ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КРИТЕРИЙ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ 8
1.1 Критерий установления инвалидности. 8
1.2 Порядок установления инвалидности. 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ 18
2.1 Понятие страховой пенсии по инвалидности 18
2.2 Понятие и условия предоставления страховой пенсии по инвалидности 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Актуальность темы исследования. Социальная защита - это государственная система помощи и поддержки населения, позволяющая обеспечивать гражданам такие условия существования, которые соответствуют общепризнанным социальным нормам; инструмент социальной политики, направленный на преодоление последствий наступления социальных рисков (потери работы, болезни, инвалидности, старости и т. д.).
Анализ Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод граждан в области труда; семейной жизни; материнства, отцовства и детства; здоровья; окружающей среды; социального обеспечения, страхования и поддержки. В России важнейшим субъектом социальной защиты является государство, т. к. основная часть социальных услуг финансируется за счет бюджета или внебюджетных социальных фондов и предоставляется бесплатно.
Пенсионное страхование является одним из видов социального страхования пожилых граждан, прекративших трудовую деятельность. Функция государственной системы пенсионного страхования заключается в защите пожилых членов общества от последствий утраты заработка или иного дохода ввиду потери способности полноценно трудиться, в т. ч. при достижении возраста выхода на пенсию. Для функционирования пенсионного страхования создаются страховые пенсионные фонды, за счет которых и осуществляется страховое обеспечение путем выплаты пособий, пенсий и пр.
Актуальность развития пенсионного страхования в России обусловлена выполняемой им ролью в социальной сфере. Государственное (обязательное) пенсионное страхование является основным институтом социальной защиты пожилых граждан. Система государственного пенсионного страхования осуществляет выплаты пенсий почти 42 млн. россиян . При этом обязательное пенсионное страхование непосредственно затрагивает интересы всего российского общества, т. к. принцип солидарности поколений подразумевает, что участниками этой системы являются не только нынешние получатели пенсий, но и молодые люди. Вместе с тем невысокая величина пенсий, выплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, может привести к тому, что в вопросе поддержания жизни граждан пенсионного возраста важное место займет добровольное (негосударственное) пенсионное страхование.
Назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое и актуальное значение для российской политики в сфере социальной защиты населения, так как, обеспечение инвалидов является одной из главных задач государства. Несмотря на регулярные индексации, в России эта социальная группа получает довольно низкие суммы пособий.
На данном этапе в России тема инвалидности является актуальной темой, так как обычные травмы впоследствии могут привести к тому, что человек может утратить способности, к трудовой и профессиональной деятельности и что может привести, к таким последствиям, что человек окажется в инвалидной коляске, но бывают и другие обстоятельства, когда человек рождается с особенностями в развитии.
Рассматриваемая тема изучалась в трудах Российских ученых, которые раскрывают тему инвалидности, например, такие, как Галаганов В.П., Шайхатдинов В. Ш., а также Гусева Т.С., и Лушников А.М.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области предоставления пенсий по инвалидности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие предоставление пенсий по инвалидности.
Целью исследования работы является изучение критериев и порядка установления инвалидности, а также пенсионного обеспечения по инвалидности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основания определения группы инвалидности;
- проанализировать функции пенсионного обеспечения инвалидов;
- рассмотреть понятие и условия предоставления страховой пенсии по инвалидности.
Методологическую основу (методы исследования) составили методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
Правовую основу данной работы составляют: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ, Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27–ФЗ, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167– ФЗ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 дек. 2001 № 173–ФЗ, Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424–ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ, Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом», Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», Блохина О.С. Пенсионная реформа: оценка основных показателей развития пенсионной системы России – 2023., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования – 2024., Роик В.Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт: монография – 2024., Роик В. Д. Социальная политика. Теория и история: учебник для вузов – 2024., Апелляционное определение Санкт–Петербургского городского суда от 09.06.2020., Апелляционное определение Московского городского суда от 01.06.2022.
Правовое положение инвалидов в России регламентируют более 500 нормативно-правовых актов разного уровня. Учитывая это и с целью обеспечения большей информированности населения, в том числе инвалидов, и содействия четкой правоприменительной деятельности считаю целесообразным провести систематизацию нормативного материала по социальной защите инвалидов.
Как лица, ограниченные в работоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании организационно-правовых условий для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реализации права на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего, как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма.
Для реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты определяющие и регламентирующие государственную политику в области социальной защиты инвалидов.
При исследовании функций пенсионного обеспечения мы выявили, что в иерархии принципов пенсионного обеспечения не существует такого принципа, как охранительная функция.
Под охранительной функцией пенсионного обеспечения мы понимаем меры государства по своевременному и реальному обеспечению прав граждан на пенсионное обслуживание и охрану общественных отношений, связанных с пенсионным обеспечением.
Правотворческая функция пенсионного обеспечения означает своевременное, справедливое, надлежащие создание правовых норм в сфере пенсионного обеспечения.
Правотворчество в целом является одной из функций государства, которая заключается в издании нормативных правовых актов народом, государственными органами, должностными лицами.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на создание достойных условий жизни и деятельности инвалидов, на реализацию предоставляемых им наравне с другими гражданами прав и свобод, на создание для инвалидов равных возможностей, обеспечивающих им полноценную жизнь, эффективную интеграцию в семью и общество.
Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены: медицинская и социальная.
Согласно медицинской модели инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе.
Согласно социальной модели, инвалидность — это социальная проблема, а не свойство человека. Проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Она призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, к приспособлению их к условиям жизни среди здоровых людей. Это включает в себя создание доступной среды, поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами
В нашей стране организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями.
В Российской Федерации осуществляется всеобъемлющая материальная поддержка инвалидов, выражающаяся в трех основных видах выплат:
- страховая пенсия по инвалидности, право на которую «имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы». Важно отметить, что назначается подобная пенсия лицам «независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы». В свою очередь, процедура подачи заявления для назначения страховой пенсии вполне стандартна, так достаточно обратиться в территориальный орган СФР и предоставить все необходимые документы, а именно: паспорт, документы, подтверждающие трудовой стаж и установление инвалидности, в том числе и группу инвалидности;
- социальная пенсия по инвалидности, право на которую имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам и лицам, совершившим преднамеренное причинение вреда собственному здоровью, которое привело к инвалидности, в случае полного отсутствия у них страхового стажа.
Пенсия представляет собой основную и наиболее значимую разновидность социального обеспечения.
1. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией №217А от 10 декабря 1948 г. и ратифицированная в РФ Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬ 1998. – № 14. – Ст. 1514.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (ред. от 29.05.2024 № 108-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
4. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27–ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 632-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.
5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ (ред. от 13.07.2024 № 184-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
6. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167– ФЗ (ред. от 29.10.2024 № 367-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 дек. 2001 № 173–ФЗ (ред. 08.12.2020 № 429-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4920.
8. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424–ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 632-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52. – Ст. 6989.
9. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ (ред. от 29.05.2024 № 108-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52. – Ст. 6965.
10. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом» (ред. от 28.11.2023 № 2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. – № 15. – Ст. 2506.
11. Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н (ред. от 06.10.2021 № 680н) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2019 г. № 56528) (в ред. Приказа Минтруда России от 06.10.2021 № 680н) (Электронный ресурс) / СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 21.12.2024).
2. Научная и учебная литература:
12. Блохина О.С. Пенсионная реформа: оценка основных показателей развития пенсионной системы России: журнал / О. С. Блохина – Экономика труда. – 2023. – Т. 10, – № 10. – С. 1585-1598.
13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования. 5–е изд., перераб. и доп. / Е. Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт, – 2024. – 449 с.
14. Роик В.Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт: монография / В. Д. Роик. – М.: Издательство Юрайт, – 2024. – С. 116-118.
15. Роик В. Д. Социальная политика. Теория и история: учебник для вузов / В. Д. Роик. – М.: Издательство Юрайт, – 2024. – С. 6-7.
3. Материалы судебной практики:
16. Апелляционное определение Санкт–Петербургского городского суда от 09.06.2020 N 33–7175/2020 по делу N 2–7030/2019. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 13.11.2024).
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 01.06.2022 по делу N 33–12113/2022. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 13.11.2024).
4. Электронные ресурсы удаленного доступа:
18. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с расходованием средств Фонда социального страхования Российской Федерации. URL: https://fasvvo.arbitr.ru (дата обращения: 13.11.2024).
19. Сведения о численности пенсионеров, состоящих на учете в системе СФР, и среднем размере назначенного им пенсионного обеспечения в номинальном выражении. Социальный Фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/files/id/statistics/2023/75–01_YAnvar_2023.xlsx (дата обращения: 13.11.2024).