Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Работа №165413

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста 8
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития 13
1.3. Проблемы формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития 18
1.4. Пути преодоления трудностей формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями
развития 23
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 32
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
множественными нарушениями развития 56
Выводы по 2 главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101

Актуальность исследования. В настоящее время среди детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей-инвалидов исследователями выделена категория детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее — ТМНР), они составляют около 40% контингента специальных образовательных учреждений дошкольного образования. Эти дети имеют специфические особенности развития и специфические потребности, нуждаются в обязательном комплексном сопровождении. С каждым годом количество детей с ТМНР увеличивается, что является основанием для более детального изучения данной категории детей.
Сопровождение детей с ТМНР осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами. Основным законодательным актом, регулирующим образование детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон признал на государственном уровне право всех детей на образование.
При сопровождении детей данной группы так же опираются на Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». В этом документе закреплены права детей с ТМНР, которые ранее были исключены из образовательного пространства, на получение доступного им образования в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Проблему сенсорного развития нормально развивающихся детей и дошкольников с нарушениями развития исследовали многие известные ученые и педагоги (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Л. Венгер, С.Я. Рубенштейн, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, Р.А. Курашова и др.).
В своих работах проблему развития восприятия и формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР тем или иным образом затрагивали: И.М. Бгажнокова, Т.А. Басилова, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, А.М. Царёв, Л.А. Головчиц, Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына.
Актуальность проблемы формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира. Дети старшего дошкольного возраста с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру, у них самостоятельно не формируются сенсорные эталоны, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт таких детей, заниматься их сенсорным развитием. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Это является важным аспектом для дальнейшей жизни данной группы детей в социуме.
Изучение общей и специальной литературы позволило сформулировать противоречие между существующими известными трудностями в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ТМНР и недостаточной разработанностью теоретического и практического аспектов данной проблемы.
Проблема исследования заключается в определении особенностей сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР. Несмотря на актуальность темы, проблема недостаточно изучена. В специальной современной литературе освещается в малой степени, но обладает высокой теоретической и практической значимостью, играет важную роль в развитии детей данной группы и имеет большое значение для теории и практики коррекционной педагогики и психологии. Приобретает все большую актуальность, в связи с резким увеличением числа детей с ТМНР. Необходимо искать новые пути, разработать методику по проблеме сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
Цель исследования: теоретически изучить и определить особенности сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
Объект исследования: сенсорные эталоны старших дошкольников с ТМНР.
Предмет исследования: сформированность сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР будет характеризоваться такими специфическими особенностями, как:
несформированность сенсорных эталонов цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве; трудности в интеграции сенсорной информации; нарушения процесса восприятия и представлений о свойствах предметов, объектов и явлениях окружающего мира.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
2) Изучить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
3) Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
В соответствии с поставленной целью, задачами, гипотезой исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
К теоретическим методам относятся — анализ, систематизация, обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
К эмпирическим — педагогическое наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
1) концептуальные положения о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.О. Выготский, В.И. Лубовский);
2) учение о компенсации нарушенных функций (Л.С. Выготский);
3) учение о сложной структуре нарушения и его роль в развитии современных представлений о комплексном дефекте (Л.С. Выготский);
4) учение о роли специального обучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах (Л.С. Выготский, М.В. Жигорева, H.H. Малофеев, М.С. Певзнер);
5) современные представления об особенностях работы и особых образовательных потребностях детей с ТМНР (Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Л.А. Головчиц, Я. Ван Дайк, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, Т.Н. Симонова, А.М. Царев).
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР.
Практическая значимость работы. Практическая значимость заключается в составлении дифференцированных методических рекомендаций по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР. Методический материал будет полезен учителям -дефектологам и другим специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологического интерната для детей «Солнышко» пгт. Березовка. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ТМНР. Исследование осуществлялось в три этапа:
I этап (с сентября по октябрь) — проводилось изучение психолого­педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования, определялась целевая установка задач, разрабатывалась рабочая гипотеза, определялись исходные теоретические положения, базы исследования;
II этап (с ноября по март) — организовано исследование, в течение которого проводился констатирующий эксперимент;
III этап (с апреля по май) — завершен эксперимент, обобщены полученные материалы по количественному и качественному анализу результатов исследования, разработаны дифференцированные методические рекомендации, уточнены выводы и оформлен текст.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 106 страниц, включает 61 источник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что среди детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей-инвалидов исследователями выделена категория детей с ТМНР, они составляют около 40% контингента специальных образовательных учреждений дошкольного образования. Эти дети имеют специфические особенности развития и специфические потребности, нуждаются в обязательном комплексном сопровождении. С каждым годом количество детей с ТМНР увеличивается, что является основанием для более детального изучения данной категории детей.
В процессе решения первой задачи, мы проанализировали психолого­педагогическую литературу по проблеме исследования в объеме 61 источника и определили степень изученности таких направлений, как усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста; психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ТМНР; проблемы формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР; пути преодоления трудностей формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР. Мы столкнулись с тем, что, несмотря на актуальность темы, проблема недостаточно изучена. В специальной современной литературе освещается в малой степени, но обладает высокой теоретической и практической значимостью, играет важную роль в развитии детей данной группы и имеет большое значение для теории и практики коррекционной педагогики и психологии.
Проблему сенсорного развития нормально развивающихся детей и дошкольников с нарушениями развития исследовали многие известные ученые и педагоги (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Л. Венгер, С.Я. Рубенштейн, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, Р.А. Курашова и др.) [10; 13; 24; 29; 41; 47].
В своих работах проблему развития восприятия и формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР тем или иным образом затрагивали И.М. Бгажнокова, Т.А. Басилова, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, А.М. Царёв, Л.А. Головчиц, Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына [6; 7; 16; 22; 30; 34; 57; 58; 60].
Основные проблемы формирования сенсорных эталонов и сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР, характеризуются отставанием в сроках развития восприятия, инактивностью (пассивностью) восприятия, узостью объёма восприятия, несформированностью перцептивных действий, искажением процесса восприятия сенсорной информации , неспособностью интеграции сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств. Отмечаются значительные проблемы в обследовании предметов и освоении сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве и времени.
Сенсорные эталоны — выработанные человечеством представления о чувственно воспринимаемых свойствах и отношениях объектов, которые предлагаются ребенку для усвоения и использования эталонов в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств в последующей жизни.
ТМНР — являются специфическим состоянием психофизического развития ребёнка в результате органического поражения центральной нервной системы, при котором комплекс в значительной степени выраженных нарушений интеллекта, сенсорных и двигательных функций, коммуникации и поведения серьезно затрудняют становление самостоятельности человека в процессе жизнедеятельности.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко», с целью выявить особенности и уровни сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ТМНР, из которых: 3-е детей с умеренной умственной отсталостью, двигательными нарушениями, имеющие недоразвитие речи системного характера ; 5 детей с сенсорными и двигательными нарушениями в сочетании с умственной отсталостью, при этом у 3 дошкольников умеренная умственная отсталость, у 2 тяжелая; 2 детей с двигательными нарушениями в сочетании с умеренной умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Констатирующий эксперимент включал в себя несколько взаимосвязанных этапов:
I этап — исследование сформированности цвета;
II этап — исследование сформированности величины;
III этап — исследование сформированности формы;
IV этап — исследование сформированности ориентировки в пространстве.
За основу нами были взяты задания, предложенные Венгером Л.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Сегеном Э., Стребелевой Е.А., которые были адаптированы к исследуемой группе дошкольников [14; 23; 42; 47].
Авторский вклад заключался в разработке общей стратегии обследования по этапам, в подборе содержания и адаптации заданий (упрощение диагностического материала), в разработке инструкций к заданиям, критериев оценивания, в подборе стимульного материала, в соответствии с особенностями испытуемых (двигательных нарушений, наличие либо отсутствие речи, других нарушений).
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы выделили 2 группы детей.
Таким образом, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы выделили 2 группы детей:
В 1 группу были включены дети с низким уровнем сформированности сенсорных эталонов — 6 человек (60%). Данный контингент испытывал
значительные трудности в понимании заданий. Наблюдалась высокая степень выраженности следующих нарушений:
• восприятия цвета, величины, формы;
• зрительного соотнесения по признакам (цвет, величина, форма);
• группировки по признакам (цвет, величина, форма);
• сформированности подражательных действий ;
• ориентировки в схеме собственного тела и лица, ориентировки в пространстве, пространственных отношений между предметами, ориентировки на плоскости.
Во 2 группу были включены дети с уровнем ниже среднего — 4 человека (40%). Данный контингент испытывал затруднения при выполнении заданий. Понимали задания, но выполняли — частично, только при оказании обучающей или ориентирующей помощи. Наблюдались следующие трудности:
• восприятия цвета, величины;
• зрительного соотнесения по признакам (цвет, величина);
• группировки по признакам (цвет, величина);
• сформированности подражательных действий;
• ориентировки в схеме собственного тела и лица, ориентировки в пространстве, пространственных отношений между предметами, ориентировки на плоскости.
А также высокая степень выраженности нарушений:
• восприятия формы;
• группировки предметов по форме;
• зрительного соотнесения по форме.
В процессе исследования у детей 1 и 2 группы отмечались:
• нарушения мелкой моторики кистей и пальцев рук;
• тонус мышц;
• высокая утомляемость.
Для решения третьей задачи нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР. При подборе методических рекомендаций мы опирались на задания, предложенные разными авторами, а именно Е.А. Стребелевой, И.М. Бгажноковой, С.Д. Забрамной, А.М. Царева, Г.В. Цикото [7; 23; 46; 57; 58].
При составлении методических рекомендаций авторский вклад заключался в том, что, несмотря на выделенные группы детей, у обеих групп диагностированы серьезные нарушения сформированности сенсорных эталонов. В связи с этим методические рекомендации простроены по одинаковым направлениям, но задания, представленные для детей одной и второй группы, отличаются по уровню сложности, темпу выполнения. Разработанные игры и упражнения были адаптированы для детей с ТМНР и соответствуют реальным возможностям детей выделенных групп. Они предполагают, поэтапное расширение сенсорных возможностей каждого ребенка и позволяют максимально, насколько это возможно, реализовать потенциал детей, подготовить их к переходу на новый уровень.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ТМНР развитие сенсорных эталонов будет характеризоваться такими специфическими особенностями, как:
несформированность сенсорных эталонов цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве; трудности в интеграции сенсорной информации; нарушения процесса восприятия и представлений о свойствах предметов, объектов и явлениях окружающего мира, нашла свое подтверждение.


1. Абкович А.Я., Субботина Е.И. К проблеме изучения и формирования сенсорно-перцептивной сферы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 7-10
2. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. Изд. 2-е, доп. Красноярск.: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. с. 185
3. Андрейчик Л.Н, Богданова Н.А., Демидова Т.А., Ильчуркина В.В. Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 40. С. 156 —161
4. Арзамасова Т.А. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: программа коррекционно­образовательной деятельности учителя-дефектолога. СПб.: Детство-Пресс, 2020. 94 с.
5. Архипова Ю.Д. Теоретический анализ особенностей формирования
сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ТМНР // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (Екатеринбург. 25 -26 апреля 2019 г.) Уральский государственный педагогический университет
Институт специального образования, 2019. С. 22 — 24
6. Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. М.: «Просвещение», 2008. 111 с.
7. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы. М.: Владос, 2007. 91 с.
8. Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. 1990. № 1. С. 67 — 74.
9. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. 365 с.
10. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры. М.: Просвещение, 1988. 201 с.
11. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 235 с.
12. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалёва Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2005. 51 с.
13. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: учеб пособие. М.: ВЛАДОС, 1998. 344 с.
14. Гаврилушкина О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. с. 17
15. Головчиц Л.А. Теоретические и методические подходы к дошкольному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития. М.: МОСУ, 2006. 155 с....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ