СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ В ШКОЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
|
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Коммуникативная методика: исторический аспект 8
1.2 Сущностная характеристика современного понимания
коммуникативной методики 16
1.3 Анализ работы учителей по использованию коммуникативной
методики 24
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию коммуникативной
методики на уроках иностранного языка 36
2.1 Констатирующий этап 36
2.2 Этапы, сущность опытно-экспериментальной работы 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А Анкета для учителей «Использование коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании» 63
Приложение Б Анкета для обучающихся 10-х классов «Выявление уровня мотивации к изучению иностранного языка» 65
Приложение В Методическая разработка «Ролевая игра Advice column» 67
Приложение Г Аутентичный материал с заданиями «Why do people quit social media» 70
Приложение Д Проект по созданию сайта «My hobby»
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Коммуникативная методика: исторический аспект 8
1.2 Сущностная характеристика современного понимания
коммуникативной методики 16
1.3 Анализ работы учителей по использованию коммуникативной
методики 24
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию коммуникативной
методики на уроках иностранного языка 36
2.1 Констатирующий этап 36
2.2 Этапы, сущность опытно-экспериментальной работы 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А Анкета для учителей «Использование коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании» 63
Приложение Б Анкета для обучающихся 10-х классов «Выявление уровня мотивации к изучению иностранного языка» 65
Приложение В Методическая разработка «Ролевая игра Advice column» 67
Приложение Г Аутентичный материал с заданиями «Why do people quit social media» 70
Приложение Д Проект по созданию сайта «My hobby»
Современные тенденции мирового развития предполагают принципиальные изменения взаимоотношения народов, культур и языков в мире. В таких условиях современность активизирует коммуникацию, что предполагает владение иностранными языками. Поэтому будет правомерно утверждение, что в современном мире, тяготеющем к многополярности, владение иностранным языком — это не просто полезный навык, а жизненная необходимость, а обучение иностранному языку в современном мире решает важные задачи помощи подрастающему поколению быстро и адекватно освоить необходимые навыки жизни в меняющемся мире. Кроме этого, изучение иностранных языков способствует сохранению языкового наследия человечества и содействует развитию личности, ее самовыражению, творчеству, расширению языкового разнообразия в образовательном пространстве, а также обеспечивает всеобщий доступ через глобальные сети к любой информации, которая представлена в Интернете на различных языках.
Современная парадигма обучения иностранному языку в школе, так или иначе, включают в себя как систему уже зарекомендовавших себя средств обучения иностранному языку, так и новые подходы, зачастую имеющие инновационные черты. Но при этом необходимо понимать, что любой переход к новой системе обучения иностранным языкам зависит в первую очередь от тех целей, которые актуализируются в данный исторический период времени.
Обучение иностранным языкам в настоящее время непосредственно связано с усилением его коммуникативной направленности, что обусловлено социальным заказом общества, нуждающегося в людях, способных пользоваться средствами изучаемого языка в соответствии с целями и условиями общения.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что приоритетность коммуникативной методики, которая является мейнстримом в современном методическом пространстве второй половины XX в. - начала XXI в., объясняется в значительной степени необходимостью достижения целей коммуникации в различных сферах жизнедеятельности, от бытовых до профессиональных. Поэтому совершенно объясним факт синтеза речевых и языковых умений человека и уровня развития его коммуникативных умений и компетенций. Всему этому необходимо учить обучающихся еще в школе.
С первых дней появления коммуникативная методика не перестает быть предметом научного интереса. Основы коммуникативной методики рассматривались такими ведущими учеными-методистами как Д. А. Бельгибаевой, И. Л. Бим, В. Г. Костомаровым, Е. С. Кузнецовой, Е. И. Пассовым и др.
Однако, несмотря на признание коммуникативной методики мировым сообществом актуальным подходом в обучении иностранному языку, не всегда можно наблюдать ее эффективность в условиях общеобразовательных учреждений. Это объясняется тем, что многие учителя принимают идею важности коммуникативной методики на современном этапе, но часто полагают, что коммуникативная методика едина и абстрактна, в то время как существуют тенденции развития коммуникативной методики, и, как следствие, в настоящее время можно наблюдать наличие разнообразных проявлений коммуникативной методики. Помимо этого, не всегда учебные материалы соответствуют интересам обучающихся, что в свою очередь затрудняет процесс творческого самовыражения и не позволяет реализовать коммуникативную методику целостно.
Учитывая все вышесказанное, мы можем предположить, что актуальность нашей работы вызвана приоритетностью использования в иноязычном образовании коммуникативной методики, что обусловлено требованиями современного мира.
Цель исследования - изучить современные тенденции коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании и провести опытно-экспериментальную работу по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой современное состояние коммуникативной методики основано на тенденции ее развития и существования различных вариантов, где приоритетным является учет интересов и реализацию творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в школе.
Предмет исследования - использование современных тенденций коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании.
С целью эффективного выполнения выдвинутой в данной работе цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект коммуникативной методики;
2) раскрыть понятие, специфику, содержание коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании;
3) дать характеристику современному пониманию коммуникативной методики;
4) изучить и проанализировать опыт работы учителей по использованию коммуникативной методики;
5) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению
эффективности современных тенденций коммуникативной методики.
Методологической основой исследования является компетентностный и коммуникативный подходы.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- обобщение;
- дескриптивный метод;
- анкетирование;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Лесосибирска, частная школа английского языка EngLand в г. Лесосибирске.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 74 страницы.
Некоторые результаты проведенной работы были доложены на студенческой научно-практической конференции ЛПИ-филиала СФУ (апрель 2022 г. - первое место в секции «Актуальные проблемы английской филологии и иноязычного образования») и на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве», секция для студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (апрель 2022 г.).
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Мальцева, М. В. Роль коммуникативной методики в формировании коммуникативной компетентности обучающихся старших классов / М. В. Мальцева // Образование. Культура. Общество : сборник научных трудов / ответственный редактор Л.А. Павлов. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 25-27.
2. Мальцева, М. В. Использование конструктора сайтов Tilda для реализации метода проектов по иностранному языку в контексте применения коммуникативной методики / М. В. Мальцева, // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник статей Международной научно - практической конференции / ответственный редактор А. А. Сукиасян. - Калуга, 2022. - С. 156-160.
Современная парадигма обучения иностранному языку в школе, так или иначе, включают в себя как систему уже зарекомендовавших себя средств обучения иностранному языку, так и новые подходы, зачастую имеющие инновационные черты. Но при этом необходимо понимать, что любой переход к новой системе обучения иностранным языкам зависит в первую очередь от тех целей, которые актуализируются в данный исторический период времени.
Обучение иностранным языкам в настоящее время непосредственно связано с усилением его коммуникативной направленности, что обусловлено социальным заказом общества, нуждающегося в людях, способных пользоваться средствами изучаемого языка в соответствии с целями и условиями общения.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что приоритетность коммуникативной методики, которая является мейнстримом в современном методическом пространстве второй половины XX в. - начала XXI в., объясняется в значительной степени необходимостью достижения целей коммуникации в различных сферах жизнедеятельности, от бытовых до профессиональных. Поэтому совершенно объясним факт синтеза речевых и языковых умений человека и уровня развития его коммуникативных умений и компетенций. Всему этому необходимо учить обучающихся еще в школе.
С первых дней появления коммуникативная методика не перестает быть предметом научного интереса. Основы коммуникативной методики рассматривались такими ведущими учеными-методистами как Д. А. Бельгибаевой, И. Л. Бим, В. Г. Костомаровым, Е. С. Кузнецовой, Е. И. Пассовым и др.
Однако, несмотря на признание коммуникативной методики мировым сообществом актуальным подходом в обучении иностранному языку, не всегда можно наблюдать ее эффективность в условиях общеобразовательных учреждений. Это объясняется тем, что многие учителя принимают идею важности коммуникативной методики на современном этапе, но часто полагают, что коммуникативная методика едина и абстрактна, в то время как существуют тенденции развития коммуникативной методики, и, как следствие, в настоящее время можно наблюдать наличие разнообразных проявлений коммуникативной методики. Помимо этого, не всегда учебные материалы соответствуют интересам обучающихся, что в свою очередь затрудняет процесс творческого самовыражения и не позволяет реализовать коммуникативную методику целостно.
Учитывая все вышесказанное, мы можем предположить, что актуальность нашей работы вызвана приоритетностью использования в иноязычном образовании коммуникативной методики, что обусловлено требованиями современного мира.
Цель исследования - изучить современные тенденции коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании и провести опытно-экспериментальную работу по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой современное состояние коммуникативной методики основано на тенденции ее развития и существования различных вариантов, где приоритетным является учет интересов и реализацию творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в школе.
Предмет исследования - использование современных тенденций коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании.
С целью эффективного выполнения выдвинутой в данной работе цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект коммуникативной методики;
2) раскрыть понятие, специфику, содержание коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании;
3) дать характеристику современному пониманию коммуникативной методики;
4) изучить и проанализировать опыт работы учителей по использованию коммуникативной методики;
5) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению
эффективности современных тенденций коммуникативной методики.
Методологической основой исследования является компетентностный и коммуникативный подходы.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- обобщение;
- дескриптивный метод;
- анкетирование;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Лесосибирска, частная школа английского языка EngLand в г. Лесосибирске.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 74 страницы.
Некоторые результаты проведенной работы были доложены на студенческой научно-практической конференции ЛПИ-филиала СФУ (апрель 2022 г. - первое место в секции «Актуальные проблемы английской филологии и иноязычного образования») и на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве», секция для студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (апрель 2022 г.).
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Мальцева, М. В. Роль коммуникативной методики в формировании коммуникативной компетентности обучающихся старших классов / М. В. Мальцева // Образование. Культура. Общество : сборник научных трудов / ответственный редактор Л.А. Павлов. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 25-27.
2. Мальцева, М. В. Использование конструктора сайтов Tilda для реализации метода проектов по иностранному языку в контексте применения коммуникативной методики / М. В. Мальцева, // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник статей Международной научно - практической конференции / ответственный редактор А. А. Сукиасян. - Калуга, 2022. - С. 156-160.
В ходе проведения исследования мы выяснили, что коммуникативная методика является фундаментальной основой обучения иностранному языку в современной школе. Так, рассматривая исторический аспект коммуникативной методики, мы пришли к выводу о том, что идеи и принципы данной методики опираются на методы обучения иностранному языку, чья эффективность доказана временем. Однако, в результате диахронического анализа доминантных концептов и процедур в области становления коммуникативной методики, можно с уверенностью утверждать, что в качестве эффективности данной методики выступает направленность процесса изучения языка на использование языковых средств в процессе общения.
Мы определили, что коммуникативная методика - это методика, направленная на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных речевых ситуациях. Также мы выявили, что сущность коммуникативной методики состоит в направленном создании стимулов, побуждающих обучающихся к усвоению учебного материала, а также в создании на уроке психологически комфортной атмосферы, условий, при которых обучающиеся испытывают чувство радости и удовлетворения от общения на иностранном языке с учителем и друг с другом.
В настоящем исследовании мы также отразили современное понимание коммуникативной методики. Изучив источники по теме исследования, нами было установлено, что цель использования коммуникативной методики целенаправленно состоит в вовлечении обучающихся в прагматическое и функциональное использование языка посредством обеспечения реальных речевых ситуаций с использованием языковых средств иностранного языка.
Изучив и проанализировав опыт учителей по применению коммуникативной методики, мы пришли к выводу о том, что максимальную эффективность коммуникативной методики не всегда удается обеспечить в виду упущения ориентации материала на интересы обучающихся и реализацию их творческого потенциала.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что современное состояние коммуникативной методики основано на тенденции ее развития и существования различных вариантов, где приоритетным является учет интересов и реализацию творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка. Так, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка. В ходе нашего эксперимента мы использовали такие методы и приемы обучения, как разработанные нами ролевые игры, материалы проектной направленности и использование аутентичных материалов.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили рост мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и значительное улучшение предметных результатов.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении современных тенденций коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании и проведению опытно-экспериментальную работу по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка.
Мы определили, что коммуникативная методика - это методика, направленная на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных речевых ситуациях. Также мы выявили, что сущность коммуникативной методики состоит в направленном создании стимулов, побуждающих обучающихся к усвоению учебного материала, а также в создании на уроке психологически комфортной атмосферы, условий, при которых обучающиеся испытывают чувство радости и удовлетворения от общения на иностранном языке с учителем и друг с другом.
В настоящем исследовании мы также отразили современное понимание коммуникативной методики. Изучив источники по теме исследования, нами было установлено, что цель использования коммуникативной методики целенаправленно состоит в вовлечении обучающихся в прагматическое и функциональное использование языка посредством обеспечения реальных речевых ситуаций с использованием языковых средств иностранного языка.
Изучив и проанализировав опыт учителей по применению коммуникативной методики, мы пришли к выводу о том, что максимальную эффективность коммуникативной методики не всегда удается обеспечить в виду упущения ориентации материала на интересы обучающихся и реализацию их творческого потенциала.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что современное состояние коммуникативной методики основано на тенденции ее развития и существования различных вариантов, где приоритетным является учет интересов и реализацию творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка. Так, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка. В ходе нашего эксперимента мы использовали такие методы и приемы обучения, как разработанные нами ролевые игры, материалы проектной направленности и использование аутентичных материалов.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили рост мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и значительное улучшение предметных результатов.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении современных тенденций коммуникативной методики в школьном иноязычном образовании и проведению опытно-экспериментальную работу по использованию коммуникативной методики на уроках иностранного языка.
Подобные работы
- BLENDED LEARNING В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СОСТАВЛЕНИЯ КОМИКСОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка в бурятской школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Особенности реализации коммуникативной методики на занятиях по английскому языку с детьми 2-6 лет
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методика «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средство развития коммуникативных умений подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



