ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 8
1.1. Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста 8-18
1.2. Психолого - педагогические особенности детей с ОНР 18-26
1.3. Специфика сформированности фонематического восприятия у детей с
ОНР 27-31
1.4. Обзор методов и приемов, направленных на развитие фонематического
восприятия у дошкольников с ОНР 31-36
ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 37
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 37-41
2.2. Анализ результатов эксперимента 41-45
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие
фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР III
уровня 45-53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54-55
ЛИТЕРАТУРА 56-61
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение А 62
Приложение Б 63-68
Приложение В 69
Актуальность исследования изучения особенностей
сформированности фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи определяется тем, что больше профессионалов акцентируют свое внимание на том, что непосредственно дошкольный возраст считается тем периодом, когда закладываются ключевые свойства, которые нужны ребенку для грядущего развития, в том числе фонематическое восприятие. И по мере становления фонематического восприятия складываются понимание речи находящихся вокруг, а потом и собственная речь ребенка. Несоблюдение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или подобные по артикуляции звуки речи. Его лексика не заполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В следующем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Высококачественное исправление звукопроизношения станет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно воздействует на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе и слоговой структуры слова.
И на протяжении долгих лет особое внимание ученых привлекает вопрос это формирование фонематического восприятия. И данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как: Куссмауль А. (1879), О.В. Правдиной (1973), Б.М. Гриншпуна (1989), Ф.Ф. Рау (1966), Л.В. Мелеховой (1967), Р.Е. Левиной (1941), М.Е. Хватцева (1959). Исходя из этого, мы видим, что проблема нарушения фонематического восприятия имеет особое значение в речевом развитии ребенка. И в итоге этого у ребенка могут наблюдаться нарушения всевозможных сторон речи.
Преодоления фонематического недоразвития считается достаточно суровой неувязкой современной логопедии, в связи с тем, что, несформированность фонематического слуха оказывает отрицательное воздействие на формирование звукопроизношения.
Для таких детей характерны постоянные замены и смешения звуков при сравнительно успешном состоянии строения и функций артикуляционного аппарата. И значит, дети с нарушением фонематического слуха нередко искажают те звуки, которые могут говорить правильно, им свойственны нарушения звуковой и слоговой структуры слова.
И тем, самым мы можем прийти к такому выводу, что формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста должно составлять одну из принципиальных задач дошкольного учреждения, а так же считаться одной из актуальных проблем речевого развития дошкольников.
В правильно организованной коррекционной работе с детьми дошкольного возраста должна предусматриваться специфика работы по формированию фонематического восприятия на логопедических занятиях. И методики по преодолению нарушения восприятия, которые реализуются на логопедических занятиях, также могут применяться не лишь только логопедами, но и воспитателями и даже родителями.
Проблема нашего исследования заключается в том, что нет конкретных рекомендаций по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. В связи с этим тема «Особенности сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» нашего исследования остается актуальна на современном этапе логопедии.
Объект исследования: фонематическое восприятие детей 5-6 лет.
Предмет исследования: особенности сформированности
фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: заключается в выявлении особенностей
формирования фонематического восприятия детей, находящихся в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи III уровня, составить на основе выявленных особенностей методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей данной категории.
Задачи исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• Выявление особенности сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• Составить методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования:
• Фонематическое восприятие представляет собой способность ребенка не только воспринимать звуковую сторону речи и фонем, но и умение различать звуки речи и их последовательность, как в словах, так и в словосочетаниях;
• Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня будут наблюдаться следующие особенности: нарушения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат; сниженный уровень дифференциации слогов, а также низкий уровень навыков элементарного звукового анализа. Данные ошибки будут
учитываться при составлении методических рекомендаций.
Методологическая основа исследования:
• в области структуры речевого дефекта (Р.Е. Левина);
• в области нарушений речи учения Л.С. Выготского и А.Е. Лурия;
• в области формирования фонематического восприятия детей с патологией речи ученые Г.А. Каше, В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
Методы исследования: были определенны в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. И в ходе данного исследования, нами были использованы теоретический и эмпирический методы исследования. К теоретическому методу относится изучение литературы по проблеме исследования. К эмпирическому методу исследования относятся: изучение документации, наблюдение, эксперимент, и оценка их результатов, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить научные представления об особенностях формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в составлении упражнений, которые будут способствовать развитию фонематического восприятия, что позволит решать проблему готовности детей к обучению в школе. И составленные упражнения по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста может использоваться как логопедами, воспитателями, так и родителями воспитанников.
Организация исследования. Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Грузенская средняя общеобразовательная школа Балахтинского района, Красноярского края. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 10 детей старшего дошкольного возраста.
Данное исследование проводилось в три этапа.
1этап теоретический (март 2017 г. - сентябрь 2017 г.)
• Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
• Формирование гипотезы, цели, задач;
• Составлениепланаисследования.
11этап опытно - экспериментальный (октябрь 2017 г. - апрель 2018 г.)
• Проведение и анализ результатов эксперимента;
• Разработка методических рекомендаций.
Шэтап заключительный (май 2018 г.)
• Оформление выводов по работе.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа построенна по традиционной схеме и включает введение, две главы исследования, методические рекомендации, заключение, список литературы включающий 76 литературных источников, приложения, 4 рисунка, 1 таблица.
Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей мы обращались к работам узнаваемых педагогов и психологов: ГвоздеваА.И., Левиной Р.Е., ШвачкинаН.Х., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и других специалистов.
Изучение литературы показал, что проблема коррекции развитие фонематического восприятия является одной из основных задач, стоящих перед логопедами, в работе с детками с ОНР III уровня. Нормальное развитие фoнематическoгo восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи.
С целью выявления особенностей сформированности фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня было проведено обследование особенностей развития фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы. В эксперименте приняли участие 10 детей старшей группы с ОНР III уровня.
Для проведения исследования фонематического восприятия нами была подобрана методика оценки сформированности фонематического восприятия и разработана бально-уровневая система оценки.
В ходе проведения эксперимента мы определили уровни развития фонематического восприятия. Результаты показали, что основная часть детей находятся на низкам и среднем уровнях развития.
Что говорит о том, что в своей работе необходимо уделять больше внимания формированию фонематического восприятия. Полученные результаты исследования нашли свое применение при построении методических рекомендации, которые направленны на описание работы по развитию фонематического восприятия дифференцированно по уровням сформированности. Разработана система игры для среднего и низкого ровней развития фонематического восприятия.
Можно предположить, что целенаправленная работа будет положительно влиять на развитие фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста и на речь в целом. В современных условиях развития общества уровень формирования фонематического восприятия у у старших дошкольников, обеспечивает качество их дальнейшего обучения в школе.
Из вышеперечисленного следует, что поставленные задачи решены, гипотеза доказана и нашла свое подтверждение в ходе реализации исследования.
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного литературного русского языка/ Р.И. Аванесов - Московский университет. - Москва, 1954. - 240 с.
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников/ З.Е.Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 147 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / под ред. Алексеевой М.М., Яшиной В.И. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В.И.Бельтюков. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
5. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и
упражнения). / Е.С.Большакова. - М.: Просвещение, 1996.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
A. К.Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
7. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М: Просвещение, 1984.- 256 с.
8. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская - СПб.: КАРО, 2000. - 95 с.
9. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников /
С.А.Васильева, Н.В. Соколова - М.: Школьная пресса, 2001. - 78 с.
10. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений/ Л.С.Волкова - М.:ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
11. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно - педагогическая работа в
дошкольном учреждении для детей с нарушением речи / Ю.Ф.Гаркуши - М.:
B. Ю.Секачев ТЦ «Сфера», НИИ Школьныхтехнологий, 2008. - 128 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1961. - 154 с.
13. Головчиц Л.О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников / Л.Головчиц.// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 71.
14. Дьячков А.И. Дефектологический словарь / А.И. Дьячков. - М.: Из- во Педагогика, 1970.
15. Егорова О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков П, Пь, Б, Бь/ О.В. Егорова - М.: Гном, 2013. - 30с....76