Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические основы формирования представлений о пространстве и
времени детей страшего дошкольного возраста 7
1.1 Анализ понятий «пространственные представления» и «временные
представления» в психолого-педагогическом контексте 7
1.2 Особенности формирования у старших дошкольников
пространственно-временных представлений 15
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры
в формировании пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Диагностика сформированности пространственно-временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Методические рекомендации по формированию пространственно -
временных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 36
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А 60
Приложение Б 65
Приложение В 70
Умение ориентироваться в пространстве и времени - базовые умения, которыми должен обладать человек. Начинать процесс формирования пространственных и временных представлений рекомендуется в дошкольном возрасте. Развитые пространственно-временные представления являются основой для творческого, интеллектуального, спортивного развития личности ребенка; способствуют последующему успешному освоению учебной деятельности. Данную тему в своих трудах с разных сторон рассматривают многие авторы: Б. Г. Ананьев, О. В. Бурачевская,
Н. Е. Веракса, З. М. Дунаева,А. Р. Лурия,Т. А. Мусейнбова, Т. Д. Рихтерман, Н. Я. Семаго, Д. Б. Эльконин [2; 7; 8; 14; 23; 28; 35; 40; 54] и другие.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования ставит одной из важных целей овладение элементарными математическими представлениями, что предполагает формирование пространственных представлений (знакомство с представлениями о пространственных свойствах и отношениях) и временных представлений (знакомство со свойствами времени) [46].
Одним из средств формирования пространственно-временных отношений является дидактическая игра - это отмечается в работах Б. Г. Ананьева, Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтиковой, Е. И. Щербаковой [2; 3; 35; 48; 52] и других.
Цель исследования - выявить и научно обосновать роль дидактической игры в формировании представлений о пространстве и времени детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - формирование пространственных и временных представлений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство формирования представлений о пространстве и времени детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ понятий «пространственные представления», «временные представления» в психолого-педагогическом контексте;
- описать особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу, направленную на диагностику сформированности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать процесс формирования пространственно-временных представлений старших дошкольников посредством дидактической игры;
- разработать методические рекомендации по формированию пространственно-временных представлений старших дошкольников посредством дидактической игры.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, обобщение педагогического опыта.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 40 «Калинка». Выборка исследования составила 20 детей старшего дошкольного возраста - 6-7 лет.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию пространственных и временных представлений старших дошкольников посредством дидактической игры...
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что на сегодняшний день существует несколько подходов к определению основных категорий выпускного исследования. В своей работе мы опирались на определение пространственных представлений А. Р. Лурии, определяющего их как деятельность, включающую в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела и окружающих предметов; и определение временных представлений Т. А. Мусейибовой: представления о
последовательности смены явлений и состоянии материи, куда относится смена времени суток, времен года и других, циклично повторяющихся явлений этого мира.
Мы выявили следующие особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников: понимание смысла пространственных отношений и умение определять положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому предмету, обозначать это словесно; умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, возможность перемещаться в нем, выполняя поставленные пространственные задачи; возможность ориентироваться не только на распорядок дня, но и по положению солнца; формирование в сознании ребенка категории «сутки», умение делить сутки на четыре части и осознавать каждую из них, формирование ременных словесных категорий «на рассвете», «в полдень», «в сумерки», «в полночь».
На базе МБДОУ «Детский сад № 40 «Калинка»» нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику
сформированности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, установившая наличие проблем на констатирующем этапе эксперимента, что подчеркнуло важность разработки
системы работы по формированию представлений дошкольников в данной группе.
Мы определили, что на констатирующем этапе эксперимента временные представления дошкольников были сформированы на среднем уровне у 25 % (8 человек), на низком уровне у 40 % (7 дошкольников) и на высоком уровне у 35 % (5дошкольников). Анализ результатов первичной диагностики
сформированности пространственных представлений по
методике Л.Б. Осиповой установить, что средним уровнем сформированности пространственных представлений обладают 55 % (11 дошкольников), низким - 20 % (4 дошкольника), а высоким 25 % (5 дошкольников). По методике М. Г. Аббасова результаты сформированности пространственных представлений разделились поровну: у 50 % (10 дошкольников) средний уровень
сформированности пространственных представлений, у остальных 50 % (10 человек) - низкий.
Нами были разработаны методические рекомендации с использованием дидактических игр, а также план работы по формированию пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста, рассчитанный на 6 месяцев.
В первый блок методической разработки вошли дидактические игры для формирования пространственных представлений старших дошкольников: «Повтори», «Будь внимательнее», «Человеческий пазл», «С разных берегов», «Место спасения», «Кого я загадал», «Дай пять», «По невиданным дорожкам», «Где же?», «Разгадай секрет», «Отправь всех по своим местам», «Что изменилось», «Графический диктант», «Лабиринт», «Пространственные задачи с условием».
Второй блок методической разработки представлен дидактическими играми на формирование временных представлений старших дошкольников. Он включает в себя дидактические игры «Что же нам поделать», «Продолжи», «День с Барсиком», «Мячик-солнце», «Паровоз всех дней недели», «Путешествие во времени», «Цифровая неделя», «Живая неделя», «Какое оно - это время года», «Кто больше», «От куда же такой сюрприз?», «Успеть за 30 секунд (за минуту)», «Тик-так часики», лото «Часовой».
В ходе проведения повторной диагностики нами были зафиксированы положительные изменения в уровнях сформированности у старших дошкольников пространственных и временных представлений.
Так, высокий уровень сформированности временных представлений на этапе констатирующего эксперименты был присущ 5 (25 %) дошкольникам, а на момент повторной диагностики 14 (70 %) дошкольникам - следовательно, вырос на 45 %. Средний уровень при первичном исследовании отмечался у 8 (40 %) дошкольников, при контрольном - у 5 (25 %). Снизился на 15 %. Низкий уровень сформированности временных представлений на моменте констатирующего эксперимента был зафиксирован у 7 (35 %) детей,
результаты контрольного эксперимента отметили низкий уровень лишь у 2 (10 %) дошкольников. Следовательно, Положительная динамика составила 25 %...
1. Аббасов, М. Г. Методика «Определение пространственных отношений между предметами» / М. Г. Аббасов. - URL: https://nsportal. ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/10/19/metodiki- napravlennye-na-izuchenie (дата обращения 4.02.2023)
2. Ананьев, Б. Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных отношений / Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломов. - Москва : Просвещение, 1961. - 197 с.
3. Ананьев, Б. Г. Пространственное различение / Б. Г. Ананьев. - Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1955. - 188 с.
4. Бокова, О. А. Развитие наглядно-образного мышления
дошкольников средствами дидактических игр: результаты
экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения / О. А. Бокова, Д. Н. Рыбин, И. И. Никулин // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 260 - 264.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова. - Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 160 с.
7. Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 21 - 24.
8. Веракса, Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - URL: http://www.firo.ru/?page id=11684 (дата обращения 4.12.2022).
9. Галлямова, Р. Ф. Методика исследования развития временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста / Р. Ф. Галлямова. - URL: https://vseuroki.pro/doc/metodika-issledovaniya-razvitiya-vremennyh- predstavleniy-u-detey- starshe go-doshkolno go-vozrasta-rf- gallyamovoy .html (Дата обращения: 10.09.2022 )
10. Герман, Я. Н. Возможности моделирования в процессе формирования временных представлений у дошкольного возраста / Я. Н. Герман // Вестник Науки и Творчества. - 2022. - № 1. - С. 5 - 9.
11. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
12. Градова, Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Градова Галина Николаевна; Российский государственный педагогический университет им.
А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2010. - 24 с.
13. Досмагамбетова, Д. Ж. Учебные задания как средство формирования временных представлений у старших дошкольников / Д. Ж. Досмагамбетова // Проблемы современного педагогического образования. - № 1. - 2022. - С. 73 - 75.
14. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: метод. пособие / З. М. Дунаева. - Москва: Советский спорт, 2006. - 144 с.
15. Дьяконова, Е. С. Совершенствование процесса формирования временных представлений старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО / Е. С. Дьяконова // Научные вести. - 2020. - №. 12. - С. 77 - 81...54