Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование права на жизнь 7
1.1 Понятие права на жизнь и его эволюция 7
1.2 Правовое регулирование права на жизнь 18
Глава 2. Позитивные обязательства государства по защите права на жизнь 29
2.1 Гарантии права на жизнь 29
2.2 Условия правомерного лишения жизни 45
Заключение 55
Список использованных источников 61
Права и свободы человека в современном правовом пространстве стали признаваться основными ценностями, обязательными к соблюдению и защите. Недопустимость правового ограничения многих личных прав и свобод провозглашена международными нормативными правовыми актами. Одним из таких прав является право человека на жизнь.
Право человека на жизнь - это уникальное право, оно является естественным и неотъемлемым, поскольку дается человеку по факту его рождения, а также характеризуется как основополагающее, являющееся базисом для всех иных прав человека. В силу этого право на жизнь получило свое закрепление не только на национальном уровне, но и в целом ряде международных соглашений.
Вместе с тем, не существует единства в признании момента его возникновения, причем не только в правовом пространстве, но и в рамках общественного мнения. Международное право не содержит самого определения, что такое «жизнь» или когда она начинается (и, соответственно, начинает действовать право на защиту жизни человека) и когда заканчивается.
Мнения ученых, представителей религиозной общественности относительно возникновения данного права варьируются от момента зачатия до родов. Отсюда возникают неоднозначные подходы к распространению права на жизнь на породившихся детей. Еще одной проблемой признания права на жизнь являются противоречивые суждения о правах человека в окончании жизненного цикла и допустимого существования реализации права на смерть. Эвтаназия является одним из самых спорных и неоднозначных явлений, с точки зрения и права, и медицинской этики. Относительно законности такого явления существуют разные мнения. Сторонники эвтаназии признают ее правомерной и весьма полезной в сфере оказания медицинской помощи, противники считают ее убийством и призывают привлекать к ответственности тех, кто непосредственно проводит данную процедуру. Противоречивое отношение к данному явлению повлекло и неоднозначность правовых позиций в законодательствах разных государств. Из этого следует, что вопрос о целесообразности легализации эвтаназии окончательно так и не решен.
Наряду с вопросами признания права на жизнь нерожденного ребенка, безнадежно больного, умирающего человека, проблема признания права на жизнь в настоящее время охватывает такие вопросы, как легальное лишение жизни, применение силы, право на защиту от других лиц, смерть в заключении, а также признания и защиты взаимосвязанных с правом на жизнь иных прав человека. Относительная неоднозначность правовых позиций по данным вопросам в международном аспекте выражена в том, что решение многих из них оставлено на усмотрение государств. это переработать и в выводы
Несмотря достаточно развитое международное законодательство и национальное правовое регулирование, судебную практику разных уровней, вопрос о признании права на жизнь продолжает оставаться весьма актуальным.
Активное развитие информационных и цифровых технологий, в результате которых значительно повышается информированность населения о практике решения вопросов защиты прав человека на жизнь, создали предпосылки для более активного общественного запроса на защиту жизни. Статистика обращений в ЕСПЧ демонстрирует рост числа жалоб российских граждан за период 2014-2021 г.
Вопросы признания права на жизнь, совершенствование правовых механизмов защиты этого права, вызывают в настоящее время активный интерес и являются актуальными для исследований.
В качестве объекта исследования были выдвинуты общественные отношения между человеком и государством по вопросу охраны ключевого права - права на жизнь.
Предметом исследования являются нормативные акты, как международные, так и национальные, так или иначе затрагивающие право на жизнь. Главным образом в работе рассмотрены Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., и другие международные акты и акты Российской Федерации
Цель настоящего исследования - анализ содержания права на жизнь как основополагающего, естественного неотъемлемого права человека.
Целью исследования было поставлено комплексное рассмотрение правового регулирования и механизма защиты права на жизнь в двух аспектах: международном и национальном, а также разъяснение спорных вопросов.
Для достижения цели исследования необходимо выполнение следующих задач:
1) выяснения исторического контекста происхождения права на жизнь
2) комплексного рассмотрения международного законодательства в связке с национальным.
3) выявления ключевых проблем определения и реализации права на жизнь, а именно недостаточности и неясности в правовом регулировании права на жизнь и механизмах его защиты
4) выяснения ключевых проблем охраны права на жизнь и установление государственных гарантий.
5) рассмотрения условий правомерного лишения жизни и выяснение возможных направлений совершенствования законодательства в этой сфере.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные методы изучения рассматриваемых проблем (системный и структурный анализ), а также частнонаучные методы познания (формально-юридический, сравнительно-правовой методы).
Нормативно-правовую базу исследования составляют, прежде всего, международные договоры, участником которых является Российская Федерация, а также законы Российской Федерации, регулирующие вопросы права на жизнь. В работе проанализирована судебная практика Европейского Суда по правам человека.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка нормативных правовых актов и научной литературы.
Обобщающие итоги исследования состоят в следующем.
Основополагающим правом для человека, обеспечивающим его физическое существование, является право на жизнь. Понятие права на жизнь возникло в древности и в ходе эволюции претерпело множество изменений. Большое влияние на формирование отношения общества к защите жизни человека оказали европейские просветители, создавшие предпосылки нормативного закрепления права на жизнь и его защиты. В середине прошлого столетия были приняты основополагающие международные правовые акты, гарантирующие право на жизнь.
Первое закрепление нормы о праве на жизнь имело место в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека.
Одним из основных принципов регулирования права на жизнь является свобода усмотрения. Международное законодательство придерживается той позиции, что субъект вправе свободно распоряжаться своей жизнью.
В настоящее время сформирована система международных стандартов по защите права на жизнь - образцов норм, согласно которым должно осуществляться правовое регулирование. Действие того или иного стандарта зависит от круга лиц и сферы правового регулирования, на которые эта норма распространяется. Международные стандарты формируются с целью унификации норм о праве на жизнь государств-участников того или иного акта с требованиями международного законодательства. «Перечень прав и свобод в международных документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством», следовательно, в силу важности признания данных прав, их регулирование должно, насколько это возможно, совпадать.
Международные стандарты бывают универсальными, региональными и специализированными. Универсальные нормы общеобязательны для государств-участников вне зависимости от внешних факторов. Региональные нормы-стандарты охватывают своим действием несколько государств в пределах одного региона. Ключевым здесь является территориальный фактор. Зачастую в региональных актах норма о праве на жизнь прописана более детально. Специализированные нормы регулируют реализацию права на жизнь в сферах, не являющихся собственно правовыми, например, в политике или медицине. Каждая из вышеназванных групп стандартов выполняет свои функции, тем не менее общими для всех трех групп стоит выделить следующие:
- определение перечня защищаемых прав и свобод,
- выяснение юридического содержания конкретных норм,
- фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженными с законными ограничениями,
- установление обязательств государств по реализации указанных прав и свобод.
Основными международными актами, регулирующими право на жизнь, являются Всеобщая декларация прав человека 1948г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г., Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966г. Автор, анализируя тексты этих актов, смог прийти к выводу, что текстуально нормы о праве на жизнь в этих трех актах во многом схожи, что говорит об универсальности данного права. Является очевидным, что Международное сообщество посредством данных актов стремится защитить жизнь от наиболее опасных видов посягательств: применения силы с целью умышленного лишения жизни, геноцида как разновидности убийства с особо тяжелыми последствиями, произвольного назначения наказания в виде смертной казни.
В процессе погружения в данную тему, автор задался вопросом, насколько Российская Федерация интегрирована в процесс формирования законодательства, регулирующего право на жизнь. Следует отметить, что Российская Федерация уважительно относится к требованиями международных актов и признает жизнь особой ценностью, требующей защиты. Актами, охраняющими право на жизнь, главным образом являются Конституция, Уголовный кодекс, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Международное регулирование призвано охранять право на жизнь в тех аспектах, которые не до конца, либо неясно урегулированы национальным законодательством. Международное регулирование призвано охранять право на жизнь в тех аспектах, которые не до конца, либо неясно урегулированы национальным законодательством, налагает на государство ряд обязательств.
Такие обязательства могут быть двух видов: негативные, заключающиеся в воздержании государственных органов от определенных действий, и позитивные, выражающиеся в активном действии. Таковыми, главным образом, являются принятие государственных мер, связанных с защитой права на жизнь: сокращению детской смертности, недоедания населения, купированию эпидемий и т. д. На основе анализа индивидуальных жалоб Европейский Суд по правам человека отмечает три необходимых государственных меры:
- законодательное закрепление охраны права на жизнь, в том числе путем имплементации международных норм,
-обеспечение исполнимости этих норм,
-наложение на государство ответственности за неисполнение этих норм.
Наиболее важным позитивным обязательством следует считать запрет на произвольное лишение жизни. Под произвольным лишением жизни понимается деяние, не соответствующее требованиям закона или принципам международного законодательства. Не следует отождествлять противозаконное и произвольное деяние, поскольку последнее является более узким понятием.
При рассмотрении вопроса о криминализации произвольного лишения жизни нами уделено особое внимание смертной казни. Хотя этот вид наказания в ходе истории глубоко укоренился в национальных законодательствах, международное сообщество призывает принимать меры по полной его ликвидации.
Особую актуальность приобрели в последнее время проблемы биоэтического характера. С развитием медицинских технологий участились случаи эвтаназии. Международным сообществом она признана неэтичной, несмотря на то, что все больше стран принимает законы по ее легализации. На основе анализа практики ЕСПЧ мы выявили тенденцию формирования ЕСПЧ сохранения права свободного распоряжения жизнью за субъектом. Однако, по нашему мнению, это не означает обязанности государства пойти против установленного законодательства, предоставив субъекту права на смерть.
То же касается и искусственного прерывания беременности. Вопрос его криминализации спорный, и в настоящий момент субъекту также предоставлена свобода усмотрения, если это не противоречит профессиональному долгу врача или требованиям к государственным служащим.
Несмотря на то, что право на жизнь является основополагающим правом, оно не носит абсолютного характера. Разделяя данную позицию, автор отмечает, что и международное, и национальное законодательство обнаруживает случаи, описанные в законе, в которых лишение жизни правомерно. Вопрос правомерности лишения жизни также занимает не последние позиции в числе проблем защиты права на жизнь. Согласно позиции ЕСПЧ и Замечаний общего порядка №36 не допускается широкого толкования ст.2 Конвенции.
Применение силы, способное причинить смерть, может являться правомерным только если эта сила применена лицом, выполняющим функции государственного органа и только в рамках выполнения задания.
Ключевым критерием правомерности лишения жизни юридическая доктрина считает абсолютную необходимость - ситуацию, когда существует реальная опасность для защищаемых законом благ и она не может быть устранена никакими иными методами. В случае, если вышеназванные условия не были соблюдены, государство должно быть привлечено к ответственности.
Отсюда вытекает еще одна обязанность государства - проведение эффективного расследования в случае, если неправомерное лишение жизни уже совершено. Это вид обязательства должен исполняться в соответствии с Принципами эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, рекомендованных резолюцией 1989/65 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 года.
Проблема его исполнения зачастую заключается в пристрастности государственных органов, проводящих расследование, во-первых, и некоторым пренебрежением положений международных актов о правах человека, во-вторых.
Вопрос актуальности охраны права на жизнь в рамках международного и национального законодательства, по мнению автора, обусловлен в силу нескольких причин:
-право на жизнь относится к числу естественных, следовательно, государство способно не наделить им субъекта, а лишь признать это право. Следовательно, оно не может и его отнять, не иначе как в случае угрозы для других лиц:
-зачастую позитивные обязательства государства, позволяющие лишить жизни, определяются рядом факторов, в том числе политических, экономических и т.д. В этой связи порядок, установленный государством, способен отнять жизнь у человека на любых основаниях, которые могут быть оспорены в отдельных случаях, а значит, неоднозначны;
- человек, его права и свободы, является наиболее важным и наименее защищенным субъектом, следовательно, защита его прав, в том числе на жизнь, является приоритетом национального правового регулирования.
Формирование отношения к проблеме права на жизнь, отраженное в международном и национальном законодательствам дает возможность с уверенностью считать, что основополагающее право на жизнь, хоть и не является абсолютным, подлежит особой защите. В качестве основных направлений совершенствования защиты данного права нами определены:
-дальнейшая унификация международного и национального законодательства
-повышение эффективности следственных действий и обращение особого внимания на наличие абсолютной необходимости.
1. Американская Конвенция о Правах Человека. Принята Межамериканской конференцией по правам человека 22 ноября 1969 г. в Сан-Хосе. // https://www.refworld.org.ru/pdfid/561292294.pdf.
2. Африканская Хартия Прав Человека и Народов. Принята на встрече глав
государств — членов Организации африканского единства 26 июня 1981 г. в Найроби. Вступила в силу 21 октября 1986 г.//
http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rz1afchar.html
3. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Принята резолюцией
Генеральной конференции ЮНЕСКО по докладу Комиссии III на 18 -м пленарном заседании 19 октября 2005 года.//
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // https: //internet. garant.ru/#/document/10135532/paragraph/94/doclist/970/showentries.
5. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о
гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Принят резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1989 года //
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/deathpro.shtm.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3. Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. - №49. - Ст.4552.
7. Декларация независимости. Конгресс, 4 июля 1776 г. Принята единогласно тринадцатью соединенными Штатами Америки. // Выверено по изданию: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А.Жидкова. Перевод О.А.Жидкова. М.: Прогресс, Универе, 1993. // http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc. htm.
8. Декларация относительно эвтаназии Принята 39-й Всемирной медицинской ассамблеей, Мадрид, Испания, октябрь 1987 г. // http://www.uapravo.com/hro/text.php?lan=ukr&id=9290&id book=9290&id parent=9290&id vid res=11.
9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. // [Электронный ресурс] : https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html.
10. Доклад ООН: Беларусь, единственная страна в Европе, где применятся смертная казнь, рассматривает возможность ее отмены. Новости ООН. Глобальный взгляд Человеческие судьбы. // [Электронный ресурс] : https://news.un.org/ru/story/2020/10/1387942.
Н.Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами. Вступила в силу 1 июля 1982 года, в ней участвуют 9 государств. Россия подписала Конвенцию 10 декабря 1999 года. //http://docs.cntd.ru/document/901751649
12. Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) ETS N 090. //http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye-pravovye-akty/evropeyskaya-konvenciya-o.html
13. Комитет по правам человека. Замечание общего порядка № 36// 3 September 2019. Russian. Original: English http://docstore.ohchr.org/
Конвенция о защите прав человека и основных свобод г. Рим, 4.XI.1950 г. // https://www.echr.coe.int/documents/convention_rus.pdf
14. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за
него. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года. //
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // https://internet.garant.ru/
16. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. //
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml//
18. Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней. Рекомендованы резолюцией 1989/65 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 года. // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/execut.shtml.
19. Пространная русская правда. (по Троицкому списку второй половины XIV в.)//http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/prp. htm
20. Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.). //https://internet.garant.ru/#/document/2540804/paragraph/1266/doclist/1812/show entries/0/highlight.
21. Резолюция 1044 (1994) Парламентской ассамблеи Совета Европы "Об отмене смертной казни" «Страны - участницы» Резолюция от 04.10.1994 № 1044 (1994). // http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/MU94356.html
22. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 02 января 2000 г.) // СЗ РФ. 1996. - №1. - Ст. 16; - 2002. - №2. - Ст.153.
23. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. (ред. от 08 апреля 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. - №25. - Ст.2954; 2002. -№11. - Ст. 1021; 2003. -№15. - Ст. 13.04.
24. Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 “О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
21.07.2020,"Российская газета", N 159, 22.07.2020, "Собрание законодательства РФ", 27.07.2020, N 30, ст. 4884
25. Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 2006 г №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (одобрен Советом Федерации 01.03.2006). Российская газета. 2006. - №48. - 10 марта.
26. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г №150-ФЗ (в редакции от 29 июня 2004 г.) «Об оружии» (принят ГД ФС Российской Федерации 13.11.1996)// СЗ РФ. 1996. -№51. -Ст.5681.
27. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". опубликован в "Российской газете" от 8 февраля 2011 г. N 25, от 10 февраля 2011 г. N 28, в "Парламентской газете" от 11 февраля 2011 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900 // https://internet. garant.ru/.
28. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" //
https://internet.garant.rU/#/document/12191967/paragraph/27/doclist/921/showentr ies/0/highlight.
Научная и учебная литература
29. Ализаде В. А. Обеспечение права на жизнь в системе международных стандартов уголовного правосудия (по материалам Замечания общего порядка №36 (2018) Комитета по правам человека). Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью №3 / 2019. // https://mgimo.ru/upload/iblock/f62
30. Антоненко М. М. Эвтаназия как разновидность убийства в уголовном праве России: дис. ... канд. Юр. Наук: 12.00.08, Калининград, 2018. С. 20.
31. Дж. Локк. Второй трактат о гражданском правлении 1690 г. //
[Электронный ресурс] : URL:
http: //www.civisbook.ru/files/F ile/Lokk.T raktaty 1.pdf.
32.3иборова O.A. Концепция прав и свобод человека и гражданина, реализованная в Конституции РФ. // Трибуна молодого ученого, №1 (26) / 2013. С.76.
33. Крылова Н. Е. Уголовно-правовая оценка эвтаназии. Современное право // [Электронный ресурс ] :https://www.sovremennoepravo.ru/.
34. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. - М. : Норма : Инфра-М, 2010. - С. 217-223.
35. Порох В. И., Картунов В. А., Засыпкина Е.В. Юридические и медико-этические аспекты эвтаназии и перспективы ее легализации в России // [Электронный ресурс] :https: //www.sovremennoepravo .ru/.
36. Стандарты Европейского суда по правам человека и российская правоприменительная практика: Сборник аналитических статей / Под ред. М.Р. Воскобитовой. М.: Анахарсис, 2005. С. 248 - 316.
37. Терешкова В. В. «Применение международных норм о защите прав человека национальными судебными органами». / Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход: материалы Международной научно-практической конференции (18-19 июня 2021 года, г. Красноярск). Часть 2/ Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»; Сибирский юридический институт МВД России; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2021. - С. 169-170.
38. Терешкова В.В. Обязательства Российской Федерации по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. // Стандарты Европейского Суда. / М. : Норма : 2021 - С. 11-25.
Судебная практика
39. ECtHR. De Becker v. Belgium. N 214/5. Judgment of 27 March 1962. § 235.
40. ECtHR. Ireland v. UK. N 5310/71. Judgment of 18 January 1978. § 239.
41. ECtHR. Young, James and Webster v. UK. N 7601/76; 7806/77. Judgment of 13 August 1981, § 49; Prince Hans-Adam II de Liechtenstein v. Germany. N 42527/98. Judgment of 12 July 2001. § 47.
42. European Court of Human Rights (далее - ECtHR). McCann v. UK. N 18984/91. Judgment of 5 September 1995. § 153.
43. Prohibition of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment
under the European Convention on Human Rights (Article 3). INTERIGHTS Manual for Lawyers. London, 2008. P. 44 - 60. URL:
http: //www.interights .org/view-document/index.htm? id=242.
44. The Right to Life under the European Convention on Human Rights (Article 2) // INTERIGHTS Manual for Lawyers. London, 2008. P. 30 - 82 URL: http: //www.interights .org/view-document/index.htm? id=523.
45. Дело «Кох (Koch) против Германии (Жалоба №497/09) (бывшая четвертая
секция). Постановление (Страсбург, 19 июля 2012 г.) [неофициальный перевод]. //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=318550#yrU4QbSouqUHFMDK1
46. Дело "Ламбер и другие против Франции"[Lambert and Others v. France] (Жалоба N 46043/14). Постановление Суда от 5 июня 2015 г. // https://internet. garant.ru.
47. Дело «Претти против Соединенного Королевства» [Pretty v. The United Kingdom] (жалоба № 5129/03) Постановление от 29 апреля 2002 г. // Прецеденты Европейского Суда по правам человека по странам - членам Совета Европы (кроме России) №10 (2007).
48. Дело Тысенц против Польши [Tysi^c v. Poland] (жалоба № 5410/03) / Постановление от 20.3.2007 [Четвертая Секция] // Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда № 95. Март 2007.
49. Дело «Хаас (Haas) против Швейцарии». (Жалоба № 31322/07) Постановление. г. Страсбург, 20 января 2011 г. // Избранные постановления Европейского Суда. Специальный выпуск №4 / 2012.
50. Постановление Европейского Суда по правам человека от 23 февраля 2016 г. Дело "Y.Y. против Российской Федерации" (Жалоба N 40378/06) (Третья секция). // internet.garant.ru.
51 .Постановление Европейского Суда по правам человека от 8 января 2009 г. Дело "Арзу Ахмадова и другие (Arzu Akhmadova and Others) против Российской Федерации" (жалоба N 13670/03) (Первая секция). // http s: //internet. garant.ru/.
52.Постановление Европейского Суда по правам человека от 10 мая 2012 г. Дело "Путинцева против России"[Putintseva v. Russia] (жалоба N 33498/04) (I Секция) //https://internet. garant.ru/.