ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТЕЙ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЕРЕСЯМИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Х1-Х111 ВВ. (ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗГЛЯДЫ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТЕЙ И ИХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕРЕСЯМ В ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНАХ
1.1. Оформление и эволюция теории «двух мечей» и сакрализация
статусов римского папы и светских правителей 13
1.2. Обоснование необходимости и эволюция мер борьбы с
ересями 29
ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТЕЙ В ПРОВЕДЕНИИ АНТИЕРЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Борьба с ересями как инструмент централизации власти папства и
светских правителей (XI-XII вв.) 42
2.2. Развитие антиеретического законодательства в Европе в условиях
противостояния пап и светских государей (XIII в.) 58
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ
3.1. Обзор учебной и методической литературы 75
3.2. Методические приемы преподавания темы 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена двумя аспектами: теоретическим, связанным с высоким интересом исследователей к изучению проблемы взаимоотношений между светской и духовной властями в различные исторические периоды, и методическим, связанным с необходимостью разработки эффективных способов преподавания данной темы в школьном курсе истории.
Актуальность теоретического аспекта исходит из высокого внимания исследователей к проблеме взаимоотношений государства и церкви в различные исторические эпохи в различных регионах. В данном случае исследовательский интерес вызывает законодательная поддержка
государственной властью социального положения, устройства и адептов различных религиозных течений, выражающаяся даже в настоящее время, например, в законах об оскорблении религиозных чувств, действующих во многих современных государствах. Применительно к христианской религии, эта проблема получает актуальность уже с IV в., когда никейское христианство начинает занимать главенствующее положение среди других христианских течений и обретает статус ортодоксального. С этого периода становится важным вопрос о взаимоотношении Христианской церкви с оппозиционными учениями, которые были определены ею как еретические. В течение всей своей истории Церковь вела и продолжает вести борьбу с любым проявлением инакомыслия, что обусловлено самой ее сущностью как социального института - претензией на монополию в определении истинного вероучения и стремлением обеспечить эту монополию принуждением 1. При этом в прошлом функцию «защиты» главенствующей религии и ее церкви брала на себя светская власть, законодательно устанавливая меры по борьбе с религиозным инакомыслием.
1 Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 2007. С. 211-212.
Актуальность методического аспекта определяется требованиями, предъявляемыми нормативно-правовыми актами РФ к результатам освоения программы основного общего образования в рамках изучения учебного курса «Всеобщая история» в 6 классе. Согласно положениям Федерального закона (ФЗ) «Об образовании в РФ» задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)1. Принятый Министерством
просвещения РФ в 2021 г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО) утверждает ряд предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, которые должны быть достигнуты обучающимися к завершению получения ими основного общего образования. Так, обновленный ФГОС ООО особенно выделяет предметные результаты по учебному курсу «Всеобщая история»: одним из обязательных для освоения тематических разделов является «Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века»2. Утвержденная Министерством просвещения РФ «Федеральная рабочая программа основного общего образования по истории» включает в обязательное содержание предмета в 6 классе такие темы, как «Борьба пап за независимость церкви от светской власти», «Ереси: причины возникновения и распространения», «Преследование еретиков»3. Утвержденный ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Кодификатор требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования , проверяемых в рамках основного государственного экзамена (ОГЭ) по истории, конкретизирует содержание указанного тематического раздела, выделяя в качестве одной из возможных для проверки на экзамене тему «Светские правители и папы»4. В связи с указанными требованиями нормативно-правовых актов РФ возникает необходимость глубокой методической разработки данной темы с целью повышения эффективности ее преподавания педагогическими работниками и качества усвоения обучающимися на уровне основного общего образования.
Степень изученности проблематики исследования. Критическое изучение собственно антиеретического законодательства, как и в целом политики противодействия церкви и государства гетеродоксальным учениям, начинается еще в XIX в. Зарубежные и отечественные исследователи в данный период и до середины XX в. в основном рассматривали борьбу Церкви с ересями как ее чрезмерную защитную реакцию на угрозы с их стороны. Участие в этой борьбе светских властей объяснялось либо следствием их слабости перед могуществом папской власти5, либо равноправным союзом, в котором обе стороны осознавали свое верховенство в различных сферах общественной жизни, но все же единодушно стремились к совместной защите христианства6.
Статус и функции светской и духовной властей периода Средневековья и связанные с ними образы становятся предметом исследования историков начиная с XX в. Начало активному изучению феномена средневековой императорской и королевской власти и их восприятию в различных аспектах было положено исследованиями французского историка М. Блока7 и американского историка немецкого происхождения Э. Канторовича8. На примере биографии императора Священной Римской империи Фридриха II Э. Канторович реконструировал представления о функциях императорской власти в эпоху Высокого Средневековья, основу которых составляла претензия на верховенство в земных делах христианских подданных. В дальнейшем идеи исследователя воплотились в масштабном и детальном анализе представлений о королевской власти на рубеже Средних веков и раннего Нового времени, давшем мощный импульс развития изучению политической теологии и процессов формирования сакрального статуса светских правителей.
Противовесом императорской и королевской власти являлась власть церковная, воплощенная в лице папы римского. В продолжение и развитие вектора исследований, заложенного Э. Канторовичем, феномен папской власти и ее восприятия был обстоятельно проанализирован итальянским историком А. Паравичини Бальяни9. На примере широкого спектра ритуалов, окружавших понтифика, он продемонстрировал процесс трансформации верховного руководителя христианской общины верующих в фигуру имперского и даже вселенского масштаба с соответствующими претензиями.
Историографический поворот в исследовании взаимоотношений светской и духовной властей в аспекте антиеретической борьбы был совершен в последней четверти XX в. британским историком Р.Я. Муром10. В своих работах исследователь выдвигает оригинальную концепцию причин начала и распространения антиеретической политики в Западной Европе в период Высокого Средневековья, которые связываются преимущественно с выстраиванием централизованных структур управления как светскими правителями, так и Католической церковью. При этом, по мнению историка, ереси как объективное явление не существовали, а их конструирование связано с необходимостью властей подтвердить свою легитимность и установить контроль над обществом. Эта позиция в некоторых аспектах нашла продолжение в работах отечественного историка О.И. Тогоевой на примере создания светской властью концепта колдовства11.
Американскому юристу и историку права Г.Дж. Берману12 принадлежит заслуга в определении предпосылок, причин и результатов формирования европейского права во взаимодействии и
взаимопроникновении юрисдикций духовной и светской властей, в том числе в вопросе борьбы с еретическими учениями. Его концепция Папской революции XI в. отдает Католической церкви первенство в заслуге складывания европейской правовой системы, однако демонстрирует ее дальнейшее развитие благодаря постоянному конфликту между «двумя мечами».
Современные исследователи продолжают уделять повышенное внимание проблеме взаимодействия духовной и светской власти в деле борьбы с ересями. С сер. 1970-х гг. исследователи13 доказывают причину формирования мер по борьбе с ересями в отдельных государственных образованиях в связи с процессами противостояния друг другу светских и церковных властных элит.
Методические разработки данной темы для преподавания на уроках истории в 6 классе изданы рядом педагогов и методистов14. Общим для всех местом является стремление авторов включить в урок максимум заданий, направленных на формирование не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов обучения, установленных ФГОС ООО.
Объектом исследования выступают государственно-церковные отношения в Западной Европе в период XI-XIII вв.
Предметом исследования является совокупность правовых средств и методов, определяющих характер взаимоотношений светской и духовной властей в связи с проведением ими политики борьбы с еретическими движениями.
Целью выпускной квалификационной работы является характеристика взаимоотношений светской и духовной властей в Западной Европе в XI-XIII вв. в аспекте формирования антиеретического законодательства и проведения политики противодействия еретическим движениям.
Задачи исследования:
1. проследить процесс формирования и трансформации религиозно- политической теории о «двух мечах»;
2. определить истоки и процесс эволюции обоснования необходимости противостояния ересям в идеях христианских мыслителей;
3. исследовать процесс формирования мер по борьбе с ересями как способе установления светской и духовной властями своих юрисдикций ;
4. провести контент-анализ содержания, приемов и способов освещения темы в основных учебниках всеобщей истории для 6 класса;
5. разработать методические приемы и средства для возможности использования полученных результатов исследования в преподавании соответствующей темы в рамках курса всеобщей истории в 6 классе.
Хронологическими рамками исследования является период XI-XIII вв., что связано, во-первых, с необходимостью изучения данного временного отрезка в рамках соответствующей темы в курсе всеобщей истории в 6 классе. Во-вторых, в первой половине обозначенного периода (XI - XII вв.) на Западе началась и активно шла борьба за верховенство между светской и духовной властями, а также были сформированы первые нормы гражданского и церковного законодательства против ересей; конец обозначенного периода (вторая половина XIII в.) характеризуется кульминационным моментом в противостоянии церкви и государства, включающем в себя попытки папства сохранить достигнутое на рубеже XIIXIII вв. могущество и начало возвышения, сопровождаемое ростом суверенитизации, королевской власти. Обращение к более ранним (II-X вв.) или поздним (первая половина XIV в.) периодам ситуативно и требуется для выявления причин трансформации характера государственно-церковных отношений в XI-XIII вв.
Территориальные рамки охватывают ведущие государственные образования средневековой Западной Европы: Францию, Англию,
Священную Римскую империю, Кастилию, Арагон, итальянские города- государства, Папскую область.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы составили следующие группы источников.
I. Нормативно-правовые акты, регулирующие образовательный процесс в РФ, предъявляющие требования к результатам обучения и содержанию образовательных программ по истории на уровне основного общего образования.
II. Включенные Министерством просвещения РФ в федеральный перечень учебников15, допущенных к использованию в образовательных организациях до 2027 г., учебники по истории Средних веков для 6 класса следующих авторских коллективов: классический учебник Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского16, учебник авторства ведущих отечественных историков - медиевистов М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова17, учебник из новой линейки под общей редакцией В.Р. Мединского18, а также учебник историков В.А. Ведюшкина и В.И. Уколовой, допущенный к использованию до начала 2024/2025 учебного года19.
III. Опубликованные исторические нарративные и документальные источники, объединенные в три группы:
1. источники средневекового канонического права: постановления Вселенских соборов Католической церкви; постановления поместных соборов Католической церкви; буллы и декреталии римских понтификов; сборники канонического права;
2. источники гражданского законодательства Англии; Священной Римской империи; Франции; Испанских королевств; Итальянских городов - государств;
3. сочинения видных христианских мыслителей и религиозных деятелей, которые обосновывают характер взаимоотношений светской и духовной властей, а также необходимость и характер мер противодействия ересям.
Научная новизна исследования заключается в том, что ранее не все светские антиеретические законы XI-XIII вв. были подробно изучены исследователями на предмет причин и целей их принятия. К таковым возможно отнести антиеретическое законодательство Фридриха I Барбароссы, Генриха II Плантагенета, Альфонсо X Мудрого, а также средневекового города-государства Вероны. В настоящей работе восполняется данный пробел, а также конкретизируются особенности репрезентации властных образов в других законодательных памятниках, содержащих правовые нормы по борьбе с ересями. Комплексного рассмотрения антиеретического законодательства XI-XIII вв. в его связи с господствовавшими в данный период религиозной и политико -правовой идеями предпринято не было.
Методологическую основу исследования составила концепция британского историка Р.Я. Мура, согласно которой «политическое соперничество между властными институтами и их представителями являлось наиболее распространенной причиной обвинений в ереси»20. Согласно концепции американского историка права Г.Дж. Бермана, самая яркая черта западной традиции права - это «сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикций и различных правовых систем», конкуренция которых способствовала их развитию и «сделала превосходство закона необходимым и возможным»21. Также в основе работы лежит принцип историзма, предполагающий рассмотрение тех или иных исторических явлений в развитии, с учетом динамики и изменчивости исторического контекста, с соблюдением исторической точности и научной корректности на каждом этапе работы. Данный принцип позволил провести комплексный анализ выявления причин, особенностей и характера противоборства духовной и светской властей, а также их борьбы с ересями в общеисторическом, социокультурном и политико-правовом контекстах.
Были применены историко-антропологический метод, различные исторические методы, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, контент-анализ, общефилософские и общенаучные методы.
Научная и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения истории взаимоотношений государства и церкви, борьбы с религиозным, политическим и иным инакомыслием, а также истории западной цивилизации в целом. Кроме того, они могут быть использованы в образовательном процессе при изучении курса «Всеобщая история» в 6 классе на уровне основного общего образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы представлены в виде докладов на конференциях различного уровня и опубликованы в сборниках материалов соответствующих конференций: XIV Всероссийской научной конференции с международным участием «История мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении» (г. Красноярск, 2019 г.); XV Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах» (г. Красноярск, 2020 г.); XVI Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций. Город как историкокультурный феномен» (г. Красноярск, 2021 г.); XLI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2021).
Методические положения исследования были апробированы в период прохождения педагогической практики и преподавательской деятельности в КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» (г. Красноярск).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, соответствующих поставленным задачам исследования, заключения.
Интеллектуальная дискуссия о должном характере взаимоотношений между светской и духовной властями в целом строилась на обосновании двух ключевых вопросов: 1) кто являлся «земным наместником» Бога и, соответственно, изначальным держателем «мечей» - римский понтифик или государь (император/король); 2) насколько легальным был «перенос Римской империи» из Византии к франкам и какие обязательства он накладывал в связи с этим на пап и светских правителей. Претензия пап на супрематию, наиболее ярко выразившаяся в середине XI-XIII вв., тем не менее не была однозначно разделяемой, что обуславливалось прежде всего политическими реалиями. Если в данный период, начиная примерно с 1000 г., возможно говорить об общих тенденциях к ослаблению королевской власти и росту феодализации, то Церковь, в свою очередь, наоборот укрепляла структуру, автономизируясь от светской власти и централизовываясь к папству. По мере развития процессов централизации европейских государственных образований дискурс о верховенстве вновь склоняется в сторону светских правителей, становясь преобладающим уже в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Позиция христианских мыслителей по вопросу о допустимых мерах воздействия на еретиков претерпевала изменения на протяжении всего Средневековья. Апостольские наставления об относительной терпимости к религиозным диссентерам стали трактоваться иначе уже с середины II в. ввиду особого толкования Отцами Церкви текстов Священного Писания. Но все же главной до XI в. оставалась идея духовного воздействия на еретиков, реже - имущественного и физического, но не смертельного. К XIII в. в результате синтеза в общественном сознании понятий ереси и ведовства наказание еретиков смертью стало получать все большую поддержку и теологическое обоснование. Однако во все обозначенные периоды антиеретический дискурс видных христианских мыслителей соответствовал уже имеющейся практике борьбы с гетеродоксальными учениями со стороны светской власти. Поэтому ключевым стал вопрос о характере взаимоотношений Церкви и светских правителей в противодействии ересям, вписывавшийся в более широкую проблему определения границ юрисдикций «двух мечей».
Так или иначе вопрос о ереси часто сопровождал дискуссию о соотношении духовной и светской властей. В V в. папа Геласий I поднял эту проблему в связи со склонностью к гетеродоксии римского императора, заявив о верховенстве священников. В XI-XIII вв. светская власть рассматривалась христианскими мыслителями в качестве орудия церковной воли в том числе в антиеретической борьбе. Бонифаций VIII приравнивал к еретикам всех, кто противился папской супрематии, то есть оставлял за папством и Церковью всю прерогативу решения данных вопросов, что спустя непродолжительное время вызвало обстоятельную критику со стороны Марсилия Падуанского. Все эти факты свидетельствуют о том, что к началу XIV в. проблема ересей стала в большей степени политической, чем духовной, а ее решение обе стороны стремились найти не только с помощью доктрины, но и законодательства.
Римские императоры, в попытках сохранить сложившееся к XI в. верховенство в том числе и в церковных вопросах, стремились к установлению с помощью антиеретических мер контроля над спорными областями Северной и Центральной Италии, но явно не выражая в этом свое противодействие папской власти. Такое же поведение было характерным и для французских королей, возродивших в Европе активную практику наказания последователей гетеродоксальных учений: в условиях
децентрализованности им требовался инструмент легитимации королевской власти. Предпринятая королем Англии в 1160-х гг. попытка не только расширить пределы светской юрисдикции, но и фактически вывести церковь из-под влияния папства оказалась слишком преждевременной, однако уже продемонстрировала зарождение суверенизационных процессов, которые станут характерными в XIII-XIV вв. в связи с началом оформления национальных государств. при проведении политики противодействия еретическим учениям XIII в. светской власти удавалось сдерживать и брать верх над папскими притязаниями. За исключением императоров Священной Римской империи, открыто конфликтовавших с папством на протяжении XIXIII вв. по вопросам юрисдикции, большинство государей Западной Европы избирали тактику «латентного» сопротивления, что в конечном итоге способствовало отвоеванию значительных прерогатив королей в вопросах суда над своими подданными.
1. Адемар Шабаннский. Хроникон. СПб.: Евразия; М.: ИД Клио, 2015. 384 с.
2. Бернард Клервоский. О размышлении / Пер. Ю. Куркина. М.: Издательство Францисканцев, 2017. 204 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами.
4. Булла папы Иннокентия IV «Ad extirpanda» / Пер. с лат. и примеч. А.Л. Дунаева // Средние века. 2010. № 71 (1-2). С. 212-222.
5. Булла «Unam sanctam» папы Бонифация VIII / Пер. с фр. Ю. Куркина // Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (IIIXX вв.). СПб.: Издательство св. Петра, 2022. С. 246-247.
6. Вальтер Мап. Забавы придворных / Издание подгот. Р.Л. Шмараков. СПб.: Наука, 2020. 424 с.
7. Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. 944 с.
8. Генри Брактон. Трактат «О законах и обычаях Англии» / Пер. Е.В. Гутновой // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. акад. В.М. Корецкого. М.: Госюриздат, 1961. С. 140-166.
9. Григорий VII о папской власти // Средневековье в его памятниках / Пер. Н.А. Гейнике, Д.Н. Егорова, В.С. Протопопова и И.И. Шитца; Под ред. Д.Н. Егорова. М.: Типо-лит. «Я. Данкин и Я. Хомутов», 1913. С. 98-99.
10. Данте Алигьери. Монархия / Пер. с итал. В.П. Зубова; комм. И.Н. Голенищева-Кутузова. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 1999. 192 с.
11. Епископ [Римский] Геласий к августу Анастасию / Пер. Н.Ф. Ускова // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. / Нац. обществ. -научн. фонд; руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. Т. 2: Европа V-XVII вв. С. 167-168.
12. Закон Людвига Баварского об избрании императора / Пер. В.М. Корецкого // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. акад. В.М. Корецкого. М.: Госюриздат, 1961. С. 435436.
13. Иоанн Грациан. Согласование несогласных канонов / Пер. Н.Ф. Ускова // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. / Нац. обществ. -научн. фонд; руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. Т. 2: Европа V-XVII вв. С. 240-274.
14. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. протоиерея П. Преображенского, Н.И. Сагарды. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. 672 с.
15. Кларендонская ассиза // Памятники истории Англии XI-XIII вв. Русский и латинский тексты Великой Хартии вольностей и других документов / Пер. и введ. Д.М. Петрушевского. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. С. 56-63....55