ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения возможности использования арт-
терапии для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов 8
1.1 Арт-терапия: понятие, характеристика 8
1.2 Проявление склонности к наркотической зависимости у студентов.. 14
1.3 Возможности использования арт-терапии для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов 19
2 Экспериментальное изучение возможностей использования арт-терапии
для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов.... 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первично
диагностики 25
2.2 Описание системы занятий с использованием арт-терапии, направленных на профилактику склонности к наркотической зависимости у студентов 29
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Результаты первичной диагностики студентов 48
Приложение Б Система занятий «Дорога в жизнь»
1 Теоретические аспекты изучения возможности использования арт-
терапии для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов 8
1.1 Арт-терапия: понятие, характеристика 8
1.2 Проявление склонности к наркотической зависимости у студентов.. 14
1.3 Возможности использования арт-терапии для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов 19
2 Экспериментальное изучение возможностей использования арт-терапии
для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов.... 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первично
диагностики 25
2.2 Описание системы занятий с использованием арт-терапии, направленных на профилактику склонности к наркотической зависимости у студентов 29
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Результаты первичной диагностики студентов 48
Приложение Б Система занятий «Дорога в жизнь»
В современном мире проблема наркотической зависимости крайне велика. По данным исследования Всемирной Организации Здравоохранения — из 7 миллиардов человек населения нашей планеты — 210 миллионов употребляют наркотические вещества, что составляет 3 % всего человечества. Те же данные свидетельствуют об «омоложении» возрастного диапазона наркозависимых людей, 10 лет назад - это 15-17 лет, сегодня - 12-17 лет. Последние пять лет отмечены резким увеличением числа ВИЧ — инфицированных в местах, где доминировала наркозависимость. Данная статистика свидетельствует о том, что проблема наркотической зависимости среди молодёжи не теряет своей актуальности в настоящий момент [7].
Вопрос наркотической зависимости студентов требует незамедлительных действий. Профилактика наркотической зависимости содержит в себе систему мероприятий, направленных на предотвращение развития данной проблемы. Метод арт-терапии, по мнению А. В. Голубевой является одним из эффективных и доступных в борьбе с наркотической зависимостью у студентов [4].
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение склонности к наркотической зависимости у студентов и ее профилактики средствами арт-терапии.
Объект исследования - арт-терапия как метод психокоррекции и психотерапии.
Предмет исследования - профилактика склонности к наркотической зависимости у студентов средствами арт-терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики наркотической зависимости у студентов средствами арт-терапии.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к наркотической зависимости у студентов.
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием арт- терапии для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов, определить эффективность их реализации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г.В. Лозовая), методика «Склонность к зависимому поведению» (автор - В.Д. Менделевич)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой по проблеме наркотическая зависимость у студентов являются работы учёных (Е. В. Змановская, Е. А. Сильницкая, А. И. Халиуллин), а также работы, раскрывающие сущность метода арт-терапии, (К. В. Беззубик, М. В. Киселёва, 3. Фрейд).
Экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к наркотической зависимости у студентов, проводилось на базе высших учебных заведений Красноярского края: Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского Федерального университета, Сибирского Федерального университета. Возраст респондентов 18 - 24 года. Количество студентов, принявших участие в исследовании,46 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2020 г. - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы наркотической зависимости студентов, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования проведение первичной диагностики склонности к наркотической зависимости студентов.
2 этап (январь - апрель 2021 г.) - организация и проведение профилактической работы по системе занятий «Дорога в жизнь» со студентами, склонными к наркотической зависимости.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики склонности к наркотической зависимости студентов, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий, направленных на профилактику склонности студентов к наркотической зависимости, оформление выпускной квалифицированной работы.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции :III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме наркотической зависимости у студентов и её профилактики с помощью метода арт-терапии. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе со студентами, склонными к наркотической зависимости, а так же представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 1 приложения. В работе содержится 10 таблиц и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 64 страницы.
Вопрос наркотической зависимости студентов требует незамедлительных действий. Профилактика наркотической зависимости содержит в себе систему мероприятий, направленных на предотвращение развития данной проблемы. Метод арт-терапии, по мнению А. В. Голубевой является одним из эффективных и доступных в борьбе с наркотической зависимостью у студентов [4].
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение склонности к наркотической зависимости у студентов и ее профилактики средствами арт-терапии.
Объект исследования - арт-терапия как метод психокоррекции и психотерапии.
Предмет исследования - профилактика склонности к наркотической зависимости у студентов средствами арт-терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики наркотической зависимости у студентов средствами арт-терапии.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к наркотической зависимости у студентов.
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием арт- терапии для профилактики склонности к наркотической зависимости у студентов, определить эффективность их реализации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г.В. Лозовая), методика «Склонность к зависимому поведению» (автор - В.Д. Менделевич)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой по проблеме наркотическая зависимость у студентов являются работы учёных (Е. В. Змановская, Е. А. Сильницкая, А. И. Халиуллин), а также работы, раскрывающие сущность метода арт-терапии, (К. В. Беззубик, М. В. Киселёва, 3. Фрейд).
Экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к наркотической зависимости у студентов, проводилось на базе высших учебных заведений Красноярского края: Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского Федерального университета, Сибирского Федерального университета. Возраст респондентов 18 - 24 года. Количество студентов, принявших участие в исследовании,46 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2020 г. - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы наркотической зависимости студентов, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования проведение первичной диагностики склонности к наркотической зависимости студентов.
2 этап (январь - апрель 2021 г.) - организация и проведение профилактической работы по системе занятий «Дорога в жизнь» со студентами, склонными к наркотической зависимости.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики склонности к наркотической зависимости студентов, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий, направленных на профилактику склонности студентов к наркотической зависимости, оформление выпускной квалифицированной работы.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции :III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме наркотической зависимости у студентов и её профилактики с помощью метода арт-терапии. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе со студентами, склонными к наркотической зависимости, а так же представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 1 приложения. В работе содержится 10 таблиц и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 64 страницы.
Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что существует множество подходов к пониманию метода арт-терапия как среди отечественных психологов, так и в зарубежной литературе. Арт-терапия вслед за М. В. Киселёвой, понимается нами как метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Арт-терапия включает в себя различные направления: музыкальная терапия, имаготерапия, библиотерапия, телесно¬двигательная терапия, терапия творческим самовыражением.
Наркотическая зависимость проявляется у студентов в различных формах. Зачастую у студентов появляется ряд определённых причин, которые ведут к употреблению наркотических веществ: противостояние семейной культуре, плохо осознаваемые последствия употребления, невозможность удовлетворения особо важной потребности и др. Последствия употребления наркотических веществ можно разделить на три уровня: физические, психологические, социальные.
Мы отмечаем, что при профилактике наркотической зависимости студентов необходим комплексный подход. Обобщая точки зрения отечественных психологов, мы пришли к выводу, что для профилактики наркотической зависимости среди студентов можно использовать следующие направления арт-терапии: музыкотерапия, библиотерапия, имаготерапия, изотерапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к наркотической зависимости у студентов, на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, а так же в Сибирском федеральном университете г. Красноярска, среди студентов 1 -4 курсов. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г. В. Лазовая) и «Склонность к зависимому поведению (автор - В. Д. Менделевич).
Проанализировав результаты первичной диагностики, полученные по шкале «Наркотическая зависимость» методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г. В. Лозовая) и по шкале «Наркотическая зависимость» методики «Склонность к зависимому поведению» (автор - В. Д. Менделевич), мы пришли к выводу, что у 12 студентов (26%) из нашей выборки выявлены признаки тенденции к наркозависимости. Для предупреждения развития склонности к наркотической зависимости у студентов «группы риска» нами разработана и реализована система занятий с использованием арт-терапии.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при первичной профилактике склонности к наркотической зависимости у студентов.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Наркотическая зависимость проявляется у студентов в различных формах. Зачастую у студентов появляется ряд определённых причин, которые ведут к употреблению наркотических веществ: противостояние семейной культуре, плохо осознаваемые последствия употребления, невозможность удовлетворения особо важной потребности и др. Последствия употребления наркотических веществ можно разделить на три уровня: физические, психологические, социальные.
Мы отмечаем, что при профилактике наркотической зависимости студентов необходим комплексный подход. Обобщая точки зрения отечественных психологов, мы пришли к выводу, что для профилактики наркотической зависимости среди студентов можно использовать следующие направления арт-терапии: музыкотерапия, библиотерапия, имаготерапия, изотерапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к наркотической зависимости у студентов, на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, а так же в Сибирском федеральном университете г. Красноярска, среди студентов 1 -4 курсов. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г. В. Лазовая) и «Склонность к зависимому поведению (автор - В. Д. Менделевич).
Проанализировав результаты первичной диагностики, полученные по шкале «Наркотическая зависимость» методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г. В. Лозовая) и по шкале «Наркотическая зависимость» методики «Склонность к зависимому поведению» (автор - В. Д. Менделевич), мы пришли к выводу, что у 12 студентов (26%) из нашей выборки выявлены признаки тенденции к наркозависимости. Для предупреждения развития склонности к наркотической зависимости у студентов «группы риска» нами разработана и реализована система занятий с использованием арт-терапии.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при первичной профилактике склонности к наркотической зависимости у студентов.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.



