APT-ПАТРОНАЖ КАК ФОРМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
|
Введение 3
1 Специфика социокультурной реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья 9
1.1 Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья:
содержание, понятия, специфика, формы 9
1.2 Социокультурные формы реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья 20
2 Арт-патронаж как форма социально-культурной
деятельности 34
2.1 Арт-патронаж: содержание понятия 34
2.2 Проект «Искусство в каждый дом» 44
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А 82
Приложение Б 92
Приложение В 100
Приложение Г 101
Приложение Д 103
Приложение Е 105
Приложение Ж 108
Приложение И 110
Приложение К 112
Приложение Л 113
Приложение М 114
Приложение Н 115
Приложение П 117
Приложение Р 120
Приложение С
1 Специфика социокультурной реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья 9
1.1 Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья:
содержание, понятия, специфика, формы 9
1.2 Социокультурные формы реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья 20
2 Арт-патронаж как форма социально-культурной
деятельности 34
2.1 Арт-патронаж: содержание понятия 34
2.2 Проект «Искусство в каждый дом» 44
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А 82
Приложение Б 92
Приложение В 100
Приложение Г 101
Приложение Д 103
Приложение Е 105
Приложение Ж 108
Приложение И 110
Приложение К 112
Приложение Л 113
Приложение М 114
Приложение Н 115
Приложение П 117
Приложение Р 120
Приложение С
По данным Федеральной службы государственной статистики, на данный момент в Российской Федерации проживает 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что составляет 7% от всего населения страны. В Красноярском крае, в свою очередь, проживает 189 000 людей с инвалидностью, то есть, 6,5% от численности всего населения края. Из них, как показывает статистика:
- 9,8 тысяч детей-инвалидов;
- 2,9 тысяч инвалидов по слуху;
- 8,9 тысяч инвалидов по зрению;
- 3,4 тысячи инвалидов, использующих кресла-коляски.
Таким образом, статистические данные показывают, что в инклюзивных практиках в культурно-досуговых учреждениях Красноярского края, а следовательно, и самого Красноярска как столицы данного региона и самого крупного населённого пункта в нём нуждается около 10% его населения. (Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассии и Республике Тыва) Люди с инвалидностью испытывают ряд определённых трудностей, связанных, например, с дискриминацией по признаку здоровья, с финансовым положением, с обустроенностью городской среды и её приспособленностью для людей с особыми потребностями. Людям, чья жизнь сопряжена с трудностями, особенно необходимо реализовывать потребность в отдыхе, духовной и физической реабилитации, расслаблении и отвлечении от жизненных проблем. Все эти функции, согласно законодательству Российской Федерации, (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, 1992; 2019) должны выполнять культурно-досуговые учреждения. Однако в культурно-досуговых учреждениях, как правило, реализуются групповые формы работы, а не индивидуальные (в которых высока потребность у людей с инвалидностью), а также не всегда человек с инвалидностью имеет возможность попасть в культурно-досуговое учреждение. Поэтому актуальной представляется задача изучения арт-патронажа как формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема состоит в том, что такая практика (её содержание будет раскрыто во второй главе) пока ещё не применялась организованно в учреждениях культуры, поэтому неизвестно, насколько она востребована целевой аудиторией. Это предстоит выяснить.
Степень изученности проблемы
Термин «патронаж» в аспекте культурно-досуговой сферы обычно понимается как технология привлечения финансовых и иных ресурсов из внешних источников. Именно в данном понимании рассматривается патронаж над арт-сферой в монографии «Благотворительность в России и государственная политика» соавторов С. С. Сулакшина, Д. В. Бачуриной и ряда других, где косвенно рассматриваются вопросы патронажа над арт-сферой.
В. Шестаков подробно рассмотрел два типа патронажа над искусством: тип, характерный для США, и тип, характерный для Великобритании и попытался применить их опыт на ситуацию в России. Д. А. Майсекова рассказала о формах патронажа и привела позитивные примеры его практического влияния на некоторые учреждения культуры.
Косвенно затрагивается тема патронажа над искусством в статьях Л. А. Кудринской и Е. Л. Шековой («Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа» и «Проблемы и перспективы развития благотворительной деятельности российских компаний на примере Северо-Западного региона» соответственно).
Также патронаж как технология привлечения финансовых средств в учреждения культуры извне, как правило, рассматривается в учебной литературе по арт-менеджменту, например, в учебнике Е. Ф. Командышко, учебном пособии О. Ф. Морозовой, С. В. Костылева, Е. А. Ноздренко и В. С. Лузана.
Разумеется, вопросы взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья со сферой культуры являются очень социально значимыми и актуальными для исследования. Однако чаще всего инклюзивные практики рассматриваются исследователями в контексте образовательной деятельности. В качестве примера можно привести аналитический обзор Б. В. Беляевского, диссертацию Ж. С. Валеевой и О. И. Витвар. Затрагивается тема реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья в учебной литературе, предназначенной для студентов, осваивающих курс «социально-культурная деятельность»: И. М. Асановой, И. В. Воробьевой, Е. И. Григорьевой.
Помимо этого, исследователи обращают внимание на возможности применения арт-терапии - то есть, терапии посредством искусства и культурных практик - как психотерапевтической технологии в процессе адаптации и реадаптации людей с ограниченными возможностями. Чаще всего данная технология рассматривается как наиболее актуальная для детей с особенностями развития, например, методическое пособие соавторов А. С. Донченко, Е. Н. Филипповой и других, статью А. С. Литуновской и её соавторов. Применительно к более широкой целевой аудитории арт-терапия рассматривается реже. В качестве примера можно привести статью Н. В. Бибиковой, основанную на социальном исследовании, где автор приходит к выводу о положительном влиянии арт-терапии на гармонизацию социальных отношений и формирование утраченных социальных навыков.
Очень важное для данной темы исследование провели соавторы Е. И. Григорьевой, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева и И. С. Казакова. В своей статье «Теоретическое обеспечение социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства» они задаются вопросами, похожими на те, что лежат в основе этого исследования и приходят, как будет видно позже, к похожим выводам.
Объект
Объектом данного исследования является реабилитация людей с ограниченными возможностями.
Предмет
Предметом данного исследования является арт-патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать арт-патронаж как форму реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- раскрыть понятие «реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья»: содержание понятия, его специфику (отличие реабилитации людей с обычным здоровьем и людей с ОВЗ, рассмотреть социокультурную группу «люди с ограниченными возможностями здоровья» как специфическую аудиторию для социально-культурной деятельности), существующие формы реабилитации;
- выделить социокультурные формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучить понятие «арт-патронаж» и его содержание;
- разработать проект, позволяющий решить поставленные проблемы на местном уровне.
Методологические основы исследования
В ходе работы применяются исследование, сравнение, анализ, гипотетико-дедуктивный метод. Также был применен опросный метод с целью сбора статистических данных и выяснения запросов целевой аудитории, их отношение к предлагаемой услуге. Применение метода экспертного интервью позволило выяснить мнение профессионалов-руководителей в сфере социально-культурной деятельности о предполагаемом проекте, в основе которого лежит арт-патронаж.
Определение инвалидности и категории «люди с инвалидностью» были взяты из официальных законодательных актов, действующих на территории 6
Российской Федерации. Базой для определения и анализа содержания понятия «патронаж в арт-сфере» как фандрайзинговой послужила учебная литература (учебники В. С. Лузана, С. В. Костылева, Е. А. Ноздренко; В. И. Григорьевой, Е. И. Воробьёвой), статья Шековой и Шестаковой. Значимую роль в выпускной квалификационной работе сыграли исследования Н. В. Бибиковой, Исхаковой, Е. И. Григорьевой, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева и И. С. Казакова.
Теоретическая информация по социально-культурной деятельности основана на работах Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Н. Ярошенко.
Гипотеза
Гипотеза данного исследования заключается в том, что арт-патронаж как индивидуальная форма работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья отвечает их социокультурным потребностям.
Теоретическая значимость результатов
Исходя из анализа научно-теоретических трудов и исследований, касающихся тематики выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что исследователи патронажа и социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья не рассматривают арт-патронаж как форму реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде патронаж в арт-сфере рассматривался только как фандрайзинговая технология привлечения средств в сферу культуры. В работе вводится новое понятие арт-патронажа, выводятся его виды и функциональное содержание.
Практическая значимость результатов
Одним из значимых результатов выпускной квалификационной работы является разработка социокультурного проекта, в основе которого лежит арт- патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Основываясь на анализе теоретических материалов, расшифровке результатов экспертного интервью и опроса потенциальной целевой аудитории можно предположить, что реализация такого проекта поможет улучшить психологическое состояние реабилитантов - участников проекта - и удовлетворить их культурные и творческо-созидательные потребности.
Содержание
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
- 9,8 тысяч детей-инвалидов;
- 2,9 тысяч инвалидов по слуху;
- 8,9 тысяч инвалидов по зрению;
- 3,4 тысячи инвалидов, использующих кресла-коляски.
Таким образом, статистические данные показывают, что в инклюзивных практиках в культурно-досуговых учреждениях Красноярского края, а следовательно, и самого Красноярска как столицы данного региона и самого крупного населённого пункта в нём нуждается около 10% его населения. (Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассии и Республике Тыва) Люди с инвалидностью испытывают ряд определённых трудностей, связанных, например, с дискриминацией по признаку здоровья, с финансовым положением, с обустроенностью городской среды и её приспособленностью для людей с особыми потребностями. Людям, чья жизнь сопряжена с трудностями, особенно необходимо реализовывать потребность в отдыхе, духовной и физической реабилитации, расслаблении и отвлечении от жизненных проблем. Все эти функции, согласно законодательству Российской Федерации, (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, 1992; 2019) должны выполнять культурно-досуговые учреждения. Однако в культурно-досуговых учреждениях, как правило, реализуются групповые формы работы, а не индивидуальные (в которых высока потребность у людей с инвалидностью), а также не всегда человек с инвалидностью имеет возможность попасть в культурно-досуговое учреждение. Поэтому актуальной представляется задача изучения арт-патронажа как формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема состоит в том, что такая практика (её содержание будет раскрыто во второй главе) пока ещё не применялась организованно в учреждениях культуры, поэтому неизвестно, насколько она востребована целевой аудиторией. Это предстоит выяснить.
Степень изученности проблемы
Термин «патронаж» в аспекте культурно-досуговой сферы обычно понимается как технология привлечения финансовых и иных ресурсов из внешних источников. Именно в данном понимании рассматривается патронаж над арт-сферой в монографии «Благотворительность в России и государственная политика» соавторов С. С. Сулакшина, Д. В. Бачуриной и ряда других, где косвенно рассматриваются вопросы патронажа над арт-сферой.
В. Шестаков подробно рассмотрел два типа патронажа над искусством: тип, характерный для США, и тип, характерный для Великобритании и попытался применить их опыт на ситуацию в России. Д. А. Майсекова рассказала о формах патронажа и привела позитивные примеры его практического влияния на некоторые учреждения культуры.
Косвенно затрагивается тема патронажа над искусством в статьях Л. А. Кудринской и Е. Л. Шековой («Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа» и «Проблемы и перспективы развития благотворительной деятельности российских компаний на примере Северо-Западного региона» соответственно).
Также патронаж как технология привлечения финансовых средств в учреждения культуры извне, как правило, рассматривается в учебной литературе по арт-менеджменту, например, в учебнике Е. Ф. Командышко, учебном пособии О. Ф. Морозовой, С. В. Костылева, Е. А. Ноздренко и В. С. Лузана.
Разумеется, вопросы взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья со сферой культуры являются очень социально значимыми и актуальными для исследования. Однако чаще всего инклюзивные практики рассматриваются исследователями в контексте образовательной деятельности. В качестве примера можно привести аналитический обзор Б. В. Беляевского, диссертацию Ж. С. Валеевой и О. И. Витвар. Затрагивается тема реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья в учебной литературе, предназначенной для студентов, осваивающих курс «социально-культурная деятельность»: И. М. Асановой, И. В. Воробьевой, Е. И. Григорьевой.
Помимо этого, исследователи обращают внимание на возможности применения арт-терапии - то есть, терапии посредством искусства и культурных практик - как психотерапевтической технологии в процессе адаптации и реадаптации людей с ограниченными возможностями. Чаще всего данная технология рассматривается как наиболее актуальная для детей с особенностями развития, например, методическое пособие соавторов А. С. Донченко, Е. Н. Филипповой и других, статью А. С. Литуновской и её соавторов. Применительно к более широкой целевой аудитории арт-терапия рассматривается реже. В качестве примера можно привести статью Н. В. Бибиковой, основанную на социальном исследовании, где автор приходит к выводу о положительном влиянии арт-терапии на гармонизацию социальных отношений и формирование утраченных социальных навыков.
Очень важное для данной темы исследование провели соавторы Е. И. Григорьевой, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева и И. С. Казакова. В своей статье «Теоретическое обеспечение социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства» они задаются вопросами, похожими на те, что лежат в основе этого исследования и приходят, как будет видно позже, к похожим выводам.
Объект
Объектом данного исследования является реабилитация людей с ограниченными возможностями.
Предмет
Предметом данного исследования является арт-патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать арт-патронаж как форму реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- раскрыть понятие «реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья»: содержание понятия, его специфику (отличие реабилитации людей с обычным здоровьем и людей с ОВЗ, рассмотреть социокультурную группу «люди с ограниченными возможностями здоровья» как специфическую аудиторию для социально-культурной деятельности), существующие формы реабилитации;
- выделить социокультурные формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучить понятие «арт-патронаж» и его содержание;
- разработать проект, позволяющий решить поставленные проблемы на местном уровне.
Методологические основы исследования
В ходе работы применяются исследование, сравнение, анализ, гипотетико-дедуктивный метод. Также был применен опросный метод с целью сбора статистических данных и выяснения запросов целевой аудитории, их отношение к предлагаемой услуге. Применение метода экспертного интервью позволило выяснить мнение профессионалов-руководителей в сфере социально-культурной деятельности о предполагаемом проекте, в основе которого лежит арт-патронаж.
Определение инвалидности и категории «люди с инвалидностью» были взяты из официальных законодательных актов, действующих на территории 6
Российской Федерации. Базой для определения и анализа содержания понятия «патронаж в арт-сфере» как фандрайзинговой послужила учебная литература (учебники В. С. Лузана, С. В. Костылева, Е. А. Ноздренко; В. И. Григорьевой, Е. И. Воробьёвой), статья Шековой и Шестаковой. Значимую роль в выпускной квалификационной работе сыграли исследования Н. В. Бибиковой, Исхаковой, Е. И. Григорьевой, Н. Н. Илларионова, Ю. В. Ганичева и И. С. Казакова.
Теоретическая информация по социально-культурной деятельности основана на работах Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Н. Ярошенко.
Гипотеза
Гипотеза данного исследования заключается в том, что арт-патронаж как индивидуальная форма работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья отвечает их социокультурным потребностям.
Теоретическая значимость результатов
Исходя из анализа научно-теоретических трудов и исследований, касающихся тематики выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что исследователи патронажа и социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья не рассматривают арт-патронаж как форму реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде патронаж в арт-сфере рассматривался только как фандрайзинговая технология привлечения средств в сферу культуры. В работе вводится новое понятие арт-патронажа, выводятся его виды и функциональное содержание.
Практическая значимость результатов
Одним из значимых результатов выпускной квалификационной работы является разработка социокультурного проекта, в основе которого лежит арт- патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Основываясь на анализе теоретических материалов, расшифровке результатов экспертного интервью и опроса потенциальной целевой аудитории можно предположить, что реализация такого проекта поможет улучшить психологическое состояние реабилитантов - участников проекта - и удовлетворить их культурные и творческо-созидательные потребности.
Содержание
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В ходе написания исследование прошло несколько этапов в соответствии с задачами, обозначенными во введении данной работы.
Во-первых, была исследована и проанализирована целевая аудитория социокультурных проектов и социально-культурной деятельности в целом «люди с инвалидностью». Было выявлено: кто такие люди с инвалидностью, какие формы принимает инвалидность, как определяется инвалидность, как наиболее корректно с точки зрения этики называть данную категорию населения, какие проблемы они имеют и какие проблемы могут быть решены методами социально-культурной деятельности.
Во-вторых, были проанализированы формы реабилитационной работы с людьми с инвалидностью. Дано релевантное данному исследованию определение понятию «форма» и «реабилитация» на основании семантического, лингвистического, герменевтического анализа уже имеющихся определений, также проанализированы виды реабилитационной работы на основании законов, принятых в Российской Федерации, и формы, в которых реабилитационная работа с людьми с инвалидностью может быть реализована.
В-третьих, после проведения анализа теоретической базы, был проведён ряд практических исследований, в том числе, исследований рынка культурно-досуговых услуг, предоставляемых людям с инвалидностью в Красноярске. В результате анализа 17 культурно-досуговых учреждений, ориентированных в основном на людей с инвалидностью как на целевую аудиторию, и 21 наиболее крупного и известного культурно-досугового учреждения с более широкой аудиторией, была дана характеристика рынку культурно-досуговых услуг для людей с инвалидностью в Красноярске по следующим параметрам: транспортная доступность, виды услуг, предоставляемых учреждением, наличие бесплатных и платных услуг, виды льгот, представленность в информационном поле, режим работы, ценности, которые проповедует учреждение.
В результате всего вышеперечисленного был выявлен ряд проблем, характерных для людей с инвалидностью, которые можно и даже необходимо решить в настоящем времени (в том время как другие проблемы поддаются решению лишь посредством многоканальной, ресурсозатратной, длительной работы), в том числе проблемы психологического характера. Решение этих проблем требует индивидуального подхода, а как показал анализ рынка культурно-досуговых услуг - в индивидуальных услугах наблюдается недостаток. На основании этого противоречия была разработана новая форма социокультурной реабилитации для людей с инвалидностью - арт-патронаж.
Для того, чтобы вывести новое понятие, были проанализированы уже существующие определения данного термина и выведены варианты рабочего определения данного понятия. Экспертное интервью, взятое у трёх профессионалов, руководителей в сфере социально-культурной деятельности показало, что наиболее релевантным и исчерпывающим вариантом является такое определение: арт-патронаж - это форма реабилитации (реабилитационных мероприятий для) людей с ограниченными возможностями здоровья посредством предоставления ему культурной услуги на дому. Также был разработан рабочий вариант перечня видов арт-патронажа и его функции.
После этого был проведен социологический опрос на базе из 100 респондентов, являющихся людьми с инвалидностью. Анализ результатов опроса позволил выявить, что такая форма реабилитационной работы была бы актуальна для людей с инвалидностью, они в ней заинтересованы, и она соответствует их социокультурным потребностям. Также предположение об этом подтвердили эксперты в ходе экспертного интервью.
На основании всего вышеизложенного был разработан проект «Искусство в каждый дом», призванный решить проблему потребности людей с инвалидностью в культурных услугах, предоставляемых им в комфортных для них материальных и ментальных условиях, реализации их культурных потребностей, потребностей в творческой самореализации и положительном опыте коммуникативного общения.
Таким образом, в ходе написания дипломной работы были решены задачи, поставленные в начале исследования, а следовательно, достигнута цель. В результате анализа научно-теоретического материала по теме, а также проведения практического социологического исследования двух видов можно заключить, что гипотеза исследования - арт-патронаж отвечает социокультурным потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья - подтверждается.
Арт-патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и несёт в себе потенциал для решения проблем людей с инвалидностью как целевой аудитории; её использование способно положительно сказаться как на психологическом состоянии людей, так и на состоянии рынка культурно-досуговых услуг в целом.
Во-первых, была исследована и проанализирована целевая аудитория социокультурных проектов и социально-культурной деятельности в целом «люди с инвалидностью». Было выявлено: кто такие люди с инвалидностью, какие формы принимает инвалидность, как определяется инвалидность, как наиболее корректно с точки зрения этики называть данную категорию населения, какие проблемы они имеют и какие проблемы могут быть решены методами социально-культурной деятельности.
Во-вторых, были проанализированы формы реабилитационной работы с людьми с инвалидностью. Дано релевантное данному исследованию определение понятию «форма» и «реабилитация» на основании семантического, лингвистического, герменевтического анализа уже имеющихся определений, также проанализированы виды реабилитационной работы на основании законов, принятых в Российской Федерации, и формы, в которых реабилитационная работа с людьми с инвалидностью может быть реализована.
В-третьих, после проведения анализа теоретической базы, был проведён ряд практических исследований, в том числе, исследований рынка культурно-досуговых услуг, предоставляемых людям с инвалидностью в Красноярске. В результате анализа 17 культурно-досуговых учреждений, ориентированных в основном на людей с инвалидностью как на целевую аудиторию, и 21 наиболее крупного и известного культурно-досугового учреждения с более широкой аудиторией, была дана характеристика рынку культурно-досуговых услуг для людей с инвалидностью в Красноярске по следующим параметрам: транспортная доступность, виды услуг, предоставляемых учреждением, наличие бесплатных и платных услуг, виды льгот, представленность в информационном поле, режим работы, ценности, которые проповедует учреждение.
В результате всего вышеперечисленного был выявлен ряд проблем, характерных для людей с инвалидностью, которые можно и даже необходимо решить в настоящем времени (в том время как другие проблемы поддаются решению лишь посредством многоканальной, ресурсозатратной, длительной работы), в том числе проблемы психологического характера. Решение этих проблем требует индивидуального подхода, а как показал анализ рынка культурно-досуговых услуг - в индивидуальных услугах наблюдается недостаток. На основании этого противоречия была разработана новая форма социокультурной реабилитации для людей с инвалидностью - арт-патронаж.
Для того, чтобы вывести новое понятие, были проанализированы уже существующие определения данного термина и выведены варианты рабочего определения данного понятия. Экспертное интервью, взятое у трёх профессионалов, руководителей в сфере социально-культурной деятельности показало, что наиболее релевантным и исчерпывающим вариантом является такое определение: арт-патронаж - это форма реабилитации (реабилитационных мероприятий для) людей с ограниченными возможностями здоровья посредством предоставления ему культурной услуги на дому. Также был разработан рабочий вариант перечня видов арт-патронажа и его функции.
После этого был проведен социологический опрос на базе из 100 респондентов, являющихся людьми с инвалидностью. Анализ результатов опроса позволил выявить, что такая форма реабилитационной работы была бы актуальна для людей с инвалидностью, они в ней заинтересованы, и она соответствует их социокультурным потребностям. Также предположение об этом подтвердили эксперты в ходе экспертного интервью.
На основании всего вышеизложенного был разработан проект «Искусство в каждый дом», призванный решить проблему потребности людей с инвалидностью в культурных услугах, предоставляемых им в комфортных для них материальных и ментальных условиях, реализации их культурных потребностей, потребностей в творческой самореализации и положительном опыте коммуникативного общения.
Таким образом, в ходе написания дипломной работы были решены задачи, поставленные в начале исследования, а следовательно, достигнута цель. В результате анализа научно-теоретического материала по теме, а также проведения практического социологического исследования двух видов можно заключить, что гипотеза исследования - арт-патронаж отвечает социокультурным потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья - подтверждается.
Арт-патронаж как форма реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и несёт в себе потенциал для решения проблем людей с инвалидностью как целевой аудитории; её использование способно положительно сказаться как на психологическом состоянии людей, так и на состоянии рынка культурно-досуговых услуг в целом.



