Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МУ ДО ДДТ «Созвездие» (Иркутская область, г Саянск).
Выборка: 60 учеников восьмых классов.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие неимитационных методов активного обучения 6
1.2. Классификация неимитационных методов активного обучения 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ИСТОРИИ В ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 21
2.1. Анализ опыта учителей истории по применению неимитационных методов активного обучения на уроках в школе 21
2.2. Разработка образовательной программы по истории для учеников средней школы с использованием неимитационных методов обучения 29
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 38
3.1 Диагностика уровня интереса учащихся 8 класса к изучению истории 38
3.2 Результаты контрольного этапа эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностями современной образовательной системы соответствовать требованиям общества и мировым стандартам образования, которые предполагают активное внедрение современных технологий и методик в педагогической деятельности.
Задача современного педагога в рамках личностно-ориентированного и человекоцентричного подхода, быть не только транслятором учебного материала, но и наставником, фасилитатором, который помогает детям научиться мыслить, освоить различные практические и гибкие навыки. Это становится возможным, в частности, в рамках реализации методов активного обучения. Безусловно, сегодня недостаточно стандартного, объяснительно-иллюстративного изложения материала, чтобы заинтересовать учащихся. Тем важнее внедрить в практику альтернативные методы его подачи.
Активные методы обучения представляют собой систему методов, с помощью которых мыслительная и практическая деятельность обучающихся на занятиях в школе становится активнее, разнообразнее, плодотворнее. С помощью данных методов стимулируется познавательная деятельность учеников; это способ ведения диалога с классом, в ходе которого все свободно обмениваются мнениями, предлагают решения, аргументируют собственную позицию.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ неимитационных методов активного обучения на уроках истории в школе и эффективности их применения в условиях современного образования в России.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что неимитационные методы в активном обучении детей играют ключевую роль в познавательном процессе на уроках истории учениками средней школы.
В связи с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами был разработан ряд задач:
• Анализ современной образовательной программы по истории в средней школе на основании ФГОС
• Исследование активных методов обучения истории
• Изучение особенностей неимитационных методов в активном обучении истории
• Проведение эмпирического исследования
• Разработка образовательной программы по истории для учеников средней школы с использованием неимитационных методов обучения.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроке истории в средних классах школы.
Предметом исследования являются особенности применения неимитационных методов обучения.
Теоретической значимостью проводимого исследования является анализ и систематизация научной и практической информации по вопросу использования неимитационных методов активного обучения на уроках истории в средних классах школы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы обучения с активным применением неимитационных методов в классическую образовательную программу по истории в средних классах школы.
Научная новизна работы является в углубленном исследовании влияния неимитационных методов активного обучения на качество получаемых учениками знаний в процессе изучения школьного курса по истории в средних классах.
Методы исследования: в работе применяется сравнительный метод, анализ теоритических источников, метод наблюдения, дедукция.
Базой для эмпирического исследования является МУ ДО ДДТ «Созвездие».
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения, списка источников и литературы.
Во введение сформулированы основные положения выпускной квалификационной работы, такие, как цель, задачи, гипотеза, объект и предмет. Также, представлены практическая и теоритическая значимость темы исследования: "Неимитационные методы активного обучения на уроках истории в школе".
В завершении стоит отметить, что неимитационные методы, направленные на то, чтобы активно изучать историю в средней школе, являются важным инструментом. С помощью подобных методик у учащихся можно сформировать способность к самостоятельной исследовательской работе, аналитические навыки и критическое мышление. В отличие от тех методов, которые относятся к категории имитационных, которые очень часто фокусируются на обычном воспроизведении тех или иных событий, произошедших в истории, через стимуляции или ролевые игры, неимитационные методики, в основном, делают ударение на каких-то реальных источниках, на интерпретации и фактическом анализе исторического материала. В подобный спектр всевозможных методик включается проектное обучение, работа с первоисточниками, исследовательская деятельность и критический анализ информации. Благодаря подобному подходу, учащиеся осознают, насколько исторические процессы являются многогранными и сложными, одновременно с этим, достаточно интересными.
Если применять в образовательном процессе, в частности, на уроках истории, подобные неимитационные методы активного обучения, можно добиться того, что старшеклассники предмет будут понимать более углубленно, у них разовьются определенные метапредметные компетенции. Сюда относится умение аргументировать свою точку зрения, в критическом смысле оценивать информацию, грамотно работать с данными. Очень многие старшеклассники учатся изучать архивные материалы, исторические документы и научные публикации. В этих источниках информации они выявляют контекст, в котором были созданы какие-то конкретные источники, осознают всевозможные ограничения и предвзятости. Таким образом, у них формируется критическое мышление. Дети не просто запоминают какие-то факты, но умеют интерпретировать их, осмысливать, анализируют последствия, которые вызвало то или иное событие, устанавливают причинно-следственные связи.
У подобных методик есть одна важная особенность. Речь идет о том, что они могут максимально эффективно интегрироваться в образовательные современные технологии. Таким образом, историю можно изучать более эффективно, открываются по-настоящему новые горизонты для взаимодействия старшеклассников с необходимым информационным историческим материалом. Использование интерактивных платформ, всевозможных онлайн-ресурсов и цифровых активов предоставляет возможность старшеклассникам расширить доступ к информации. Они изучают более разнообразный контент. Таким образом, они более активно вовлекаются в образовательный процесс. Дополнительно с этим, стоит отметить, что подобная форма проектного обучения может быть организована не только в индивидуальном порядке, но и в рамках определенного коллектива. Объединяясь друг с другом, ученики начинают разбирать определенные темы, анализируют данные, собирает всю требуемую информацию, создают презентации и перед классом представляют свои выводы. Подобный подход достаточно эффективно развивает навыки командной работы и исследовательские способности. Дети более упрощенно относятся к публичным выступлениям. В современном образовании все это имеет достаточно большое значение.
Особое внимание стоит уделить критическому анализу текста. Этому уделяется довольно существенная роль. Подобный подход предоставляет возможность учащимся развивается способность к формированию своего мнения, своей точки зрения, дети могут аргументированно обсуждать те или иные вопросы. Учащиеся начинают более эффективно работать с историческими текстами, с произведениями историков, написанными в самые разные эпохи. Они могут выстраивать логические цепочки, оценивать достоверность источников, умеют различать мнения и факты. Таким образом, создается своеобразная база, на которой формируется понимание того, что история необходима, что нужно изучать ее, как определенную память человечества. У старшеклассников формируется активная гражданская позиция.
В проведенном констатирующем эксперименте был определен уровень интереса восьмиклассников к истории, как к предмету. В исследовании принимали участие 60 учеников восьмых классов из МУ ДО ДДТ «Созвездие». Исследование проводилось на основе методик таких специалистов, как А.И. Божович, Е.А. Кувалдина, Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, И.К. Маркова, О.Г. Филимонов. Были подобраны основные диагностические показатели и методики, с помощью которых можно оценить уровень интереса восьмиклассников к изучению истории. На констатирующем этапе были получены определенные результаты, которые свидетельствуют о том, что познавательный интерес к изучению этого предмета находится на относительно невысоком уровне. Здесь подразумевается то, что история не имеет значимости для учеников, они не хотят тратить дополнительное время на то, чтобы самостоятельно изучать какие-то исторические аспекты. Предмет они посещают без желания, активность проявляют изредка и только в контексте успешного окончания образовательного учреждения. Также подведенные результаты по констатирующему этапу показали, что у старшеклассников недостаточно сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Именно по этой причине стало понятно, что требуется более грамотная и организованная работа, направленная на то, чтобы повысить у школьников интерес к истории.
Программа была разработана на основе применения неимитационных методов обучения. Ее основной целью является повысить уровень познавательного интереса к предмету. Начальные результаты показали, что в экспериментальной группе основная масса учеников имеют средний уровень подобной заинтересованности. Он отмечается у 47% учеников. После прохождения программы, количество учеников на высоком уровне осталось неизменным, число детей со средним уровнем в своем количестве выросло на 17%, количество учеников, которые показали низкий уровень, снизилось на 17%. Также был сделан вывод относительно того, что в контрольной группе результаты не показали каких-либо значимых изменений. На основании проанализированных результатов становится понятно, что программа достаточно эффективна.
Неимитационные методы, которые применяются в преподавании истории, активная форма обучения в средней школе, имеют очень важное значение. У учеников может сформироваться способность к критическому мышлению. Они более углубленно осмысливают исторические события и процессы, у них развиваются исследовательские навыки, формируется целостное представление о прошлом. Эти методы можно успешно интегрировать в общий образовательный процесс. Это идеальная возможность для обогащения общего содержания уроков. Можно создать все необходимые условия для самостоятельного и активного обучения. В современном образовании, это является важным аспектом. В результате можно сделать вывод, что неимитационные методики являются важной педагогической практикой. Это особый фактор, с помощью которого можно сформировать из старшеклассников ответственных и осознанных граждан, которые могут критически мыслить, грамотно анализировать не только исторические события, но и те ситуации, которые происходят в настоящее время. В условиях многочисленных вызовов и глобальных изменений, это является очень важным аспектом.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
3. Акульчев Н. А., Харитонова Е. С. Формирование субъектности обучающихся на уроках истории //Казанский вестник молодых учёных. – 2022. – Т. 6. – №. 5. – С. 7-13.
4. Афанасьева Т. Н., Богачева В. Г. Применение активных методов обучения на уроках интегрированного типа как средство активизации познавательной деятельности //Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – №. 1. – С. 58-67.
5. Баглай А. В. Нетрадиционные формы уроков истории в современной школе //Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – 2020. – С. 540-544.
6. Бейсенбаева, Г.К. Возможности преобразования методик преподавания истории в учебных программах школы с использованием археологических находок / Г.К. Бейсенбаева, А.Д. Касенова // «Historical and socio-political sciences». – 2024. – Vol. 82, No. 3. – DOI 10.51889/2959-6017.2024.82.3.023.
7. Большакова, А.В. Особенности формирования ценностного отношения обучающихся основной школы к отечественной культуре на урочных и внеурочных занятиях историей / А.В. Большакова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2024. – Т. 1, № 3(99). – С. 130-143. – DOI 10.24412/2224-0772-2024-99-130-143.
8. Виндилович, А.В. Инновационные методы обучения в высшем образовании / А.В. Виндилович // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396). - С. 235-237. URL: https://moluch.ru/archive/396/87663. – Текст: электронный.
9. Витушкина О. В. Оптимизация преподавания истории, за счет использования информационно-коммуникативных технологий //Технологии Образования. – 2021. – №. 2. – С. 142-145.
10. Вишнева О.Г. Проектирование учебных заданий по истории, формирующих личностные результаты в контексте обновленных ФГОС. Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. № 3. С. 67-73.
11. Власова, Т.А. Актуальные методы преподавания и особенности изучения истории средних веков в школах / Т.А. Власова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 101-3. – С. 125-127. – DOI 10.18411/trnio-09-2023-149.
12. Войченко, Е.Д. Применение активных методов обучения на уроках истории: к постановке проблемы / Е.Д. Войченко // Вестник науки. - 2022. - №9 (54). – С. 27-32. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-aktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-istorii-k-postanovke-problemy. – Текст : электронный.
13. Глазкова, И.Н. Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории / И.Н. Глазкова // Приоритеты педагогики, психологии и современного образования : материалы международной научно-практической конференции, Москва, 26–28 августа 2024 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Социально-культурная инициатива», 2024. – С. 35-40. – EDN JYBQLP.
14. Горбенко, К.А. Применение проблемного метода обучения при выполнении познавательных заданий на уроках истории в 5 классе / К.А. Горбенко // Актуальные вопросы гуманитарных наук: Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. – Москва: ИКД «Зерцало-М». - 2024. – С. 35-40.
15. Гумашвили, И.Р. Развитие познавательной активности школьников посредством интерактивных методов обучения / И.Р. Гумашвили, А.И. Магомадова, А.М. Батырова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №81-2. – С. 223-225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-posredstvom-interaktivnyh-metodov-obucheniya. – Текст : электронный.
16. Данилова, Л.Н. Цифровая гуманитаристика в педагогическом образовании / Л. Н. Данилова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4(44). – С. 56-64. – DOI 10.54509/22203036_2021_4_56.
17. Девятых, С. Ю. Основы психологии и педагогики: психологические тесты и упражнения / С. Ю. Девятых. – Минск: Республиканский институт высшей школы, 2016. – 59 с
18. Держай, Г.Ю. Деловая игра как метод активного обучения на уроках обществознания / Г.Ю. Держай, Е.А. Пазенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. – С. 75-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya-na-urokah-obschestvoznaniya. – Текст: электронный.
19. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
20. Ермагамбетова, А.Н. Педагогическая археология как методика повышения интереса и эффективности у учащихся на уроках истории / А.Н. Ермагамбетова, А.Д. Касенова // ELS. - 2024. - № февраль. – С. 52-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-arheologiya-kak-metodika-povysheniya-interesa-i-effektivnosti-u-uchaschihsya-na-urokah-istorii. – Текст : электронный.
21. Жукова, В.С. Использование активных методов в преподавании истории в школе / В.С. Жукова, О.В. Ильина // Источник. – 2019. – № 2. – С. 26-28.
22. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
23. Замула, Н.А. Интерактивное обучение как совокупность инновационных методов преподавания истории в условиях цифровизации высшей школы / Н.А. Замула, Н.М. Сажина // Вектор гуманитарной мысли. – 2023. – № 3. – С. 67-75.
24. Занозина А. Р. Урок истории в системе исторического мышления //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – №. 4-1 (91). – С. 29-32.
25. Зикирова, Г.А. Некоторые технологии, используемые преподавателями на лекциях / Г.А. Зикирова, С.Ж. Артыкбаева // Образовательный вестник «Сознание». - 2020. - №7. – С. 21-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-tehnologii-ispolzuemye-prepodavatelyami-na-lektsiyah. – Текст : электронный.
26. Ключникова, Н.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения на уроках истории в школе в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования / Н.В. Ключникова, Д.С. Перелыгина // Ученые записки. -Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2022. – № 1(61). – С. 206-213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-istorii-v-shkole-v-ramkah-novyh-federalnyh-gosudarstvennyh. – Текст : электронный.
27. Королева, Е.В. Причины спада мотивации шестиклассников к изучению всеобщей истории / Е.В. Королева // Научный аспект. – 2023. – Т. 3, № 10. – С. 317-323.
28. Коршунова, Е.А. Развитие познавательного интереса учащихся средней школы к изучению отечественной истории / Е.А. Коршунова // Детский сад, школа, вуз: психолого-педагогическое сопровождение развития личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 90-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». – Ульяновск. - 2022. – Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. – С. 364-367.
29. Муминова Е. М., Шляхова Т. В. Применение технологии проектного обученияна уроках истории России //Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2021. – С. 255-262.
30. Савотина Н. А. и др. Повышение мотивации школьников на основе использования технологий и методов интерактивного обучения //Вестник педагогических наук. – 2021. – №. 7. – С. 148-152.
31. Сайт ФГОС [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.12.2024)
32. Сизова, Д.В. Проблема организации урока истории в соотвествии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта / Д.В. Сизова // Казанский вестник молодых учёных. - 2021. - №1. – С. 55-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-organizatsii-uroka-istorii-v-sootvestvii-s-trebovaniyami-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta. – Текст: электронный.
33. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 2017.- 329с.
34. Титова, Е.И. Особенности использования технологии «Перевернутый класс» на уроках истории в современной школе / Е.И. Титова, А.П. Ложкин // Студент. Наука. Регион. -2023. - №1. – С. 364-366. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tehnologii-perevernutyy-klass-na-urokah-istorii-v-sovremennoy-shkole. – Текст: электронный.
35. Токарева А. А. Проектирование мотивационно-целевого этапа на уроках истории: методы и подходы //Вестник науки. – 2024. – Т. 3. – №. 1 (70). – С. 487-489.
36. Толстокорова О. В. Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории //Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – №. 3 (12). – С. 105-107.
37. Халиуллин, А.Ф. Применение дебатов на уроках истории / А.Ф. Халиуллин // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 50. – С. 146-152.
38. Хораськина Р.И., Шувалова Е.М. Теория и методика обучения истории: учебно-методическое пособие / Р. И. Хораськина, Е.М. Шувалова. – Казань: Казан. ун-т, 2016. – 78 с.
39. Шахбекова О. А., Щупленков О. В. Формирование активности на уроках истории через разнообразие методического аппарата //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №. 9-1 (84). – С. 149-152.
40. Юнгблюд, В.Т. Интерактивные методы обучения в вузовской подготовке учителей истории / В.Т. Юнгблюд, М.А. Росина // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Москва. - Институт развития образования и консалтинга.– 2021. – С. 101-107. – DOI 10.34755/IROK.2021.93.92.018.