцева, О.В, Вишнякова.
- М.: Флинта, 2008. -104 с.
14. Каноныкин, Н.П., Щербакова, Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. -76 с.
15. Карачевцева, И.Н. Смысловой компонент читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: изучение и направления работы: монография / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева.- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ» 2013. - 144 с....33