ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие тревожности 6
1.2. Формы и виды тревожности 11
1.3. Формы защиты 13
1.4. Особенности школьной тревожности у подростков 14
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
В современном мире неуклонно растёт число детей, которые при обучении в школе испытывают эмоциональный дискомфорт, то есть «тревожных» детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Говоря о тревожности подростков нельзя не остановиться на социальной ситуации развития, психологических особенностях, предпосылках и новообразованиях, которые являются особенностями подросткового возраста.
По мнению Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко подростковый возраст является переходным, трудным и критическим вследствие изменения социальной ситуации развития. Кризисные, негативные явления данного периода жизни С. Холл связал с переходностью, промежуточностью данного возраста в онтогенезе, и ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Большинство родителей «трудных подростков» обращаются к психологу с проблемами, связанными с эмоциональной неустойчивостью ребенка, те есть с тревогой. Чувство тревоги при длительном и интенсивном повторении может стать чертой личности - тревожностью.
Повышенная тревожность негативно влияет не только на соматическое, но и на психологическое здоровье подростка: она провоцирует развитие нейротичности и депрессивных состояний. Из-за повышенного стремления к безопасности ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную креативность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избегание неудач: в ситуации выбора или в процессе деятельности подросток выбирает заведомо заниженные цели и задачи, не стремится к самореализации и успешности (успеваемость в таком случае снижается). Падает энергетический потенциал ребенка. Результатом, как правило, становится отсутствие полной реализации личности в обучении и других областях жизни.
Изучением данной темы занимались такие авторы как А.М. Прихожан, А.И. Захаров, А.О. Прохоров, Ж.М. Глозман, В.В. Зоткина, В.В. Суворова, Л.И. Божович и др.
Цель исследования: изучить особенности проявления школьной тревожности у подростков с высоким уровнем самооценочной тревожности.
Объект исследования: школьная тревожность.
Предмет исследования : особенности школьной тревожности у подростков с высоким уровнем самооценочной тревожности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у подростков с высоким уровнем самооценочной тревожности будут проявлятся особенности школьной тревожности в сфере межличностных отношений и в сфере оценки себя и своих возможностей.
В соответствии с заявленной целью, поставлены следующие задачи:
1. Теоретически исследовать понятие и виды тревожности по данным научной литературы.
2. Теоретически исследовать особенности школьной тревожности у подростков по данным научной литературы.
3. Практически исследовать особенности школьной тревожности у подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной
литературы по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические: тестирование.
Методики: Методика А.М. Прихожан «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (форма А для школьников 10-12 лет) и тест школьной тревожности Р. Филлипса
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2. В исследовании приняли участие 207 детей в возрасте 11-12 лет. Исследование проводилось с согласия родителей (опекунов).
Тревога является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и, определяясь значимостью стрессогенного фактора, может иметь различную интенсивность и период протекания. Определенный приемлемый уровень тревожности необходим для правильного выстраивания перспектив активной деятельности.
Тревожность в подростковом возрасте - это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. На тревожность подростков влияют многие факторы. К ним относятся:
• учебные перегрузки;
• неспособность учащегося справиться со школьной программой;
• неадекватные ожидания со стороны родителей;
• неблагоприятные отношения с педагогами;
• регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
• смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
Нами обследовано 207 подростков, из которых выделено 114 подростков с высокой самооценночной тревожностью и 141 подросток с высокой межличностной тревожностью. В группе подростков с самооценочной тревожностью наиболее благополучная ситуация по факторам: ситуация неуспешности - 72,8% подростков, низкая
физиологическая сопротивляемость стрессу - 66,7%, страх несоответствовать окружающим - 57%. Наименее благополучная ситуация по факторам: страх самовыражения - 46,5%подростков, проблемы и страхи в отношениях с учителями - 37,7%, страх ситуации проверки знаний - 36,8%. Общение с одноклассниками и школа страха не вызывают. В группе подростков с межличностной тревожностью наиболее благополучная ситуация по факторам: ситуация неуспешности - 73,76% подростков, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 66%, страх несоответствовать окружающим - 61%. Наименее благополучная ситуация по факторам: страх самовыражения - 46,5%подростков, проблемы и страхи в отношениях с учителями - 45,4%, страх ситуации проверки знаний - 30%. Общение с одноклассниками и ситуация неуспешности страха не вызывают.
Таким образом, у подростков с высоким уровнем самооценочной тревожности будут проявляться особенности школьной тревожности в сфере межличностных отношений и в сфере оценки себя и своих возможностей