Введение 3
1 Специфика социокультурной реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья 9
1.1 Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья:
содержание, понятия, специфика, формы 9
1.2 Социокультурные формы реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья 20
2 Арт-патронаж как форма социально-культурной
деятельности 34
2.1 Арт-патронаж: содержание понятия 34
2.2 Проект «Искусство в каждый дом» 44
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А 82
Приложение Б 92
Приложение В 100
Приложение Г 101
Приложение Д 103
Приложение Е 105
Приложение Ж 108
Приложение И 110
Приложение К 112
Приложение Л 113
Приложение М 114
Приложение Н 115
Приложение П 117
Приложение Р 120
Приложение С
По данным Федеральной службы государственной статистики, на данный момент в Российской Федерации проживает 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что составляет 7% от всего населения страны. В Красноярском крае, в свою очередь, проживает 189 000 людей с инвалидностью, то есть, 6,5% от численности всего населения края. Из них, как показывает статистика:
- 9,8 тысяч детей-инвалидов;
- 2,9 тысяч инвалидов по слуху;
- 8,9 тысяч инвалидов по зрению;
- 3,4 тысячи инвалидов, использующих кресла-коляски.
Таким образом, статистические данные показывают, что в инклюзивных практиках в культурно-досуговых учреждениях Красноярского края, а следовательно, и самого Красноярска как столицы данного региона и самого крупного населённого пункта в нём нуждается около 10% его населения. (Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассии и Республике Тыва) Люди с инвалидностью испытывают ряд определённых трудностей, связанных, например, с дискриминацией по признаку здоровья, с финансовым положением, с обустроенностью городской среды и её приспособленностью для людей с особыми потребностями. Людям, чья жизнь сопряжена с трудностями, особенно необходимо реализовывать потребность в отдыхе, духовной и физической реабилитации, расслаблении и отвлечении от жизненных проблем. Все эти функции, согласно законодательству Российской Федерации, (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, 1992; 2019) должны выполнять культурно-досуговые учреждения. Однако в культурно-досуговых учреждениях, как правило, реализуются групповые формы работы, а не индивидуальные (в которых высока потребность у людей с инвалидностью), а также не всегда человек с инвалидностью имеет возможность попасть в культурно-досуговое учреждение. Поэтому актуальной представляется задача изучения арт-патронажа как формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема состоит в том, что такая практика (её содержание будет раскрыто во второй главе) пока ещё не применялась организованно в учреждениях культуры, поэтому неизвестно, насколько она востребована целевой аудиторией. Это предстоит выяснить.
Степень изученности проблемы
Термин «патронаж» в аспекте культурно-досуговой сферы обычно понимается как технология привлечения финансовых и иных ресурсов из внешних источников. Именно в данном понимании рассматривается патронаж над арт-сферой в монографии «Благотворительность в России и государственная политика» соавторов С. С. Сулакшина, Д. В. Бачуриной и ряда других, где косвенно рассматриваются вопросы патронажа над арт-сферой.
В. Шестаков подробно рассмотрел два типа патронажа над искусством: тип, характерный для США, и тип, характерный для Великобритании и попытался применить их опыт на ситуацию в России. Д. А. Майсекова рассказала о формах патронажа и привела позитивные примеры его практического влияния на некоторые учреждения культуры.
Косвенно затрагивается тема патронажа над искусством в статьях Л. А. Кудринской и Е. Л. Шековой («Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа» и «Проблемы и перспективы развития благотворительной деятельности российских компаний на примере Северо-Западного региона» соответственно).
Также патронаж как технология привлечения финансовых средств в учреждения культуры извне, как правило, рассматривается в учебной литературе по арт-менеджменту, например, в учебнике Е. Ф. Командышко, учебном пособии О. Ф. Морозовой, С. В. Костылева, Е. А. Ноздренко и В. С. Лузана.
Разумеется, вопросы взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья со сферой культуры являются очень социально значимыми и актуальными для исследования. Однако чаще всего инклюзивные практики рассматриваются исследователями в контексте образовательной деятельности. В качестве примера можно привести аналитический обзор Б. В. Беляевского, диссертацию Ж. С. Валеевой и О. И. Витвар. Затрагивается тема реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья в учебной литературе, предназначенной для студентов, осваивающих курс «социально-культурная деятельность»: И. М. Асановой, И. В. Воробьевой, Е. И. Григорьевой.
Помимо этого, исследователи обращают внимание на возможности применения арт-терапии - то есть, терапии посредством искусства и культурных практик - как психотерапевтической технологии в процессе адаптации и реадаптации людей с ограниченными возможностями. Чаще всего данная технология рассматривается как наиболее актуальная для детей с особенностями развития, например, методическое пособие соавторов А. С. Донченко, Е. Н. Филипповой и других, статью А. С. Литуновской и её соавторов. Применительно к более широкой целевой аудитории арт-терапия рассматривается реже. В качестве примера можно привести статью Н. В. Бибиковой, основанную на социальном исследовании, где автор приходит к выводу о положительном влиянии арт-терапии на гармонизацию социальных отношений и формирование утраченных социальных навыков.
Очень важное для данной темы исследование провели соавторы Е. И. Григорьевой, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева и И. С. Казакова. В своей статье «Теоретическое обеспечение социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства» они задаются вопросами, похожими на те, что лежат в основе этого исследования и приходят, как будет видно позже, к похожим выводам.
Объект
Объектом данного исследования является реабилитация людей с ограниченными возможностями.
Предмет
Предметом данного исследования является арт-патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать арт-патронаж как форму реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- раскрыть понятие «реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья»: содержание понятия, его специфику (отличие реабилитации людей с обычным здоровьем и людей с ОВЗ, рассмотреть социокультурную группу «люди с ограниченными возможностями здоровья» как специфическую аудиторию для социально-культурной деятельности), существующие формы реабилитации;
- выделить социокультурные формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучить понятие «арт-патронаж» и его содержание;
- разработать проект, позволяющий решить поставленные проблемы на местном уровне.
Методологические основы исследования
В ходе работы применяются исследование, сравнение, анализ, гипотетико-дедуктивный метод. Также был применен опросный метод с целью сбора статистических данных и выяснения запросов целевой аудитории, их отношение к предлагаемой услуге. Применение метода экспертного интервью позволило выяснить мнение профессионалов-руководителей в сфере социально-культурной деятельности о предполагаемом проекте, в основе которого лежит арт-патронаж.
Определение инвалидности и категории «люди с инвалидностью» были взяты из официальных законодательных актов, действующих на территории 6
Российской Федерации. Базой для определения и анализа содержания понятия «патронаж в арт-сфере» как фандрайзинговой послужила учебная литература (учебники В. С. Лузана, С. В. Костылева, Е. А. Ноздренко; В. И. Григорьевой, Е. И. Воробьёвой), статья Шековой и Шестаковой. Значимую роль в выпускной квалификационной работе сыграли исследования Н. В. Бибиковой, Исхаковой, Е. И. Григорьевой, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева и И. С. Казакова.
Теоретическая информация по социально-культурной деятельности основана на работах Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Н. Ярошенко.
Гипотеза
Гипотеза данного исследования заключается в том, что арт-патронаж как индивидуальная форма работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья отвечает их социокультурным потребностям.
Теоретическая значимость результатов
Исходя из анализа научно-теоретических трудов и исследований, касающихся тематики выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что исследователи патронажа и социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья не рассматривают арт-патронаж как форму реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде патронаж в арт-сфере рассматривался только как фандрайзинговая технология привлечения средств в сферу культуры. В работе вводится новое понятие арт-патронажа, выводятся его виды и функциональное содержание.
Практическая значимость результатов
Одним из значимых результатов выпускной квалификационной работы является разработка социокультурного проекта, в основе которого лежит арт- патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Основываясь на анализе теоретических материалов, расшифровке результатов экспертного интервью и опроса потенциальной целевой аудитории можно предположить, что реализация такого проекта поможет улучшить психологическое состояние реабилитантов - участников проекта - и удовлетворить их культурные и творческо-созидательные потребности.
Содержание
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В ходе написания исследование прошло несколько этапов в соответствии с задачами, обозначенными во введении данной работы.
Во-первых, была исследована и проанализирована целевая аудитория социокультурных проектов и социально-культурной деятельности в целом «люди с инвалидностью». Было выявлено: кто такие люди с инвалидностью, какие формы принимает инвалидность, как определяется инвалидность, как наиболее корректно с точки зрения этики называть данную категорию населения, какие проблемы они имеют и какие проблемы могут быть решены методами социально-культурной деятельности.
Во-вторых, были проанализированы формы реабилитационной работы с людьми с инвалидностью. Дано релевантное данному исследованию определение понятию «форма» и «реабилитация» на основании семантического, лингвистического, герменевтического анализа уже имеющихся определений, также проанализированы виды реабилитационной работы на основании законов, принятых в Российской Федерации, и формы, в которых реабилитационная работа с людьми с инвалидностью может быть реализована.
В-третьих, после проведения анализа теоретической базы, был проведён ряд практических исследований, в том числе, исследований рынка культурно-досуговых услуг, предоставляемых людям с инвалидностью в Красноярске. В результате анализа 17 культурно-досуговых учреждений, ориентированных в основном на людей с инвалидностью как на целевую аудиторию, и 21 наиболее крупного и известного культурно-досугового учреждения с более широкой аудиторией, была дана характеристика рынку культурно-досуговых услуг для людей с инвалидностью в Красноярске по следующим параметрам: транспортная доступность, виды услуг, предоставляемых учреждением, наличие бесплатных и платных услуг, виды льгот, представленность в информационном поле, режим работы, ценности, которые проповедует учреждение.
В результате всего вышеперечисленного был выявлен ряд проблем, характерных для людей с инвалидностью, которые можно и даже необходимо решить в настоящем времени (в том время как другие проблемы поддаются решению лишь посредством многоканальной, ресурсозатратной, длительной работы), в том числе проблемы психологического характера. Решение этих проблем требует индивидуального подхода, а как показал анализ рынка культурно-досуговых услуг - в индивидуальных услугах наблюдается недостаток. На основании этого противоречия была разработана новая форма социокультурной реабилитации для людей с инвалидностью - арт-патронаж.
Для того, чтобы вывести новое понятие, были проанализированы уже существующие определения данного термина и выведены варианты рабочего определения данного понятия. Экспертное интервью, взятое у трёх профессионалов, руководителей в сфере социально-культурной деятельности показало, что наиболее релевантным и исчерпывающим вариантом является такое определение: арт-патронаж - это форма реабилитации (реабилитационных мероприятий для) людей с ограниченными возможностями здоровья посредством предоставления ему культурной услуги на дому. Также был разработан рабочий вариант перечня видов арт-патронажа и его функции.
После этого был проведен социологический опрос на базе из 100 респондентов, являющихся людьми с инвалидностью. Анализ результатов опроса позволил выявить, что такая форма реабилитационной работы была бы актуальна для людей с инвалидностью, они в ней заинтересованы, и она соответствует их социокультурным потребностям. Также предположение об этом подтвердили эксперты в ходе экспертного интервью.
На основании всего вышеизложенного был разработан проект «Искусство в каждый дом», призванный решить проблему потребности людей с инвалидностью в культурных услугах, предоставляемых им в комфортных для них материальных и ментальных условиях, реализации их культурных потребностей, потребностей в творческой самореализации и положительном опыте коммуникативного общения.
Таким образом, в ходе написания дипломной работы были решены задачи, поставленные в начале исследования, а следовательно, достигнута цель. В результате анализа научно-теоретического материала по теме, а также проведения практического социологического исследования двух видов можно заключить, что гипотеза исследования - арт-патронаж отвечает социокультурным потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья - подтверждается.
Арт-патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и несёт в себе потенциал для решения проблем людей с инвалидностью как целевой аудитории; её использование способно положительно сказаться как на психологическом состоянии людей, так и на состоянии рынка культурно-досуговых услуг в целом.
1. АНО СИРЦ «Доступный мир» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kras-voi.ru/dostupnyj-mir/(дата обращения: 20.05.20.)
2. Арт-менеджмент: учебное пособие / О. Ф. Морозова [и др.]. ; Сиб. федер. ун-т, Гуманитар. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2016. - 185 с. - Библиогр.: с. 179¬184.
3. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
4. Басов Н.Ф.Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие / Под редакцией Н.Ф.Басова. - Санкт-Петербург : издательство КноРус, 2013. - 528 с.
5. Безруков В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург. - 2000.
6. Беляевский, Б. В Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, странах Европы и США : аналитический обзор / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования / Б. В. Белявский - Москва : Федер. ин-т развития образ, 2012. - 123 с.
7. Бибикова Н.В. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.
8. Большой медицинский словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.endic.ru/bigmed/Invalid-20291.html(дата обращения: 04.04.20.)
9. Валеева, Ж. С. Социализация личности подростков средствами артпедагогики в культурно-досуговой деятельности общеобразовательных учреждений : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Валеева Жанна Сергеевна. - Кемерово, 2007. - 21 с.
10. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Пaтpoнaж_(ceльcкoe_xoзяйcтвo) (дата обращения: 04.03.20.)
11. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] //
Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D 0%B7%D0%BC (дата обращения: 04.03.20.)
12. Викисловарь [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B4%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BC%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F (дата
обращения: 04.03.20.)
13. Витвар, О.И. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по социальной адаптации детей-инвалидов : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Витвар Оксана Ивановна. - Москва, 2001. - 167 с.
14. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
15. Галентерейный бизнес : практические советы, как эффективно управлять галереей / под ред. В. Бабкова. - Минск : А.Н. Вараксин, 2006. - 236 С.
16. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-6. - С. 33-37.
17. Головина Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - №4.
18. Городской дворец культуры (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gordk24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
19. ГОСТ Р 52495-2000. Социальное обслуживание населения. Термины и определения. Дата введения: 2007-01-01.
20. Государственная краевая молодёжная библиотека (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.yarsklib.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
21. Г осударственная универсальная научная библиотека Красноярского края (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kraslib.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
22. Государственный центр народного творчества Красноярского края
(официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.krasfolk.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
23. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права: учебное пособие // Санкт-Петербург: СПБГУ. - 2008 г. - 772 С.
24. Григорьева Е.И., Илларионова Н.Н., Ганичева Ю.В., Казакова И.С. Теоретическое обеспечение социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства // Вестник МГУКИ - 2016. - №3 (71). - 148-154 С.
25. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / Е. И. Григорьева. - Тамбов : ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.
26. Додонов В. Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. Большой юридический словарь // Изд. Инфра-М. - 2001 г. - 790 с.
27. Дом дружбы народов (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ddn24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
28. Дом искусств (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://domiskusstv24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
29. Дом кино (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.filmshouse.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
30. Дом офицеров (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://domoficerov24.ru/#(дата обращения: 20.05.20.)
31. Дом ученых (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://krasdu.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
32. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - Москва: Русский язык, 2000
33. Зотова Н. «Инвалиды» - правильное слово? Как говорить, чтобы не обидеть // BBC News от 27.09.18. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-45667220(дата обращения: 04.03.20.)
34. Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З., Исхакова Л.М. Анализ социальных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №12 (часть 4). - С. 732-735.
35. КГБУ «Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным
видам спорта» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www. kraysport.ru/institutions-and-organizations/centr_adapt (дата
обращения: 20.05.20.)
36. КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://krascskn.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
37. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. - Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. - Москва : издательство МГУКИ, 2004 - 539 с.
38. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.ohchr.org/RU/HRBodies/CRPD/Pages/ConventionRightsPersonsWithDi sabilities.aspx#1 (дата обращения: 04.03.20.)
39. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско- английский словарь // М., 2004 г. - 511 с.
40. Красноярская детская библиотека (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kkdb.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
41. Красноярская краевая организация всероссийского общества слепых (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kkrovos.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
42. Красноярская краевая специальная библиотека (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ksb-csr.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
43. Красноярская краевая филармония (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://krasfil.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
44. Красноярская местная общественная организация туристический клуб для инвалидов «Край света» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kraisveta.com/(дата обращения: 20.05.20.)
45. Красноярский краеведческий музей (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kkkm.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
46. Красноярское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://krasvog24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
47. Кудринская Л. А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе // Омский научный вестник. 2009. № 6 (82). С. 73-77.
48. Курорт «Озеро Учум» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--j1aefhbmdea3b.xn--p1ai/(дата обращения: 20.05.20.)
49. Лисовский В. А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / В.А.Лисовский, С.П.Евсеев. - Москва : издательство Советский спорт, 2004. - 320 с.
50. Литературный музей В.Астафьева (официальная группа ВКонтакте) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vk.com/litmuzey_krsk(дата обращения: 20.05.20.)
51. Майсекова Д.А. Спонсорство как элемент маркетинговой стратегии
52. Макаров А.В. Изучение культурно-досуговой деятельности в условиях ВУЗа / А.В.Макаров // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - №11.
53. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kcsonkir24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
54. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kcson-krsk24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
55. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения центрального района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.csocentr24.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
56. МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.csolen-krsk.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
57. МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://csogd.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
58. МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Советского района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cso-sov.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
59. МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Красноярска» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://social.novo-sibirsk.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
60. МБУ СО «Центр «Радуга» (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.grcr.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
61. Мерцалова Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференации. Том I. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2001. - 363 с.
62. Мигунова Ю.Ю. Теория и технология медико-социальной работы (для студентов лечебного факультета): Учебно-методическое пособие - Майкоп: ИН Магарин О.Г., 2015. - 68 с.
63. Моздокова Ю.С. Анимационная сущность игровых фестивалей инвалидов // Социально-культурная анимация от идеи к воплощению : материалы VII Международного форума, 7-19 декабря 2012 (Таиланд- Паттайия) М-во образования и науки Российской федерации, Федеральное гос.бюджетное образовательное учреждение высш.проф образования «Тамбовский гос ун-т им. Г.Р. Державина» ; [отв.ред. Е.И. Григорьевва]. Тамбов [и др.] : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.
64. Музей Б. Ряузова (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ryauzov.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
65. Музей им. Сурикова (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.surikov-museum.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
66. Мухамедиева С.А. Экономика социально-культурной сферы [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 071401 «Социально¬культурная деятельность» и направления подготовки 071800 «Социально- культурная деятельность» / С.А.Мухамедиева; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 130 с.
67. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М., 1997. - 944 с.
68. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019) // Режим доступа: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 05.01.20.)
69. Официальный сайт РООИ «Перспектива» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/(дата обращения: 04.03.20.)
70. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом
71. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
72. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
73. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»
74. Санаторий-профилакторий металлургов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://prodoctorov.ru/krasnoyarsk/lpu/8807-zhuravushka-sanatoriy/(дата обращения: 20.05.20.)
75. Семенова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов // Москва: «Дрофа» - 2008 г. - 800 С.
76. Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2008.
77. Словарь Даля [Электронный ресурс] // РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.endic.ru/dal/Invalid-11481.html(дата обращения: 03.04.20.)
78. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.endic.ru/fwords/Invalid-14265.html(дата обращения: 04.03.20.)
79. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / под ред. Е.И.Григорьевой, Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес- Наука-Общество», 2013
80. Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В., Каримова Г.Г., Киш И.Р., Куропаткина О.В., Макурина Л.А., Сулакшина А.С. Благотворительность в России и государственная поли тика: монография. Москва: Научный эксперт, 2013. 224 с.
81. Театр имени Пушкина (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sibdrama.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
82. Театр кукол (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.puppet24.com/(дата обращения: 20.05.20.)
83. Театр оперы и балета (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://krasopera.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
84. Технологии творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями / сост.: А.С.Донченко, Е.Н.Филиппова, Н.В.Холматова. - Сургут, 2012. - 116 с.
85. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.endic.ru/ozhegov/Invalid-10888.html(дата обращения: 03.04.20.)
86. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В.В.Туев // Ученые записки. - 2001. - №23.
87. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасии и Республике Тыва [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/
88. Ф.А.Юнусов. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом / МОСКВА: Общероссийский общественный фонд «Социальное развитие России». - 2004. - 310 с.
89. ФЗ от 24.11.95 №181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
90. Философская Энциклопедия. В 5-х т. - Москва: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
91. Формы и виды социальной реабилитации // Справочник
[Электронный ресурс] : Режим доступа:
https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_reabilitaciyatehnologii_i_metody/for my_i_vidy_socialnoy_reabilitacii/#formy-i-napravleniya-socialnoy-reabilitacii
92. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С.Сорвина. - Москва : ИНФРА-М, 2001. - 427 с.
93. Центр культурных инициатив (официальный сайт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.polzunova13.ru/(дата обращения: 20.05.20.)
Чижиков В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учебное
пособие / В.М.Чижиков, В.И.Чижиков. - Москва: МГУКИ, 2003. - 38 с.
95. Шекова Е. Л. Проблемы и перспективы развития благотворительной деятельности российских //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2007. №. 2.
96. Шестаков B. Два типа патронажа искусства: корона и финансовый капитал //Вопросы культурологии. - 2007. - №. 2. - С. 51-57.
97. Ярошенко Н.К. История и методология теории социально¬
культурной деятельности : учебник для магистрантов, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность» / Н.Н.Ярошенко ; М-во культуры Российской Федерации. - Москва : Московский гос. ун-т культуры и искусств, 20 - 359 с