Неимитационные методы активного обучения на уроках истории в школе (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МУ ДО ДДТ «Созвездие» (Иркутская область, г Саянск).
Выборка: 60 учеников восьмых классов.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие неимитационных методов активного обучения 6
1.2. Классификация неимитационных методов активного обучения 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ИСТОРИИ В ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 21
2.1. Анализ опыта учителей истории по применению неимитационных методов активного обучения на уроках в школе 21
2.2. Разработка образовательной программы по истории для учеников средней школы с использованием неимитационных методов обучения 29
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 38
3.1 Диагностика уровня интереса учащихся 8 класса к изучению истории 38
3.2 Результаты контрольного этапа эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
База исследования: МУ ДО ДДТ «Созвездие» (Иркутская область, г Саянск).
Выборка: 60 учеников восьмых классов.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие неимитационных методов активного обучения 6
1.2. Классификация неимитационных методов активного обучения 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ИСТОРИИ В ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 21
2.1. Анализ опыта учителей истории по применению неимитационных методов активного обучения на уроках в школе 21
2.2. Разработка образовательной программы по истории для учеников средней школы с использованием неимитационных методов обучения 29
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 38
3.1 Диагностика уровня интереса учащихся 8 класса к изучению истории 38
3.2 Результаты контрольного этапа эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностями современной образовательной системы соответствовать требованиям общества и мировым стандартам образования, которые предполагают активное внедрение современных технологий и методик в педагогической деятельности.
Задача современного педагога в рамках личностно-ориентированного и человекоцентричного подхода, быть не только транслятором учебного материала, но и наставником, фасилитатором, который помогает детям научиться мыслить, освоить различные практические и гибкие навыки. Это становится возможным, в частности, в рамках реализации методов активного обучения. Безусловно, сегодня недостаточно стандартного, объяснительно-иллюстративного изложения материала, чтобы заинтересовать учащихся. Тем важнее внедрить в практику альтернативные методы его подачи.
Активные методы обучения представляют собой систему методов, с помощью которых мыслительная и практическая деятельность обучающихся на занятиях в школе становится активнее, разнообразнее, плодотворнее. С помощью данных методов стимулируется познавательная деятельность учеников; это способ ведения диалога с классом, в ходе которого все свободно обмениваются мнениями, предлагают решения, аргументируют собственную позицию.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ неимитационных методов активного обучения на уроках истории в школе и эффективности их применения в условиях современного образования в России.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что неимитационные методы в активном обучении детей играют ключевую роль в познавательном процессе на уроках истории учениками средней школы.
В связи с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами был разработан ряд задач:
• Анализ современной образовательной программы по истории в средней школе на основании ФГОС
• Исследование активных методов обучения истории
• Изучение особенностей неимитационных методов в активном обучении истории
• Проведение эмпирического исследования
• Разработка образовательной программы по истории для учеников средней школы с использованием неимитационных методов обучения.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроке истории в средних классах школы.
Предметом исследования являются особенности применения неимитационных методов обучения.
Теоретической значимостью проводимого исследования является анализ и систематизация научной и практической информации по вопросу использования неимитационных методов активного обучения на уроках истории в средних классах школы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы обучения с активным применением неимитационных методов в классическую образовательную программу по истории в средних классах школы.
Научная новизна работы является в углубленном исследовании влияния неимитационных методов активного обучения на качество получаемых учениками знаний в процессе изучения школьного курса по истории в средних классах.
Методы исследования: в работе применяется сравнительный метод, анализ теоритических источников, метод наблюдения, дедукция.
Базой для эмпирического исследования является МУ ДО ДДТ «Созвездие».
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения, списка источников и литературы.
Во введение сформулированы основные положения выпускной квалификационной работы, такие, как цель, задачи, гипотеза, объект и предмет. Также, представлены практическая и теоритическая значимость темы исследования: "Неимитационные методы активного обучения на уроках истории в школе".
Задача современного педагога в рамках личностно-ориентированного и человекоцентричного подхода, быть не только транслятором учебного материала, но и наставником, фасилитатором, который помогает детям научиться мыслить, освоить различные практические и гибкие навыки. Это становится возможным, в частности, в рамках реализации методов активного обучения. Безусловно, сегодня недостаточно стандартного, объяснительно-иллюстративного изложения материала, чтобы заинтересовать учащихся. Тем важнее внедрить в практику альтернативные методы его подачи.
Активные методы обучения представляют собой систему методов, с помощью которых мыслительная и практическая деятельность обучающихся на занятиях в школе становится активнее, разнообразнее, плодотворнее. С помощью данных методов стимулируется познавательная деятельность учеников; это способ ведения диалога с классом, в ходе которого все свободно обмениваются мнениями, предлагают решения, аргументируют собственную позицию.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ неимитационных методов активного обучения на уроках истории в школе и эффективности их применения в условиях современного образования в России.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что неимитационные методы в активном обучении детей играют ключевую роль в познавательном процессе на уроках истории учениками средней школы.
В связи с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами был разработан ряд задач:
• Анализ современной образовательной программы по истории в средней школе на основании ФГОС
• Исследование активных методов обучения истории
• Изучение особенностей неимитационных методов в активном обучении истории
• Проведение эмпирического исследования
• Разработка образовательной программы по истории для учеников средней школы с использованием неимитационных методов обучения.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроке истории в средних классах школы.
Предметом исследования являются особенности применения неимитационных методов обучения.
Теоретической значимостью проводимого исследования является анализ и систематизация научной и практической информации по вопросу использования неимитационных методов активного обучения на уроках истории в средних классах школы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы обучения с активным применением неимитационных методов в классическую образовательную программу по истории в средних классах школы.
Научная новизна работы является в углубленном исследовании влияния неимитационных методов активного обучения на качество получаемых учениками знаний в процессе изучения школьного курса по истории в средних классах.
Методы исследования: в работе применяется сравнительный метод, анализ теоритических источников, метод наблюдения, дедукция.
Базой для эмпирического исследования является МУ ДО ДДТ «Созвездие».
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения, списка источников и литературы.
Во введение сформулированы основные положения выпускной квалификационной работы, такие, как цель, задачи, гипотеза, объект и предмет. Также, представлены практическая и теоритическая значимость темы исследования: "Неимитационные методы активного обучения на уроках истории в школе".
В завершении стоит отметить, что неимитационные методы, направленные на то, чтобы активно изучать историю в средней школе, являются важным инструментом. С помощью подобных методик у учащихся можно сформировать способность к самостоятельной исследовательской работе, аналитические навыки и критическое мышление. В отличие от тех методов, которые относятся к категории имитационных, которые очень часто фокусируются на обычном воспроизведении тех или иных событий, произошедших в истории, через стимуляции или ролевые игры, неимитационные методики, в основном, делают ударение на каких-то реальных источниках, на интерпретации и фактическом анализе исторического материала. В подобный спектр всевозможных методик включается проектное обучение, работа с первоисточниками, исследовательская деятельность и критический анализ информации. Благодаря подобному подходу, учащиеся осознают, насколько исторические процессы являются многогранными и сложными, одновременно с этим, достаточно интересными.
Если применять в образовательном процессе, в частности, на уроках истории, подобные неимитационные методы активного обучения, можно добиться того, что старшеклассники предмет будут понимать более углубленно, у них разовьются определенные метапредметные компетенции. Сюда относится умение аргументировать свою точку зрения, в критическом смысле оценивать информацию, грамотно работать с данными. Очень многие старшеклассники учатся изучать архивные материалы, исторические документы и научные публикации. В этих источниках информации они выявляют контекст, в котором были созданы какие-то конкретные источники, осознают всевозможные ограничения и предвзятости. Таким образом, у них формируется критическое мышление. Дети не просто запоминают какие-то факты, но умеют интерпретировать их, осмысливать, анализируют последствия, которые вызвало то или иное событие, устанавливают причинно-следственные связи.
У подобных методик есть одна важная особенность. Речь идет о том, что они могут максимально эффективно интегрироваться в образовательные современные технологии. Таким образом, историю можно изучать более эффективно, открываются по-настоящему новые горизонты для взаимодействия старшеклассников с необходимым информационным историческим материалом. Использование интерактивных платформ, всевозможных онлайн-ресурсов и цифровых активов предоставляет возможность старшеклассникам расширить доступ к информации. Они изучают более разнообразный контент. Таким образом, они более активно вовлекаются в образовательный процесс. Дополнительно с этим, стоит отметить, что подобная форма проектного обучения может быть организована не только в индивидуальном порядке, но и в рамках определенного коллектива. Объединяясь друг с другом, ученики начинают разбирать определенные темы, анализируют данные, собирает всю требуемую информацию, создают презентации и перед классом представляют свои выводы. Подобный подход достаточно эффективно развивает навыки командной работы и исследовательские способности. Дети более упрощенно относятся к публичным выступлениям. В современном образовании все это имеет достаточно большое значение.
Особое внимание стоит уделить критическому анализу текста. Этому уделяется довольно существенная роль. Подобный подход предоставляет возможность учащимся развивается способность к формированию своего мнения, своей точки зрения, дети могут аргументированно обсуждать те или иные вопросы. Учащиеся начинают более эффективно работать с историческими текстами, с произведениями историков, написанными в самые разные эпохи. Они могут выстраивать логические цепочки, оценивать достоверность источников, умеют различать мнения и факты. Таким образом, создается своеобразная база, на которой формируется понимание того, что история необходима, что нужно изучать ее, как определенную память человечества. У старшеклассников формируется активная гражданская позиция.
В проведенном констатирующем эксперименте был определен уровень интереса восьмиклассников к истории, как к предмету. В исследовании принимали участие 60 учеников восьмых классов из МУ ДО ДДТ «Созвездие». Исследование проводилось на основе методик таких специалистов, как А.И. Божович, Е.А. Кувалдина, Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, И.К. Маркова, О.Г. Филимонов. Были подобраны основные диагностические показатели и методики, с помощью которых можно оценить уровень интереса восьмиклассников к изучению истории. На констатирующем этапе были получены определенные результаты, которые свидетельствуют о том, что познавательный интерес к изучению этого предмета находится на относительно невысоком уровне. Здесь подразумевается то, что история не имеет значимости для учеников, они не хотят тратить дополнительное время на то, чтобы самостоятельно изучать какие-то исторические аспекты. Предмет они посещают без желания, активность проявляют изредка и только в контексте успешного окончания образовательного учреждения. Также подведенные результаты по констатирующему этапу показали, что у старшеклассников недостаточно сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Именно по этой причине стало понятно, что требуется более грамотная и организованная работа, направленная на то, чтобы повысить у школьников интерес к истории.
Программа была разработана на основе применения неимитационных методов обучения. Ее основной целью является повысить уровень познавательного интереса к предмету. Начальные результаты показали, что в экспериментальной группе основная масса учеников имеют средний уровень подобной заинтересованности. Он отмечается у 47% учеников. После прохождения программы, количество учеников на высоком уровне осталось неизменным, число детей со средним уровнем в своем количестве выросло на 17%, количество учеников, которые показали низкий уровень, снизилось на 17%. Также был сделан вывод относительно того, что в контрольной группе результаты не показали каких-либо значимых изменений. На основании проанализированных результатов становится понятно, что программа достаточно эффективна.
Неимитационные методы, которые применяются в преподавании истории, активная форма обучения в средней школе, имеют очень важное значение. У учеников может сформироваться способность к критическому мышлению. Они более углубленно осмысливают исторические события и процессы, у них развиваются исследовательские навыки, формируется целостное представление о прошлом. Эти методы можно успешно интегрировать в общий образовательный процесс. Это идеальная возможность для обогащения общего содержания уроков. Можно создать все необходимые условия для самостоятельного и активного обучения. В современном образовании, это является важным аспектом. В результате можно сделать вывод, что неимитационные методики являются важной педагогической практикой. Это особый фактор, с помощью которого можно сформировать из старшеклассников ответственных и осознанных граждан, которые могут критически мыслить, грамотно анализировать не только исторические события, но и те ситуации, которые происходят в настоящее время. В условиях многочисленных вызовов и глобальных изменений, это является очень важным аспектом.
Если применять в образовательном процессе, в частности, на уроках истории, подобные неимитационные методы активного обучения, можно добиться того, что старшеклассники предмет будут понимать более углубленно, у них разовьются определенные метапредметные компетенции. Сюда относится умение аргументировать свою точку зрения, в критическом смысле оценивать информацию, грамотно работать с данными. Очень многие старшеклассники учатся изучать архивные материалы, исторические документы и научные публикации. В этих источниках информации они выявляют контекст, в котором были созданы какие-то конкретные источники, осознают всевозможные ограничения и предвзятости. Таким образом, у них формируется критическое мышление. Дети не просто запоминают какие-то факты, но умеют интерпретировать их, осмысливать, анализируют последствия, которые вызвало то или иное событие, устанавливают причинно-следственные связи.
У подобных методик есть одна важная особенность. Речь идет о том, что они могут максимально эффективно интегрироваться в образовательные современные технологии. Таким образом, историю можно изучать более эффективно, открываются по-настоящему новые горизонты для взаимодействия старшеклассников с необходимым информационным историческим материалом. Использование интерактивных платформ, всевозможных онлайн-ресурсов и цифровых активов предоставляет возможность старшеклассникам расширить доступ к информации. Они изучают более разнообразный контент. Таким образом, они более активно вовлекаются в образовательный процесс. Дополнительно с этим, стоит отметить, что подобная форма проектного обучения может быть организована не только в индивидуальном порядке, но и в рамках определенного коллектива. Объединяясь друг с другом, ученики начинают разбирать определенные темы, анализируют данные, собирает всю требуемую информацию, создают презентации и перед классом представляют свои выводы. Подобный подход достаточно эффективно развивает навыки командной работы и исследовательские способности. Дети более упрощенно относятся к публичным выступлениям. В современном образовании все это имеет достаточно большое значение.
Особое внимание стоит уделить критическому анализу текста. Этому уделяется довольно существенная роль. Подобный подход предоставляет возможность учащимся развивается способность к формированию своего мнения, своей точки зрения, дети могут аргументированно обсуждать те или иные вопросы. Учащиеся начинают более эффективно работать с историческими текстами, с произведениями историков, написанными в самые разные эпохи. Они могут выстраивать логические цепочки, оценивать достоверность источников, умеют различать мнения и факты. Таким образом, создается своеобразная база, на которой формируется понимание того, что история необходима, что нужно изучать ее, как определенную память человечества. У старшеклассников формируется активная гражданская позиция.
В проведенном констатирующем эксперименте был определен уровень интереса восьмиклассников к истории, как к предмету. В исследовании принимали участие 60 учеников восьмых классов из МУ ДО ДДТ «Созвездие». Исследование проводилось на основе методик таких специалистов, как А.И. Божович, Е.А. Кувалдина, Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, И.К. Маркова, О.Г. Филимонов. Были подобраны основные диагностические показатели и методики, с помощью которых можно оценить уровень интереса восьмиклассников к изучению истории. На констатирующем этапе были получены определенные результаты, которые свидетельствуют о том, что познавательный интерес к изучению этого предмета находится на относительно невысоком уровне. Здесь подразумевается то, что история не имеет значимости для учеников, они не хотят тратить дополнительное время на то, чтобы самостоятельно изучать какие-то исторические аспекты. Предмет они посещают без желания, активность проявляют изредка и только в контексте успешного окончания образовательного учреждения. Также подведенные результаты по констатирующему этапу показали, что у старшеклассников недостаточно сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Именно по этой причине стало понятно, что требуется более грамотная и организованная работа, направленная на то, чтобы повысить у школьников интерес к истории.
Программа была разработана на основе применения неимитационных методов обучения. Ее основной целью является повысить уровень познавательного интереса к предмету. Начальные результаты показали, что в экспериментальной группе основная масса учеников имеют средний уровень подобной заинтересованности. Он отмечается у 47% учеников. После прохождения программы, количество учеников на высоком уровне осталось неизменным, число детей со средним уровнем в своем количестве выросло на 17%, количество учеников, которые показали низкий уровень, снизилось на 17%. Также был сделан вывод относительно того, что в контрольной группе результаты не показали каких-либо значимых изменений. На основании проанализированных результатов становится понятно, что программа достаточно эффективна.
Неимитационные методы, которые применяются в преподавании истории, активная форма обучения в средней школе, имеют очень важное значение. У учеников может сформироваться способность к критическому мышлению. Они более углубленно осмысливают исторические события и процессы, у них развиваются исследовательские навыки, формируется целостное представление о прошлом. Эти методы можно успешно интегрировать в общий образовательный процесс. Это идеальная возможность для обогащения общего содержания уроков. Можно создать все необходимые условия для самостоятельного и активного обучения. В современном образовании, это является важным аспектом. В результате можно сделать вывод, что неимитационные методики являются важной педагогической практикой. Это особый фактор, с помощью которого можно сформировать из старшеклассников ответственных и осознанных граждан, которые могут критически мыслить, грамотно анализировать не только исторические события, но и те ситуации, которые происходят в настоящее время. В условиях многочисленных вызовов и глобальных изменений, это является очень важным аспектом.



