Введение 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ 7
1.1. Орфографический навык: определение понятия и его составляющие ... 7
1.2. Особенности формирования орфографического навыка у младших
школьников 17
1.3. Ключевые способы формирования орфографического навыка у младших
школьников 27
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Диагностическая программа исследования исследования 38
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Комплекс упражнений, направленных на формирование
орфографического навыка у младших школьников 47
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список используемой литературы 59
Приложение А 64
Приложение Б 65
Актуальность исследования. Повышение орфографической грамотности младших школьников сегодня является одной из актуальных проблем начальной школы. Это связано с тем, что на этой ступени образования закладываются основы правильного, орфографически грамотного письма. Грамотное письмо предусматривает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является формирование орфографического навыка у младших школьников и поиск эффективных приёмов для формирования орфографической грамотности. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начальногообщего образования (ФГОС НОО) определяет безошибочное правописаниеобучающихся, умелое применение орфографических и пунктуационныхправил как одно из важнейших составляющих речевой культур, тем самымакцентируя внимание на формировании и развитии орфографической грамотности [47].
В последнее время в методике преподавания русского языка появились противоречия между старыми и новыми подходами к решению проблемы формирования орфографических знаний, умений и навыков. Способность видеть орфограммы является необходимым условием для овладения орфографическим навыком в полном объёме. Во время проведения урока русского языка многие учителя пытаются разнообразить процесс формирования орфографического навыка, сделать его эффективнее,
используя различные методы, формы, приёмы, а также инновационные технологии.
В начальном языковом образовании важное место занимает формирование навыков правописания, поскольку владение
орфографиейявляется необходимым для эффективного письменного общения.
Орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а после формирования функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложных действий. Так, сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме.
Освоение базовых понятий орфографии, формирование навыков языкового анализа, обогащение активного и потенциального словарного запаса, овладение основными орографическими нормами - вот ключевые результаты в области орфографии по русскому языку, заявленные в федеральном государственном образовательномстандарте начального общего образования[47].
Овладение младшими школьниками правописанием требует развития орфографической зоркости детей, знания правил письма, формирования умений применять правила на основе действий фонетико-графического и морфемного анализа слова, подбора однокоренных слов, а также умений обнаруживать, классифицировать и исправлять орфографические ошибки. Освоение указанных аналитико-синтетических действий с языковым материалом требует длительной работы и в полной мере не завершается к моменту окончания школьником начальных классов.
Орфографические навыки приобретаются с годами, поэтому очень важно, как работает учитель, какие методы и приёмы используются для развития орфографического навыка.
Существует множество научно-методической литературы по теории и методике преподавания русского языка, которые могут помочь понять 4
методологические, психологические и лингвистические основы обучения грамотному письму.
Цель работы - разработать комплекс упражнений, направленный на формирования орфографического навыка у младших школьников.
Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «орфографический навык» в теоретическом аспекте;
2. Выявить особенности формирования орфографического навыка у младших школьников;
3. Определить ключевые способы формирования орфографического навыка у младших школьников;
4. Сформировать диагностическую программу для выявления уровня владения младшими школьниками орфографическим навыком;
5. Провести констатиирующий эксперимент и описать полученные результаты наблюдения;
6. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографического навыка у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования орфографического навыка у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности орфографического навыка у младших школьников и способы его измерения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что актуальный уровень сформированности орфографического навыка у младшего школьника находится преимущественно на среднем уровне.
Теоретико-методологическая база исследования.Данная проблема всегда находилась в центре внимания многих учёных, лингвистов, психологов и педагогов. Различные аспектыпроблемы формирования орфографического навыка описаны в методических трудах Д.Н.Богоявленского[9], К.Д. Ушинского[46], М.Р. Львова[29], М.С.
Соловейчик [44], Л.А. Фроловой[51], Л.Ю. Максимовым [2].Проблемам формирования орфографического навыка и повышения орфографической грамотности младших школьников посвящены труды Н.Н. Алгазиной [5; 6], П.С. Жедек[16], С.Ф. Жуйкова[22], М.М. Разумовской[37].
Методические условия овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в области орфографии описаны в исследованиях В.Н Оберемченко[34],Т.Г.Федоренко[50], А.В Текучев [45], Л. И. Разумовской [37] и др.
Кроме того, следует отметить, что в научной литературе показана зависимость сформированности общеучебных умений и орфографической грамотности от степени развития учебной мотивации - труды Ю.К. Бабанского, Л. В. Занкова; каллиграфического мастерства - работы Л. Я. Желтовской, А. А. Люблинской; фонематического слуха - научные статьи Н.И. Жинкина; навыка чтения - исследования М. Р. Львова, П. С. Тоцкого; уровня развития внимания - труды Д. Н. Богоявленского, А. Н. Леонтьева; памяти - труды С. Ф. Жуйкова, С. Л. Рубинштейна; мышления (Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, М.А.Романовой.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ литературных источников);
• эмпирические (наблюдение, измерение, опрос, эксперимент);
• методы качественной обработки эмпирических данных;
База исследования. Эксперимент проводился на базе
общеобразовательной средней школы№ 2 г. Кодинска.В настоящем исследовании приняли участие 16 учеников 2 «Б» класса.
Структура исследования включает Введение, две главы, Заключение, список литературных источников и приложения.
Практическая значимость исследования: Разработанный и
представленный в данной работе комплекс упражнений может быть использован учителями начальных классов при подготовке занятий по русскому языку по теме орфографии.
Проблема формирования орфографического навыка - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографическое правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности. Внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании орфографических умений у младших школьников.
Таким образом, суть проблемы формирования орфографических умений учащихся начальных классов определяют противоречия между:
- декларируемой приоритетностью формирования орфографических умений и неудовлетворительным положением дел в практике формирования орфографических умений у младших школьников;
требованием современного образования в необходимости формирования орфографических умений у учащихся и отсутствием технологии формирования орфографических умений у младших школьников.
1. Азова О. И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников // Школьный логопед. - 2015.- №5-6. - С. 12-21.
2. Азова О.И. Дизорфография: монография. М.: ТЦ Сфера, 2015. - 326 с.
3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1998. - 164 с.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.-М.: Просвещение, 1987. - 326 с
5. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
6. Соловейчик М.С, Жеден П.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. СПб.: Азбука, 2013. 383 с.
7. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. 1999. № 4. С. 17-21.
8. Бельтюков Б.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 2007. - 176 с.
9. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.:
Издательство Академии педагогических наук, 1996.
10. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка.-М.: Просвещение, 2017.-175 с.
11. Буркова Т. В. К. Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию // Начальная школа. 1998. № 11. С. 82-85.
12. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М. В. Гошезо - М.: Просвещение, 1991. - 512с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,
14. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. М.: Ленанд, 2016. 122 с.
15. Дарина Т.Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне / Т.Ю. Дарина // Начальная школа. - 1997. - № 12. - С. 66-67....50