Введение 10
1 Теоретическая часть. Теоретические аспекты административно-управленческой деятельности 13
1.1 Понятие административно-управленческой деятельности 13
1.2 Анализ отечественной и зарубежной практики оптимизации
административно-управленческой деятельности 26
2 Аналитическая часть. Исследование административно-управленческих процессов в организации
2.1 Общая характеристика объекта исследования 43
2.2 Анализ существующих административно-управленческих
процессов в организации 44
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 49
3 Проектная часть. Разработка оптимальной модели административно-управленческих процессов в организации 55
3.1 Выбор оптимальной модели административно-управленческих
процессов в организации 55
3.2 Анализ экономической эффективности разработанной модели
административно-управленческих процессов 61
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А Бухгалтерский баланс 2020 год (форма № 1)
Приложение Б Бухгалтерский баланс 2019 год (форма № 1)
Приложение В Бухгалтерский баланс 2018 год (форма № 1)
Актуальность темы исследования. Юридическое лицо любой формы организации деятельности нуждается в управляющем воздействии на процессы, протекающие как внутри него, так и во взаимодействии с внешней средой, в течении всего его жизненного цикла. Без такого воздействия организация существовать не может априори. Само вышеуказанное управляющее воздействие имеет определённую структуру и особенности, варьирующиеся в зависимости от многих факторов, таких как вид организации, направление её деятельности, штатная численность и пр.
Одним из основных элементов в структуре управляющего воздействия на организационные процессы является административно-управленческая деятельность, и понимание руководством организации механизма эффективного функционирования данной деятельности в течении всего жизненного цикла организации, является залогом его оптимального функционирования в современных условиях. Поскольку конъюнктура рынка, микро- и макроэкономические и политические процессы являются факторами, склонными к значительной степени динамики и волатильности, методы и модели осуществления административно-управленческой деятельности также нуждаются в регулярной трансформации и оптимизации.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность темы данного исследования: «Совершенствование административно-управленческих процессов в организации на примере ООО Микрофинансовая компания «ЮПИТЕР 6».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение передового опыта из отечественной и зарубежной практики осуществления административно-управленческих процессов позволит разработать экономически эффективную модель административно-управленческой деятельности применительно к конкретной организации.
Объектом исследования являются административно-управленческие процессы организационного уровня.
Предметом исследования является механизм совершенствования административно-управленческих процессов в организации.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию административно-управленческих процессов в организации на примере ООО Микрофинансовая компания «ЮПИТЕР 6».
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие административно-управленческой
деятельности;
2. Провести анализ отечественной и зарубежной практики оптимизации административно-управленческой деятельности;
3. Провести исследование существующих административно¬
управленческих процессов в организации;
4. Разработать оптимальную модель административно-управленческих процессов в организации;
5. Провести анализ экономической эффективности разработанной модели административно-управленческих процессов.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, метод моделирования и др.
Научная новизна заключается в проведении системного исследования проблематики совершенствования административно-управленческой деятельности в кредитных организациях на основе отечественной и зарубежной практики, а также разработке конкретных предложений по повышению эффективности административно-управленческой деятельности.
Теоретическая значимость - проведённое исследование вносит определённый вклад в изучение проблематики повышения эффективности административно-управленческой деятельности в кредитных организациях.
Практическая значимость - выводы и предложения, сделанные в данном исследовании, позволят усовершенствовать институт внедрения процедур административно-управленческой деятельности в кредитных организациях.
Структура. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка
По результатам проведённого в рамках данной работы исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Проведённый нами анализ понятия административно-управленческой деятельности, позволил утверждать, что являющаяся основой данного конструкта категория «управление» - это универсальный процесс во всей организованной социально-экономической деятельности. Она не ограничивается только конкретным производственным предприятием, магазином или офисом. Это оперативная сила во всех сложных организациях, пытающихся достичь определенных заявленных целей. Управление необходимо для коммерческой фирмы, государственных предприятий, служб образования и здравоохранения, военных организаций, торговых ассоциаций и так далее. «Административность» в данном конструкте подчёркивает (определяет), что данная деятельность не связана с должностным функционалом, непосредственно регулирующим производственные процессы. Следовательно, в контексте темы нашего исследования, к административно-управленческой деятельности относятся планирование, организация, управление, координация и контроль финансово-экономической деятельности и персонала кредитной организации.
Проведённый нами анализ отечественной и зарубежной практики оптимизации административно-управленческой деятельности в кредитных организациях позволяет сделать выбор в пользу аутсорсинга, как наиболее перспективного и современного метода оптимизации исследуемой деятельности. Процессы, функции и услуги, которые кредитная организация выбирает для аутсорсинга, не ограничены возможностями или выбором. Крупные действующие поставщики финансовых услуг теперь полностью оснащены для полноценного аутсорсингового партнерства с кредитными организациями. Однако в эпоху растущей конвергенции регулирования и настороженности в отношении доверия и контроля в финансовом секторе кредитные организации также должны действовать осторожно.
В любое соглашение о совместном обслуживании или партнерство по аутсорсингу должен быть включен обширный объем должной осмотрительности в принятии стратегических решений. Тем не менее, несмотря на очевидный риск, подавляющие преимущества аутсорсинга в секторе финансового кредитования просто нельзя недооценивать. Передав часть административно-управленческих функций на аутсорсинг, кредитная организация может стать более компактной, гибкой и предложить лучшее качество оказания услуг.
Проведённый нами анализ существующих административно-управленческих процессов в организации, позволил установить, что во-первых, субъектами административно-управленческой деятельности ООО МФК «ЮПИТЕР 6», в контексте результатов исследования, проведённого нами в главе 1, являются генеральный директор, главный бухгалтер, заместитель директора, ведущие специалисты (руководители) кадрового, ИТ, АХО и юридического отделов; во-вторых в организации присутствует ряд видов административно-управленческой деятельности, которая может быть передана на аутсорсинг сторонней организации в целях сокращения финансовых расходов на персонал, аренду помещений, расходные материалы и пр.
Проведённый анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО МФК «ЮПИТЕР 6» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, финансовое состояние организации устойчивое. Во-вторых, наблюдается значительный рост расходов, связанных с административно-управленческой деятельностью организации.
По результатам предпринятой нами попытки выбора уже действующей модели аутсорсинга административно-управленческих процессов, мы можем констатировать отсутствие чёткой методологии в сущностном понимании видов аутсорсинга, на основе которых можно было бы сформировать модели аутсорсинга, приемлемые для целей нашего исследования. Применительно к проблематике нашего исследования термин «модель аутсорсинга» следует определить, по нашему мнению, как «...стандартизованную процедуру по передаче вспомогательных функций (работ, услуг) сторонним юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, имеющую целями повышение качества и снижение себестоимости выполнения данных функций (работ, услуг).
Мы считаем, что данное обстоятельство, в немалой степени обусловлена правовой неопределённость самого термина «аутсорсинг» в российском законодательстве. Между тем, анализ законодательства в области закрепления правовой легитимности передачи отдельных функций кредитных организаций на аутсорсинг, позволил вделать вывод о наличии определённых позитивных тенденций, обусловленных введением Стандарта Банка России СТО БР ИББС- 1.4-2018 в 2018 году, в контексте проблематики нашего исследования.
Опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт использования аутсорсинга в оптимизации административно-управленческой деятельности кредитных организаций, а также отдельные положения Стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.4-2018, нами была предложена модель полного цикла процесса осуществления отдельных административно-управленческих функций ООО МФК «ЮПИТЕР 6» от анализа возможностей и целесообразности передачи административно-управленческих функций ООО МФК «ЮПИТЕР 6» на аутсорсинг, и до заключения Соглашения с организацией-аутсорсером, включая его существенные условия.
По результатам проведённого нами анализа экономической эффективности разработанной модели административно-управленческих процессов можем констатировать, что в случае внедрения разработанной нами модели аутсорсинга экономия средств ООО МФК «ЮПИТЕР 6» составит 20 525 400 руб. также следует отметить, что критерии оценки качества услуг, оказываемых данной организации сторонними аутсорсерами в результате реализации предложенной нами модели аутсорсинга административно-управленческих процессов в ООО МФК «ЮПИТЕР 6» выявляются, как в ходе текущего контроля уполномоченными на это представителями данной кредитной организации, так и после завершения выполнения организацией-аутсорсером функций (работ/услуг), определённых Соглашением об аутсорсинге, посредством деления показателей объёмов, качества и стоимости работ/услуг, переданных аутсорсеру на фактические показатели объёмов, качества и стоимости работ/услуг. Если результат деления плановых и фактических показателей равен или выше единице - это свидетельствует об эффективности оказания услуг организацией аутсорсером. Если результат деления плановых и фактических показателей ниже единицы - организация- аутсорсер неэффективна и Соглашение должно быть расторгнуто.
1. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях : Федер. закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ в ред. от 31.07.2020 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 27. - С. 3435.
2. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях : Федер. закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ в ред. от 08.12.2020 // Собрание законодательства РФ. - 2016.. - N 27 (Часть I). - Ст. 4163.
3. Об утверждении Примерного перечня должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору : Приказ Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418 (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2015 N 37908) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:http://www.pravo.gov.ruCaara обращения 23.05.2021).
4. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Ситуационно-аналитический центр Министерства энергетики Российской Федерации" субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации : Приказ Минэнерго России от 26.10.2020 N 936 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2021 N 62147) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 23.05.2021).
5. О предельной доле оплаты труда работников административно- управленческого персонала федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в фонде оплаты труда указанных учреждений и примерном перечне должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу : Приказ Минтруда России от 14.10.2013 N 535н (Зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2013 N 30852) // Российская газета. - 2014. - N 6.
6. Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией
операций на финансовом рынке : утв. Банком России, Протокол от 27.04.2018 N КФНП-12 // Документы Банка России. - URL:
https://cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90002/19(дата обращения: 20.04.2021).
7. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и
юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации : утв. Банком России, Протокол от 22.06.2017 N КФНП-22 // Документы Банка России. - URL:
https://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90010/13 (дата обращения: 20.04.2021).
8. Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Управление риском нарушения информационной безопасности при аутсорсинге : стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.4-2018 (принят и введен в действие Приказом Банка России от 06 марта 2018 № ОД-568) // Вестник Банка России. - 2018. - № 27. URL: http s: //www.cbr.ru/statichtml/fil e/59420/st-14-18.pdf(дата обращения: 06.02.2021).
9. О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам : Указание Банка России от 20.01.2020 N 5391-У // Вестник Банка России. - 2020. - N 21.
10. О ведении Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций : Указание Банка России от 19.11.2020 N 5627- У : зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2021 N 62239 // Вестник Банка России. - 2021. - N 9.
11. О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами : Указание Банка России от 13.01.2017 N 4263-У : зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46158 // Вестник Банка России. - 2017. - N 38.
12. Концепция информатизации (автоматизации) деятельности
государственного архива. - Москва, 2014. - URL:
https://archives.gov.ru/sites/default/files/2014-koncepciya-informatization-gosarchive.pdf(дата обращения 23.05.2021).
13. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Аникин Б. А., Рудая И.Л. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 320 с.
14. Банковский аутсорсинг: теоретические и практические аспекты: Уч. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 144 с.
15. Бородай, В.А. Основы менеджмента : учебное пособие. / Бородай В.А., Ковыляев К.Н., Кондрашина О.Н., Майданевич Ю.П., Псарева Н.Ю., Шиндряева И.В. - Нижний Новгород: НОО Профессиональная наука, 2019. - 161 с.
16. Вейрих, X., Кунц X. Менеджмент: глобальная перспектива. 10-е изд. / Вейрих, X., Кунц X. - Нью-Йорк : Профессиональное образование, 2017. - 676 с.
17. Гетц, Б.Э. Управленческое планирование и контроль. / Гетц, Б.Э. - Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 2009. - 352 с.
18. Гёрге, Д.М., Джонс Г.Р. Управление организационным поведением. / Гёрге, Д.М., Джонс Г.Р. - Нью-Йорк : Эддисон, 2013. - 577 с.
19. Гибсон, В.М. Аутсорсинг может сэкономить деньги и повысить эффективность / Гибсон В.М. // Социальное обеспечение. - 2015. - № 3. - С. 19.
20. Говиндараджа, М. Принципы управления. / Говиндараджа М. - Нью-Дели : Прентис Холл, 2012. - 672 с.
21. Горевский, А.С. Аутсорсинг в банковских кредитных технологиях / Горевский А.С. // Вектор науки ЛГУ. - 2011. - №2. - С.297-300.
22. Дебра, Л.Н., Джеймс К.К. Организационное поведение, основы, реалии и проблемы. / Дебра Л.Н., Джеймс К.К. - Нью-Йорк : Профессиональное образование, 2013. - 540 с.
23. Джеймс, А.Ф., Фриман Р.Э. Менеджмент. 6-е изд. / Джеймс А.Ф.,
Фриман Р.Э. - Нью-Дели : Прентис Холл, 2014. - 531 с.
24. Друкер, П.Ф. Практика управления. / Друкер П.Ф. - Нью-Йорк: Харпер и Роу, 2005. - 420 с.
25. Календжян, С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности организаций. / Календжян, С.О. - Москва: Дело, 2017. - 272 с.
26. Караченцев, К. Аутсорсинг на мировом рынке финансовых услуг: особенности, риски / К. Караченцев // Банковский вестник. - 2008. - С. 34-40. - URL:https: //www.nbrb.by/bv/articles/ 1419.pdf(дата обращения: 01.06.2021).
27. Козлова, А. С. Развитие банковского аутсорсинга в России / А. С. Козлова. // Молодой ученый. - 2012. - № 11 (46). - С. 164-167. - URL: https://moluch.ru/archive/46/5723/(дата обращения: 01.06.2021).
28. Котляров И. Аутсорсинговая модель организации российской нефтегазовой отрасли: проблемы и пути решения / И. Котляров // Вопросы экономики. 2015. № 9. С. 45—64.
29. Коул, Г.А. Персонал и управление человеческими ресурсами, 5-е изд. / Коул Г.А. - Гонконг, 2015. - 580 с.
30. Кракер, Ф. Достоверно об аутсорсинге. / Кракер Ф. - Олдершот, Англия, 1996. - 234 с.
31. Крейтнер, Р.Д. Менеджмент. 6-е изд. / Крейтнер, Р.Д. - Нью-Йорк : Профессиональное образование, 2017. - 620 с.
32. Кунц, Г., О’Доннелл К. Принципы управления: анализ управленческих функций. / Кунц Г., О’Доннелл К. - Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1972. - 390 с.
33. Кэрролл, С.Д., Гиллен Д. Классические функции управления: действительно ли они устарели? / Кэрролл С.Д., Гиллен Д. // Обзор Академии управления. - 2015. - № 4. - С. 132-136.
34. Леви, В. Аутсорсинговые стратегии: возможности и риски / Леви В. // Стратегии организационного лидерства. - 2014. - № 6. - С. 20-25.
35. Лоранж, П. Системы стратегического планирования. / Лоранж П. - Нью-Джерси: Прентис-Холл; Штайнер, 2009. - 591 с.
36. Лори, Д.М. Управление и организационное поведение. 4-е изд. / Лори Д.М. - Лондон : Питтман, 2016. - 480 с.
37. Луи, Э.Б., Дэвид Л.К. Управление организацией. 5-е изд. / Луи Э.Б., Дэвид Л.К. - Мобил-Каунти : Университет Южной Алабамы, 2014. - 471 с.
38. Махмутов, И.И. Модели и методы аутсорсинга / Махмутов И.И, Муртазин И.А., Карамышев А.Н // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2015. - № 1. - С. 133¬157. - URL:https://kpfu.ru/portal/docs/F1753126468/Mahmutov.pdf(дата обращения: 05.03.2021).
39. Махони, Т.А., Кэрролл С.Д. Развитие управленческой деятельности: исследовательский подход / Махони Т.А., Кэрролл С.Д. // Административная наука. - 2014. - № 2. - С. 93-105.
40. Мухина, И.С. Модель определения и передачи процессов на аутсорсинг / И.С. Мухина // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. - С. 609-611.
41. Надеин, Н.В. Аутсорсинг на рынках деловых услуг / Н.В. Надеин // Актуальные аспекты современной науки. - 2015. - № 8. - С. 55-62.
42. Назмутдинов, В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. / Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф.- Казань: ТРИ «Школа», 2013. - 360 с.
43. Новиков, Д.А. Методология управления. / Д.А. Новиков. - Москва : Либроком, 2011. - 128 с.
44. Пенфилд, Р.В. Модели распределения времени и эффективность менеджеров / Пенфилд Р.В. // Управление персоналом. - 2016. - № 6. - С. 245¬255.
45. Перри, У.С. Повышение качества аутсорсинга / Перри У.С. // Управление информационными системами. - 2006. - № 5. - С. 110-121.
46. Петерсон Э., Пловман Э.Г. Организация и управление бизнесом. 8-е изд. / Петерсон Э., Пловман Э.Г. - Хомвуд : Ирвин, 2014. - 347 с.
47. Рейнере, Д.Д. Поставка аутсорсинговых услуг и контроль их качества в действующих контактах / Рейнере Д.Д. // Муниципальное управление. - 2015. - № 4. - С. 181-189.
48. Роберта, С.Р., Бернард В.Т. Управление с упором на качество и конкурентоспособность. 2-е изд. / Роберта С.Р., Бернард В.Т. - Сэдл-Ривер, Нью-Джерси : Прентис Холл, 2014. - 712 с.
49. Рудая, И. Л. Аутсорсинг: методология и практика: Монография. - Самара: Издательство Универс-груп, 2009. - 230 с.
50. Савинский, С.Е. Преимущества использования IT-аутсорсинга в коммерческих банках / С.Е. Савинский // Инновационные технологии в финансовом менеджменте. - 2016. - № 1. - С. 352-353.
51. Саксен, КБ. Управление бизнес-процессами через аутсорсинг: стратегическое партнерство / Саксен КБ. // Управление бизнес-процессами. - 2014. - № 5. - С. 687-715.
52. Сен, Ф.М. От аутсорсинга бизнес-процессов к аутсорсингу информационных процессов: некоторые проблемы / Сен Ф.М. // Управление человеческими ресурсами. - 2016. - № 7. - С. 145-155.
53. Стефанович, Л. Рынок банковского аутсорсинга: проблемы и информационная закрытость / Л. Стефанович // Банковский вестник. - 2016. - С. 10-15. - URL:https://www.nbrb.by/bv/articles/10297.pdf(дата обращения: 01.06.2021).
54. Терри, Д.Р. Принципы менеджмента. / Д.Р. Терри. - Хомвуд : Ирвин, 1972. - 648 с.
55. Технология аутсорсинга в сфере социального обслуживания / авг.- сост. : О. И. Проня, М. В. Пикинская, И. Д. Пестова, Я. В. Григорьева. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийскою автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. - С. 10-11.
56. Фламгольц, Э.Г. Эффективный управленческий контроль: теория и практика. / Фламгольц Э.Г. - Москва : Волтере Клувер, 2016. - 570 с.
57. Франк, Р., Лес, Г. Управление административными процессами в организации. 2-е изд. / Франк Р., Лес, Г. - Прага : Элсивер, 2017. - 312 с.
58. Херси, П.А. Джонсон Д.Э. Управление организационным поведением с использованием человеческих ресурсов. 7-е изд. / Херси П.А. Джонсон Д.Э. - Нью-Дели : Прентис Холл, 2017. - 512 с.
59. Чартерный институт закупок и снабжения (The Chartered Institute of Procurement & Supply - CIPS). - URL: https://www.cips.org/en/cips-for- i№dividuals/what-is-procurement/(дата обращения: 02.03.2021)
60. Эверетт, Э.А., Рональд Д.Э. Управление производством: концепция и модели. 5-е изд. - Нью-Дели : Прентис Холл, 2018. - 430 с.
61. Экклс, Р.Г., Нориа, Н. Вне шумихи: заново открывая сущность управления. / Эверетт Э.А., Рональд Д.Э. - Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса, 1992. - 205 с.
62. Энгельке, В.Д. Виртуальные времена / Энгельке В.Д. // Перспективы аутсорсинга. - Кёльн, 2001. - 412.
63. Ячменева, В.М. Администрирование: сущность, подходы, принципы / Ячменева В.М. // Теория и практика управления. - 2007. - № 3. - С. 74-74.