ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСКАЗА)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 10
1.3. Лингвистический аспект изучения связной монологической речи у детей
с общим недоразвитием речи 17
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня и их коррекция 28
11.1. Цель, задачи, методики исследования 28
11.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
II.3. Методические рекомендации, направленные на развитие умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня (на примере пересказа) 55
Заключение 65
Список литературы 68
Глава I. Теоретические основы изучения сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 10
1.3. Лингвистический аспект изучения связной монологической речи у детей
с общим недоразвитием речи 17
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня и их коррекция 28
11.1. Цель, задачи, методики исследования 28
11.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
II.3. Методические рекомендации, направленные на развитие умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня (на примере пересказа) 55
Заключение 65
Список литературы 68
Актуальность исследования. Психолого-педагогические
исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди них большую группу занимают дети с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Такие дети испытывают трудности в построении связных высказываний.
Сформированная связная речь - важнейшее условие обучения ребенка в школе. При работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи - конечная цель всего коррекционного обучения.
Изучением особенностей формирования связной монологической речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательноповествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, Г.М. Лямина, В.И. Селиверстова, Е.И. Тихеева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.). Но все-таки вопросы формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не теряют своей актуальности.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их преодолении.
Объектом исследования является связная монологическая речь детей.
Предметом исследования является особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. В результате экспериментального изучения мы предполагаем выявить нарушения в формировании связных высказываний старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: смысловые (пропуски смысловых звеньев и ошибки,
незаконченность смыслового выражения мысли, нарушение связности и последовательности изложения) и речевые (бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, повторы слов, паузы по тексту). Выявленные особенности позволят нам составить методические рекомендации для их коррекции.
Целью работы является изучение особенностей и уровня сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить экспериментально особенности и уровень развития умений составлять связное высказывание у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) подобрать методические рекомендации по развитию умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя); психолингвистическая теория текста, рассматривающая его в единстве двух базовых признаков - целостности и связности (А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, Л.В. Сахарный и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, опрос, констатирующий эксперимент. Методы количественной и качественной обработки материала и интерпретации результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были подобраны методические рекомендации по коррекции связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
I этап (сентябрь 2015г.) - анализ литературы по проблеме исследования, сбор материала и подбор методик констатирующего эксперимента.
II этап (октябрь 2015г.) - проведение констатирующего эксперимента.
III этап (ноябрь 2015 - май 2016г.) - анализ результатов
констатирующего эксперимента и подбор методических рекомендаций.
Организация исследования. Базой экспериментально исследования явилось МБДОУ комбинированного вида № 59 г. Красноярска.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из двух глав - теоретической, экспериментальной и методических рекомендаций. Есть введение, заключение, список литературы и приложения.
исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди них большую группу занимают дети с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Такие дети испытывают трудности в построении связных высказываний.
Сформированная связная речь - важнейшее условие обучения ребенка в школе. При работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи - конечная цель всего коррекционного обучения.
Изучением особенностей формирования связной монологической речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательноповествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, Г.М. Лямина, В.И. Селиверстова, Е.И. Тихеева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.). Но все-таки вопросы формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не теряют своей актуальности.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их преодолении.
Объектом исследования является связная монологическая речь детей.
Предметом исследования является особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. В результате экспериментального изучения мы предполагаем выявить нарушения в формировании связных высказываний старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: смысловые (пропуски смысловых звеньев и ошибки,
незаконченность смыслового выражения мысли, нарушение связности и последовательности изложения) и речевые (бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, повторы слов, паузы по тексту). Выявленные особенности позволят нам составить методические рекомендации для их коррекции.
Целью работы является изучение особенностей и уровня сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить экспериментально особенности и уровень развития умений составлять связное высказывание у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) подобрать методические рекомендации по развитию умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя); психолингвистическая теория текста, рассматривающая его в единстве двух базовых признаков - целостности и связности (А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, Л.В. Сахарный и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, опрос, констатирующий эксперимент. Методы количественной и качественной обработки материала и интерпретации результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были подобраны методические рекомендации по коррекции связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
I этап (сентябрь 2015г.) - анализ литературы по проблеме исследования, сбор материала и подбор методик констатирующего эксперимента.
II этап (октябрь 2015г.) - проведение констатирующего эксперимента.
III этап (ноябрь 2015 - май 2016г.) - анализ результатов
констатирующего эксперимента и подбор методических рекомендаций.
Организация исследования. Базой экспериментально исследования явилось МБДОУ комбинированного вида № 59 г. Красноярска.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из двух глав - теоретической, экспериментальной и методических рекомендаций. Есть введение, заключение, список литературы и приложения.
В своей работе мы провели научно-экспериментальное изучение проблемы сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на примере пересказа). В ходе исследования был поставлен ряд задач.
При решении решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие связной речи в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, лингвистический аспект изучения связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов.
Большинство авторов у детей с общим недоразвитием речи выделяют следующие особенности связной речи: нарушение логической
последовательности, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, повторение уже рассказанных эпизодов и пропуск основных логических звеньев связного сообщения. Дети в основном пользуются простыми, часто аграмматичными предложениями. Такие дети испытывают трудности при осуществлении планирования своего высказывания и при отборе соответствующих языковых средств.
С целью выявления особенностей и уровня развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, нами был проведен констатирующий эксперимент по методике В.П. Глухова, состоящей из серии заданий, которые включают [4]:
• Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
• Составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;
• Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
• Составление рассказа серии сюжетных картинок;
• Сочинение рассказа из личного опыта;
• Составление рассказа-описания;
• Продолжение рассказа по данному началу;
• Составление рассказа на заданную тему.
Для оценки выполнения заданий использовалась бально - уровневая система, предложенная В.П. Глуховым (ответы оценивались по уровням успешности выполнения задания).
Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 59 комбинированного вида» г. Красноярска с целью: изучить
особенности и уровни сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 10% испытуемых находятся на высоком уровне по развитию связной речи, 10% - на удовлетворительном, 20% - на недостаточном, 60% - на низком.
Большинство детей исследуемой группы затрудняются составлять рассказ из личного опыта (80%), на заданную тему (60%) и продолжать рассказ по данному началу (80%). Основные трудности при выполнении этих заданий связаны со сложностями у детей решать одновременно творческую и речевую задачу. Испытуемые также затрудняются в составлении рассказа - описания (80%), что объясняется бедностью словаря-признаков.
Самыми легкими для испытуемых оказались задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (70%) испытуемых справились успешно), по трем картинкам, связанным по смыслу (40% испытуемых справились успешно), по составлению рассказа по серии сюжетных картинок (50% справились успешно). Доступность данных заданий для испытуемых объясняется наличием зрительной опоры, которая значительно помогала им излагать свои мысли связно и последовательно.
Анализируя полученные данные, мы выяснили, что у большинства детей (80%) встречались такие ошибки, как аграмматизмы, нарушение связности, пропуски сюжетных моментов, языковые трудности в реализации замысла.
Таким образом, мы выявили у испытуемых две группы нарушений:
• Смысловые нарушения: пропуски смысловых звеньев и ошибки; незаконченность смыслового выражения мысли.
• Речевые нарушения: нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; бедность и стереотипность лексикограмматических средств языка; повторы слов, паузы по тексту; трудности в языковой реализации замысла.
Также испытуемые при выполнении заданий констатирующего эксперимента нуждались в стимулирующей помощи педагога.
В ходе решения третьей задачи нами были подобраны методические рекомендации. По результатам констатирующего эксперимента выявились дети с хорошим, удовлетворительным, недостаточным и низким уровнями развития связной речи. Соответственно, мы дифференцированно подобрали задания по развитию навыков пересказ с использованием элементов словесного рисования для данных групп детей. Используя данный метод, мы решаем следующие задачи: 1) Развитие смысловой составляющей связной речи: развитие смыслового и структурного единства выказывания, развитие умения выражать законченную мысль. 2) Развитие речевых возможностей: связности и последовательности изложения; информативности; коррекция лексико-грамматических недостатков; развитие возможности языковой реализации замысла высказывания.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.
При решении решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие связной речи в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, лингвистический аспект изучения связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов.
Большинство авторов у детей с общим недоразвитием речи выделяют следующие особенности связной речи: нарушение логической
последовательности, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, повторение уже рассказанных эпизодов и пропуск основных логических звеньев связного сообщения. Дети в основном пользуются простыми, часто аграмматичными предложениями. Такие дети испытывают трудности при осуществлении планирования своего высказывания и при отборе соответствующих языковых средств.
С целью выявления особенностей и уровня развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, нами был проведен констатирующий эксперимент по методике В.П. Глухова, состоящей из серии заданий, которые включают [4]:
• Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
• Составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;
• Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
• Составление рассказа серии сюжетных картинок;
• Сочинение рассказа из личного опыта;
• Составление рассказа-описания;
• Продолжение рассказа по данному началу;
• Составление рассказа на заданную тему.
Для оценки выполнения заданий использовалась бально - уровневая система, предложенная В.П. Глуховым (ответы оценивались по уровням успешности выполнения задания).
Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 59 комбинированного вида» г. Красноярска с целью: изучить
особенности и уровни сформированности умений составлять связное высказывание детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 10% испытуемых находятся на высоком уровне по развитию связной речи, 10% - на удовлетворительном, 20% - на недостаточном, 60% - на низком.
Большинство детей исследуемой группы затрудняются составлять рассказ из личного опыта (80%), на заданную тему (60%) и продолжать рассказ по данному началу (80%). Основные трудности при выполнении этих заданий связаны со сложностями у детей решать одновременно творческую и речевую задачу. Испытуемые также затрудняются в составлении рассказа - описания (80%), что объясняется бедностью словаря-признаков.
Самыми легкими для испытуемых оказались задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (70%) испытуемых справились успешно), по трем картинкам, связанным по смыслу (40% испытуемых справились успешно), по составлению рассказа по серии сюжетных картинок (50% справились успешно). Доступность данных заданий для испытуемых объясняется наличием зрительной опоры, которая значительно помогала им излагать свои мысли связно и последовательно.
Анализируя полученные данные, мы выяснили, что у большинства детей (80%) встречались такие ошибки, как аграмматизмы, нарушение связности, пропуски сюжетных моментов, языковые трудности в реализации замысла.
Таким образом, мы выявили у испытуемых две группы нарушений:
• Смысловые нарушения: пропуски смысловых звеньев и ошибки; незаконченность смыслового выражения мысли.
• Речевые нарушения: нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; бедность и стереотипность лексикограмматических средств языка; повторы слов, паузы по тексту; трудности в языковой реализации замысла.
Также испытуемые при выполнении заданий констатирующего эксперимента нуждались в стимулирующей помощи педагога.
В ходе решения третьей задачи нами были подобраны методические рекомендации. По результатам констатирующего эксперимента выявились дети с хорошим, удовлетворительным, недостаточным и низким уровнями развития связной речи. Соответственно, мы дифференцированно подобрали задания по развитию навыков пересказ с использованием элементов словесного рисования для данных групп детей. Используя данный метод, мы решаем следующие задачи: 1) Развитие смысловой составляющей связной речи: развитие смыслового и структурного единства выказывания, развитие умения выражать законченную мысль. 2) Развитие речевых возможностей: связности и последовательности изложения; информативности; коррекция лексико-грамматических недостатков; развитие возможности языковой реализации замысла высказывания.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022





