ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГОИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1.Развитие описательной речи у детей в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей со слепоглухотой 14
1.3. Особенности формирования речи у детей с бисенсорными нарушениями 19
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ
СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ-ОПИСАНИЙ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С БИСЕНСОРНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ 28
2.1 Организация и методика исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 41
2.3 Методические рекомендации по развитию умения составлять рассказы-описаний у детей с
бисенсорными нарушениями 49
Выводы по II главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение А 70
Актуальность исследования.
Корректировка сложных нарушений, таких как сочетанные нарушения слуха и зрения, до настоящего времени остается серьезной проблемой в дефектологии. Это обуславливается тем, что само понятие «сложное нарушение» не дает полноценной картины о непосредственном нарушении, а лишь номинально обозначает саму проблему.
В процессе коррекционно-педагогической работы учитывается индивидуальные особенности развития ребенка, что значительно осложняет формирование так называемого единого подхода к процессу коррекции, который можно было бы применять в работе повсеместно. Тем не менее, проблема коррекционно-педагогической работы с детьми с бисенсорными нарушениями довольно актуальна. Так, если в 2005 году в Российской Федерации было зафиксировано 1517 детей с подобными нарушениями, то в 2021 году их число составило 2714 детей [32].
Дети с нарушенным слухом и зрением, ввиду особенностей своих дефектов, имеют проблемы с овладением речью. Это связанно, в первую очередь, с нарушением слуха, так как ребенок не может полноценно воспринимать речь окружающих людей, во вторую очередь , с нарушением зрения, которое мешает наблюдать мимику и правильные артикуляционные позиции говорящих людей.
Также стоит отметить, что данная нозологическая группа, в силу своих первичных дефектов, имеет ограниченное представление об окружающем мире, недостаточную сформированность познавательных процессов, бедность коммуникативного опыта. Данные особенности влияют на формирование словарного запаса, воображения, что, в свою очередь, сказывается на уровне сформированности навыка составлять рассказы - описания у детей с бисенсорными нарушениями.
В настоящее время описательная речь стала одним из основных показателей интеллектуального развития. Именно поэтому данная тема актуальна. Исследованием проблемы развития описательной речи у слабослышащих детей с нарушением зрения занимались такие ученые, как Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.С. Выготский, Л.П. Носкова.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что наличие умения составлять рассказы-описания является необходимым фактором успешности социальной адаптации ребенка с бисенсорными нарушениями, а также условием успешности в обучении и коммуникации.
Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей сформированности составления рассказов-описаний у обучающихся с бисенсорными нарушениями и разработке на их основе методических рекомендаций.
Объект исследования: рассказы-описания обучающихся начальных классов с бисенсорными нарушениями .
Предмет исследования: содержание дифференцированных
методических рекомендаций по составлению рассказов -описания
обучающимися с бисенсорными нарушениями .
Цель исследования: составить содержание методических
рекомендаций, направленных на развитие умения составлять рассказы- описания обучающимися с бисенсорными нарушениями.
В соответствии с актуальностью и целью данной работы нами была выдвинута гипотеза о том, что у обучающихся с бисенсорными нарушениями будут проявляться такие особенности, как:
• трудности в составлении развернутого описательного рассказа относительно одного или разных предметов;
• трудности в составлении описательного рассказа по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок;
• трудности в формулировании серии развернутых, связанных между собой предложений.
Учитывая данные особенности, в процессе данной работы нами решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме составления рассказов-описаний у обучающихся с бисенсорными нарушениями.
2. Изучить и проанализировать особенности составления рассказов- описаний у обучающихся с бисенсорными нарушениями.
3. Составить содержание методических рекомендаций по развитию умения составлять рассказы-описания у детей с бисенсорными нарушениями.
Методологическая основа исследования была выбрана в соответствии с целью и задачами проекта. В процессе работы над выпускной квалификационной работой исследовательского типа применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и эмпирического исследования:
1. Теоретические методы исследования - изучение и анализ психологопедагогический и специальной научно-методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы исследования - изучение психолого
педагогической и медицинской документации, беседы со специалистами в области детского развития (психологи, дефектологи) на базе конкретных образовательных учреждений, педагогический констатирующий
эксперимент.
3. Статистические методы исследования - статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
- идеи культурно-исторической теории развития психики человека в дефектологии (Л.С. Выготский);
- труды отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов, посвященные проблемам психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями зрения (В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак).
• труды отечественных сурдопедагогов и сурдопсихологов, посвященные проблемам психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями слуха (В.И. Флери, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Pay.).
• работы исследователей, которые занимались изучением рассказов- описаний у обучающихся с бисенсорными нарушениями (Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и уточнении материала по проблеме особенностей составления рассказов-описаний у обучающихся с бисенсорными нарушениями.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности дефектологов, работающих с обучающимися с бисенсорными нарушениями в контексте индивидуализации образовательного процесса.
Организация исследования.
Исследование производилось в три этапа.
I этап - подготовительный (сентябрь - декабрь 2021 года). На данном этапе была определена проблема исследования, изучена ее актуальность, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, выведена гипотеза, проведен анализ психолого-педагогической литературы.
II этап - констатирующий эксперимент (январь - март 2022 года). На данном этапе осуществлялась оценка сформированности навыков составления рассказов-описаний у обучающихся с бисенсорными нарушениями. Обработка статистических данных, качественный и количественный анализ полученных данных.
III этап - содержание методических рекомендаций (апрель - май 2022 года). На данном этапе осуществлялось формирование содержания методических рекомендаций по работе над рассказами-описаниями у обучающихся с бисенсорными нарушениями.
База исследования: выступили краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №1» и
«Красноярская школа №9».
Структура и объём выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа, объемом 68 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 60 литературных источников, 1 приложения.
В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования заключается в том, что наличие умения составлять рассказы-описания является необходимым фактором успешности социальной адаптации ребенка с бисенсорными нарушениями, а также условием успешности в обучении и коммуникации.
Это активизирует поиск, исследование и изучение способов преодоления недостаточной сформированности умения составлять описательные рассказы у детей бисенсорными нарушениями.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали тифлопедагогическую, дефектологическую, психолого-педагогическую, сурдопедагогическую литературу в объеме 60 источников. При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на обследование умения составлять рассказы - описания у детей с бисенсорными нарушениями, а также преодоления недостаточной сформированности данного навыка.
В рамках решения второй задачи, нами был разработан диагностический инструментарий, отвечающий целям исследования и специфике контингента. Обследование предполагало выполнение пяти заданий на составление описательных рассказов. Стимульный материал был адаптирован согласно индивидуальным особенностям детей данной нозологической группы.
В рамках решения третьей задачи нами был проведен констатирующий эксперимент, в результате которого были получены качественные и количественные данные сформированности умения составлять рассказы - описания обучающимися с бисенсорными нарушениями. Согласно проведенному нами исследованию, у 10 обучающихся с бисенсорными нарушениями уровни сформированности умения составлять рассказы - 63
описания распределились в следующем количественном высокий уровень не продемонстрировал ни один из участников констатирующего эксперимента, 4 участников продемонстрировали средний уровень, 6 участников - низкий уровень. Так же, на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами были выявлены направления работы направленные на формирование умения составлять рассказы-описания для среднего и низкого уровня, а также подобран комплекс методических рекомендаций по формированию умения составлять рассказы-описания для представленных уровней.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у обучающихся с бисенсорными нарушениями будут проявляться такие особенности, как: трудности в составлении развернутого описательного рассказа относительно одного или разных предметов; трудности в составлении описательного рассказа по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок; трудности в формулировании серии развернутых, связанных между собой предложений получила свое подтверждение.
1. Аксенова Л.И., Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Академия, 2001. 192 с.
2. Басилова Т.А., Саломатина И.В., Слепоглухой человек и мир вокруг (семинар, посвященный 100-летию со дня рождения А.В. Ярмоленко) // Дефектология, №5, 2000. 99 с.
3. Богданова Т.Г., Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.: Академия, 2002. 203 с.
4. Богрова И.Г., К вопросу об обучении слабослышащих школьников восприятию речи на слух. Дефектология, 1981, №4-5.
5. Бородич А.М., Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2004. 255с.
6. Венгер А.А., Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. 143 с.
7. Винарская Е.Н., Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 165 с. 5.
8. Выготский Л.С., Мышление и речь. М., 1996. 345 с.
Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Гейльман И.Ф., Специфические средства общения глухих. Л.: ЛВЦ ВОГ, 1975. 1979.
10. Глухов В.П., Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. 151 с.
11. Глухов В.П., Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 1985.
Глухов В.П., Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
12. Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 304 с.
13. Грибова О.Е., Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айриспресс, 2005. 96 с.
14. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. М., 1990.
15. Долгова Л.А., Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы. М., 1996....60