ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда
1.2. Востребованность выпускников на рынке труда как индикатор эффективной деятельности вуза
1.3. Тенденции современного рынка труда и востребованность выпускников ТывГУ на рынке труда Республики Тыва
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ТУВГУ
2.1. Анализ востребованности и трудоустройства выпускников ТувГУ
2.2. Анализ трудоустройства выпускников, окончивших с отличием ТувГУ
2.3. Оценка работодателями качества подготовки выпускников ТувГУ
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТУВГУ
3.1. Проблемы востребованности выпускника вуза и пути их преодоления
3.2. Повышение конкурентоспособности выпускников ТувГУ на рынке труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный этап цивилизационного развития, переход к индустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.
Взаимодействие системы образования и рынка труда связано не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом [40, с. 55]. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших
актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.
В этой связи одной из важных и актуальных проблем является разработка новой системы трудоустройства выпускников интегрированной в систему образования вуза, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях управления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда[8. с. 34-36]. Тем более что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены, особенно это касается механизмов взаимодействия высшей школы и рынка труда.
Объектом исследования является выпускники Тувинского государственного университета.
Предмет - востребованность выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва.
Целью данной работы является исследование трудоустройства и востребованности выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности и востребованности выпускника на рынке труда;
2. проанализированы востребованность и трудоустройство выпускников ТувГУ;
3. выполнен анализ трудоустройства выпускников ТувГУ, окончивших с отличием;
4. проведено социологическое исследование на предмет востребованности выпускников ТувГУ на рынке труда;
5. выявлены проблемы трудоустройства и рекомендованы пути их решения.
Кроме того, был использован ряд эмпирических методов: анкетирование, анализ документов, метод вторичной обработки данных.
Эмпирической базой исследования послужили: анализ нормативно-правовых актов по проблемам модернизации образования и созданию системы социально-психологической адаптации и трудоустройства выпускников ТувГУ на рынке труда; статистические данные, вторичный анализ данных конкретных социологических исследований, проведенных в ряде кожуунов Республики Тыва Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников ТувГУ.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка. В первой главе исследования содержится теоретические аспекты конкурентоспособности и востребованности выпускников вуза на рынке труда.
Во второй главе дан общий анализ трудоустройства выпускников за 2012-2014 гг., который включает в себя анализ трудоустройства выпускников ТувГУ по специальностям, по факультетам, в разрезе укрупненной группы специальностей и трудоустройство в разрезе кожуунов Республики Тыва.
В третьей главе рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников и пути решения данной проблемы, также даны некоторые практические рекомендации по данной проблеме.
Образование, оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, все в большей степени ориентируется на запросы рынка труда, а образовательные учреждения сами становятся субъектами рыночной экономики. На этом фоне отсутствие актуальной, систематизированной и комплексной информации по образовательной проблематике является фактором, сдерживающим процессы модернизации российского образования, не позволяющим должным образом анализировать, оценивать и прогнозировать изменение масштабов и структуры системы образования, изучать взаимовлияние рынка образования и рынка труда, учитывать их особенности на федеральном и региональном уровнях.
В Тувинском государственном университете существует 9 факультетов, выпускающих специалистов по 30 специальностям. Отсюда, понятно, что спектр специальностей, получаемых выпускниками госуниверситета, и, соответственно, варианты их трудоустройства весьма разнообразны. Однако особый интерес представляет вопрос о том, каким образом воспринимаются работодателями выпускники ТувГУ. Иначе говоря, получить информацию о восприятии выпускника университета - значит, с одной стороны, узнать о реальных личностных и профессиональных качествах, с другой - увидеть имидж самого вуза и уровень доверия к предоставляемым образовательным услугам.
Анализ показал, что востребованность выпускников Тувинского государственного университета за последние 3 года остается на высоком уровне. Незначительной остается доля выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения.
Проведенный опрос работодателей и студентов по анкетам показал, что в большинстве случаев выпускники ТувГУ трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью.
В целом, по итогам анализа данных, можно говорить, что созданная и функционирующая в Тувинском государственном университете система подготовки студентов адекватна современной российской ситуации и соответствует требованиям, предъявляемым работодателями. Об этом свидетельствует и тот факт, что выпускники ТувГУ не имеют проблем с трудоустройством. Это закономерно, поскольку в ходе обучения студенты ТувГУ начинают работать с третьего курса, знакомиться с производственным процессом на практике, поэтому к моменту окончания вуза многие из них успевают попробовать свои силы в разных сферах деятельности.
Одним из основополагающих факторов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда является востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, которая требует анализа, оценки и прогнозирования. Механизмом анализа и оценки востребованности выпускников профессиональных учебных заведений экономикой может служить мониторинг на основе социологических или статистических методов. Мониторинг на основе статистических методов требует наличия полной и адекватной поставленным задачам статистической базы, наличия в государственной статистике показателей, характеризующих явление.
Мониторинг такого комплексного явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, требует логически взаимоувязанной статистической базы в сферах образования и занятости населения.
В настоящее время состояние государственной статистики образования и занятости населения значительно отстает от реалий времени. Статистика образования и статистика занятости населения существуют в виде отживших форм отраслевых статистик со своими нормами, понятиями и показателями, не позволяющими анализировать в полной мере такие сложные явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой.
1. Акинфеева Н. О. - Социальная целесообразность стратегических изменений в российском образовании // ВВШ. - М.:РУДН. 2013. №14. - С.25.
2. Алексеева Е. Н., Методика оценки востребованности выпускников вуза на рынке труда через анализ их трудоустройства // В сб. докладов по материалам IV всероссийской научно-практической Интернет¬конференции: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России// Под редю В. А. Гуртова. - Петрозавордск: Изд-во Петр-ГУ, 2012
3. Андриянко Ю. В. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема // ектор науки ТГУ. - 2010. - №1 (4). - С. 34-36.
4. Балыхин Г. А. «Государственное задание на подготовку специалистов как механизм реализации государственной политики в области модернизации образования»/ Г. А. Балыхин, М. В. Суровов, О. П. Маркова, В. В. Коновалов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Кн. 3 / ПетрГУ. Петрозаводск, 2014. С. 19-36.
5. Борисов И.И., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Стратегия интеграции университета с точки зрения роста региона // Университетское управление. 2012. № 1 (24). - С. 9-16.
6. Борщ В.В., Абрамова Е. Г. Образование в мире. - Режим доступа: URL: http://htfi.org/?p=274
7. Васильев В. Н. Формализация математической модели прогнози¬рования потребностей региональных экономик в специалистах с профессиональным образованием / В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, М. В. Суровов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Кн. 1. / ПетрГУ. Петрозаводск, 2004. С. 62-86.
8. Вестник образования России: сб. приказов и инструкций Министерства образования и науки // Общее образование России 2005¬2006 гг. М.: Про-Пресс, 2005. - 264 с.
9. Голикова Т. А. Об итогах реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2012 году и задачах по поддержке рынке труда в 2013 году. Выступление министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. А. Голиковой 30 сентября 2012 г. //Официальный сайт минздравсоцразвития России. URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/170 (дата обращения 14.03.2015).
10. Елютиной, В.Н. Ярской. Саратов: Сарат. гос. техн. Ун-т, 2004. Состояние и проблемы занятости населения Прикамья в трансформирующемся обществе / Под ред. Е. Б. Плотниковой и В. Г.
Попова. Пермь: Перм. Ун-т, 2014.
11. Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1 200 Рейтинг российских вузов / Деньги. 26.03.2012. № 11 (617).
12.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2013. № 4. - С. 99-106.
13. Иванова И. К. - Социальные и личностные потребности в образовании. // Человеческие ресурсы. - Саратов. 2014. №4. С. 45.
14. Ильчук С.Б. Особенности процесса трудоустройства выпускников вузов на примере Астраханского государственного технического университета: Доклад на I межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы занятости молодежи: формы и методы их решения»: Астрахань: АГТУ, 2012.- С. 34.
15. Илясов Е.П. Особенности управления подготовкой и трудоустройством молодых специалистов: социологический аспект: Автореф. дисс.канд. социол. наук. М., 2011.- С. 55-56.
16. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда центра темтирования и развития «Гуманитарные технологии». URL:
http://teletesting/ru/modules/center/index. php (дата обращения: 20.02.2015).
17. Кара А. Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: теория, методология, практика: Автореф. дис. .. .докт. экон. наук. - Москва, 2012. - 44 с.
18. карпова Г. В., Никулина Ю. Н., Матюшко А. В., Абрамова Л. А.,
кислова И. А., Струзберг Г. В. - Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов
исследований за 2012-2013 учебный год / Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 164 с.
19. Кельчевская Н.Р., Строгович М.И. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века. Екатеринбург: ФГБОУ УГТУ-УПИ, 2012.- С. 60.
20. Кибанов А. Я. Экономика и социология труда. - М.: Инфра-м, 2010. - С. 58.
21. Ковалева Н.В. Научно-практическая конференция «Модернизация статистики образования» // Вопросы статистики. 2010. № 4. С. 61-65.
22. Крупенникова Л.Ш. Социальный спрос на профессиональное образование в условиях его модернизации (на материалах Ростовской области): Автореф. дис. канд. социолог. наук. Ростов н/Д, 2013.- С. 254-256.
23. Кязимов К. Л. - Рынок труда и профессиональное образование. // Человеческие ресурсы. №2. 2014. С. 21.
24. Майбуров КА. Механизм согласования возможностей высшей школы с постребностя-ми региона // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28).
25. Майер В. В. Роль качества образования в социально-экономическом развитии // Экономика образования. - 2011. - №2
26. Маркова О. П. К определению потребностей в начальном профес¬сиональном образовании России / О. П. Маркова // Совершенствование предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения. Вып.
4. М.: Московский институт предпринимательства и права, 2005. С. 540-544.
27. Меркулова Е. П. информационная ассиметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональныз вузов // Вестник ирГТУ. - 2013. - №9 (80). - С. 295-301.
28. Мусаева С.В. Профилизация средней школы и проблемы трудоустройства выпускников вузов // Опыт и проблемы
трудоустройства выпускников вузов Южного Федерального округа: Материалы I межвуз. Научно-практ. конференции / Под ред. А.Г. Сапронова. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2009.- С. 45-47.
29. Мясоедов С.П. Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы. М.: Национальный проект. 2014. №5.- С.
30. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberlemnka.m/article/n/problemy-tradoustroystva-molodyh-
spetsialistov-po-okonchanii-obucheniya-v-rossii#ixzz3XH 1V1 QuQ
31. Никулина Ю. Н. исследование уровня профессиональной подготовленности и конкурентоспособности молодых специалистов на региональном рынке труда // креативная экономика. - 2014ю - №9 (93). - С. 167-175.
32.О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. №
33.О контрольных цифрах приема молодежи в образовательные уч¬реждения Российской Федерации в 2013 г.: Решение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2014 г.
34.Об утверждении схемы разработки государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием и его конкурсного размещения среди аккредитованных высших учебных заведений: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской федерации.
35.Образование в России и регионе: история, традиции и новации: сб. науч. ст. / редкол. Н.А. Болотов, Е.Ю. Болотова, Н.А. Григорьева. - Волгоград: Перемена, 2007. - 215 с.
36.Окрепилов В. В. Эволюция качества. - СПб.: Наука, 2014. - С. 744
37.Официальный сайт Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. [электронный ресурс] URL www.mintrud.tuva.ru (дата обращения 12.12.2014 г.)
38.Официальный сайт Тывастата.URL www.tuvastat.ru (дата обращения: 25.11.2014 г.)
39. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса. - 2012. - 54 с.
40. Разнова Н. В., Филименко И. В. - исследование проблем трудоустройства выпускников вузов на рынке труда Сибирского региона. // ВВШ. - Красноярск:СФУ. 2013. №12. - С.25.
41. Рейтинг дефицитных профессий 2013 года - Источник: Финам.info (электронная версия) http: //finance. mir66. ru/news/article.
42. Романов П.В., Слепухин А.Ю., Карпец В.А. и др. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / Под ред. М.Э.
43 .Российский статистический ежегодник 2014 / Под ред. В.Л. Солокина: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 795 с.
44. Симонова М. М. Влияние конкурентоспособности и качества рабочей силы на эффективность работы организации // Кадровик. кадровый менеджмент. 2012. №8 (август). [Электронный ресурс]. доступ из справочно-правовой системы ГАРАНТ. Платформа F1.
45. Славова Л. Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] URL: http://rusnauka.com (дата обращения 04.12.2014).
46. Стратегия развития России // Top-Manager. 2007. №72 (июнь 2007). -218
47. Ушакова Н.Л., Ушаков Е.И. Прогнозирование экономических рисков в сфере образовательных услуг с учетом рынка труда // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного Федерального округа: Материалы I межвуз. Научно-практ. конференции / Под ред. А.Г. Сапронова. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2009. С. 130-139.
48. Федотова Н. Система содействия трудоустройства // Человеческие ресурсы. 2011. № 3. С. 8-9.
49. Финько М.В. Конкурентоспособность современного вуза и
трудоустройство выпускников // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного Федерального округа: Материалы I межвуз. Научно-практ. конференции / Под ред. А.Г. Сапронова.
Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2012. С. 144-153.
50.Чиликова С. А. - Проблема востребованности выпускников высшего профессионального образования на современном рынке труда. // Человеческие ресурсы. - Саратов. 2013. №4. С. 33.