Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №165285

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Содержание понятия «логические универсальные учебные действия» ... 9
1.2 Возрастные особенности формирования логических универсальных
учебных действий у младших школьников 13
1.3 Формирование логических универсальных учебных действий у первоклассников в УМК «Школа России» на уроках математики 18
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ПЕРВОКЛАССНИКОВ 22
2.1 Описание диагностической программы для оценки актуального
состояния сформированности логических универсальных учебных действий у первоклассников 22
2.2 Результаты диагностического исследования и их анализ 27
2.3 Разработка комплекса, направленного на изменение актуального
состояния сформированности логических универсальных учебных действий у первоклассников на уроках математики 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57

Актуальность: С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Подготовка к будущей жизни закладывается именно в школе, поэтому требования к образованию сегодня кардинально меняют свои приоритеты [24].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования основной задачей начальной ступени образования определяет формирование у младших школьников способности учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД) [28].
Универсальные учебные действия осуществляют разные функции в учебном процессе, среди которых: предоставление ученикам способности самостоятельно организовывать обучение; назначать для себя учебные цели, обнаруживать и применять всевозможные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты деятельности; обеспечение условий для развития личности и её самореализации; обеспечение эффективного усвоения знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в каждый предметной области [26].
Универсальные учебные действия в современной педагогической науке определяются как совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к осознанному и функциональному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [30]. Советский и Российский педагог-исследователь, доктор педагогических наук, профессор и академик Е. В. Бондаревская назначает ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в индивидуальный опыт, имеющую личностный смысл систему знаний, умений, навыков, которая обладает универсальным значением, то есть, может быть использована в разнообразных видах деятельности при решении множества жизненно важных проблем [5].
ФГОС НОО содержит в себе условия к личностным, метапредметным, а также предметным результатам изучения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные итоги содержат во себе освоение обучающимися универсальными учебными действиями, в число которых входят логические УУД.
Так как целью начальной школы является подготовка выпускников 4 класса, соответствующих требованиям нового Стандарта, то данная тема является актуальной.
Цель исследования: разработать комплекс заданий, направленный на изменение актуального состояния сформированности логических универсальных учебных действий у первоклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс формирования логических
универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников и способы его изменения.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что логические универсальные учебные действия (анализ объектов с целью определения существенных и несущественных признаков; составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для классификации объектов) у обучающихся первого класса находятся преимущественно на низком и среднем уровнях.
Цель реализуется в ряде следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по выявлению значимости формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников и основных приемов формирования логических УУД на уроках математики в УМК «Школа России».
2. Выделить критерии для оценки актуального состояния сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Подобрать методики и составить диагностическую программу для выявления актуального состояния сформированности логических УУД.
4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального состояния сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников, проанализировать результаты диагностики и представить их в виде таблиц и диаграмм.
5. Разработать комплекс заданий, который будет направлен на изменение актуального состояния сформированности логических универсальных учебных действий у первоклассников на уроках математики.
Методы исследования:
1) Теоритические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент.
База исследования: исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7» г. Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «Д» класса в количестве 20 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С внедрением нового Федерального Государственного
Образовательного Стандарта, целью начальной школы является подготовка выпускников 4 класса, соответствующих требованиям Стандарта.
Овладение универсальными учебными действиями учащимися становится одной из задач начальной школы. Это необходимо для обеспечения успешности обучения и подготовки выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе.
В основе понятия универсальные учебные действия лежит деятельностный подход, который опирается на положения научной школы Выготского Л. С., Гальперина П. Я., Давыдова В. В., Далингера В. А., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». Исходя из этого, мы можем определить, что только через деятельность, которую человек выполняет сам, он может познать и освоить окружающий мир.
ФГОС НОО включает в себя требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метапредметные результаты включают в себя освоение обучающимися универсальными учебными действиями, в число которых входят логические УУД.
Логические универсальные учебные действия - это совокупность таких действий, как анализ объектов с целью выделения признаков, составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов и т.д., обеспечивающих возможность субъекта самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
Мы выяснили, что младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом формирвоания логических универсальных учебных действий. Поэтому их формирование в начальной школе является одной из важных задач обучения. Главный путь ее решения - рациональная организация учебного процесса.
Проанализировав учебно-методический комплекс по предмету математика автора Моро М.И. УМК «Школа России», мы отметили, что заданий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий недостаточно. Поэтому учителю необходимо подбирать и планомерно предлагать обучающимся для выполнения задания, которые будут способствовать формированию логических УУД.
Для того, чтобы рассмотреть формы работы для организации дальнейшего формирования логических универсальных учебных действий, необходимо учитывать актуальное состояние их сформированности.
Мы составили диагностическую программу для оценки актуального состояния сформированности логических универсальных учебных действий, провели исследование.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7» г. Красноярска. В
исследовании приняли участие учащиеся 1 «Д» класса в количестве 20 человек. По его результатам мы выявили, что большинство учащихся 1 «Д» класса имеют средний уровень сформированности логических универсальных учебных действий (70%). Такие ученики испытывают незначительные трудности в применении некоторых логических действий. У 5% обучающихся логические УУД сформированы на низком уровне, они плохо умеют оперировать логическими действиями. У 25% обучающихся логические УУД сформированы на высоком уровне, это говорит о том, что они легко справились со всеми заданиями.
Ошибки в выделении элементов данного объекта, его существенных и несущественных признаков или свойств (встречаются у 39% учащихся);
• Ошибки в соединении различных элементов, сторон объекта в единое целое
• Ошибки в распределении объектов по группам в зависимости от их общих признаков.
Опираясь на идею Гальперина П.Я. о процессе формирования умственных действий, мы разработали комплекс, который состоит из трех этапов. Каждый этап включается в себя три занятия каждое по 40 минут. К каждому занятию нами были подобраны задания. Целью данного комплекса является изменение актуального состояния сформированности логических универсальных учебных действий у обучающихся 2 «Д» класса.
Мы предполагаем, что данный комплекс способствуют изменению уровня состояния сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников, а также позволяет определить уровень полученных ими знаний.


1. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 140­142.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М.: Ось, 2005. - 272 с.
3. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.
4. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.- 157с.
5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно­ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -
1997. - № 4. - С. 11 - 17.
6. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов./Под общ. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 672с.
7. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика.
Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
8. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика.
Практическое руководство. Часть 2. — М.: Генезис, 2001. — 128 с.
9. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский
центр «Академия», 1999. - 456 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2014. - С. 45-89.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
12. Диагностика логического мышления [электронный ресурс]//
Подрасту.ру., 2018., https://podrastu.ru/metodiki/diagnostika-
myshleniya/logicheskoe- myshlenie.html
13. Дозморова, Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. - Томск: ТОИПКРО, 2010.
14. Иванова, Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики /Е.В. Иванова // Начальная школа + До и после.
— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2006. — №6 —
с. 59-80.
15. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация ХХ1век», 2005. - 272 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ