Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ В ШКОЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа №165358

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Коммуникативная методика: исторический аспект 8
1.2 Сущностная характеристика современного понимания
коммуникативной методики 16
1.3 Анализ работы учителей по использованию коммуникативной
методики 24
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию коммуникативной
методики на уроках иностранного языка 36
2.1 Констатирующий этап 36
2.2 Этапы, сущность опытно-экспериментальной работы 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А Анкета для учителей «Использование коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании» 63
Приложение Б Анкета для обучающихся 10-х классов «Выявление уровня мотивации к изучению иностранного языка» 65
Приложение В Методическая разработка «Ролевая игра Advice column» 67
Приложение Г Аутентичный материал с заданиями «Why do people quit social media» 70
Приложение Д Проект по созданию сайта «My hobby»

Современные тенденции мирового развития предполагают принципиальные изменения взаимоотношения народов, культур и языков в мире. В таких условиях современность активизирует коммуникацию, что предполагает владение иностранными языками. Поэтому будет правомерно утверждение, что в современном мире, тяготеющем к многополярности, владение иностранным языком — это не просто полезный навык, а жизненная необходимость, а обучение иностранному языку в современном мире решает важные задачи помощи подрастающему поколению быстро и адекватно освоить необходимые навыки жизни в меняющемся мире. Кроме этого, изучение иностранных языков способствует сохранению языкового наследия человечества и содействует развитию личности, ее самовыражению, творчеству, расширению языкового разнообразия в образовательном пространстве, а также обеспечивает всеобщий доступ через глобальные сети к любой информации, которая представлена в Интернете на различных языках.
Современная парадигма обучения иностранному языку в школе, так или иначе, включают в себя как систему уже зарекомендовавших себя средств обучения иностранному языку, так и новые подходы, зачастую имеющие инновационные черты. Но при этом необходимо понимать, что любой переход к новой системе обучения иностранным языкам зависит в первую очередь от тех целей, которые актуализируются в данный исторический период времени.
Обучение иностранным языкам в настоящее время непосредственно связано с усилением его коммуникативной направленности, что обусловлено социальным заказом общества, нуждающегося в людях, способных пользоваться средствами изучаемого языка в соответствии с целями и условиями общения.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что приоритетность коммуникативной методики, которая является мейнстримом в современном методическом пространстве второй половины XX в. - начала XXI в., объясняется в значительной степени необходимостью достижения целей коммуникации в различных сферах жизнедеятельности, от бытовых до профессиональных. Поэтому совершенно объясним факт синтеза речевых и языковых умений человека и уровня развития его коммуникативных умений и компетенций. Всему этому необходимо учить обучающихся еще в школе.
С первых дней появления коммуникативная методика не перестает быть предметом научного интереса. Основы коммуникативной методики рассматривались такими ведущими учеными-методистами как Д. А. Бельгибаевой, И. Л. Бим, В. Г. Костомаровым, Е. С. Кузнецовой, Е. И. Пассовым и др.
Однако, несмотря на признание коммуникативной методики мировым сообществом актуальным подходом в обучении иностранному языку, не всегда можно наблюдать ее эффективность в условиях общеобразовательных учреждений. Это объясняется тем, что многие учителя принимают идею важности коммуникативной методики на современном этапе, но часто полагают, что коммуникативная методика едина и абстрактна, в то время как существуют тенденции развития коммуникативной методики, и, как следствие, в настоящее время можно наблюдать наличие разнообразных проявлений коммуникативной методики. Помимо этого, не всегда учебные материалы соответствуют интересам обучающихся, что в свою очередь затрудняет процесс творческого самовыражения и не позволяет реализовать коммуникативную методику целостно.
Учитывая все вышесказанное, мы можем предположить, что актуальность нашей работы вызвана приоритетностью использования в иноязычном образовании коммуникативной методики, что обусловлено требованиями современного мира.
Цель исследования - изучить современные тенденции коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании и провести опытно-экспериментальную работу по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой современное состояние коммуникативной методики основано на тенденции ее развития и существования различных вариантов, где приоритетным является учет интересов и реализацию творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в школе.
Предмет исследования - использование современных тенденций коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании.
С целью эффективного выполнения выдвинутой в данной работе цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект коммуникативной методики;
2) раскрыть понятие, специфику, содержание коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании;
3) дать характеристику современному пониманию коммуникативной методики;
4) изучить и проанализировать опыт работы учителей по использованию коммуникативной методики;
5) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению
эффективности современных тенденций коммуникативной методики.
Методологической основой исследования является компетентностный и коммуникативный подходы.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- обобщение;
- дескриптивный метод;
- анкетирование;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Лесосибирска, частная школа английского языка EngLand в г. Лесосибирске.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 74 страницы.
Некоторые результаты проведенной работы были доложены на студенческой научно-практической конференции ЛПИ-филиала СФУ (апрель 2022 г. - первое место в секции «Актуальные проблемы английской филологии и иноязычного образования») и на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве», секция для студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (апрель 2022 г.).
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Мальцева, М. В. Роль коммуникативной методики в формировании коммуникативной компетентности обучающихся старших классов / М. В. Мальцева // Образование. Культура. Общество : сборник научных трудов / ответственный редактор Л.А. Павлов. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 25-27.
2. Мальцева, М. В. Использование конструктора сайтов Tilda для реализации метода проектов по иностранному языку в контексте применения коммуникативной методики / М. В. Мальцева, // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник статей Международной научно - практической конференции / ответственный редактор А. А. Сукиасян. - Калуга, 2022. - С. 156-160.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведения исследования мы выяснили, что коммуникативная методика является фундаментальной основой обучения иностранному языку в современной школе. Так, рассматривая исторический аспект коммуникативной методики, мы пришли к выводу о том, что идеи и принципы данной методики опираются на методы обучения иностранному языку, чья эффективность доказана временем. Однако, в результате диахронического анализа доминантных концептов и процедур в области становления коммуникативной методики, можно с уверенностью утверждать, что в качестве эффективности данной методики выступает направленность процесса изучения языка на использование языковых средств в процессе общения.
Мы определили, что коммуникативная методика - это методика, направленная на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных речевых ситуациях. Также мы выявили, что сущность коммуникативной методики состоит в направленном создании стимулов, побуждающих обучающихся к усвоению учебного материала, а также в создании на уроке психологически комфортной атмосферы, условий, при которых обучающиеся испытывают чувство радости и удовлетворения от общения на иностранном языке с учителем и друг с другом.
В настоящем исследовании мы также отразили современное понимание коммуникативной методики. Изучив источники по теме исследования, нами было установлено, что цель использования коммуникативной методики целенаправленно состоит в вовлечении обучающихся в прагматическое и функциональное использование языка посредством обеспечения реальных речевых ситуаций с использованием языковых средств иностранного языка.
Изучив и проанализировав опыт учителей по применению коммуникативной методики, мы пришли к выводу о том, что максимальную эффективность коммуникативной методики не всегда удается обеспечить в виду упущения ориентации материала на интересы обучающихся и реализацию их творческого потенциала.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что современное состояние коммуникативной методики основано на тенденции ее развития и существования различных вариантов, где приоритетным является учет интересов и реализацию творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка. Так, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка. В ходе нашего эксперимента мы использовали такие методы и приемы обучения, как разработанные нами ролевые игры, материалы проектной направленности и использование аутентичных материалов.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили рост мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и значительное улучшение предметных результатов.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении современных тенденций коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании и проведению опытно-экспериментальную работу по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка.



1. Афанасьева, О. В. Английский язык. Rainbow English. Учебник для 10¬х классов / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. - Москва : Просвещение, 2021. - 248 с.
2. Афанасьева, О. В. Английский язык. Spotlight Английский в фокусе. Базовый уровень. Учебник для 10-х классов / О. В. Афанасьева, Б. Оби, Д. Дули. - Москва : Просвещение, 2021. - 248 с.
3. Бельгибаева, Д.А. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Д. А. Бельгибаева // Вестник КАСУ. — 2005. — №2. — с.21-22. - URL: https://vestnik-kafu.info/authors/47/(дата обращения 09.02.2020)
4. Борхес, X. Л. Аналитический язык Джона Уилкенса / X. Л. Борхес [пер. Е. Лысенко] - Москва : Азбука, 2016. - 320 с. - ISBN 978-5-5417-6527-2.
5. Бырдина, О. Г. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся посредством технологии активного говорения / Бырдина О. Г., С. Г. Долженко // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 5. - С. 18 - 24.
6. Васюра, С. А. О разработке методики изучения направленности коммуникативной активности / С. А. Васюра // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2 2021. - С. 266-274.
7. Вербицкая М. В. Английский язык. Forward Углубленный уровень. Учебник для 10-х классов / М. В. Вербицкая, К. К. Джейн, X. Боб и др. - Москва : Просвещение, 2021. - 216 с.
8. Герасименко, Е. Е. Особенности коммуникативной методики преподавания иностранных языков / Е.Е. Г ерасименко // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 1 (49). - С. 35 - 37.
9. Гришаева, Е.Б. Коммуникативный подход в диахроническом аспекте: за и против / Е. Б. Гришаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5. - С. 582 - 585.
10. Гурвич, П.Б. Коррективно-подготовительный аспект методики
преподавания иностранных языков. Учебное пособие / П. Б. Гурвич. - Владимир : Владимирский государственный педагогический институт им. П. И. Лебедева-Полянского, 1982. — 77 с. - URL:
https://www.booksite.ru/fulltext/gurvic. (дата обращения 09.02.2020)
11. Давыдова, Ю. Г. Сущность понятия «Коммуникативный подход» в современной методике преподавания иностранных языков / Ю. Г. Давыдова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - № 5. - С. 832 - 840.
12. Исмаилова, Р. Современные подходы в преподавании английского языка / Р. Исмаилова, У. Кулижанов, Д. Хабибрахманова // Scientific progress. - 2022. - №1. - С. 309 - 312.
13. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам : теория и практика / Г. А. Китайгородская. - Москва : Высшая школа, 2009. - 277 с. -URL: https://dlib.rsl.ru/01004133611(дата обращения 11.02.2022).
14. Куваева, А. С. Система упражнений в современной компетентностной парадигме обучения устной иноязычной речи: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Куваева Алена Сергеевна ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Москва, 2018. - 250 с.
15. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Лингвистика и межкультур. Коммуникация» / А. А. Миролюбов. - Москва : СТУПЕНИ ИНФРА-М, 2002. - 446 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002406301(дата обращения 09.02.2020)
16. Миронова, О. А. Групповая работа обучающихся на уроке иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции / О. А. Миронова, Г. В. Крошенинникова, И. А. Батракова // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 6. - С. 27 - 33.
17. Мусаелян, И. Ф. Современное структурное представление коммуникативной компетенции и условия её формирования в методике преподавания иностранных языков / И. Ф. Мусаелян // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 3 2021. - С. 67-72.
18. Одилжонова, Ш. Применение технологии Critical Thinking на уроках английского языка / Ш. Одилжонова, Т. Исмонова // Science and Education. - 2022. - №1. - С. 1020 - 1026.
19. Павлова, Л. В. Профессионально-методическая подготовка будущего учителя иностранного языка в условиях новой лингво-образовательной парадигмы / Л. В. Павлова // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 12. - С. 4 - 10.
20. Пассов, Е. И. Теория методики. Иноязычное образование: организация и управление / Е. И. Пассов. - Липецк : Типография, 2015. - 548 с. - ISBN 978¬5-88337-186-7.
21. Пассов, Е. И. Терминосистема методики как теории и технологии иноязычного образования / Е. И. Пассов. - Липецк : Типография, 2016. - 735 с.
- 978-5-94947-194-4.
22. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва : Феникс, Глосса-Пресс, 2010. - 640 с. -URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001445897(дата обращения 10.02.2022).
23. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии
иноязычного образования / Е.И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва : Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с. - URL:
https://www.rki.msu.ru/source/Biblioteka/osnovy kommunikatiynoi teorii (дата
обращения 09.02.2020).
24. Петров, Д. Ю. 16 уроков английского языка: начальный курс / Д. Ю. Петров. - Москва : ЭКСМО, 2015. - 221 с. - ISBN 978-5-699-69967-4.
25. Петров, Д. Ю. Английский язык. 16 уроков: продвинутый курс / Д. Ю. Петров. - Москва : Изд-во Дмитрия Петрова, 2016. - 266 с. - ISBN 978-5-9906571-0-6.
26. Петрусевич, П. Ю. Методика формирования лексической компетенции школьников при освоении ими нескольких иностранных языков: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Петрусевич Полина Юрьевна; Институт высшего образования. Ижевск, 2019. - 195 с.
27. Тарева, Е. Г. Современный учебник иностранного языка: вопросы концептуального и технологического моделирования / Е. Г. Тарева, И. П. Твердохлебова // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 7. - С. 2 - 4.
28. Тьерри, К. Эмоциональный дискомфорт учащихся на занятиях по иностранному языку и поиск путей его устранения с учетом современных реалий / К. Тьерри // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 9. - С. 31 - 40.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования] : Федеральный закон от 17 декабря 2010 г. N 1897 (ред. от 11.12.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_110255/(дата обращения 20.03.22).
30. Якубова, С. М. Обучение студентов английскому языку с использованием коммуникативной методики / С. М. Якубова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №1. - С. 1 - 3.
31. Banagbanag, R. A. ESL Teachers' Attitudes and Competence on Communicative Language Teaching (CLT) Methodology / R. A. Banagbanag // Universal Journal of Educational Research. - 2020. - № 8. - P. 285 - 289.
32. Brumfit, C. J. Communicative Methodology in Language Teaching. / C. J. Brumfit // Методическое пособие. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 81 pp. -URL: teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files(дата обращения 10.02.2022).
33. Brumfit, C. J. General English syllabus design / C. J. Brumfit // Методическое пособие. — Oxford : British Council, 2016. - 93 pp. -URL: teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files(дата обращения 10.02.2022).
34. Canva дизайны проектов. - URL: https://www.canva.com/(дата обращения 20.03.22).
35. Chithra, P. Comparative Study of Grammar Translation Method (GTM) and Communicative Language Teaching (CLT) in Language Teaching Methodology / P. Chithra // Semantic Scholar. - 2018. - № 5. - P. 1 - 9.
36. Dervic, M. Prerogative of lexical approach in communicative language teaching / M. Dervic, S. Becirovic // European Journal of Education Studies. - 2020. - № 3. - P. 56 - 69.
37. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes // In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/2-On-Communicative-Competence- Hymes. (дата обращения 09.02.2022).
38. Jabri, U. The Implementation of Communicative Language Teaching (CLT) in Teaching English / U. Jabri, I. Samad // Semantic Scholar. - 2021. - № 2. - P. 1 - 15.
39. Jacobs, G. Student-Student Interaction. Simple, Powerful Strategies for Student Centered Learning / G. Jacobs // SpringerBriefs in Education. - 2016. - № 5. - P. 68 - 83.
40. Johnson, K. Communicative Syllabus Design and Methodology. / K. Johnson // Методическое пособие. — Oxford: Pergamon Press., 1982. - 110 pp. - URL: teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files(дата обращения 10.02.2022).
41. Long, M. H. Communicative Does second language instruction make a difference / M. H. Long // TESOL Quarterly. — 1983. - № 17. - P. 359 - 382. - URL: teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files(дата обращения 10.02.2022).
42. Mollel, I. How communicative language teaching method activate students learning processes in secondary schools in Tanzania / I. Mollel // International Journal of Linguistics. - 2021. - № 1. - P. 1 - 10.
43. Richards, J. Communicative Language Teaching Today / J. Richards // New York : Cambridge University Press, 2006. - 155 pp. -URL: https://www.professorjackrichards.com/wp-content/(дата обращения 10.02.2022).
44. Savignon, S. Communicative Competence: an Experiment in Foreign Language Teaching / S. Savignon // Center for Curriculum Development. — 1972. - № 11. - P. 237 - 257. -URL: teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files(дата обращения 10.02.2022).
45. Toro, V. The Use of the Communicative Language Teaching Approach to Improve Students’ Oral Skills / V. Toro, G. C. Minuche, E. P. Tapia, F. Paredes // English Language Teaching. - 2019. - № 1. - P. 110 - 118.
46. YouTube Видеохостинг -URL: https://www.youtube.com/(дата обращения 20.03.22).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ