Методика организации технологии игровой деятельности на уроках географии в 5-6 классах (Методика обучения географии, Мурманский арктический университет)
Проведено анкетирование.
Выборка: 13 учителей географии (возраст учителей от 26 до 60 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты игровой деятельности на уроках географии 5
1.1. Понятие и виды игровой деятельности 5
1.2. Роль игры в обучении географии 9
1.3. Психолого – педагогические основы игровой деятельности 10
Глава 2. Методика организации игровой деятельности на уроках географии 13
2.1. Планирование уроков с использованием технологии игровой деятельности 13
2.2. Формы и методы игровых упражнений 15
2.3. Примеры технологии игровой деятельности на уроках географии 17
Глава 3. Практическое применение технологии игровой деятельности на уроках географии в 5 – 6 классах 19
3.1. Анализ опыта использования технологии игровой деятельности на уроках географии в образовательных учреждениях 19
3.2. Методика внедрения технологии игровой деятельности в учебный процесс 21
3.3. Оценка возможности применения технологии игровой деятельности на разных этапах уроков географии в 5 – 6 классах 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 1 Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко) 32
Приложение 2 Анкета для учителей географии и результаты анкетирования 33
Приложение 3 «Крестики - нолики» 36
Приложение 4 «Восстанови схему» 37
Приложение 5 Кроссворд «Литосфера» 39
Приложение 6 Примеры игр для проведения на различных этапах урока географии 40
Изменения и обновления содержания современного образования, внедрение обновленного Федерального государственного образовательного стандарта, новые методические подходы к созданию программ требуют совершенствования дидактико-методического оснащения уроков.
В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. [1]
При переходе из начальной школы в пятый класс предметная область, представленная в 4 классе предметом «Окружающий мир», сменяется несколькими учебными предметами: история, биология, география. Каждый из них включает в себя достаточной объём нового учебного материала, то есть информационная нагрузка на обучающихся 5 – 6 классов в значительной степени возрастает. Учитывая особенности учебного процесса в средней школе и психологические особенности возраста обучающихся 5 - 6 классов, можем сказать о снижении мотивации школьников к обучению. [4]
Таким образом, проблема данного исследования заключается в определении методики организации учебного процесса на уроках географии в 5 – 6 классах, способствующей повышению интереса обучающихся к предмету, улучшению понимания географических концепций, активизации учебно – познавательной деятельности.
В современном образовательном процессе игровая деятельность занимает важное место, так как она способствует повышению мотивации учащихся и эффективности обучения. Игровая деятельность позволяет учащимся лучше усваивать материал, развивать критическое мышление и творческие способности. В условиях постоянного обновления содержания образования и поиска новых методов обучения, методика организации игровой деятельности на уроках географии в 5–6 классах становится особенно актуальной.
Цель исследования: выявить особенности применения технологии игровой деятельности на различных этапах уроков географии.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования: технология игровой деятельности на уроках географии в 5 – 6 классах.
Гипотеза исследования: применение технологии игровой деятельности на уроках географии возможно на любом этапе урока географии и способствует повышению интереса школьников к учебному предмету.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть понятие «игра», «игровая деятельность» с психолого– педагогической точки зрения;
2) выявить значение технологии игровой деятельности в образовательном процессе;
3) изучить классификацию игр, применяемых на уроках географии;
4) определить методику применения технологии игровой деятельности на уроках географии;
5) проанализировать опыт использования технологии игровой деятельности на уроках географии в 5 – 6 классах.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, сравнение и обобщение результатов.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, список источников и литературы, приложений.
Одной из главных задач школы является не только передача определенного объема знаний учащимся, но и развитие познавательной деятельности, а именно познавательного интереса, творческого отношения, стремления к самостоятельному "извлечению" и обогащению знаний и умений, их применению в практической деятельности.
В результате исследования мы выявили, что применение технологии игровой деятельности в процессе обучения географии является эффективным методом, который способствует развитию у школьников познавательной активности.
Для определения особенностей использования технологии игровой деятельности как средства развития познавательной деятельности обучающихся на уроках географии были рассмотрены понятие «игра», «игровая деятельность» с психолого – педагогической точки зрения, значение игр в учебно – воспитательном процессе.
В процессе исследования изучена классификация и характеристика игр, применяемых на уроках географии, проанализирован опыт их использования на уроках. Различные виды игр стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают их аналитические способности, пространственное мышление и воображение. Они также способствуют формированию умений работать в команде, слушать других и аргументировать свою точку зрения.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. [20]
В рамках исследования проведены уроки географии и использованием технологии игровой деятельности на разных этапах урока, определена методика проведения игр на уроках географии в 5 – 6 классах. Игровые методы позволяют учителю адаптировать материал под индивидуальные особенности каждого ученика, что способствует более глубокому и осмысленному усвоению знаний.
Таким образом, применение технологии игровой деятельности на уроках географии не только делает процесс обучения более интересным и разнообразным, но и способствует развитию ключевых навыков и компетенций учащихся. Используя методы наблюдения, сравнения и обобщения результатов сделан вывод о высокой эффективности технологии игровой деятельности, используемой с целью повышения познавательной активности школьников.
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” // ГАРАНТ: База документов информационно – правовой системы: официальный сайт. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=m3uieabinm269892239 (дата обращения: 23.11.2024). – Текст : электронный
2. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 (ред. от 19.03.2024) Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74223) // ГАРАНТ: База документов информационно – правовой системы: официальный сайт. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения: 23.11.2024). – Текст : электронный
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ: База документов информационно – правовой системы: официальный сайт. – URL : https://base.garant.ru/405590287/ (дата обращения: 01.12.2024). – Текст : электронный.
Книги, периодические издания
4. Буркин, Е. И. Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока / Е. И. Буркин. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 30-33.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. / Л.С. Выготский – Москва: Просвещение, 2021. – 93 с.
6. География : 5 – 6-е классы : учебник / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина [и др.]. – 12-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 191 с. : ил., карты. – (Полярная звезда). ISBN 978-5-09-102550-7.
7. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – Текст : непосредственный // Издательство Смысл, 2019. - 423 с. – (Живая классика). - ISBN 978-5-89357-389-3
8. Михайлова н.н., Юсфин с.М., Касицина н.в. педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Книга 1 Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А.С. Русакова. — СПб.: образовательные проекты, 2023 — 208 с. — (Школа для каждого — школа для всех).
9. Николина В. В. География. Методические рекомендации. Поурочные разработки. 5-6 классы : методическое пособие / В.В. Николина. – Текст : непосредственный // Москва : Просвещение, 2023. – 192 с. - ISBN 978-5-09-108808-3
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Текст : непосредственный // Москва: Издательство АСТ, 2020. – 960 с., ил. – (Наследие эпох). ISBN 978-5-17-114740-2
11. Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков : учебно-методическое пособие / Н. С. Чинькова, Е. Ю. Никитина; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск] : Южно- Уральский центр РАО, 2019 – 227 с. – 500 экз. –Текст : непосредственный. ISBN 978-5-907210-78-3
12. Ушатикова, И.И. Игропедагогика : учебное пособие / И. И. Ушатикова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019 – 144 с.
Электронные ресурсы
13. Амраен Е.Н. Технология игровой деятельности / Е.Н. Армаен (дата публикации 10.01.2024) URL : https://kolokolchik-golp-ds6.edumsko.ru/articles/post/3388751 (дата обращения: 15.12.2024).
14. Барсукова И.С. Особенности использования дидактических игр на уроках географии в 5 классе / И.С. Барсукова // Вестник науки №11 (80) том 3. – 2024 - С. 555 - 560. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/18755 (дата обращения: 29.11.2024 г.)
15. География. 8 класс Урок «Географическое положение нашей Родины» // ЯКласс. URL : https://www.yaklass.ru/p/geografiya/8-klass/geograficheskoe-prostranstvo-rossii-6583318/geograficheskoe-polozhenie-nashei-rodiny-6583319/re-7b1fd69a-d732-48a2-acaf-c09b54b4493b/pe?resultId=4171508493&c=2 (дата обращения: 15.12.2024).
16. Гнедько Н.Г. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) / Н.Г. Гнедько. – Текст : электронный. (дата публикации 03.09.2021) URL : https://attestation-gnedkods38.edumsko.ru/attestation/post/2766591 (дата обращения: 16.12.2024).
17. Игровые технологии обучения // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024. — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/igrovye_tehnologii_obucheniya/ (дата обращения: 21.12.2024).
18. Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания учебного предмета «География» в 2024/2025 учебном году – Текст : электронный // Единое содержание общего образования – Москва. URL : https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/07/10_inf_metod-pismo-geografiya.pdf (дата обращения: 15.12.2024).
19. Кондратьева В.Б. Особенности организации учебной деятельности учащихся с учетом типа темперамента // Педагогика: история, перспективы. 2022. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-s-uchetom-tipa-temperamenta (дата обращения: 25.12.2024).
20. Панкова О.В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности / О.В. Панкова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №7 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.11.2024).
21. Смирнова Н.Е., Солодова И.Л., Царева Л.А. Преподавание учебного предмета «География» в 5-6 классах в условиях обновления содержания общего образования Методические материалы для педагогов, внедряющих обновлённый ФГОС ООО – Текст : электронный // Москва. – 2023. URL : https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2023/10/metodicheskie-materialy-geografija.pdf?ysclid=m3ul93oz1r731064087 (дата обращения: 15.12.2024).