Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТАБЛИЦ

Работа №165395

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц 10
1.1 Анализ понятия «монологическая речь» в психолого-педагогическом
контексте 10
1.2 Особенности формирования монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Характеристика мнемотаблиц как средства формирования
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию монологической речи
у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц 24
2.1 Диагностика сформированное™ монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 24
2.2 Использование мнемотаблиц как средства формирования монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Анализ эффективности работы по формированию монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста 35
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А Результаты исследования сформированности монологической речи (констатирующий этап) 50
Приложение Б Календарно-тематическое планирование по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 52
Приложение В Результаты исследования сформированности монологической речи (контрольный этап) 75
Приложение Г Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию мнемотаблиц как средства формирования монологической речи у детей дошкольного возраста 77


Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована важной ролью речи в жизни человека. Речь выступает неотъемлемым компонентом существования и жизнедеятельности любого индивида, она служит средством общения и механизмом для объединения людей в группы. Речь является условием социализации личности, успешность которой обусловлена разнообразием и богатством речевого общения человека с окружающими его людьми.
Речь - это специфичный вид деятельности, посредством которого люди строят свои отношения друг с другом, что продиктовано темпами развития современного общества. Это подчеркивается в нормативно-правовых актах. В пункте 3 статьи 26 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения» В пункте 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право на изучение русского языка как родного языка» [27], [49].
Государственная программа «Развития образования» на 2019-2025 годы провозглашает необходимость изучения языка на всех уровнях образования. Министерство просвещения России утвердило ведомственную целевую программу «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» [38], [40].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» провозглашает необходимость формирования речевых умений на всех уровнях образования. В связи со сказанным, актуализируется вопрос речевых умений, значимым периодом для формирования которых является дошкольное детство. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное речевое развитие ребенка, закладываются речевые способности, накапливается словарный запас, формируются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи [41].
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок монологической речи. В качестве рабочего в настоящей выпускной квалификационной работе принято определение, предложенное исследователем детской речи, академиком Александром Николаевичем Гвоздевым: «Монологическая речь - это связная речь одного лица,
коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности».
Особенности формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем. У детей 6-7 лет хорошо развита устная речь, они знают произведения детской литературы, активно оперируют всеми частями речи, знают и правильно употребляют род, умеют подбирать синонимы, антонимы, имеют представление о многозначных словах. Дошкольники способны составлять рассказы: по картине, по представлению, по памяти, по собственным впечатлениям. Дети способны к пересказу прослушанного литературного произведения, услышанной или увиденной информации.
Огромную лепту в формирование монологической речи вносят наглядные методы, среди которых особое место занимает мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, выступающая в роли плана- подсказки, по которой может строить свой рассказ. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Базой экспериментального исследования по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 "Осиктакан" п. Тура». С целью определения
сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста проведено исследование, в котором участвовали 20 детей, посещающих подготовительную группу. В качестве диагностического инструментария использованы: методика «Обследование связной речи» (авторы - О. С. Ушакова, Е. М. Струнина), методика «Обследование связной речи» (автор - В. П. Глухов).
Результаты проведенной диагностики показали, монологическая речь детей старшего дошкольного возраста сформирована преимущественно на среднем уровне. Для выполнения заданий, связанных с пересказом или составлением рассказа по картинке, большинству дошкольников требуется направленная помощь педагога. Они могут предложить заглавие тексту, однако предложенные названия не отличаются оригинальностью, просты и в основном повторяются. Также при помощи педагога дети могут выделить основные структурные части текста и расположить их, не нарушив целостность текста. При помощи наводящих вопросов педагога могут наполнить своё высказывание содержанием, а также дополнить чужое высказывание. В монологической речи детей передаётся смысловая сторона высказывания, сложные предложения используются редко, сопровождаются пропуском главных и второстепенных членов предложения...


1. Ануфриенко, Е. В. Развитие связной монологической речи детей подготовительной группы средствами ТРИЗ - технологий / Е. В. Ануфриенко,
А. Е. Ануфриенко // Инновационные технологии в совершенствовании качества образования : Материалы международной научно - практической конференции. В 2-х частях, Благовещенск, 15 мая 2017 года. - Благовещенск : Дальневосточный государственный аграрный университет,
2017. - С. 11 - 15.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.
3. Байгулова, Н. В. Педагогические результаты реализации проекта
по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н. В. Байгулова, О. В. Чепурная // Мир науки, культуры, образования. - 2016. -
№ 3. - С. 11 - 14.
4. Безруких, М. М. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте / М. М. Безруких, А. С. Верба, Т. А. Филиппова, В. В. Иванов // Российский психологический журнал. - 2021. - № 4. - С. 5 - 17.
5. Бичева, И. Б. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. И. Кузнецова, Е. А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59.- С. 87 - 90.
6. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев - Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «Модэк», 1996. - 256 с.
7. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно - методическое пособие. / Т. В. Большева. - Санкт - Петербург : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. - 96 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Норма, 1981. - 167 с.
9. Бутвина, О. Ю. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре / О. Ю. Бутвина, Л. К. Муратова // Вестник науки и образования. - 2019. - № 22-3 (76). - С. 53 - 55.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - Москва : Астрель. Транзиткнига, 2006. - 158 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, 2004. - 220с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт - Петербург : Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
13. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - Москва : Мозаика - Синтез, 2017. - 212 с.
14. Грозян, Н. Ф. Формирование у детей речевых навыков и умений строить рассуждения / Н. Ф. Грозян, Т. И. Прудникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 63 - 67.
15. Дедюкина, М. И. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок / М. И. Дедюкина, Н. Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62. - С. 67 - 69...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ