Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности целеполагания у младших школьников

Работа №165267

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА I. Теоретические основы особенностей целеполагания у младших
школьников 7
1.1. Целеполагание как средство обучения в соответствии с требованиями
ФГОС НОО 7
1.2. Особенности целеполагания младшими школьниками 10
1.3. Приёмы формирования целеполагания у младших школьников 13
Выводы по Главе I 17
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по выявлению актуального уровня развития целеполагания у младших школьников 19
2.1. Исследование уровня развития целеполагания младших школьников .... 19
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
30
2.3. Разработка фрагмента уроков, направленных на развитие целеполагания у
младших школьников на уроках 34
Выводы по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Современная начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии, который связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения: на первый план выдвигается задача не формирования знаний, умений и навыков, а развитие универсальных учебных действий, умений учиться, творчески использовать в процессе учебной деятельности приобретенные знания и умения, навыки, самостоятельно учиться.
Наше исследование направлено на разработку особенностей развития у младших школьников одного из важнейших регулятивных универсальных учебных действий - действий целеполагания.
Проблема целеполагания выделяется, как правило, в качестве предмета в педагогических и психологических исследованиях (С. Н. Архангельский, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.) [8, с. 254] В них отмечается, что формирование у учащихся умение ставить цель является важной задачей учебно-воспитательного процесса.
Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Г. А. Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию в необходимости его появления».
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. [35]
К регулятивным учебным действиям относятся:
• целеполагание;
• планирование деятельности;
• прогнозирование результата;
• контроль;
• коррекция;
• оценка;
• волевая саморегуляция.
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося».
Учеными установлено, что у младших школьников наряду с эмпирическим мышлением формируется и теоретическое мышление (Л. И. Айдарова, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Л. К. Максимов, А. К. Маркова, Г. Г. Микулина, Д. Б. Эльконин и др.) [14] Поэтому изучение предметного содержания процесса целеполагания, условий его развития целесообразно начать именно с младшего школьного возраста.
Отсутствие в традиционном обучении систематической работы по формированию у школьников обще учебных интеллектуальных умений приводит к отставанию в развитии операционной стороны мышления по сравнению с содержательной. Несоответствие в развитии этой стороны мышления проявляется в том, что её не сформированность у младших школьников становится тормозом в процессе овладения ими более объёмным и сложным содержанием учебного материала в старших классах. В связи с этим появилась потребность в определении педагогических условий по формированию действий целеполагания младших школьников.
Анализ состояния проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий в теории и практике обучения позволил выявить наличие ряда противоречий между:
• социальным заказом общества на развитие личности школьника и недостаточным уровнем её развития;
• значимостью регулятивных универсальных учебных действий, в частности действий целеполагания, в развитии познавательной деятельности младших школьников и не разработанностью теории формирования регулятивных универсальных учебных действий;
• необходимостью овладения младшими школьниками регулятивными универсальными учебными действиями, прежде всего умением ставить цели, и отсутствием технологии их формирования в учебном процессе.
Рассмотренные выше противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования действий целеполагания как компонентов регулятивных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработать комплекс фрагмента уроков для учащихся 3­его класса, который будет направлен на развитие целеполагания младших школьников на уроках.
Объект исследования: процесс формирования особенностей целеполагания у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние целеполагания у младших школьников.
Гипотеза исследования: особенности целеполагания у младших школьников существенно развиты у первой половины класса на среднем уровне, у второй половины класса существенно развиты на низком уровне.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого - педагогической методической литературы, на предмет описания особенности целеполагания;
2. Определить особенности развития целеполагания у младших школьников;
3. Разработать диагностическую программу исследования;
4. Провести констатирующий эксперимент, описать полученные результаты исследования;
5. Разработать комплекс фрагментов уроков, для учащихся 3-его класса, который будет направлен на развитие целеполагания у младших школьников на уроках.
Это характеризуется:
• удержание цели;
• постановка учебной цели;
• уровень сформированности цели.
Методы исследования:
Теоретические:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Практические:
• эксперимент;
Эмпирическая база:
База исследования:
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ «Лицей №1» г. Красноярска. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «Ж» класса в составе 28 человек (14 мальчиков, 14 девочек). Данный класс обучается по образовательной программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы, мы определили ведущие теоретические положения по проблеме формирования умения целеполагания у младших школьников при проведении урока.
Общество требует от образования подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение жизни самообразованию, а это невозможно разрешить, не вооружив ученика умением целеполагания.
Проблемами целеполагания занимались ведущие мировые психологи, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. Педагоги Н. В. Артюхов, Г. О. Аствацатуров.
Формирование умения целеполагания следует начинать с первых дней в школе, используя различные методические приемы, формы работ с учениками.
В нашей опытно - экспериментальной работе был проведён констатирующий эксперимент. Мы сформулировали характеристику уровней сформированности умения целеполагания с опорой на критерии, показатели, сформулированные в работах психологов и педагогов. Для диагностики сформированности умения целеполагания нами были составлены и проведены методики, в результате которых мы пришли к выводу, что критерий «удержание цели» преобладает на среднем уровне - 12 учащихся, также есть дети, находящиеся на низком уровне, таких обучающихся 9. По критерию «постановка учебной цели» по учебным предметам «русский язык», «окружающий мир», «математика» преобладает на среднем уровне, также низкий уровень преобладает у учащихся чаще, что говорит о не сформированности данного критерия над которым необходимо проводить работу. По критерию «уровень сформированности целеполагания» у учащихся 2-ой и 4-ой групп выявлен средний уровень сформированности целеполагания, но также преобладает низкий уровень сформированности целеполагания у 3-ей группы учащихся, выполнивших работу.
Проанализировав результаты проведенных диагностик, направленных на изучение уровня сформированности действий целеполагания, мы сделали вывод, что учащиеся имеют недостаточный уровень сформированности действий целеполагания.
После изучения актуального уровня сформированности действий целеполагания, нами были разработаны фрагменты уроков по учебным предметам, математике, русскому языку, окружающему миру, направленные на эффективность формирования и повышения актуального уровня данных действий целеполагания у младших школьников.
Таким образом, задачи нашего исследования были решены, цель исследования - достигнута.
Наша работа может быть использована учителями начальных классов на уроках, для формирования и повышения уровня универсальных учебных действий целеполагания у младших школьников.


1. Армстронг М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии / Майкл Армстронг, Анжела Бэрон; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
2. Артюхов Н.В. [и др.] Целеполагание / Новокузнецк: ИПК, 2008. - 67 с.
3. Ансимова, Н.П. Психология постановки учебных целей в 4. совместной деятельности учителя и учеников. Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. / Н.П. Ансимова. - М., 2007. - 51 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / М.: "Просвещение" - 2011.- с.152.
5. Бухарова, Г.Д. Общая и пофессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. - 2012 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол. -соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2012. - 349 с. - (Психологи Отечества :избр. психол. тр.: В 70 т.). - Библиогр.: с. 342-348.
7. Волков, В. С. Психология младшего школьника: Практикум: ( библиотека детского психолога ), 2015. - 272с.,
8. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2013. - 460 с. - Серия : Основы наук.
9. Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т.В. Василенко. - М.: Грамотей, 2013. - 32 с.
10. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т., том 4
11. Гликмон И.З. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Владос - Пресс, 2013г. - 176 с.
12. Гумерева Н.Л. Развитие целеполагание у учителей образовательных учреждений: аксимологический подход: дис. ...кандидат педагогических наук. М., 2016.
13. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 18-22.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2006.
15. Зайцева И.И. Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения // Первое сентября. - 2010. - №4....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ