УСТНЫЕ РАССКАЗЫ О БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКАХ В ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ПРИАНГАРЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Взаимодействие языка и культуры как фундаментальная проблема
теоретической лингвистики 7
1.2. Феномен лингвокультуры и ценностная картина мира как объекты исследования 12
1.3. Исследования устных текстов о близких родственниках в русистике:
история вопроса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ О БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКАХ В
ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 25
2.1. Аксиологические средства языка и текста 25
2.2. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о матери 28
2.3. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о бабушке 32
2.4. Языковые средства экспликации оценок в рассказах об отце 36
2.5. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о дедушке 40
2.6. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о детях 43
2.7. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о жене и муже 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Взаимодействие языка и культуры как фундаментальная проблема
теоретической лингвистики 7
1.2. Феномен лингвокультуры и ценностная картина мира как объекты исследования 12
1.3. Исследования устных текстов о близких родственниках в русистике:
история вопроса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ О БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКАХ В
ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 25
2.1. Аксиологические средства языка и текста 25
2.2. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о матери 28
2.3. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о бабушке 32
2.4. Языковые средства экспликации оценок в рассказах об отце 36
2.5. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о дедушке 40
2.6. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о детях 43
2.7. Языковые средства экспликации оценок в рассказах о жене и муже 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Данное исследование выполнено на стыке лингвистической аксиологии и коммуникативной диалектологии.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в современной лингвистической науке четко обозначилась тенденция исследования языка и текста в плане реализации языковыми единицами ценностной картины мира этноса и различных субэтнических групп. В связи с этим необходимо изучать лингвокультурные концепты, поскольку это дает полное представление не только о ценностных доминантах лингвокультуры, но и об арсенале оценочных средств языка. При этом важно расширять круг лингвистических источников за счет привлечения устных высказываний, записанных в условиях экспедиций от носителей народных говоров и региолектов. Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена также необходимостью изучать лингвокультурную специфику диалектной и региолектной речи, а именно особенностей региональной сибирской лингвокультуры.
Основная цель исследования заключается в анализе оценочного слоя концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в ангарской лингвокультуре.
Достижение поставленной цели в работе предполагает последовательное решение следующих задач:
1) сформировать корпус региональных текстов, содержащих оценочные высказывания о близких родственниках;
2) раскрыть понятия лингвокультуры и ценностной картины мира;
3) охарактеризовать аксиологические средства языка и текста;
4) проанализировать оценочные средства языка в высказываниях ангарцев о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж");
5) выявить типы оценок в высказываниях ангарцев о близких родственниках.
Объектом настоящего исследования является аксиологический слой концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж"), вербализованные в устных текстах и высказываниях жителей Богучанского и Кежемского районов Красноярского края.
В качестве предмета исследования выступают оценочные языковые элементы, репрезентирующие концепты о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках ангарской лингвокультуры.
Источниками исследования послужили устные рассказы и интервью жителей Богучанского (с. Богучаны, пос. Пинчуга, д. Манзя) и Кежемского (с. Яркино) районов в 2017 - 2018 годах о близких родственниках, собранные и расшифрованные в период практики под рук. проф. О.В. Фельде. Кроме того, использован архив диалектологических практик в Богучанском и Кежемском районах Красноярского края, а также некоторые рассказы из "Электронного текстового корпуса лингвокультуры Северного Приангарья".
Выбор данного материала определяется тем, что устные (неподготовленные) высказывания жителей с Приангарья могут дать богатый материал для восстановления фрагмента целостной картины мира представителей ангарской лингвокультуры. Необходимо отметить, что диалектная речь экспрессивнее и эмоциональнее литературного языка, ввиду существования в живой, устной форме.
Теоретическая значимость работы заключена в том, что результаты, методика и подобранный языковой материал могут служить базой как для дальнейшего анализа особенностей репрезентации о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках выбранной лингвокультуры, так и для изучения категории оценки в русском языке в целом.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты работы могут быть использованы в лексикографических целях: при создании словарей (лингвострановедческих, народных говоров и др.); к ним можно обращаться при создании спецкурсов по диалектологии русского языка и культурологи, использовать эмпирический материал в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых в области лингвокультурологии [Алефиренко, 2010; Красных, 2002; Карасик, 2002; Степанов, 1997; Маслова 2001], лингвоаксиологии и семантики [Арутюнова, 1999; Вольф, 2002; Лукьянова, 2016].
Выбор методов и приемов исследования обусловлен необходимостью выполнения всех поставленных задач. На этапе сбора эмпирического материала были использованы приемы интервьюирования, аудирования, стенографирования, тематической разметки с последующим сплошным выбором текстов, содержащих оценочные высказывания и мнения о хороших и плохих жёнах. На исследовательском этапе применялись компонентный анализ, интерпретационный анализ, а также лингвостилистический анализ текста и метод лингвистического описания.
При толковании семантики некоторых исследуемых единиц мы обращались к толковым словарям русского языка (Ожегов, Шведова, 2003; Кузнецов, 2000; Словарь русских народных говоров северных районов Красноярского края под редакцией Г.Г.Белоусовой, 1992 и ряд других).
Научная новизна исследования заключается в том, что концепты о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") впервые описываются на материале устной речи жителей Северного Приангарья. В результате анализа языкового материала описаны оценочные средства русского национального языка, репрезентирующие представления о близких родственниках в рамках ангарской лингвокультуры.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования, формулируются его цели, задачи, указываются источники фактического материала, методология, теоретическая база, а также практическая значимость настоящей работы. В первой главе излагается теоретическая концепция и характеризуется понятийно-терминологический аппарат работы, касающиеся понятия лингвокультуры, а также оценочности (категории оценки) в языке. Вторая глава работы отводится анализу концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках конкретной (региональной) лингвокультуры. В заключении сформулированы выводы относительно проведенного анализа.
Список литературы включает 70 источников.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в современной лингвистической науке четко обозначилась тенденция исследования языка и текста в плане реализации языковыми единицами ценностной картины мира этноса и различных субэтнических групп. В связи с этим необходимо изучать лингвокультурные концепты, поскольку это дает полное представление не только о ценностных доминантах лингвокультуры, но и об арсенале оценочных средств языка. При этом важно расширять круг лингвистических источников за счет привлечения устных высказываний, записанных в условиях экспедиций от носителей народных говоров и региолектов. Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена также необходимостью изучать лингвокультурную специфику диалектной и региолектной речи, а именно особенностей региональной сибирской лингвокультуры.
Основная цель исследования заключается в анализе оценочного слоя концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в ангарской лингвокультуре.
Достижение поставленной цели в работе предполагает последовательное решение следующих задач:
1) сформировать корпус региональных текстов, содержащих оценочные высказывания о близких родственниках;
2) раскрыть понятия лингвокультуры и ценностной картины мира;
3) охарактеризовать аксиологические средства языка и текста;
4) проанализировать оценочные средства языка в высказываниях ангарцев о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж");
5) выявить типы оценок в высказываниях ангарцев о близких родственниках.
Объектом настоящего исследования является аксиологический слой концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж"), вербализованные в устных текстах и высказываниях жителей Богучанского и Кежемского районов Красноярского края.
В качестве предмета исследования выступают оценочные языковые элементы, репрезентирующие концепты о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках ангарской лингвокультуры.
Источниками исследования послужили устные рассказы и интервью жителей Богучанского (с. Богучаны, пос. Пинчуга, д. Манзя) и Кежемского (с. Яркино) районов в 2017 - 2018 годах о близких родственниках, собранные и расшифрованные в период практики под рук. проф. О.В. Фельде. Кроме того, использован архив диалектологических практик в Богучанском и Кежемском районах Красноярского края, а также некоторые рассказы из "Электронного текстового корпуса лингвокультуры Северного Приангарья".
Выбор данного материала определяется тем, что устные (неподготовленные) высказывания жителей с Приангарья могут дать богатый материал для восстановления фрагмента целостной картины мира представителей ангарской лингвокультуры. Необходимо отметить, что диалектная речь экспрессивнее и эмоциональнее литературного языка, ввиду существования в живой, устной форме.
Теоретическая значимость работы заключена в том, что результаты, методика и подобранный языковой материал могут служить базой как для дальнейшего анализа особенностей репрезентации о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках выбранной лингвокультуры, так и для изучения категории оценки в русском языке в целом.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты работы могут быть использованы в лексикографических целях: при создании словарей (лингвострановедческих, народных говоров и др.); к ним можно обращаться при создании спецкурсов по диалектологии русского языка и культурологи, использовать эмпирический материал в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых в области лингвокультурологии [Алефиренко, 2010; Красных, 2002; Карасик, 2002; Степанов, 1997; Маслова 2001], лингвоаксиологии и семантики [Арутюнова, 1999; Вольф, 2002; Лукьянова, 2016].
Выбор методов и приемов исследования обусловлен необходимостью выполнения всех поставленных задач. На этапе сбора эмпирического материала были использованы приемы интервьюирования, аудирования, стенографирования, тематической разметки с последующим сплошным выбором текстов, содержащих оценочные высказывания и мнения о хороших и плохих жёнах. На исследовательском этапе применялись компонентный анализ, интерпретационный анализ, а также лингвостилистический анализ текста и метод лингвистического описания.
При толковании семантики некоторых исследуемых единиц мы обращались к толковым словарям русского языка (Ожегов, Шведова, 2003; Кузнецов, 2000; Словарь русских народных говоров северных районов Красноярского края под редакцией Г.Г.Белоусовой, 1992 и ряд других).
Научная новизна исследования заключается в том, что концепты о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") впервые описываются на материале устной речи жителей Северного Приангарья. В результате анализа языкового материала описаны оценочные средства русского национального языка, репрезентирующие представления о близких родственниках в рамках ангарской лингвокультуры.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования, формулируются его цели, задачи, указываются источники фактического материала, методология, теоретическая база, а также практическая значимость настоящей работы. В первой главе излагается теоретическая концепция и характеризуется понятийно-терминологический аппарат работы, касающиеся понятия лингвокультуры, а также оценочности (категории оценки) в языке. Вторая глава работы отводится анализу концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках конкретной (региональной) лингвокультуры. В заключении сформулированы выводы относительно проведенного анализа.
Список литературы включает 70 источников.
Настоящая работа посвящена рассмотрению особенностей репрезентации аксиологического слоя концептов о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж") в рамках конкретной (региональной) лингвокультуры. В качестве материала нами использованы записи устной разговорной речи представителей ангарской лингвокультуры, собранные в результате прохождения фольклорной и диалектологической практик.
В ходе анализа теоретической литературы установлено, что лингвокультура является совокупностью массива информации культуры, получившего объективацию в языке. Представляя собой взаимосвязь культуры и языка, определенного этносознания, лингвокультура также является частью этнокультуры. В качестве элемента лингвокультуры предлагается понятие - средство речевой деятельности. Важным для характеристики лингвокультуры является анализ аксиологический слоев лингвокультурных концептов, поскольку в них наиболее полно отражается специфика лингвокультуры. В любом обществе существует некоторая система ценностей, отражающая ценности в языке, присущие тому или иному народу.
Рассматриваемые нами тексты ярко отражают оценочные слои рассматриваемых концептов. Оценка в исследуемых текстах выражается на различных языковых уровнях.
К словообразовательным средствам относятся использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (особенно это характерно для выражения оценочного слоя концепта «бабушка»).
Морфологические средства представляют собой значительный по составу набор языковых единиц, выражающих оценочные слои рассмотренных концептов. При этом оценка эксплицируется в основном
оценочными прилагательными, наречиями, в ряде случаев - междометиями.
К типичным лексическим средствам выражения оценки относятся коннотативы (труженик, чистоплюйка, работяга, рукодельница и др.). Особую роль играют фразеологические единицы для выражения положительной оценки «золотые руки», «добрейшей души человек» и др.
К синтаксическим средствам выражения оценки относятся в основном восклицательные предложения и риторические вопросы.
В рассмотренных текстах о близких родственниках даются разные типы оценок: общеоценочные (хороший / хорошая); телеологические (молёный, судьбой данный); нормативные (трудолюбивый, хозяйственный); этические (добрый, добрейшей души человек); интеллектуальные («всё знала», разумная); эстетические (красивый, высокий); психологические (суровый, строгий).
Перспективой дальнейшего исследования является расширение эмпирической базы исследования, которая позволит проанализировать тексты о близких родственниках с коммуникативно-прагматических позиций, рассмотреть тактики и стратегии оценивания. Важным представляется и нарративный анализ подобных рассказов
В ходе анализа теоретической литературы установлено, что лингвокультура является совокупностью массива информации культуры, получившего объективацию в языке. Представляя собой взаимосвязь культуры и языка, определенного этносознания, лингвокультура также является частью этнокультуры. В качестве элемента лингвокультуры предлагается понятие - средство речевой деятельности. Важным для характеристики лингвокультуры является анализ аксиологический слоев лингвокультурных концептов, поскольку в них наиболее полно отражается специфика лингвокультуры. В любом обществе существует некоторая система ценностей, отражающая ценности в языке, присущие тому или иному народу.
Рассматриваемые нами тексты ярко отражают оценочные слои рассматриваемых концептов. Оценка в исследуемых текстах выражается на различных языковых уровнях.
К словообразовательным средствам относятся использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (особенно это характерно для выражения оценочного слоя концепта «бабушка»).
Морфологические средства представляют собой значительный по составу набор языковых единиц, выражающих оценочные слои рассмотренных концептов. При этом оценка эксплицируется в основном
оценочными прилагательными, наречиями, в ряде случаев - междометиями.
К типичным лексическим средствам выражения оценки относятся коннотативы (труженик, чистоплюйка, работяга, рукодельница и др.). Особую роль играют фразеологические единицы для выражения положительной оценки «золотые руки», «добрейшей души человек» и др.
К синтаксическим средствам выражения оценки относятся в основном восклицательные предложения и риторические вопросы.
В рассмотренных текстах о близких родственниках даются разные типы оценок: общеоценочные (хороший / хорошая); телеологические (молёный, судьбой данный); нормативные (трудолюбивый, хозяйственный); этические (добрый, добрейшей души человек); интеллектуальные («всё знала», разумная); эстетические (красивый, высокий); психологические (суровый, строгий).
Перспективой дальнейшего исследования является расширение эмпирической базы исследования, которая позволит проанализировать тексты о близких родственниках с коммуникативно-прагматических позиций, рассмотреть тактики и стратегии оценивания. Важным представляется и нарративный анализ подобных рассказов



