Введение 3
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6
1.2. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе 11
1.3. Особенности фонематического восприятия при ФФНР
1.4. Обзор методик по развитию фонематического восприятия у
старших дошкольников с ФФНР 17
Выводы по главе 1 21
Глава II Констатирующий эксперимент и его анализ 22
2.1. Методика и организации констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Комплекс игр и упражнений по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с
ФФНР л ,
41
Выводы по главе II 48
Заключение
Список используемых источников 51
Приложение
Актуальность. С каждым годом в дошкольных образовательных организациях наблюдается рост числа воспитанников с речевыми нарушениями, а точнее с тяжелыми нарушениями речи. Данная проблема коснулась всех детей дошкольного возраста. Существенную нишу занимают дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевому развитию отводится большая роль.
В пункте 2.6. данного документа указано, что необходимо не только развитие связной диалогической и монологической речи, а также развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Речь детей с ФФНР характеризуется: отсутствует необходимый звук или заменяется один звук другим, правильные звуки заменяются в речи диффузной артикуляцией. Вместо воспроизведения пары артикуляционно близких фонем произноситься средний нечеткий звук, ошибочное произношение одного и больше звуков.
Поэтому работа с данной категорией детей представляет сложную проблему для специалистов.
Цель исследования - выявить нарушения фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР. На основе выявленных особенностей составить комплекс игр и упражнений по развитию фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР.
Объект исследования - фонематическое восприятие старших дошкольников с ФФНР.
Предмет исследования - особенности фонематического восприятия старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: Мы предполагаем, что, у детей с ФФНР будет отмечаться недоразвитие фонематического восприятия, которые будут выражены: неправильное распределение услышанных фонем как в собственной, так и в чужой речи, неправильный звуковой анализ простых форм слова и их синтез, множественные ошибки при анализировании звуков. Выявленные особенности позволят нам составить комплекс игр и упражнений по развитию фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР.
Задачи исследования:
1. Выявить современное состояние проблемы исследования.
2. Анализ и подбор диагностических методик для проведения констатирующего эксперимента.
3. Выявить особенности сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
4. Составить комплекс игр и упражнений по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
Методы исследования:
-теоретического исследования: анализ общей и специальной
педагогической, психологической и методической литературы;
• эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации, эксперимент;
• количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования уточнение особенностей формирования фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР.
Практическая значимость исследования предложенные
рекомендации могут быть использованы логопедами дошкольных образовательных организаций.
В качестве методологической базы работы выступают следующие положения:
• положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (Н.А. Бернштен, М.М. Кольцова);
- современные научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.К.
Орфинская, Н.Х. Швачкин и др.);
- и механизмах произношения ( Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузьмин, Н.И. Лепская, JI.A. Чистович и др.).
Организация исследования. Базой исследования явилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад ХХХ г.Ачинска. Группа испытуемых составила 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в 3 этапа.
I этап (сентябрь - октябрь 2021г) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента;
II этап (ноябрь - декабрь 2022г) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций, опираясь на комплексное использование технологий, направленных на формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР;
III этап (январь - апрель 2022г) - завершение опытно
экспериментальной работы, обобщение результатов, формулировка выводов.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. Основной текст квалификационной работы составляет 58 страниц, включает таблицы, рисунки, диаграммы. Список литературы включает 69 источников.
В нашей работе мы изучили и проанализировали теоретические аспекты вопроса фонетического восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
В ходе анализа, мы сделали выводы, дети с ФФНР имеют следующие психолого-педагогические особенности:
• зрительное и слуховое восприятие отстает от нормы развития, наблюдается отставание и в пространственно -временном развитии восприятия, дети не дифференцируют понятия «слева», «справа»;
• им свойственны наглядно-образные мыслительные операции, трудно воспринимают абстрактные понятия и отношения, низкий уровень развития словесно-логического мышления;
• у детей с ФФНР нарушены все стороны внимания - концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость, особенно страдает слуховое внимание;
• наиболее сохранным остаётся у данной категории детей зрительная память, нарушена слуховая память.
Раскрыты основные проявления, которые характеризуют состояние ФФНР: замена одних звуков другими.
Мы выявили, что у детей с ФФНР основу дефекта составляет несформированность фонематического слуха. Все это приводит к тому, что ребенок не может опознать акустический признак, принадлежащий сложному звуку.
Эти недостатки препятствуют правильному восприятию речи как у того, кто говорит сам, так и у тех, кто слушает говорящего.
Дошкольники с нарушение речи характеризующимся ФФНР испытывают трудности при восприятии звуков. Это очень усложняет процесс освоения детьми данной категории грамоты.
Вовремя выявленное нарушение - ФФНР, и своевременная коррекция данного нарушения позволит детям подготовиться к дальнейшему школьному обучению.
Нами рассмотрены диагностические методики по выявлению нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у
дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Обследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад ХХХ» г. Ачинска. В состав группы для обследования мы отобрали: 10 детей с фонетико -
фонематическим недоразвитием речи.
По данным заключений ПМПК все дети - ФФНР, дизартрия.
В диагностическую программу вошли 2 Серии заданий, а именно исследование фонематического слуха и фонематического восприятия.
По результатам диагностики мы имеем, фонематические процессы у детей экспериментальной группы развиты на низком уровне.
Нами выделено 2 группы испытуемых, которым требуется логопедическая работа по развитию фонематического восприятия:
1 подгруппа - с более благоприятной перспективой (средний уровень фонематического восприятия);
2 подгруппа - с менее благоприятной перспективой (низкий уровень фонематического восприятия)
На основании этого мы составили дифференцированные рекомендации, которые включали свои задачи, а также подборка дидактических игр осуществлялась в соответствии с уровнем сформированности фонематического восприятия, т.е. выделенных нами подгрупп.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для студентов педагогических заведений / М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2019. - 160 с.
2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. - 144 с.
3. Ахутина Т.В. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста: нейролингвистический и возрастно-психологический анализ / Т.В. Ахутина, А.М. Цибульская // Психолог в детском саду. - 2009. - №4. - С. 3-21
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» -М.: В. Секачев, 1998. -304 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1996 г
6. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Детство-Пресс», 2011. -240 с.
7. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Детство-Пресс», 2011. - 327 с.
8. Валитова И. Е. Клиническая психология: учебно -методический комплекс / под ред. И. Е. Валитовой, - Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Изд-во БрГУ, 2011. - 160 с.
9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Бином/ Ювента, 2020. - 80 с.
10. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская. - М.:
АСТ, Астрель,2005. - 208 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л.С.
Волкова. - М.: Владос, 2004. - 360 с.
12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: УчебноМетодическое пособие, - Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Питер, 2019. - 432 с.
14. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-логопедическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Сфера, 2018. - 128 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., Издательство: Детство-Пресс, 2007. - 472 с....69