Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СП ДОД СЮТ.
Выборка: 20 детей в возрасте 9-10 лет.
Введение 3
Глава 1 Теоретико–методологические основы физического развития детей младшего школьного возраста средствами спортивного туризма 6
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности влияния спортивного туризма на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста 10
Глава 2Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 24
3.1 Диагностика уровня физической подготовленности спортсменов-туристов 9-10 лет 30
3.2 Влияние экспериментальной программы на физическую подготовленность спортсменов-туристов 9-10 лет 32
Заключение 43
Список используемой литературы 44
Актуальность исследования. Как ценность здоровье начинает формироваться с детства. Если правильно организовать подход ребенка к здоровью, то в будущем он будет вести здоровый образ жизни. В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025г.», Законе РФ «Об образовании» и других государственных документах сохранения здоровья детей, разработки здоровье-сберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни признается приоритетом государства.
К сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. В первую очередь это связано с низким уровнем двигательной активности. В результате чего у детей наблюдается слабая физическая подготовленность. Тогда как двигательная активность при соблюдении возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей детей, благотворно влияет на растущий организм.
Как показывает практика, уроки физкультуры в рамках школьной программы предусматривают лишь минимальную норму для повышения уровня физической подготовленности у детей младшего школьного возраста. Чтобы полностью удовлетворить потребности растущего организма в двигательной активности, рекомендуется использовать внеурочные формы занятий спортом, в том числе и спортивный туризм.
Спортивный туризм во всех своих проявлениях является подходящим средством для поддержания, укрепления здоровья и развития физических качеств у детей разного школьного возраста, так как походы выходного дня и походы первой категории сложности доступны практически любому ребенку.
Смена привычной обстановки, воздействие естественных факторов среды на организм детей, повышенная физическая активность, развитие адаптационных способностей в сложных климатических условиях, применение активных способов передвижения, широкое разнообразие двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены способствуют укреплению здоровья ребёнка и повышению функциональных возможностей его организма.
Являясь неотъемлемой частью физического воспитания детей, спортивный туризм способен решать общеобразовательные и педагогические задачи, способствовать патриотическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Дети, активно участвующие в различных туристических мероприятиях, заботятся и уважают природу, ведут активный и здоровый образ жизни.
Объект исследования. Процесс изменения физической подготовленности детей младшего школьного возраста средствами спортивного туризма.
Предмет исследования. Программа, направленная на улучшение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования. Практическое обоснование влияния спортивного туризма на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить научно – методическую литературу по теме исследования.
2) Выявить уровень физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
3) Разработать программу, направленную на повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста средствами спортивного туризма.
4) Экспериментально обосновать эффективность разработанной программы, направленной на повышение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста средствами спортивного туризма.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение средств спортивного туризма повысит уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
− Теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме исследования с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и пояснение результатов экспериментального исследования.
− Эмпирические методы: метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
− Статистические методы: методы математической статистики, t-критерий Стьюдента.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
− обоснованы методологические подходы повышения уровня физической подготовленности средствами спортивного туризма;
− разработана программа для повышения уровня физической подготовленности средствами спортивного туризма.
База исследования. Исследование проводилось на базе СП ДОД СЮТ. Педагогический эксперимент проходил с начала сентября 2023 года по конец января 2024 года. В эксперименте учувствовало 20 детей в возрасте 9-10 лет, по 10 человек на контрольную и экспериментальную группу.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Работа изложена на 48 страницах печатного текста, иллюстрирована 6 таблицами, 2 рисунками.
Спортивный туризм во всех своих проявлениях является подходящим средством для поддержания и укрепления здоровья, развития духовных качеств, повышения культурного уровня и развития физических качеств у детей разного школьного возраста.
Для развития таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость, координация движений и гибкость у детей младшего школьного возраста средствами спортивного туризма, следует учитывать анатомо-морфологические особенности развития детского организма при составлении программ, методик, комплексных упражнений и маршрутов.
Перед разработкой программы проведения занятий по спортивному туризму было проведено педагогическое тестирование, которое позволило выявить уровень физической подготовленности юных туристов и составить оптимальную программу для повышения физической подготовленности.
Педагогический эксперимент проводился с целью исследования влияния спортивного туризма на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста. Была разработана и апробирована программа, по которой занималась экспериментальная группа в течение 7 месяцев. После завершения эксперимента, полученные результаты позволили подтвердить гипотезу, которая была выдвинута автором настоящей работы, согласно которой применение средств спортивного туризма повысит уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
1. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева. — Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. — 56 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64942.html (дата обращения: 11.04.2021).
2. Бомин, В. А. Организация занятий физической культурой и спортом студентов : учебное пособие / В. А. Бомин, А. И. Ракоца, А. И. Трегуб. — Иркутск : Иркутский ГАУ, 2019. — 322 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133353 (дата обращения: 21.04.2021).
3. Дегтярева, Д. И. Оптимизация функционального состояния юных спортсменов- танцоров посредством занятий фитнес-аэробикой : учебно-методическое пособие / Д. И. Дегтярева, Е. В. Чурюмова. — Волгоград : ВГАФК, 2019. — 46 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158224 (дата обращения: 11.04.2021).
4. Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников / И. В. Демидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения: 30.04.2021).
5. Джалилов, А. А. Теория и методика обучения базовым видам спорта (на примере легкой атлетики) : учебно-методическое пособие / А. А. Джалилов, Н. Н. Назаренко. — Тольятти : ТГУ, 2016. — 155 с. — ISBN 978-5-8259-0968-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140119 (дата обращения: 02.05.2021).
6. Динамика показателей физической подготовленности студентов физкультурного профиля Сибирского федерального университета: монография / Н. Н. Демидко, Н. В. Соболева, Л. И. Вериго [и др.]. — Красноярск : СФУ, 2020. — 160 с. — ISBN 978-5-7638-4195-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157651 (дата обращения: 18.04.2021).
7. Зубарева, Е. В. Возрастная морфология: лекционный курс : учебное пособие / Е. В. Зубарева, Е. С. Рудаскова. — Волгоград : ВГАФК, 2019. — 168 с. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158225 (дата обращения: 11.04.2021)
8. Комплекс упражнений для развития координационных способностей. [Электронный ресурс] – URL: http://lvstver.ru (дата обращения 29.04.2021).
9. Константинов, Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. - М.: Советский спорт, 2015. - 82 с.
10. Копейкина, Т. Е. Организация оздоровительной физической культуры для детей дошкольного возраста : учебное пособие / Т. Е. Копейкина. — Архангельск : САФУ, 2019. — 102 с. — ISBN 978-5-261-01424-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161932 (дата обращения: 02.05.2021).
11. Корочанская, С. П. Биохимические особенности обмена веществ у детей : учебное пособие / С. П. Корочанская, И. М. Быков, Т. С. Хвостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-3762-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123687 (дата обращения: 13.04.2021).
12. Критерий Стьюдента. [Электронный ресурс] – URL: https://www.matematicus.ru/matematicheskaya-statistika/kriterij-styudenta (дата обращения 11.05.2021).
13. Методика подготовки гандболистов на основе их анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей : учебное пособие / А. П. Попович, Г. И. Мехович, Т. А. Коломийчук [и др.]. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 136 c. — ISBN 978-5-7996-1851-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68443.html (дата обращения: 12.04.2021).
14. Николаев, А. А. Развитие выносливости у спортсменов / А. А. Николаев. — Москва : Спорт-Человек, 2017. — 144 с. — ISBN 978-5-906839-72-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97549 (дата обращения: 20.04.2021).
15. Особенности спортивного туризма. [Электронный ресурс] – URL: https://ganetsinai.com/tips/osobennosti-sportivnogo-turizma (дата обращения 21.04.2021).
16. Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов : монография / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева ; под редакцией А. А. Алексеева ; художник Н. Раевская. — Москва : Спорт-Человек, 2020. — 324 с. — ISBN 978-5-907225-47-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165131 (дата обращения: 18.04.2021).
17. Развитие быстроты у подростков. [Электронный ресурс] – URL: http://dush2.centerstart.ru/node/404 (дата обращения 18.04.2021).
18. Развитие координации движений. [Электронный ресурс] – URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7451/start/262915/ (дата обращения 27.04.2021).
19. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста спортивно-оздоровительных групп с использованием средств лыжной подготовки. [Электронный ресурс] - URL: https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1691 (дата обращения 02.05.2021).
20. Рубис, Л. Г. Безопасность в спортивном туризме : учебное пособие / Л. Г. Рубис, Т. Ю. Тарасеня. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 194 c. — ISBN 978-5-4497-0062-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86333.html (дата обращения: 14.04.2021).
21. Семенов, Л. А. Коррекционное развитие кондиционных физических качеств у детей дошкольного возраста в контексте реализации современных требований : монография / Л. А. Семёнов. — Москва : Спорт-Человек, 2019. — 144 с. — ISBN 978-5-907225-02-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165170 (дата обращения: 18.04.2021).
22. Семенов, Л. А. Коррекция отклонений в кондиционной физической подготовленности школьников на основе мониторинга : учебное пособие / Л. А. Семенов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-4379-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122168 (дата обращения: 18.04.2021).
23. Сидоров, Д. Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта : учебное пособие / Д. Г. Сидоров. — Нижний Новгород : ННГАСУ, 2019. — 125 с. — ISBN 978-5-528-00330-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164825 (дата обращения: 21.04.2021).
24. Сила и методы ее развития. [Электронный ресурс] – URL: http://www.academ.lunn.ru/old/Departments/Valeology/UMM_Sila_metody_razv_2003.htm (дата обращения 18.04.2021).
25. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.—608 с: ил.
26. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с., ил.
27. Теория и методика футбола : учебник / под общей редакцией В. П. Губы, А. В. Лексакова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — Москва : Спорт-Человек, 2018. — 624 с. — ISBN 978-5-9500179-8-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/104017 (дата обращения: 30.04.2021).
28. Тимофеева, Е. С. Спортивный туризм: Электронное учебное пособие : учебное пособие / Е. С. Тимофеева. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2009. — 163 с. — ISBN 978-5-94048-033-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63848 (дата обращения: 15.04.2021).
29. Туризм и его влияние на здоровье человека. [Электронный ресурс] – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015009690 (дата обращения 21.04.2021).
30. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры : учебное пособие / Р. Р. Магомедов, Н. О. Щупленков, О. А. Щупленков [и др.] ; под редакцией Р. Р. Магомедова. — Ставрополь : СГПИ, 2017. — 476 с. — ISBN 978-5-906954-75-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/117747 (дата обращения: 20.04.2021).
31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
32. Шатунов, Д. А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика : учебно-методическое пособие / Д. А. Шатунов. — Казань : Поволжская ГАФКСиТ, 2020. — 127 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154997 (дата обращения: 30.04.2021).