Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1. Овладение словообразовательными навыками в онтогенезе 7
1.2. Особенности словообразовательных навыков у детей с ОНР III
уровня 10
1.4. Методики развития навыков словообразования у дошкольников с ОНР 21
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 38
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня 52
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение
Формирование речи ребенка - важнейшее условие его полноценного развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и общего развития ребенка.
Умение пользоваться правильной речью в общении с окружающими, ясно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно, понимать речь окружающих ребенок не сможет, не овладев словарным запасом родного языка. Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования, который у детей с ОНР III уровня формируется с большим трудом.
В связи с постоянным увеличением числа дошкольников с ОНР III уровня проблема формирования словообразовательных навыков занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике развития словообразовательных навыков остается одним из самых актуальных. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Разработкой данной проблемы занимались такие исследователи как Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Т. А.Ткаченко, Н.В. Серебрянникова и другие исследователи.
В работах исследователей подчеркивается, что овладение
словообразовательными навыками на практическом уровне - возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения, представляют собой необходимые условия для пополнения словарного запаса за счёт производных слов. Эти навыки необходимы для, овладения грамматической системой языка, которая в свою очередь является основой для формирования орфографически правильного письма.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, между тем нарушения носят индивидуальный характер, следовательно, несмотря на то, что в рамках этой темы проводились исследования, проблемой остается выбор путей логопедической коррекции у детей с ОНР III уровня. Проблематика установила и тему нашего исследования.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной
проблеме.
2. Экспериментальным путем выявить состояние
особенностей навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня.
3. Выявить и обобщить особенности навыков
словообразования старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Выделить определить содержание логопедической работы по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования: словообразование.
Предмет исследования: особенности навыков
словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что:
1. Словообразование - это
образование новых слов путем соединения друг
с другом корневых и аффиксальных морфем
либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.
2. У старших дошкольников могут быть выявлены особенности сформированности навыков словообразования.
3. Особенности сформированности навыков словообразования могут
проявиться в таких специфических ошибках как:
• замена аффикса;
• пропуск аффикса;
• добавление аффикса;
• искажение корневой морфемы;
• замена словообразование словоизменением;
• лексическая замена слов.
Для реализации поставленных целей был использован метод библиографического анализа, эмпирический метод заключался в проведении бесед и опросов детей, анкетировании и интерпретации полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических сведений по проблеме особенностей сформированности навыков словообразования у детей с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении экспериментальных сведений особенностей формирования навыков словообразования.
Методологическую основу исследования составляют труды В. И.Тихеевой, Е. А.Флериной, А.Н. Гвоздева, А.П. Усовой, О.И. Соловьевой и других авторов.
Этапы работы:
1. Анализ научной литературы (в период с 1.01.16 года по 1.02.16 года).
2. Подбор методических рекомендаций по обследованию речи дошкольников с ОНР III уровня (в период с 1.02.16 года по 1.03.16 года).
3. Проведение и анализ констатирующего эксперимента (в период с 1.03.16 года по 1.04.16 года)
4. Составление методических рекомендаций по
формированию навыков словообразования (в период с 1.03.16 года по 1.04.16 года)
5. Систематизация материала (в период с 1.04.16 года по 1.05.16 года).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 57 г. Красноярска.
Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил, что несформированность навыков словообразования является неотъемлемым компонентом в структуре такого дефекта, как ОНР, и самостоятельно не преодолевается с увеличением возраста детей. Постановка проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня является одной из наиболее актуальных в логопедии. При отсутствии своевременной коррекционной работы несформированность навыков словообразования детей будет препятствовать полноценному развитию не только лексического строя языка, но и всей речевой коммуникации в целом и в дальнейшем может оказать негативное влияние на качество школьного обучения. Необходимость овладения навыками словообразования обусловлена еще и тем, что неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа правописания.
После произведенного анализа специальной литературы по проблеме исследования была подобрана экспериментальная методика исследования словообразования у дошкольников ОНР III уровня. В ходе обследования детям было предложено выполнить 30 заданий, направленных на исследование уровня сформированности навыков словообразования существительных, прилагательных и глаголов.
Далее было проведено экспериментальное исследование
словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, которое наглядно продемонстрировало особенности несформированноси навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые проявляться в таких специфических ошибках как:
• замена аффикса;
• пропуск аффикса;
• добавление аффикса;
• искажение корневой морфемы;
• замена словообразование словоизменением;
• лексическая замена слов.
Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости разработки системы обучения старших дошкольников с ОНР III уровня навыкам словообразования, в которой необходимо уделять основное
внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов.
Далее, нами были разработаны методические рекомендации по формированию навыков словообразования у детей с ОНР III уровня. Определены направления логопедической работы и подобраны игры, упражнения, способствующие формированию словообразовательных
навыков у детей с ОНР III уровня.
То есть, цель исследования достигнута, задачи его решены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко - Изд. 3-е, стер.- Ростов н /Д: Феникс, 2014.
2. Александрии, И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи // Мы вместе № 1, 2008.
3. Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 2007.
4. Белякова, Л.И., Гаргуша, Ю.Ф., Усанова. О.Н. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. - М., 2011.
5. Бюлер Карл. Теория языка / Серия: Языковеды мира - М: Прогресс , 2003.
6. Волкова, Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития / Л.С. Волкова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: межвуз. сб. научн. тр. - СПб.: Образование, 2002.
7. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2003.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2001. С. 27
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.
10. Голубец, О.Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед № 9, 2013.
11. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / О.Р. Даниленкова // Дефектология. - 2000. - № 6.
12. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь. // Нарушения речи у дошкольников. /сост. Белова-Давид Р.А. - М.,2013.
13. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова - М. Владос 2005.
15. Л.С. Волкова, Т.Е. Туманова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина Логопедия. Методическое наследие: Пособие для лого-Л69 педов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003....42