Введение 3
1. Социальная реклама как часть медиадискурса 7
1.1 Феномен социальной рекламы как компонент медийного дискурса: к
вопросу определения 7
1.1.1 Социальная реклама: к вопросу определения термина 7
1.1.2 Социальная реклама: ее миссия, цели, задачи, функции и виды 11
1.2 Теоретические аспекты изучения медиадискурса 15
1.2.1 Определение медиадискурса и его основные понятия 15
1.2.2 Медиадискурс с позиции неориторики 19
1.3 Прагматика: к вопросу определения термина 21
1.3.1 Прагматика: роль адресата в сообщении 22
1.3.2 Прагматика: теория речевых актов 24
1.4 Содержательный аспект: мифопоэтика 26
1.4.1 Мифопоэтика как составляющая текста 26
1.4.2 Нарратив работе Дж. Кэмпбелла 31
1.5 Общий алгоритм анализа социальной рекламы 33
2 Анализ рекламных видеороликов в контексте социальной направленности 35
2.1 Анализ рекламных видеороликов в контексте социальной
направленности: содержательный аспект 36
2.1.1 Система персонажей в рекламе 36
2.1.2 Основные сюжетные варианты в рекламе 36
2.2 Анализ рекламных видеороликов в контексте социальной
направленности: прагматический аспект 38
2.2.1 Использование речевых актов в рекламе 38
2.2.2 Реализация фактора адресата в рекламе 44
Заключение 50
Список использованных источников 51
Плакат Дмитрия Моора «Ты записался в добровольцы?» навсегда вошел в культуру нашей страны. Он по-прежнему появляется как яркое клише советской эпохи. Но мало кто задумывается об истинном положении, какое занимало это явление. На самом деле, это один из самых запоминающихся рекламных проектов в советском медиаполе. Такой пример был не только в СССР. Таких одинаковых по содержанию плакатов-близнецов было много во время Первой мировой войны: например, плакат Джеймса Монтгомери Флегга «Ты нужен американской армии», где аналогичный персонаж, переодетый в национальную одежду, - дядя Сэма - призывает молодых людей в новобранцы. Основная разница - главное лицо с формой своей страны. Таким образом, «правительство использовало рекламные плакаты, публикуя бесплатные объявления о найме в армию, превратив социальную рекламу в мощное средство пропаганды [Мандель, 2010, с. 22].
С одной стороны, это яркие примеры политической рекламы, но с другой - «это часть социальных рекламных кампаний, проводимых государственными либо общественными советами в военное время» [Мандель, 2010, с.22].
Официально социальная реклама заговорила о себе в 1906 году, когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» сделала рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими корпорациями.
Но если обращаться к истории, то первые прообразы социальной рекламы можно увидеть в глубокой древности, когда возникло государство и ему потребовалось наладить коммуникацию с населением для поддержки порядка и - главное - пополнении армии.
Таким образом, социальная реклама - древнейший способ коммуникации власти и народа, который мог быть реализован при помощи глашатаев, листовок, альбумсов и прочее.
В этом исследовании произведена попытка определить смысловые и прагматичные аспекты российской социальной рекламы социальной направленности.
Актуальность работы заключается в том, что результаты опроса ВЦИОМ- 2021 показали, что за 2019-2020 год «объем социальной рекламы за последний год существенно вырос», то есть возникает спрос на создание рекламных продуктов, более того, основным каналом потребления социальной рекламы остается по- прежнему телевидение [ВЦИОМ, 2021].
Цель исследования состоит в том, чтобы, анализируя образы, которые заложены в социальной рекламе российского медиадискурса, выявить характерные черты функционирования их в медиасфере...
Дипломное исследование было посвящено рассмотрено рассмотрение рекламных текстов социальной направленности с позиции лингвопрограмматики и нарратологии. Объектом исследования являются рекламные видеоролики социальной направленности, которые не продают какой-то конкретный товар и не создают образ публичного или медийного человека. Социальная реклама поднимает проблемы, которые существуют в обществе: инклюзивное образование, профилактика СПИДа, толерантное отношение к инвалидам, нарушение правил ПДД и т.д.
Чтобы проанализировать рекламный текст, необходимо было выявить, понять, на какого реципиента направлена реклама. Благодаря прагматической методологии удалось понять, какие речевые акты преобладают в рекламном сообщении, почему одни есть во всех текстах, а других - нет вообще. Были разобраны вербальные и невербальные аспекты рекламного продукта: как при помощи слов, взглядов, мимики подавалась история.
Основной составляющей лингвопрагматики стала теория Дж. Остина и Дж. Серла, которые выявили основные типы речевых актов, где у каждого есть иллокутивный аспект, то есть коммуникативное намерение говорящего.
Сделав анализ, было обнаружено, что репрезентативы являются самыми популярными речевыми актами, встречаются во всех рекламных текстах. Они используются так часто, потому что в рекламе социальной направленности есть история, которую рассказывают. Нет побуждения к действию, приказа и так далее. Цель рекламы - показать, что такое есть и показать возможное решение, реципиент сам в итоге должен принять решение.
Экспрессивы используются для выражения негодования, сожаления, печали или, напротив, счастья детей, что дает реципиентам возможность сопереживать. Директивы очень мало используются, часто в слоганах
Комиссивы и декларативы не были использованы ни разу, потому что в этих текстах не встречается официоза, иных документов, и нет клятв, обещаний, потому что задача социальной рекламы указать на проблемы и показать одни из решений.
Помимо этого, анализируя рекламный текст с позиции прагматики, был сделан акцент на адресате сообщения. Так был составлен портрет возможного получателя, созданный благодаря основным социальным характеристикам: пол, возраст, уровень образования и жизни, стиль жизни, ценности.
Всё это помогло понять, какие аспекты используют создатели рекламного продукта при задумке. Это все способствует грамотному распространению идей, внедрению их в общество, чтобы люди чаще замечали, какие люди и проблемы окружают их, и пытались сделать свою жизнь и этот мир лучше.
Помимо этого, мы анализировали рекламный текст с позиции мифопоэтики и нарратива.
1. Апресян, Ю. Д. Перформативы в грамматике и словаре // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т. 45 № 3. С. 208-223.
2. Арутюнова Н. Д. // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М. : Наука, 1981. - Т. 40. №4. - С.356 - 367.
3. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова / / Языкознание. Большой энциклопедический словарь / [гл. ред. В. Н. Ярцева]; 2-е изд. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 136-137.
4. Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста : теоретические основания и практика : учеб. пособие / А. Н. Баранов - 6-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2018. - 592 с.
5. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 250-296.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. С. 124¬125
7. Безменова, Н. А. Очерки по теории и истории риторики [Текст] / Н. А. Безменова ; АН СССР, ИНИОН. - Москва : Наука, 1991. - 213
8. Белоусова, Ю. В. Феномен образа: генезис, онтология,
функционирование в медиапространстве. - СПб. : Алетейя, 2021. - 130 с.
9. Большакова, А. Ю. Архетип, миф и память литературы //
Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19¬24 апреля 2010 г.) Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 5-13.
10. Блюм, А. М Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности: учебное пособие / А. М Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов: Изд. Тамбовского государственного технического университета, 2006. - 82с.
11. Вайнер, В. Социальная реклама - когда прибыль больше, чем
деньги [Электронный ресурс] / В. Вайнер, А. Баклашова / / сайт Социальная реклама ру - Режим доступа:
http ://www. socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT ID=4963 &SECTION ID =107 (Дата обращения: 12.01.2022)
12. ВЦИОМ. Инклюзивное образование в России: отношение, проблемы, перспективы URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-otnoshenie-problemy-perspektivy (Дата обращения: 11.12.2021)
13. ВЦИОМ-СПУТНИК. Отношение населения к социальной рекламе
URL:https://wciom.ru/fileadmin/user upload/280721 Socialnaja reklama Rodin. pdf (Дата обращения: 09.03.2022)
14. Голуб, О. Ю. Социальная реклама: Учебное пособие / О. Ю. Голуб. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 5 с.
15. Джонсон, М., Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем : Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. Изд. 3 -е. - М. : Издательство ЛКИ, 2017. - 256 с...57