Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧУВСТВА ВИНЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ МЛАДШЕГО К СРЕДНЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ

Работа №165315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 8
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ЧУВСТВА ВИНЫ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 11
1.1. Понятие чувства вины 11
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка . 20
1.3. Переживание чувства вины в детстве и отрочестве 26
1.4. Групповые занятия с элементами тренинга как способ работы с
младшими подростками и младшими школьниками 31
Выводы по главе I 38
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 39
2.1. Организация и методика проведения эксперимента 41
2.3. Анализ программы для коррекции неадекватного чувства вины 57
Выводы по главе II 62
Заключение 65
Список использованных источников 70
Приложения 75

Актуальность исследования. Чувство вины является механизмом социального контроля. Оно регулирует социальное поведение и гарантирует соблюдение норм нравственности. Прослеживается взаимосвязь вины с такими понятиями, как «ответственность», «поступок». Несмотря на то, что вина является негативным переживанием, она в целом ведет к развитию личности, пересмотру своего поведения. Но неадекватное, навязанное извне чувство вины может привести к негативным последствиям. Поэтому для каждого человека важно научится переживать это чувство, осознавать его значимость.
Проблемой является то, что для ребенка понятия «хорошо» и «плохо» очень размыты, и взрослому придется приложить немало усилий, чтобы донести это до сознания ребенка. К сожалению, некоторые родители считают эффективным воспитательным методом выработку чувства вины вместо совести. Впоследствии уже взрослый человек, сформировавшаяся личность, может страдать от чувства вины, постоянно бояться кого-то обидеть, снова испытать то болезненное ощущение отверженности. Вследствие этого формируется не только чувство вины, но и ощущение постоянного долженствования кому-то и сложности в выражении своих чувств.
Чувство вины является одной из психологических проблем. Оно может быть самостоятельной психологической проблемой, составляющей депрессивной позиции ребенка, составляющей некоторых видов психической патологии или некоторых психических заболеваний. Чувство вины можно отнести к категории трудно решаемых психологических проблем. Это связано со следующими причинами:
1. Человек не всегда обращается за психологической помощью, потому что считает чувство вины наказанием за свой истинный или мнимый проступок. Самонаказание связывается с пониманием смысла чувства вины.
2. Механизмы возникновения чувства вины изучены не до конца, это мешает оказывать психологическую помощь.
3. Понимание специфики чувства вины возможно и в составе разных заболеваний, патологии или в качестве психологической проблемы. Понимание механизмов его возникновения или существования обусловливает различия в оказании психологической помощи.
Изучением вины занимались такие ученые как З.Фрейд, К.Хорни, М.Кляйн, М.Хоффман, Е.Изард, М.Бубер, Е.П.Ильин, К.Муздыбаев,
Данная проблема не является достаточно изученной, ей нужно посвятить больше внимания, она важна в деятельности практикующих психологов.
Цель исследования: выявить особенности переживания чувства вины школьниками и предложить программу коррекции неадекватного чувства вины.
Объект исследования: эмоциональная сфера школьников.
Предмет исследования: переживание чувства вины школьниками.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чувство вины может переживаться как аутоагрессия, тревожность, ситуативное переживание вины, а также может трансформироваться в черту характера. Мы предполагаем, что нет существенных различий между проявлениями переживания вины в младшем школьном и младшем подростковом возрасте, т.е. и в среднем детстве, и в младшем подростковом возрасте чувство вины сопровождается переживанием аутоагрессии, тревожности, вины как состояния и уровня развития моральных норм на уровне не выше среднего, а трансформация чувства вины в черту характера не является актуальной.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «чувство вины».
2. Рассмотреть возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка.
3. Определить особенности переживания чувства вины в школьном возрасте.
4. Рассмотреть групповые занятия с элементами тренинга как способ работы с младшими школьниками и младшими подростками.
5. Выделить критерии для измерения уровня переживания чувства вины и подобрать диагностическую программу.
6. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
7. Предложить программу для снижения уровня переживания иррационального чувства вины у младших школьников и младших подростков.
8. Предложить программу по формированию моральных норм для учащихся 2 и 6 класса.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, проективные методы, тестирование, количественные и качественные математические методы.
База исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №6» г. Красноярска, в нем приняли участие учащиеся 2 и 6 класса в количестве 50 человек.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Материалы исследования апробированы на региональной научно­практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках ХХ1 Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». По теме исследования имеется публикация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической
литературы нам удалось определить чувство вины как аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии. Исследователи выделяют различные детерминанты чувства вины: одобрение или неодобрение окружающих; внутренние конфликты; эмпатические переживания; способность к самокритике, которая развита настолько, чтобы воспринимать противоречия между интернализированными ценностями и реальным поведением; наличие табу в обществе; есть мнения, что вина является функцией совести. Разные взгляды на данный феномен привели к тому, что существуют несколько мнений о структуре чувства вины. Выделяется двухкомпонентная структура, которая включает в себя вербально-оценочную реакцию человека или раскаяние и вегетативно-висцеральную реакцию (Д. Ангер). И.А. Белик выделяет в чувстве вины четыре компонента: эмоциональный, когнитивный,
мотивационный и психосоматический. Кроме этого исследователи выделяют функции чувства вины (поддержка норм просоциального поведения, индикатор усвоения моральных норм, формирование самоотношения, профилактика психических расстройств) и виды переживания вины (реальная, невротическая, экзистенциональная). Также можно разграничить адаптивную и дезадаптивную вину (вина выжившего, вина отделения и вина ненависти к себе).
2. Младший школьный возраст характеризуется активной учебной и познавательной деятельностью, новая социальная ситуация развития требует от младшего школьника организованной произвольности и ответственности за свою деятельность и поведение, подчинение правилам. Этот возраст является сензитивным для формирования нравственных качеств и положительных черт личности, именно в этом возрасте у детей начинают возникать моральные инстанции и формировать чувство долга. Основным мотивом на первом этапе овладения моральными нормами является одобрение взрослых. В младшем подростковом возрасте социальная ситуация развития представляет собой переход от детства к взрослой жизни. У них складываются более прочные личные взаимоотношения, и на первый план выходит общение с друзьями в целях эмоциональной поддержки. Развиваются внутренние процессы, которые приводят к формированию относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок. Этот период характеризуется большей устойчивостью целей и форм поведения. Уже достаточно развито чувство долга и ответственности. В своем поведении подросток ориентируется на авторитеты и социальные нормы.
3. Чувство вины не является врожденным, оно формируется социумом. Нет единого мнения о времени возникновения вины в детском возрасте. М. Кляйн пишет о том, что чувство вины возникает еще в младенчестве, Э. Эриксон свидетельствует о том, что вина начинает проявляться после 4-6 лет. В научении переживанию вины важную роль играет воспитание. Переживание вины связано с формированием у человека нравственных норм поведения (совести), с развитием его как личности. Младший школьник интерпретирует события с позиции плохого и хорошего, ориентируется на похвалу, пытаясь избежать наказание. Младший подросток в своем поведении ориентируется на авторитеты и соблюдение социальных норм. Зачастую родители одобряют тот факт, что их ребенок чувствует вину за совершенный проступок и раскаивается. И тем самым закрепляют поведенческую схему «проступок - чувство вины - наказание».
4. Изучение особенностей переживания чувства вины привело нас к выводу о том, что как избыток, так и недостаток чувства вины имеет выраженные симптомы и негативные последствия для личности. Младшим школьникам и младшим подросткам необходима помощь для преодоления подобного рода затруднений. Проанализировав литературу, мы поняли, что проведение групповой работы с элементами тренинга является оптимальным решением как для тех, кому необходимо снизить высокий уровень иррациональной вины, так и для тех, у кого моральные нормы и чувство вины сформированы на недостаточно высоком уровне. Вышесказанное свидетельствует в пользу того, что проведение групповой работы с элементами тренинга может быть эффективным как для снижения повышенного уровня иррациональной вины, так и для формирования моральных норм. Занятия помогут сформировать новые стратегии поведения, оказать психологическую помощь участникам, сделать акцент на испытываемых эмоциях. Активные методы групповой работы помогут закрепить полученные навыки.
5. В процессе изучения научной литературы мы смогли определить
критерии, позволяющие наблюдать за особенностями переживания чувства вины в школьном возрасте. К таким критериям относятся: чувство вины как состояние и как черта, аутоагрессия, развитие моральных норм, тревожность. На основании данных критериев мы подобрали соответствующий диагностическую программу: «Опросник вины Куглера-Джонс» для
исследования актуального уровня переживания чувства вины и уровня вины, как черты; «Опросник агрессивности А.Басса и А.Дарки» для выявления уровня аутоагрессии; «Методика изучения совестливости Е.П.Ильина» для выявления уровня развития моральных норм ребенка; «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина» и проективная методика «Несуществующее животное» для выявления тревожности школьников.
6. Анализ результатов констатирующего эксперимента привел нас к следующим выводам: по критерию чувство вины как состояние достоверных различий обнаружено не было. Уровень вины как черты характера выше в младшем подростковом возрасте, в младшем школьном возрасте данный показатель не является актуальным. Это свидетельствует о том, что для младших подростков характерны негативно окрашенные размышления о совершенных поступках, мечты изменить прошлые ошибки, важную роль занимает желание исправить или искупить каким-либо образом содеянное. Существует достоверное различие между уровнем проявления аутоагрессии во 2 и 6 классах. Это является показателем того, что подростки чаще, чем младшие школьники негативно отзываются о себе, и своих поступках. Не выявлено достоверных различий между уровнями проявления совестливости учащихся. Уровень тревожности выше в младшем подростковом возрасте, т.е. они воспринимают более широкий спектр ситуаций как угрожающие и реагируют на них. Проанализировав данные, мы пришли к выводу о том, что проявления переживания вины в младшем школьном возрасте и в младшем подростковом различаются. По уровням было замечено значительное различие - в 6 классе переживание вины на высоком уровне характерно для 31% учащихся, в то время, когда у учащихся 2 класса данный показатель составляет 8%. Т.е. для младших подростков является более характерным переживание вины на высоком уровне, и как следствие трансформация вины в черту характера. Низкий уровень проявления вины и совести характерен для 13% младших школьников и для 11% младших подростков. Это вызвано тем, что у младшего школьника моральные инстанции находятся на этапе формирования, в то время как у младшего подростка сформировалось достаточно устойчивое чувство долга и совести.
7. По результатам исследования мы разделили учащихся на 3 группы: с оптимальным уровнем переживания чувства вины, с избытком переживания чувства вины и группу с недостаточно сформированными моральными нормами и чувством вины. Исходя из этого, было составлено 2 коррекционных программы. Одна из них направлена на снижение уровня переживания чувства вины. Другая программа направлена на формирование моральных норм и совести. Программы имеют сходную структуру. Они состоят из тренинговых упражнений, элементов арт-терапии, различных релаксационных техник, совместного чтения и обсуждения книг.
Проведенный в ходе нашей работы эксперимент позволил нам увидеть особенности переживания чувства вины младшими школьниками и младшими подростками. Полученные данные подтверждают первую часть нашей гипотезы: чувство вины переживается как аутоагрессия, тревожность, ситуативное переживание вины, а также может трансформироваться в черту характера.
Вторая часть гипотезы нашего исследования не подтвердилась: существует существенное различие между проявлениями переживания чувства вины в младшем школьном и младшем подростковом возрасте. Для подростков характерна тенденция трансформации чувства вины в черту характера, для младших школьников характерно только ситуативное переживание чувства вины.
Таким образом, первая часть гипотезы подтвердилась, вторая была опровергнута по результатам констатирующего эксперимента, цели и задачи исследования достигнуты.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология// Учеб. Пособие для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 478 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально­
психологические проблемы. М.: Издательство Москва. Унта, 2000. 239с.
3. Андриади [и др.]. Педагогический энциклопедический словарь. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 34с
4. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли// пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 160с.
5. Байковская Н.А. Развитие идей Л.Кольберга о межкультурной универсальности становления // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. №2
6. Балашова И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков в группе сверстников. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1999. 61 с.
7. Бек А. [и др.]. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2002. 350 с.
8. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности// Диссертация кандидата психологических наук. СПб.: Питер, 2006. 209 с.
9. Белинская Е.В. Исследование социальных представлений о переживании вины и стыда [электронный ресурс] // Психологический центр «Гелиос». Режим доступа URL:http://rasstanovki-rostov.ru/?p=1855 (дата обращения 15.02.20)
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
11. Бодалев А. А. Психология общения. // Энциклопедический словарь. М.: Когито-Центр, 2015. 671с.
12. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
13. Бубер М. Вина и чувство вины. // Вестник РАТЭПП. 1994. № 2. С. 7­34.
14. Васильева О.С. [и др.]. Особенности переживания вины в современном обществе. // Консультативная психология и психотерапия. Т. 12. 2004. С. 48-73.
15. Василюк Ф.Е. Постклассическое мышление в психиатрии. // Пути обновления психиатрии. НПА, 1992. 148 с.....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ