Введение 4
1 Основы формирования информационной культуры
старшеклассников 11
1.1 Основные подходы к определению термина «информационная
культура» 11
1.2 Особенности формирования информационной культуры
учащихся старших классов 16
2 Культуротворческие технологий в процессе формирования
информационной культуры старшеклассников 25
2.1 Роль культуротворческих технологий в процессе формирования
информационной культуры 25
2.2 Проект «Культурный хакатон» на базе молодежного центра
«Новые имена» г. Красноярска 30
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения А 49
Приложение Б 55
Приложение В 65
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Приложение Е
Актуальность темы исследования. Развитие информационного общества диктует необходимость подготовки учащихся старших классов к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой технологической среде, формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений, развитие умений эффективного использования информационно - коммуникационных технологий и защиты от негативных воздействий этой среды.
В последнее время акцент все более смещается от овладения чисто практическими навыками использования компьютеров на более широкую трактовку места и роли информатики и информации в образовании и жизни, что предполагает формирование основ информационной культуры школьников. При этом, более ярко проявляется противоречие между потребностью общества в личностях, готовых к самостоятельной, взвешенной, осознанной обработке, критического осмысления информации и информационной деятельности, и недостаточной направленности системы образования на масштабное формирование основ информационной культуры старшеклассников.
Сегодня информационная культура - это не только понимание компьютерной грамотности, она занимает достаточно большую часть всей культуры личности человека. Подростки стали именно той возрастной категорией, на которую информационные технологии оказывают наиболее сильное влияние. Раньше для поиска необходимой информации школьники использовали книжные источники, газеты, журналы, а основным местом для работы с информацией была библиотека. Сейчас же основным местом общения и поиска информации старшеклассников стала глобальная сеть - соц. сети, сайты, форумы и т.д. При этом использование современных информационных технологий носит сильно индивидуализированный характер, упрощается культура общения, происходит замена реального на виртуальное дискретное общение, присутствуют трудности в формировании мыслей, облачения их в научную или художественную форму. Кроме того, подростки, которые ежедневно погружаются в непрерывные потоки информации, постоянно находятся под её влиянием. Они имеют открытый доступ к информационным ресурсам, достоверность которых, соответствие допустимым нормам воспитания, практически, невозможно контролировать.
В подростковом возрасте только формируется система ценностей, мировоззрение, происходит процесс социализации. Информационная среда может воздействовать на формирование личности подростка, влиять на уровень культурного и морального развития, а также способствовать выработке новых поведенческих механизмов. Современная информационная среда помимо полезной информации, содержит много «информационного мусора», насилия, жестокости. Подростки наиболее адаптированы к современным технологиям, но при этом, традиционная культура утрачивает для них своё значение. Существует угроза девальвации культурных ценностей, падение общего уровня культуры подрастающего поколения.
Все вышесказанное негативно влияет на формирование информационной культуры личности, а также культуры в целом - происходит расслоение культурного пространства, все большее проявление его дискретности. Для преодоления этих проблем необходимо формировать и развивать информационную культуру учеников старших классов. В этом случае, очень важно умение анализировать поступающую информацию, умение оценить её релевантность, актуальность и достоверность. При использовании компьютерных технологий очень важно развивать критическое мышление, пользоваться навыками грамотного информационного поиска, ценить чужой труд, соблюдать права интеллектуальной собственности и т.д.
Мы видим, что в современном обществе все более отчетливо наблюдает процесс интеграции традиционной культуры и современного информационного пространства. Формирование информационной культуры становится не только технологической, но и социокультурной проблемой. Вместе с развитием информационного общества происходит изменение содержания форм, методов,
средств и технологии СКД. Сегодня культуротворческие технологии СКД становятся одними из базовых технологий, под влиянием которых формируется информационная культура личности. Благодаря современным культуротворческим технологиям появляется возможность внедрять новые методы обучения и воспитания, успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям, происходящих в ней, получать необходимые знания как сейчас, так и в будущем.
Необходимо переосмысление роли культуротворческих технологий в современном информационном пространстве. Вопрос вовлечения в процесс творчества подростков, в условиях информатизации общества, становится актуальным как никогда. Появляется необходимость в формировании и развитии такой информационной культуры старшеклассников, которая соответствовала бы современным технологическим запросам и при этом была совместима с традиционной культурой личности.
Степень изученности проблемы: исторический подход к трактованию содержания информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка. Философский взгляд на понимание термина представлен в работах А. П. Суханова. В работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова рассматривается роль информационной культуры в процессе развития общества.
В начале 1980 х годов И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования. Вопросы формирования информационной культуры на разных ступенях образования исследовали Г. Г. Воробьев, Г. Л. Луканкин, С. В. Михайлидин, В. Ю. Милитарева, Т. Ф. Сергеева, И. П. Суханов. В педагогической литературе в последнее время проблема формирования информационной культуры личности в отдельных аспектах освещена исследователями С. Б. Цимбаленко, А. В. Щегловым, А. А. Журиным, Е. А. Якушиным. Существенный вклад в исследование проблемы внесли А. А. Андреева, В. Н. Васильева, Г. Г. Граника, P. M. Грановско, Л. П. Гурьевой, В. Н. Демкина, Д. Ш. Матроса, Н. В. Серковой, А. Л. Семенова и др. Они рассматривали вопросы восприятия, переработки, анализа и усвоения постоянно растущих объемов информационного поля. А также, ими были рассмотрены возможности использования новых информационных технологий в процессе обучения.
Условия эффективного использования информационных технологий в старшем школьном возрасте, проблемы их воздействия на эмоциональную, волевую, нравственную сферу детей рассматривается в работах К. Ю. Бело, В. И. Ковалько, Т. С. Комаровой, А. А. Кораблева и др.
Некоторые современные исследователи затрагивают проблему важности процессов информатизации в процессе обучения. Исследования на эту тему появились еще в XIX в., однако, сейчас они представляют собой особую актуальность. Работами в этом направлении занимались такие исследователи как Я. А. Ваграменко, С. А. Бешенков, В. Г. Кинелев, А. А. Кузнецов, А. Е. Марон, М. П. Лапчик, B. C. Леднев, Е. И. Машбиц.
Кроме того, немало внимания в данной работе посвящено влиянию культуротворческих технологий социально -культурной деятельности на формирование информационной культуры старшеклассников. Значение технологий социально-культурной деятельности в организации воспитательного процесса раскрыто в работах М. А. Ариарского, П. Р. Атулова, А. Ф. Воловика, Е. В. Великановой, Н. Ф. Максютина, Б. Г. Мосалева, В. Е. Новаторова.
Роль культуротворчества в духовно-нравственном становлении личности стала предметом исследования многих ученных, например, таких как А. Н. Аверин, Ш. А. Амонашвили, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Л. В. Зайков, Б. Паскаль, А. Швейцер и др. Законы творчества и творческого мышления в процессе становления личности затрагивают такие исследователи как В. М. Аганисян, Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, Д. В. Богоявленская, А. В. Брушлинский., В. Л. Данилова, Г. А. Голицин, К. К. Платонов, В. Г. Разумовский и др. И эта проблематика неоднократно исследовалась в научных кругах. Однако, роль влияния культуротворческих технологий на процесс формирования информационной культуры старшеклассников еще не изучена, специальных исследований, посвященных данному вопросу, не обнаружено.
Объект исследования: Формирование информационной культуры старшеклассников.
Предмет исследования: культуротворческие технологии социально-культурной деятельности.
Цель исследования: выявить роль культуротворческих технологий в процессе формирования информационной культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к определению термина «информационная культура»;
- изучить особенности формирования информационной культуры учащихся старших классов;
- раскрыть понятие «культуротворческие технологии» в контексте социально-культурной деятельности;
- разработать проект по формированию компонентов информационной культуры;
Методологическая основа исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы были использованы такие общенаучные методы как анализ, обобщение, конкретизация, синтез, системный подход. Эти методы были использованы при изучении социально -культурных, философских, методических и др. источников по проблеме исследования, а также при формулировке особенностей формирования информационной культуры старшеклассников. Кроме того, для получения актуальных данных в этой области, были использованы такие эмпирические методы как социологический опрос и экспертное интервью. Основными теоретическими материалами для данной работы послужили труды:
- Л. С. Винарик, А. П. Ершов, Э. С. Семенюк - основы формирования
информационной культуры личности, содержание термина информационная культура;
- М. И. Розенова, Е.И. Туревская, Н. Н. Суртаева - психологические особенности подростков, основы педагогической и воспитательной деятельности;
- М. Г. Ишханова, Д. Е. Прокудин, М. X. Хайбулаев, С. X. Султанова - особенности формирования информационной культуры старшеклассников, содержание и компоненты информационной культуры;
- Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, Г. Н. Новикова и т.д. - теории технологий социально-культурной деятельности, классификация культуротворческих технологий Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова;
Гипотеза исследования: культуротворческие технологии могут выступать как средство формирования компонентов информационной культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в переосмыслении содержания термина информационная культура в контексте социально-культурной деятельности; переосмыслении использования культуротворческих технологий в современной информационной среде; выявлении возможности использования современных культуротворческих технологий как средства формирования информационной культуры старшеклассников, поскольку данная область еще не была предметом научного анализа. В работе были проанализированы и разделены по компонентам навыки, формирующие информационную культуру старшеклассников; с помощью опроса и экспертного интервью, выявлен уровень, на котором эти навыки сформированы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении феномена информационной культуры. Положения и результаты исследования также могут быть использованы при разработке программ по формированию информационной культуры к различным социально-культурным проектам учреждений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в размере 60 источников, 6 приложений.
Формирование информационной культуры старшеклассников — это масштабный и всеобъемлющий процесс, требующих значительных усилий как со стороны образовательной сферы, так и со стороны социально-культурной. Этот процесс требует использования всех различных инструментов СКД, в том числе и культуротворческих технологий. Они являются движущей силой процесса формирования информационной культуры, определяющей его характер. Способствуют его эффективному формированию через включение в культуро-ценностные и социально-значимые формы в творчества. Тем самым, можно говорить о том, что культуротворческие технологии социально¬культурной деятельности выступают значимым фактором формирования информационной культуры старшеклассников.
Старшеклассники являются особой возрастной категорией, требующей учета их специфических социально-психологических особенностей, актуальных потребностей и интересов. Благодаря творческому подходу к формированию информационной культуры старшеклассников, можно обеспечить постепенное и эффективное решение существующих проблем в данной сфере.
Исследование предпочтений старшеклассников показало, что творческая деятельность в современной информационной среде является для них интересным и полезным способом свободного времяпровождения. Анализ научной литературы и результаты экспертного интервью подтвердили важность и продуктивность использования культуротворческих технологий в процессе формирования компонентов информационной культуры.
Теоретический материал, собранный в рамках данной выпускной квалификационной работы может быть использован для дальнейшего изучения проблем формирования информационной культуры в контексте социально - культурной деятельности, анализа и описания содержательных сторон данного термина.
Разработанный социально культурный проект нацелен на формирование компонентов информационной культуры старшеклассников вне стен образовательного учреждения с использованием современных культуротворческих технологий. Он является той основной, на базе которой можно совершенствовать и предлагать новые социально-культурные проекты в данной сфере. В перспективе своего развития проект будет способствовать созданию социокультурных пространств по формированию информационной культуры, способствовать развитию социально-культурной сферы региона, повышению общего уровня сформированное™ информационной культуры подрастающего поколения, а также повышению интереса ученых и работников социально-культурной сферы к данной проблеме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной выпускной квалификационной работе развёрнуто изложен теоретический материал по данной теме, проанализирован и дополнен собственными выводами. Практическое исследование помогло потвердеть выдвинутые тезисы и доказать гипотезу данной работы. Актуальность исследования была обоснована, цели и задачи достигнуты.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова -Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Анненков, А. В. От информационно-коммуникационных
технологий к формированию информационной культуры личности / А. В. Анненков // Открытое образование. - 2006. - С. 67
3. Ариарский, М. А. Культура досуга как предмет педагогики и прикладной культурологи / М. А. Ариарский // Педагогические и рекреационные технологии в современной индустрии досуга. - 2004. - С. 4-9
4. Афанасьев, С. В. Информационная культура: типологический анализ / С. В. Афанасьев // Философская мысль. - 2018. - № 1. - С. 59 -70
5. Астахова, Л. В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни / Л. В. Астахова // Вестник культуры и искусств. - 2014. - С. 9
6. Большаков, А. В. Виды сетевого творчества / А. В. Большаков // Аналитика культурологии. - 2008. - С.2
7. Винарик, Л. С. Информационная культура в современном обществе / Л. С. Винарик, Н. Ф. Васильева // Механизм регулирования экономики. - 2009.
- №2 - С. 80-90
8. Винарик, Л. С. Электронные информационные ресурсы /
Л. С. Винарик // Институт экономики промышленности НАН Украины. - 2002.
- №3 - С. 99-104
9. Виноградова, Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации / Т. С. Виноградова // Человек и образование. - 2012. - С. 92
10. Вохрышева, М. Г. Информационная культура: учебное пособие / М. Г. Вохрышева - Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - 311- 327с.
11. Выготский, JI. C. Педагогическая психология: пособие / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - Москва: Педагогика-Пресс, 2002. - 536 с.
12. Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н. И. Гендина // Журнал библиосфера - 2005. - №1 - С. 55 -62
13. Гончарова, О. Н. Формирование основных компонентов информационной культуры учащихся при изучении информатики в старших классах с использованием среды электронного учебника: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ольга Николаевна Гончаров. - Симферополь, 2019. - 179 с.
14. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие/ Е. И. Григорьева - Тамбов: издательство тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2012. - 343 с.
15. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в
современных условиях: лекция / И. Н. Ерошенков. — Москва: НГИК, 2004 - 32 с.
16. Ершов, А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов // Коммунист. - 2018. - № 2. - С.82-92
17. Жарков, А. Д. Технология культурной деятельности: учебное пособие / А. Д. Жарков // - Москва: МГУКИ, 2018. - 248 с.
18. Зиновьева, Н. Б. Формирование личности нового типа: об информационной культуре личности / Н. Б. Зиновьева // Библиография - 2000. - № 1 - С. 33-39.
19. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И. И. Горловой. - Краснодар: Краснодар. гос. акад. Культур. -1996. - 490 с.
20. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура: проблемы информационной культуры: сборник статей / Ю. С. Зубов // Москва,
1999. - 6 с.
21. Ильницкая, О. И. Особенности формирования информационной культуры в условиях развития информационного общества / О. И. Ильницкая // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - С. 35
22. Ишханова, М. Г. Формирование информационной культуры старшеклассников в контексте требований современного общества / М. Г. Ишханова // Наука о человеке: гуманитарные исследования - 2015 г. - С. 43
23. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сборник научных статей / под ред. А. Д. Жаркова. — Москва: МГУКИ, 2002. — С. 402
24. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общество и культура/ М. Кастельс - Москва: ГУ ВШЭ, 2000 - 231 с.
25. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: учебная программа / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2001. - 394 с.
26. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2014. - 539 с.
27. Козлов, О. А. Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества / О. А. Козлов, А. Н Ундозерова // Человек и образование. - 2017. - С.46
28. Коряковцева, Н. А. Информационная культура - культура нового типа / Н. А. Коряковцева // Мир библиографии. - 2009. - № 1. - С.58 - 66
29. Кузнецова, Т. В. Проектно-гуманитарные технологии реализации программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства в системе непрерывного социально -культурного образования / Т. В. Кузнецова // Образование и общество. - 2010. - № 1. - С. 112-116.
30. Культурно-творческие технологии: учебно-методическое пособие / составитель Ф. X. Попова. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008 - 76 с.
31. Леонтьев, А. Н. Формирование личности. / А. Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — С. 166 -178.
32. Лернер, И. Я. Базовое содержание общего образования / И. Я. Лернер // Педагогика. - 1991. - №11. - С.343
33. Макареня, А. А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование: избранные труды / А. А. Макареня - Тюмень: ТОГИРРО,
2000. - С. 109 - 168
34. Максютин, Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: учебное
пособие / Н. Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1999. - 186 с.
35. Назарова, Т. С. Педагогическая технология: новый этап эволюции / Т. С. Назарова // Педагогика. - 1997. — № 3. — С. 20-27
36. Новаторов, В. Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь- справочник / В. Е. Новаторов. - Омск, 1992. - С. 128
37. Новиков, С. И. Формирование информационного поведения у студентов / С. И. Новиков // Проблемы науки. - 2015. - С.3
38. Новикова, Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью / Г. Н. Новикова // Технологические основы социально-культурной деятельности - Москва: МГУКИ, 2004. — 176 с.
39. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г. Н. Новикова. - Москва: МГУКИ, 2004. - 459 с.
40. Попова, Ф. X. Культуротворческие технологии: учебно-метод. пособие / Ф. X. Попова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 48 с.
41. Проблемы информационной культуры: сборник статей / ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. - Москва: Изд-во Московского университета культуры, 1996. - 197 с.
42. Прокудин, Д. Е. Проблемы формирования информационной культуры / Д.Е. Прокудин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2007. - С.167
43. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
44. Розенберг, Н. М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Советская педагогика. - 1991. - №3. - С. 333.
45. Розенова, М. И. Педагогическая психология: учебное пособие/ М. И. Розенова - Москва: МГУП, 2003 - 98 с.
46. Семенюк, Э. П. Информатизация общества, культура, личность /
Э. П. Семенюк // НТК. -1993. - № 1. - С.1-8
47. Семенюк, Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. П. Семенюк // НТИ. - 2014. - № 1. - С. 1-8
48. Скворцов, Л. В. Россия: проблема духовности и информационная культура / Л. В. Скорцов // Культурология XX век. - 2000. - №2. - С. 233-254
49. Социально-культурная деятельность: достижение, поиски, проблемы: сборник статей / под ред. Т. Г. Киселева, Ю. А. Стрельцов. - Москва: МГУК, 2017. - 145 с.
50. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие /Ю. А. Стрельцов — Москва: МГУКИ, 2002. — 352 с.
51. Суркова, Л. В. Культуротворческие технологии как средство формирования ценностных ориентации школьников / Л. В. Суркова // Философия отечественного образования: история и современность. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции - Пенза: МНИЦ, 2009.
52. Суркова, Л. В. Культуротворческие технологии как эффективное средство формирования ценностных ориентации школьников: монография / Л. В. Суркова - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009 - 189 с.
53. Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии: учебное пособие / Н. Н. Суртаева - Санкт-Петербург: Экспресс, 2008 - 201 с.
54. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент с сферы культуры: учебное пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова — Санкт - Петербург: Лань 2007 - 248 с.
55. Туревская, Е. И. Возрастная психология: учебное пособие / Е. И. Туревская - Тула: издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002 - 79 с.
56. Тюрина, Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодёжи. Диссертация кандидата педагогических наук. Тамбов, 2017
57. Хайбулаев, М. X., Исламова, С. X. Структура и компоненты информационной культуры школьников / М. X. Хайбулаев, С. X. Исламова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - С. 68
58. Швецов, А. Информационное общество: теория и практика становления в мире и России / А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2012. - № 2. - С. 29-56
59. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология: справочник / Н. Е. Щуркова — Москва: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
60. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография / Н.Н. Ярошенко. — Москва: Моск.гос.ун-т. Культуры и искусства, 2000. — 204 с.