ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Проблема детских страхов и тревожности в психологии 11
1.3. Причины возникновения тревожности и страхов у детей старшего
дошкольного возраста 18
1.4. Основные психолого-педагогические подходы, направленные на
преодоление тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста 24 Вывод по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
2.3. Проектирование коррекционной работы по преодолению страхов и
тревожности у детей старшего дошкольного возраста 41
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность исследования: Проблема тревоги и страха у детей является актуальной, поскольку чрезмерно выраженные страх и тревога могут привести к нарушениям в развитии. Принято считать, что тревога и страх присутствуют у всех детей, но проявляются по-разному в зависимости от возраста, пола, конкретной жизненной ситуации. Считается, что страх напрямую связан с инстинктом самосохранения.
Поскольку тревога и страх наиболее выражены у детей старшего дошкольного возраста, с ними приходится справляться не только родителям, психологам, но и педагогам дошкольных образовательных организаций. Тревожное поведение - это социально-дезадаптивное поведение, которое может быть спровоцировано различными обстоятельствами, в том числе отношением детей к своему социальному окружению, психологическими ситуациями в семье, страхом перед врачами, воспитателями и многочисленными сказочными животными.
В психологической литературе существует достаточное количество стратегий, тактик и программ по снижению тревожности и преодолению страхов; ценность этих подходов доказана эмпирически. С другой стороны, понимание первопричины тревоги и страха у детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение. В этом возрасте зарождается стремление к защите, и все, что угрожает элементарному выживанию ребенка, например, перспектива боли и дискомфорта, вызывает у малыша тревогу и страх.
Многие ученые исследовали детскую тревогу и многие из них, так или иначе, затрагивали эту тему в своих трудах. Среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревожности, можно назвать следующих: А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни и др. В отечественной психологии наиболее известны работы В.М. Астапова, А.М. Прихожан, И.А. Мусиной, В.А. Ананьева. Несмотря на разработанность темы, поиск наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, коррекции детских страхов, остается актуальной тематикой исследований в рамках психологической и педагогической науки.
Тема эмоциональной гармонизации дошкольников обуславливает необходимость уникального психологического исследования содержания, формы проявления, возрастной динамики и гендерных особенностей детских страхов и тревог в современном обществе в рамках возрастной психологии.
Вышеизложенное позволяет представить проблему исследования - противоречие между актуальностью и значимостью для психологической теории и практики изучения проявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста в данном направлении на современном этапе развития современной социокультурной среды.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в старшем дошкольном возрасте тревожность и страхи еще не являются устойчивым личностным образованием. Это расстройство легко обратимо при наличии соответствующих социальных и психолого-педагогических условий. Эти требования включают в себя работу по разработке уникальных коррекционных программ и разработку методической литературы. Исходя из этого, мы обнаружили ряд несоответствий между:
• необходимостью выявления и разработки наиболее эффективных средств коррекционно-развивающей работы, способствующих преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста, а также недостатком практических знаний о влиянии различных психологопедагогических и социально-психологических приемов на тревожность и страхи;
• необходимостью преодоления тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста, а также дефицитом методической литературы и специалистов, способных эффективно применять существующие подходы на практике.
Выделенные противоречия, а также необходимость их разрешения определили проблему исследования: использование каких средств и методов коррекционной работы позволит преодолеть повышенную детскую тревожность и страх у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: страх и тревожность.
Предмет исследования: страх и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в проявлении страхов и тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, а именно по видам страхов и уровню тревожности.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
2. Рассмотреть существующие в психолого-педагогической литературе подходы к пониманию проблемы тревожности и страхов;
3. Проанализировать причины возникновения страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать психолого-педагогические подходы, направленные на преодоление тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста
5. Провести эмпирическое исследование проявления страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста, выявить особенности проявления страхов и тревожности у мальчиков и девочек
6. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили:
- подходы к определению понятия тревожности и страхов (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, А.М. Прихожан)
• концепции о возникновении и проявлении тревожности и страхов в детском возрасте (И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Р. Кеттелл);
• исследования о психических основах состояния тревожности и страха (В.М. Астапов, Р. Мэй, А. Адлер);
• психоаналитические теории преодоления тревожности и страхов (З. Фрейд, К. Хорни, С. Салливан, Э. Фромм).
Методы исследования: в соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.
• обработка материалов исследования проводилась с помощью количественного и качественного анализа.
База и выборка исследования: Муниципальное бюджетное
дошкольное общеобразовательное учреждение в г. Красноярск. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы детского сада, в количестве 20 человек.
Практическая значимость: заключается в том, что полученные данные эмпирического исследования и разработанная коррекционная программа, направленная на преодоление тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста, могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных образовательных организаций.
Структура работы: работа состоит их введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка использованных источников, состоящего из 58 источников, приложений.
Подводя итог данной работы, стоит отметить ее основные положения.
Примерно каждый двадцатый ребенок в мире страдает повышенной тревожностью и страхами, мешающей ему в повседневной жизни.
Анализ научных работ российских и зарубежных авторов показал, что тревожность рассматривается как достаточно устойчивое эмоциональное образование, основанное на повышенной склонности к беспокойству в различных жизненных условиях. Тревожность, как и любое другое сложное психологическое развитие, имеет сложную структуру, включающую когнитивный, аффективный и операциональный компоненты. Тревожность, как правило, провоцируется проблемами в семейных отношениях и тревожностью у детей.
Дети старшего дошкольного возраста с проявлениями страха и тревожности характеризуются: неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой; часто испытывают чувство страха перед новым и неизвестным.
Причины тревоги и страха у детей могут включать биологические и наследственные факторы, такие как тревога, являющаяся повторяющейся чертой в семьях. Причиной тревоги также могут быть факторы окружающей среды, такие как ребенок, растущий в семье с высоким уровнем стресса, живущий в бедном доме, беспокоящийся о том, чтобы иметь достаточно еды, или имеющий словесную или физическую оскорбительную домашнюю жизнь. В отличие от взрослых, дети обычно не осознают, насколько интенсивными или ненормальными стали их чувства тревоги. Решающее воздействие на развитие страхов и тревожности оказывает жизненный опыт: неблагоприятные обстоятельства, пример и реакция окружающих, практика преодоления страхов (или ее отсутствие).
Развитие способности преодолевать высокий уровень тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста - это длительный, целостный процесс. И этот процесс происходит индивидуально и неповторимо, потому что таланты и психические качества каждого человека уникальны. Коррекция страхов и тревожности основана на следующей идее: представление о вещах связано с тем, как мы ведем себя и как себя чувствуем. Поэтому, меняя свой образ мыслей о страхах и тревожности, то поведение, обусловленное ими, меняет отношение вещам.
Существует несколько методов устранения причин тревожности и страхов, формирующейся в условиях социализации при различных стрессах, влияющих на человека. Залогом успешной работы с тревожным ребенком является повышение самооценки, обучение самоконтролю и снятие мышечного напряжения. Используемые технологии, методы и методики для снижения тревожности и страхов чаще всего используемые педагогами в своей работе: игротерапия, арт-терапия, релаксация, музыкотерапия, телесная терапия.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОО, г. Красноярск. В котором приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет. Отбор детей проводился по гендерным признакам и возрасту. В результате были, сформировали две равные по численности группы детей старшего дошкольного возраста (10 человек в каждой группе): первая группа - девочки, вторая группа - мальчики.
Для проведения исследования тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста были выбраны методики: диагностики количества страхов с помощью теста «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова); тревожности (Р. Теммл, М, Дорки, В. Амен).
Результаты констатирующего этапов эмпирического исследования для групп девочек и мальчиков показывают: что у девочек преобладает высокий уровень проявления страхов - 4 девочки (40%), у мальчиков доминирует средний уровень проявления страхов - 6 мальчиков (60%).
Наибольшее проявление страхов как у девочек (37 страхов), так и у мальчиков (28 страхов) выявлено по группе «Медицинские страхи», следующим видом по интенсивности проявления является группа «Страхи, связанные с причинением физического ущерба» у мальчиков их количество составило 20, у девочек - 21. Общее количество страхов (по ответам детей) у девочек 117, у мальчиков 96.
Страх собственной смерти и родителей (40%), страх крови (40%), страх наказания, уколов, боли и неожиданных резких звуков (по 30%), играют важную роль в жизни мальчиков. У девочек наибольшие страхи вызывают уколы и умереть (по 45%); врачи и кровь (по 40%); болей, опоздать в детский сад и остаться одной у девочек составили по 35%.
Изучение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что в целом по группе наблюдается средний уровень тревожности, в эту категорию попадают 7 мальчиков (70%) и 6 девочек (50%). Тревожность высокая у двух мальчиков (20%) и четырех девочек (40%), а низкая - у одной девочки (10%) и одного мальчика (10%).
Результаты констатирующего эксперимента доказывают
необходимость применения коррекционной работы, направленной на преодоление страхов и снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Для снижения уровня тревожности и уменьшения страхов разработана программа коррекционной работы.
Цель программы - коррекция страхов и высокого уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Также было составлено календарно-тематическое планирование, относительно которого проводили занятия с детьми, согласно которому разработаны конспекты занятий. В программе представлены 9 занятий на обесценивание наиболее распространенных страхов и тревожности старшего дошкольного возраста. Основные страхи выделялись в ходе разноплановой диагностики по результатам качественного и количественного анализа детей старшего дошкольного возраста на протяжении 2,5 месяцев.
1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2018. №4. С. 35-47.
2. Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность // Сост. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
3. Алецкая И.А. Специфика проявления страха как негативного эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста //Инновационные образовательные технологии. 2021. №1. С. 19-24.
4. Андерсон С.В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №5.6 (109.6). С. 2-5.
5. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность. М.: 2002. 87 с.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2018. 160 с.
7. Астахова И.В. Страхи и фобии в структуре явлений «тревожного ряда» личности // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. № 9. С. 115-117.
8. Беляева Е.В., Борзенкова И.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. №1. С. 85-88.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Словарь-
справочник для практикующего специалиста. М.: Харвест, 2017. 976 с.
10. Долгова В.И., Клочева Г.М., Бондарчук В.А. Изучение
тревожности у детей младшего дошкольного возраста // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 26-30.
11. Егяна О.Н. Работа психолога с тревожными детьми // Молодой ученый. 2017. №14.1. С. 14-17.
12. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от тревоги. СПб.: Гиппократ, 2008. 103 с.
13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб: Речь, 2010. 310 с.
14. Ибахаджиева Л.А. Образы-символы старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2009. №2. С. 47-51.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2012. 460 с.....58