Востребованность выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда
1.2. Востребованность выпускников на рынке труда как индикатор эффективной деятельности вуза
1.3. Тенденции современного рынка труда и востребованность выпускников ТывГУ на рынке труда Республики Тыва
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ТУВГУ
2.1. Анализ востребованности и трудоустройства выпускников ТувГУ
2.2. Анализ трудоустройства выпускников, окончивших с отличием ТувГУ
2.3. Оценка работодателями качества подготовки выпускников ТувГУ
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТУВГУ
3.1. Проблемы востребованности выпускника вуза и пути их преодоления
3.2. Повышение конкурентоспособности выпускников ТувГУ на рынке труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда
1.2. Востребованность выпускников на рынке труда как индикатор эффективной деятельности вуза
1.3. Тенденции современного рынка труда и востребованность выпускников ТывГУ на рынке труда Республики Тыва
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ТУВГУ
2.1. Анализ востребованности и трудоустройства выпускников ТувГУ
2.2. Анализ трудоустройства выпускников, окончивших с отличием ТувГУ
2.3. Оценка работодателями качества подготовки выпускников ТувГУ
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТУВГУ
3.1. Проблемы востребованности выпускника вуза и пути их преодоления
3.2. Повышение конкурентоспособности выпускников ТувГУ на рынке труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный этап цивилизационного развития, переход к индустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.
Взаимодействие системы образования и рынка труда связано не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом [40, с. 55]. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших
актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.
В этой связи одной из важных и актуальных проблем является разработка новой системы трудоустройства выпускников интегрированной в систему образования вуза, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях управления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда[8. с. 34-36]. Тем более что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены, особенно это касается механизмов взаимодействия высшей школы и рынка труда.
Объектом исследования является выпускники Тувинского государственного университета.
Предмет - востребованность выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва.
Целью данной работы является исследование трудоустройства и востребованности выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности и востребованности выпускника на рынке труда;
2. проанализированы востребованность и трудоустройство выпускников ТувГУ;
3. выполнен анализ трудоустройства выпускников ТувГУ, окончивших с отличием;
4. проведено социологическое исследование на предмет востребованности выпускников ТувГУ на рынке труда;
5. выявлены проблемы трудоустройства и рекомендованы пути их решения.
Кроме того, был использован ряд эмпирических методов: анкетирование, анализ документов, метод вторичной обработки данных.
Эмпирической базой исследования послужили: анализ нормативно-правовых актов по проблемам модернизации образования и созданию системы социально-психологической адаптации и трудоустройства выпускников ТувГУ на рынке труда; статистические данные, вторичный анализ данных конкретных социологических исследований, проведенных в ряде кожуунов Республики Тыва Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников ТувГУ.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка. В первой главе исследования содержится теоретические аспекты конкурентоспособности и востребованности выпускников вуза на рынке труда.
Во второй главе дан общий анализ трудоустройства выпускников за 2012-2014 гг., который включает в себя анализ трудоустройства выпускников ТувГУ по специальностям, по факультетам, в разрезе укрупненной группы специальностей и трудоустройство в разрезе кожуунов Республики Тыва.
В третьей главе рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников и пути решения данной проблемы, также даны некоторые практические рекомендации по данной проблеме.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.
Взаимодействие системы образования и рынка труда связано не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом [40, с. 55]. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших
актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.
В этой связи одной из важных и актуальных проблем является разработка новой системы трудоустройства выпускников интегрированной в систему образования вуза, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях управления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда[8. с. 34-36]. Тем более что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены, особенно это касается механизмов взаимодействия высшей школы и рынка труда.
Объектом исследования является выпускники Тувинского государственного университета.
Предмет - востребованность выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва.
Целью данной работы является исследование трудоустройства и востребованности выпускников ТувГУ на рынке труда Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности и востребованности выпускника на рынке труда;
2. проанализированы востребованность и трудоустройство выпускников ТувГУ;
3. выполнен анализ трудоустройства выпускников ТувГУ, окончивших с отличием;
4. проведено социологическое исследование на предмет востребованности выпускников ТувГУ на рынке труда;
5. выявлены проблемы трудоустройства и рекомендованы пути их решения.
Кроме того, был использован ряд эмпирических методов: анкетирование, анализ документов, метод вторичной обработки данных.
Эмпирической базой исследования послужили: анализ нормативно-правовых актов по проблемам модернизации образования и созданию системы социально-психологической адаптации и трудоустройства выпускников ТувГУ на рынке труда; статистические данные, вторичный анализ данных конкретных социологических исследований, проведенных в ряде кожуунов Республики Тыва Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников ТувГУ.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка. В первой главе исследования содержится теоретические аспекты конкурентоспособности и востребованности выпускников вуза на рынке труда.
Во второй главе дан общий анализ трудоустройства выпускников за 2012-2014 гг., который включает в себя анализ трудоустройства выпускников ТувГУ по специальностям, по факультетам, в разрезе укрупненной группы специальностей и трудоустройство в разрезе кожуунов Республики Тыва.
В третьей главе рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников и пути решения данной проблемы, также даны некоторые практические рекомендации по данной проблеме.
Образование, оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, все в большей степени ориентируется на запросы рынка труда, а образовательные учреждения сами становятся субъектами рыночной экономики. На этом фоне отсутствие актуальной, систематизированной и комплексной информации по образовательной проблематике является фактором, сдерживающим процессы модернизации российского образования, не позволяющим должным образом анализировать, оценивать и прогнозировать изменение масштабов и структуры системы образования, изучать взаимовлияние рынка образования и рынка труда, учитывать их особенности на федеральном и региональном уровнях.
В Тувинском государственном университете существует 9 факультетов, выпускающих специалистов по 30 специальностям. Отсюда, понятно, что спектр специальностей, получаемых выпускниками госуниверситета, и, соответственно, варианты их трудоустройства весьма разнообразны. Однако особый интерес представляет вопрос о том, каким образом воспринимаются работодателями выпускники ТувГУ. Иначе говоря, получить информацию о восприятии выпускника университета - значит, с одной стороны, узнать о реальных личностных и профессиональных качествах, с другой - увидеть имидж самого вуза и уровень доверия к предоставляемым образовательным услугам.
Анализ показал, что востребованность выпускников Тувинского государственного университета за последние 3 года остается на высоком уровне. Незначительной остается доля выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения.
Проведенный опрос работодателей и студентов по анкетам показал, что в большинстве случаев выпускники ТувГУ трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью.
В целом, по итогам анализа данных, можно говорить, что созданная и функционирующая в Тувинском государственном университете система подготовки студентов адекватна современной российской ситуации и соответствует требованиям, предъявляемым работодателями. Об этом свидетельствует и тот факт, что выпускники ТувГУ не имеют проблем с трудоустройством. Это закономерно, поскольку в ходе обучения студенты ТувГУ начинают работать с третьего курса, знакомиться с производственным процессом на практике, поэтому к моменту окончания вуза многие из них успевают попробовать свои силы в разных сферах деятельности.
Одним из основополагающих факторов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда является востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, которая требует анализа, оценки и прогнозирования. Механизмом анализа и оценки востребованности выпускников профессиональных учебных заведений экономикой может служить мониторинг на основе социологических или статистических методов. Мониторинг на основе статистических методов требует наличия полной и адекватной поставленным задачам статистической базы, наличия в государственной статистике показателей, характеризующих явление.
Мониторинг такого комплексного явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, требует логически взаимоувязанной статистической базы в сферах образования и занятости населения.
В настоящее время состояние государственной статистики образования и занятости населения значительно отстает от реалий времени. Статистика образования и статистика занятости населения существуют в виде отживших форм отраслевых статистик со своими нормами, понятиями и показателями, не позволяющими анализировать в полной мере такие сложные явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой.
В Тувинском государственном университете существует 9 факультетов, выпускающих специалистов по 30 специальностям. Отсюда, понятно, что спектр специальностей, получаемых выпускниками госуниверситета, и, соответственно, варианты их трудоустройства весьма разнообразны. Однако особый интерес представляет вопрос о том, каким образом воспринимаются работодателями выпускники ТувГУ. Иначе говоря, получить информацию о восприятии выпускника университета - значит, с одной стороны, узнать о реальных личностных и профессиональных качествах, с другой - увидеть имидж самого вуза и уровень доверия к предоставляемым образовательным услугам.
Анализ показал, что востребованность выпускников Тувинского государственного университета за последние 3 года остается на высоком уровне. Незначительной остается доля выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения.
Проведенный опрос работодателей и студентов по анкетам показал, что в большинстве случаев выпускники ТувГУ трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью.
В целом, по итогам анализа данных, можно говорить, что созданная и функционирующая в Тувинском государственном университете система подготовки студентов адекватна современной российской ситуации и соответствует требованиям, предъявляемым работодателями. Об этом свидетельствует и тот факт, что выпускники ТувГУ не имеют проблем с трудоустройством. Это закономерно, поскольку в ходе обучения студенты ТувГУ начинают работать с третьего курса, знакомиться с производственным процессом на практике, поэтому к моменту окончания вуза многие из них успевают попробовать свои силы в разных сферах деятельности.
Одним из основополагающих факторов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда является востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, которая требует анализа, оценки и прогнозирования. Механизмом анализа и оценки востребованности выпускников профессиональных учебных заведений экономикой может служить мониторинг на основе социологических или статистических методов. Мониторинг на основе статистических методов требует наличия полной и адекватной поставленным задачам статистической базы, наличия в государственной статистике показателей, характеризующих явление.
Мониторинг такого комплексного явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, требует логически взаимоувязанной статистической базы в сферах образования и занятости населения.
В настоящее время состояние государственной статистики образования и занятости населения значительно отстает от реалий времени. Статистика образования и статистика занятости населения существуют в виде отживших форм отраслевых статистик со своими нормами, понятиями и показателями, не позволяющими анализировать в полной мере такие сложные явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой.



