Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)

Работа №165408

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: дошкольное отделение «Солнышко» МОУ Дмитровской прогимназии № 5 имени К.А. Аверьянова (Московская область, г. Дмитров).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Есть приложения.

Введение 6
Глава 1. Современное состояние проблемы страхов у детей дошкольного возраста 11
1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у детей дошкольного возраста 11
1.2 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста 22
1.3 Гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста 33
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Эмпирическое изучение страхов у детей дошкольного возраста: гендерный аспект 42
2.1 Цель, задачи и организация исследования 42
2.2 Методы исследования, направленные на изучение страхов у детей дошкольного возраста, статистическая обработка данных, анализ и результаты исследования 43
2.3 Рекомендации, направленные на коррекцию страхов детей дошкольного возраста 60
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение 1. Характеристика выборки исследования 79
Приложение 2. Результаты диагностического исследования 81

Актуальность исследования. Неотъемлемой частью человеческой жизни выступает страх, который обусловлен природными особенностями всех живых существ в целом. Под страхом в общепринятом виде понимается некоторая отрицательная эмоция, возникающая в результате опасности или угрозы существования человека, причем такая опасность может быть как реальной, так и воображаемой.
Страх, как природный защитный механизм, исторически являлся важным фактором существования человека – в частности в древние времена люди, проживая в неблагоприятных природных условиях, когда повсюду им грозила опасность, спасали свои жизни благодаря страху. Так они прятались от стихийных бедствий и хищных животных, впоследствии адаптируясь к новым условиям жизни.
Однако в современном мире данный природный защитный механизм никуда не исчез. Несмотря на то, что сейчас в значительной мере улучшились условия существования человека, его все также подстерегают опасности – он может испытывать страх в силу социального, политического, экономического, психологического или иного фактора, а от нестабильной ситуации в обществе и мире у него часто развиваются такие качества, как боязливость, мнительность, настороженность, тревожность.
Проявляться страх начинает уже с рождения. При этом детские страхи имеют отдельную категорию в психологических исследованиях, что обусловлено особенностями эмоционального развития детей. Многие авторы, в частности А.А. Бодалев, Л.И. Божович и В.С. Мухина, отмечают заметную уязвимость эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в особенности детская психика чувствительна к отрицательным воздействиям, что формирует у них страхи. Кроме того, детские страхи могут в значительной степени оказывать влияние на дальнейшее развитие личности и выступать причиной многих психологических травм во взрослом возрасте.
Исследования проблемы страхов у детей дошкольного возраста в научной психологической литературе (в частности научные работы А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Ю.В. Щербатых) раскрывают сущность страхов, особенностей их проявления, видов, а также факторов, влияющих на их возникновение. При этом многие исследователи отмечают наличие гендерных особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста – различается как общая боязливость детей, так и выраженность тех или иных страхов (медицинских, ночных, пространственных, страха смерти, животных, сказочных персонажей и прочее).
Таким образом, актуальность исследования выбранной проблемы обусловлена увеличением общего количества стрессовых факторов в современном обществе, а также уязвимостью психики детей дошкольного возраста к негативным воздействиям, которая имеет различные проявления у мальчиков и девочек. В связи с этим необходимо эмпирическое изучение проблемы гендерных особенностей страхов у детей дошкольного возраста, а также разработка практических рекомендаций по их коррекции.
В связи с этим была выбрана тема выпускной квалификационной работы – «Гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста на примере МОУ Дмитровская прогимназия номер 5 имени К.А. Аверьянова, дошкольное определение «Солнышко»», и определена ключевая проблема исследования – выявление различий проявления страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста и способов их коррекции.
История изучения темы. Изучением проблемы гендерных особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как – В.В. Ветрова, В.К. Вилюнас, Л.С. Волкова, Н.Г. Вологодина, B.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Зеньковский, К.Э. Изард, М. Клейн, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова, а также Л.А. Петровская, A.M. Прихожан, А.С. Спиваковская, З. Фрейд, М.П. Чередникова, Ю.В. Щербатых, А.В. Уханова и многие другие авторы.
Наиболее всесторонне особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста описаны в работах А.И. Захарова, где также указаны гендерные различия, особенности возникновения и проявления страхов и основные способы коррекции. В трудах В.И. Гарбузова, А.С. Спиваковской, М.П. Чередниковой раскрыта сущность страха и особенности его появления, а в научных работах Р.В. Овчаровой и Ю.В. Щербатых представлены классификации страхов. В свою очередь Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Петровская и многие другие описывают общие особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Целью работы является: выявление гендерных особенностей страхов у детей дошкольного возраста на примере дошкольного отделения «Солнышко» МОУ Дмитровской прогимназии № 5 имени К.А. Аверьянова.
Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста.
Предмет – гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) описать современное состояние проблемы страхов у детей дошкольного возраста;
2) провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у детей дошкольного возраста;
3) выявить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста;
4) охарактеризовать гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста;
5) провести эмпирическое изучение страхов у детей дошкольного возраста на примере дошкольного отделения «Солнышко» МОУ Дмитровской прогимназии № 5 имени К.А. Аверьянова, рассмотрев гендерный аспект, описать цель, задачи, методы и организацию исследования, провести обработку данных и анализ результатов;
6) разработать рекомендации, направленные на коррекцию страхов детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: гендерные особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста проявляются в следующем – девочки обладают большим количеством страхов, чем мальчики, причем виды проявляющихся страхов у девочек более разнообразны, чем у мальчиков, у которых преобладают пространственные страхи, страхи физического ущерба и смерти.
Методы исследования:
1) теоретические методы – описательный, теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы – тестирование, проективные методики, беседа, качественный и количественный анализ результатов.
Используемые диагностические методики: «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова), «Беседа о страхах» (А.И. Захаров), «Мои страхи» (А.И. Захаров), тест «Кактус» (М.А. Панфилова).
Теоретическо-методологические основания работы составили: труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, К.Э. Изарда, В.Н. Карандашева, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, А.М. Прихожан, в которых представлена характеристика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, научные работы таких исследователей, как – В.И. Гарбузов, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, М.П. Чередникова и Ю.В. Щербатых, посвященные описанию сущности страха, его видов и особенностей проявления у детей, а также труды А.И. Захарова, В.В. Зеньковского, М.А. Панфиловой, Л.А. Петровской и A.M. Прихожан, описывающие гендерные особенности проявления страхов у дошкольников.
База и выборка исследования: дошкольное отделение «Солнышко» Муниципального общеобразовательного учреждения Дмитровская прогимназия № 5 имени Героя Советского Союза К.А. Аверьянова. В исследовании приняли участи 40 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Теоретическая значимость: в данной работе представлен расширенный обзор психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у детей дошкольного возраста, охарактеризовано понятие «страх», описаны его виды и особенности проявления в дошкольном возрасте, представлены и систематизированы теоретические представления о гендерных различиях проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: выявленные гендерные особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста в ходе эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений в целях планирования коррекционно-развивающей работы с воспитанниками по развитию их эмоциональной сферы. Кроме того, представленные в работе практические рекомендации, направленные на коррекцию страхов детей дошкольного возраста, будут внедрены в непосредственную работу с детьми дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух основных глав (первая глава имеет три раздела, вторая глава – четыре раздела), заключения, списка использованных источников из 66 наименований и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема страхов у детей дошкольного возраста, в частности гендерный ее аспект, является актуальной психолого-педагогической проблемой. Важно выявление особенностей проявления страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста и дальнейший их учет в коррекционной работе.
С целью выявления гендерных особенностей страхов у детей дошкольного возраста были реализованы аналитическое и исследовательское направления научной работы на базе дошкольного отделения «Солнышко» МОУ Дмитровской прогимназии № 5 имени К.А. Аверьянова.
В данном исследовании в обобщенном виде излагаются эмпирические результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы. Так анализ теоретико-методологической научной литературы по проблеме позволил сделать следующие выводы:
1) страх представляет собой некоторую отрицательную эмоцию или психологическое состояние, возникающее в результате как реальной, так и воображаемой угрозы существования человека;
2) исследованию человеческих страхов посвящено множество научных трудов, однако особую категорию составляют детские страхи, являющиеся возрастными, и имеющие свои характеристики проявления, обусловленные индивидуально-личностными особенностями детей, их социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, а также центральным новообразованием возрастного этапа;
3) проявление страхов в дошкольном возрасте обусловлено уязвимостью психики детей к негативным воздействиям. При этом основными причинами возникновения детских страхов являются – негативный опыт ребенка, запугивания взрослых, высокая тревожность самих родителей и гиперопека, их агрессивное поведение, психические расстройства ребенка, конфликты со сверстниками и конфликты родителей;
4) детские страхи имеют различные формы проявления – сильный испуг, постоянная боязнь чего-либо, замкнутость или, наоборот, чрезмерная активность;
5) большинство детских страхов являются возрастными и проходят по мере их развития. При этом преобладающие виды страхов видоизменяются с возрастом – так у младших дошкольников преобладает страх одиночества, темноты и замкнутого пространства, а у старших дошкольников – страх смерти, животных, природных явлений, войны. Однако детские страхи могут быть невротическими, имеющими патологический характер;
6) существуют гендерные особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста – для мальчиков свойственна повышенная тревожность, но меньшее количество страхов в отличии от девочек;
7) для мальчиков младшего дошкольного возраста характерно преобладание страха сказочных персонажей, крови, высоты, неожиданных звуков, уколов и боли, а у девочек данного возраста – страха одиночества, темноты, боли, замкнутого пространства, крови и уколов;
8) для мальчиков старшего дошкольного возраста преобладающим страхом является страх смерти, глубины, огня, нападения и войны, а для девочек – страх смерти, животных, сказочных персонажей, глубины, огня, нападения и войны, заболеваний и наказаний;
9) существующие особенности проявления страхов детей обусловлены общими гендерными различиями в психическом развитии мальчиков и девочек дошкольного возраста, различиями их эмоционально-поведенческой и коммуникативной сфер.
Исследовательский этап научной работы позволил получить следующие результаты:
1) у мальчиков старшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровни общего количества страхов – по 45% соответственно, в то время как у девочек – средний (50%) и еще практически у трети (30%) – высокий;
2) девочки старшего дошкольного возраста обладают большим количеством страхов (в среднем 12-13), чем мальчики (в среднем 9), что в целом соответствует возрастной норме с небольшим преувеличением количества страхов у девочек;
3) у мальчиков старшего дошкольного возраста в наибольшей степени выражены такие страхи, как – страх смерти (65%), страх физических ущербов (55%) и пространственные страхи (50%);
4) у девочек старшего дошкольного возраста в наибольшей степени выражены такие страхи, как – страх смерти (90%), медицинские страхи (71%), социальные страхи (69%), страх физических ущербов (67%) и пространственные страхи (67%);
5) девочки старшего дошкольного возраста имеют более разнообразные виды страхов, чем мальчики, причем выраженность видов страхов у девочек более высокая в отличие от мальчиков;
6) у мальчиков старшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровни выраженности преобладающего страха – по 45% соответственно, в то время как у девочек – высокий (45%) и средний (40%);
7) девочки более эмоциональны и открыты в проявлении своих страхов, чем мальчики, они не боятся показаться слабыми, что, в том числе, определено социальными стереотипами воспитания;
8) у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень общего эмоционального состояния – 55% и 40% соответственно, что говорит о благоприятном состоянии, однако порой их могут тревожить внутренние переживания и страхи, еще практически у трети девочек (30%) в равной степени выявлен высокий и низкий уровни. Девочки более выражено проявляют негативные состояния и эмоции, чем мальчики.
Таким образом, гипотеза исследования была доказана. Значит, гендерные особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста проявляются в следующем – девочки обладают большим количеством страхов, чем мальчики, причем виды проявляющихся страхов у девочек более разнообразны, чем у мальчиков, у которых преобладают пространственные страхи, страхи физического ущерба и смерти.
На основе полученных результатов также были подготовлены практические рекомендации по коррекции детских страхов, описаны коррекционные методы и направления терапии. Выявленные гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста и предложенные рекомендации в дальнейшем будут использованы в практической работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения, а также родителями детей. Это позволит снизить общее количество страхов у детей, выраженность отдельных видов страхов и повысить уровень общего эмоционального состояния старших дошкольников.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 672 с.
2. Авдеева, Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – М., 1982. – 187 с.
3. Аверин, В.А. Психология человека от рождения до смерти. – М.: Юрайт, 2019. – 658 с.
4. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
5. Баринов, Д.Н. Страх как социальный феномен // Гуманитарный научный вестник, 2019. – № 2. – С. 39–48.
6. Батуев, А.С. Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь / А.С. Батуев, Е.П. Ильин, Л.В. Соколова. – СПб.: Печатный двор им. А.М. Горького, 2007. – 672 с.
7. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанец. – М.: Медицина, 2019. – 179 с.
8. Бодалев, А.А. Психология о личности. – М.: Юрайт, 2021. – 189 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Юрайт, 2022. – 403 с.
10. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби; пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 447 с.
11. Венгер, А.Л. Клиническая психология развития / А.Л. Венгер, Е.И. Морозова. – М.: Юрайт, 2023. – 312 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2023. – 160 с.
13. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994. – 160 с.
14. Гусева, Л.М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, 1997. – 64 с.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. – 700 с.
16. Дорофеева, Г.А. Страхи: определение, виды, причины // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2002. – № 5 (28). – С. 177–184.
17. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира: Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, шк. психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – СПб.: Тускарора, 2000. – 180 с.
18. Захаров, А.И. Детские неврозы. – М.: Юрайт, 2023. – 193 с.
19. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – М.: Речь, 2019. –313 с.
20. Зобов, А.С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях: на примере школьников старшего возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01. – Рязань, 1982. – 197 с.
21. Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2019. – 289 с.
22. Ильин, Е.П. Психология страха. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
23. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека. – М.: Смысл, 2019. – 412 c.
24. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 2021. – 256 с.
25. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 303 с.
26. Кемпински, А. Экзистенциальная психиатрия / А. Кемпински; науч. ред. пер. А.А. Боричев. – М.: Совершенство, 1998. – 316 с.
27. Ковалев, А.Г. Психология / А.Г. Ковалев, А.А. Степанов, С.Б. Шабалин. – М.: Юрайт, 2023. – 287 с.
28. Комер, Р. Патопсихология поведения: нарушения и патологии психики. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 638 с.
29. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. – М.: Юрайт. – 361 с.
30. Косицкий, Г.И. Нервная система и «стресс» / Г.И. Косицкий, В.М. Смирнов. – М.: Наука, 2020. – 207 с.
31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; науч. ред. пер. Т.В. Прохоренко. – М.: Смысл, 2019. – 939 c.
32. Кузьмина, М.А. Детский невроз страха. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 208 с.
33. Лакосина, Н.Д. Клиническая психология / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 413 с.
34. Ланских, М.В. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методов сюжетно-ролевых игр / М.В. Ланских, Т.А. Андронова // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – С. 348–352.
35. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Юрайт, 2019. – 285 с.
36. Люблинская, А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 2021. – 416 с.
37. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников в условиях образовательного учреждения. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 158 с.
38. Мухина, В.С. Детская психология. – М.: Юрайт, 2022. – 354 с.
39. Никифоров, А.С. Неврология: полный толковый словарь. – М.: Эксмо, 2010. – 460 с.
40. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 345 с.
41. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2020. – 447 с.
42. Огольцова, Е.Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е.Г. Огольцова, А.А. Пануровская // Молодой ученый, 2020. – № 11 (301). – С. 259–261.
43. Осипов, Н.Е. О психоанализе. – М.: Юрайт, 2019. – 32 с.
44. Павлов, И.П. Физиология. Избранные труды. – М.: Юрайт, 2023. – 402 с.
45. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов. – М.: Гном, 2018. – 160 с.
46. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Юрайт, 2023. – 178 с.
47. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349 с.
48. Погорелова, Е.И. Тревога как фактор развития личности. – Таганрог, 2002. – 151 c.
49. Поладова, Г.М. Особенности тревожно-фобических нарушений у детей дошкольного возраста / Г.М. Поладова, М.А. Магомедова // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019. – № 11 (39). – С. 269–274.
50. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – М.: Юрайт, 2023. – 194 с.
51. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Воронеж, 2000. – 305 с.
52. Ребер, А. Оксфордский толковый словарь по психологии. – М.: Вече, АСТ, 2002. – 1152 с.
53. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Юрайт, 2023. – 412 с.
54. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 416 с.
55. Смолярчук, И.В., Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста / И.В. Смолярчук, Е.Д. Сафонова, А.С. Ивкина // Гаудеамус, 2021. – № 2 (26). – С. 94–100.
56. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. – М.: Юрайт, 2023. – 199 с.
57. Татаринцева, А.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук. – СПб: Речь, 2017. – 226 с.
58. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы / З. Фрейд; науч. ред. пер. Л. Голлербах. – М.: Юрайт, 2023. – 165 с.
59. Черникова, О.А. Психология. – М.: Юрайт, 2019. – 48 с.
60. Щербатых, Ю.В. Психология страха. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 504 с.
61. Эльконин, Д.Б. Детская психология. – М.: Юрайт, 2023. – 386 с.
62. Mortimer, J. How TV violence hits kids // Education digest, 1994. – Vol. 60. – № 2. – P. 16–19
63. Raffety, B.D. Facilitating and debilitating trait anxiety, situational anxiety, and coping with an anticipated stressor: a process analysis / B.D. Raffety, R.E. Smith, J.T. Ptacek // J Pers Soc Psychol, 1997. – Vol. 72. – № 4. – P. 892–906.
64. Rescorla, L. Behavioral and emotional problems reported by parents of children ages 6 to 16 in 31 societies // Journal of emotional and behavioral disorders, 2007. – Vol. 15. – №.3. – P. 130–142.
65. Rickels, K. What is generalized anxiety disorder? / K. Rickels, M.A. Rynn // J Clin Psychiatry, 2001. – Vol. 62. – № 11. – P. 4–12.
66. Zucker, K.F. Gender Identity Disorder // Child and Adolescent Psychiatry. Ed. by M. Rutter and E. Taylor. 4th ed. Oxford: Blackwell, 2002. – P. 737–753.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ