Введение 5
1 Теоретические основы технологии смешанного обучения 9
1.1 Технология смешанного обучения в современной методике
преподавания 9
1.2 Модели технологии смешанного обучения в современной
методике преподавания 20
2 Реализация технологии смешанного обучения в школе на уроках
русского языка 28
1.1 Специфика организации работы с технологией смешанного
обучения на уроках в среднем звене 28
1.2 Реализация технологии смешанного обучения при изучении темы
«фразеология» 43
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А Маршрутный лист со станциями 72
Приложение Б Задание для работы на станции «Работа с учителем» 73
Приложение В Главная страница учебного сайта 74
Приложение Г Теоретический раздел сайта 75
Приложение Д Пояснительная записка и маршрутная карта веб-квеста 76
Приложение Е Примеры оформления заданий веб-квеста 77
Приложение Ж Главная страница раздела «Словарик» 78
Приложение И Разделы словарика 79
Приложение К Раздел «Полезное» 80
Приложение Л Задания для групповой работы 81
В связи с активным процессом информатизации всех сфер общественной жизни современная система российского образования претерпевает значительные преобразования в организационном и содержательном отношениях. Большое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям, которые проникают в современный образовательный процесс и улучшают качество образования. Благодаря этому, возникает потребность в создании и во введении новых форм обучения.
Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обучение в образовательных учреждениях может проходить с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ввиду этого, в образовательных учреждениях идет активный процесс компьютеризации. Учебные заведения закупают новейшее компьютерное оборудование и программное обеспечение. Кроме того, для реализации электронного обучения создаются специализированные компьютерные классы. В итоге в образовательный процесс начинают внедряться новые формы и технологии обучения - дистанционная (обучение на расстоянии) и смешанная.
Смешанная модель, или, как ее еще называют, технология, представляет собой интеграцию методов и приемов дистанционной и очной форм обучения. Она сочетает в себе очную работу с преподавателем в учебном заведении и заочную работу в режиме-онлайн.
Смешанная модель обучения для российского образования является новой в отличие от дистанционной, которая нередко применяется в вузах, и ее внедрение в образовательный процесс находится на начальном этапе. Во многом это связанно с тем, что большинство российских образовательных учреждений на данный момент не обладают достаточным уровнем технического и программного оснащения для реализации данной модели обучения.
В тех образовательных учреждениях, где есть все необходимые условия для реализации смешанного обучения, учителя отмечают эффективность данной модели, большой спектр возможностей, а также гибкость в построении занятий. Отмечается повышение уровня успеваемости у обучающихся, а также более низкая энергозатратность у преподавателей: учителя тратят меньше времени на создание технологических карт, конспектов уроков, презентаций, раздаточного материала и т.д. Создание учебных курсов, или авторских учительских сайтов, где хранятся все теоретические и практические материалы по предмету, значительно упрощают процесс организации занятий и проверку заданий обучающихся.
На данный момент активнее всего смешанную технологию обучения внедряют учителя информатики и иностранных языков. В Интернете существует большое количество сайтов и материалов, созданных учителями данных предметов. Учителя русского языка только начинают осваивать смешанную технологию обучения. Во многом это связанно с тем, что преподавание русского языка наиболее удобно и привычно проводить в традиционной форме. Многие учителя не верят в эффективность преподавания русского языка через смешанное и дистанционное обучение, и считают, что интернет-среда будет только отвлекать учеников от процесса обучения, что приведет к значительному упадку успеваемости по предмету. Исходя из этого, определяется актуальность выпускной квалификационной работы, которая заключается в демонстрации эффективности технологии смешанного обучения в современной методике преподавания на уроках русского языка.
Цель исследования: рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках русского языка на примере раздела «Фразеология».
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие смешанного обучения в современной методике преподавания;
2) описать существующие модели технологии смешанного обучения;
3) рассмотреть специфику организации работы по технологии смешанного обучения в среднем звене с учетом возрастных особенностей обучающихся;
4) разработать урок русского языка для 6-го класса по теме «Фразеология» на основе одной из моделей смешанного обучения;
5) разработать учебный сайт, необходимый для организации самостоятельной работы обучающихся при реализации смешанной модели обучения на уроке русского языка по теме «Фразеология».
Объект исследования: смешанное обучение.
Предмет исследования: применение технологии смешанного обучения на уроках русского языка на примере раздела «Фразеология» в средней школе.
Методологической базой явились исследовательские работы И. А. Нагаевой, М. С. Никитиной, Т. И. Красновой, О. Б. Голубева, Г. А. Абрасимовой, С. Р. Хаблиевой, А. А. Марголис, в которых затрагиваются вопросы, связанные с реализацией технологии смешанного обучения в образовательном процессе. При написании теоретической части выпускной работы нами активно использовались материалы следующих книг «Открытой школы»: Майкл Хорн, Хизер Стейкер «Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования»; Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов «Шаг школы в смешанное о бучение». В данных книгах подробно рассказывается о теории смешанного обучения и о его реализации в условиях российской школы. При написании практической части выпускной работы мы обращались к учебнику русского языка для 6 класса Е. А. Быстровой, Л. В. Кибиревой, методическим пособиям Н. Ф. Соколовой и Б. Е. Стариченко, фразеологическим словарям Т. В. Розе и И. В. Федосова, А. Н. Лапицкого, а также к литературе по подростковой психологии: О. С. Холодковсткая «Трудный переходный возраст»;
О. В. Хухлаева «Психология подростка».
Методы исследования, используемые в выпускной работе: анализ и обобщение материала, метод конструирования и моделирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для дальнейшего изучения студентами вопроса о технологии смешанного обучения в современной методике преподавания. Кроме того, представленные в тексте выпускного исследования методические разработки могут быть использованы в практике преподавания русского языка. Представленный урок может послужить основой для создания других уроков с использованием смешанной технологии обучения. Разработанный сайт может использоваться как студентами, так и учителями и обучающимися.
Апробация работы. Отдельные материалы выпускной квалификационной работы были апробированы в виде статьи (Лукьянцева, Д. В. Технология смешанного обучения в современной методике преподавания: сущность, преимущества, реализация в школе / Д. В. Лукьянцева // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 129-133. [24]) и выступления с докладом на Внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 18-22 мая 2020 г.).
Выпускная работа по теме «Технология смешанного обучения на уроках русского языка» содержит 82 страницы текстового документа, 54 использованных источника, 14 рисунков и 10 приложений.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Под смешанным обучением понимается инновационная образовательная технология, которая совмещает в себе особенности классической и дистанционной форм обучения.
На современном этапе развития общества и его переходе на новый, постиндустриальный уровень, данная технология является наиболее эффективной, за счет совмещения онлайновой и оффлайновой форм работы. Данное сочетание расширяет образовательные возможности учителя и делает процесс обучения более разнообразным и удобным.
2. В методической литературе выделяются следующие основные модели смешанной технологии обучения: 1) «перевернутый класс»; 2) ротация станций; 3) ротация лабораторий; 4) гибкая модель. Данные модели активнее всего используются учителями и выступают в качестве основы, отталкиваясь от которой, учитель может создавать свои модели, соответствующие его интересам и возможностям.
3. Учитывая возрастные особенности подростков, применение технологии смешанного обучения в среднем звене, показывает высокий уровень эффективности. Проведение уроков по смешанной модели способствует возрастанию уровня заинтересованности в обучении у обучающихся, за счет технологичности, гибкости и инновационной данной модели.
Нами был составлен перечень рекомендаций по организации и разработке уроков по смешанной модели обучения, с учетом возрастных особенностей обучающихся среднего звена. Данные рекомендации помогут учителям разобраться с некоторыми трудностями, которые могут возникнуть в процессе создания смешанного урока.
4. С целью демонстрации возможностей смешанной технологии на уроках в среднем звене, нами был разработан план обобщающего урока по русскому языку для 6 класса по теме «Фразеология».
Данный урок является примером эффективной организации работы по смешанной технологии обучения в средней школе и может послужить основой для дальнейших урочных разработок.
5. Для демонстрации возможностей образовательной среды, нами был создан тематический сайт под названием «Удивительный мир фразеологии». На данном сайте есть все необходимые разделы и ресурсы, к которым обучающиеся могут обратиться в любое время.
Главным разделом сайта является «Веб-квест». Он направлен на закрепление и актуализацию знаний по ранее изученному материалу и содержит в себе ряд заданий и тренажеров. Сам квест представляет собой путешествие по важным аспектам раздела «Фразеология».
Таким образом, технология смешанного обучения в современной методике преподавания является наиболее эффективной. Наличие большого количества видов (моделей) данной технологии делает ее гибкой, что позволяет на их основе разрабатывать разнообразные уроки.
Активное использование данной технологии на уроках русского языка позволит активизировать познавательный интерес у обучающихся к предмету и улучшить их успеваемость, так как уроки станут намного интереснее за счет технологичности и гибкости данной технологии обучения.
Учитель русского языка сможет раскрыть свой творческий потенциал, а создание собственной образовательной платформы позволит в удобной форме систематизировать учебный материал.
1. Абрамова, Я. К. Опыт внедрения модели смешанного обучения при реализации образовательных программ в американских вузах / Я. К. Абрамова // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - 2014 г. - № 1-2. - С. 4-7.
2. Абросимова, Г. А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение / Г. А. Абросимова // Alma mater. - 2019. - №6. - С. 65-69.
3. Авдеева, Ю. А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах [Электронный ресурс] / Ю. А. Авдеева, А. А. Устиновская // Управление образованием: Теория и практика. - 2018. - № 2(30) - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problematika-vnedreniya-smeshannogo-obucheniya-v-vuzah/viewer.
4. Андреев, А. А. Практика электронного обучения с использованием Moodle. / А. А. Андреев, А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
5. Андреева, Н. В. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов - Москва : Рыбаков Фонд, 2016. - 279 с.
6. Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle // Учебное пособие. 2-е изд. / А. М. Анисимов - Харьков : ХНАГХ, 2009. - 292 с.
7. Арсентьева, Н. В. Использование мобильных устройств и элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению / Н. В. Арсентьева, С. А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. - 2018. - Т. 2. - С. 12-16.
8. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. / А. Г. Асмолов, А. Л. Семёнов, А. Ю. Уваров. - Москва : некспринт, 2010. - 84 с.
9. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными / Д. Берджес. - Москва : Альпина Паблишер, 2015. - 238 с.
10. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалко - Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. - 352 с.
11. Васин, Е. К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе / Е. К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21, №2(154) - С. 33-41.
12. Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 116-118.
13. Голубев, О. Б. Смешанное обучение в условиях цифровой школы [Электронный ресурс] / О. Б. Голубев, О. Ю. Никифоров // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа:http://science- education.ru/ru/article/view?Id=8014.
14. Горностаева, Ю. В. Гибкая модель смешанного обучения на уроках химии / Ю. В. Горностаева // Информационные технологии для Новой школы : Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Том 2. - Санкт-Петербург : ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. - С. 37-41.
15. Грабчикова, Е. С. Фразеологизмы в картинках. Новые истории / Е. С. Грабчикова. — Минск : Пачатковая школа, 2015. — 160 с.
16. Дубровина, К. Н. Энциклопедический словарь библейских
фразеологизмов / К. Н. Дубровина. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 808 с.
17. Инструкция пользователя [Электронная образовательная среда Moodle] для ИИС [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - 2015 г. - Режим доступа: http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-obucheniya/eos_pps.pdf
18. Кондусова, Л. В. Учебный контент в онлайн-среде смешанного обучения / Л. В. Кондусова // Информационные технологии для Новой школы : Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Том 2. - Санкт-Петербург : ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. - С. 97-100.
19. Корнилова, Е. А. Смешанное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе [Электронный ресурс] / Корнилова Е. А., А. А. Стрижаков // Вестник МГОУ. - 2016. - № 4 - Режим доступа: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/10192.
20. Краснова, Т. И. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Т. И. Краснова, Т. В. Сидоренко // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 17(2). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-novaya-forma-organizatsii-yazykovogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze.
21. Краснова, Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе / Т. И. Краснова // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 519-521.
22. Краснова, Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы,
перспективы [Электронный ресурс] / Т. И. Краснова // В мире научных открытий. - 2014. - № 11(59). - Режим доступа:
https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KRASNOVA/science/Tab1/Blended%20learning%20experience.pdf
23. Логинова, А. В. Смешанное обучение : преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова // Научный журнал «Молодой ученый». - 2015. - № 7(87). - С. 809-811.
24. Лукьянцева, Д. В. Технология смешанного обучения в современной методике преподавания: сущность, преимущества, реализация в школе / Д. В. Лукьянцева // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сборник статей Международной научно¬практической конференции. Уфа : Аэтерна, 2020. - С. 129-133.
25. Макарова, Ю. В. Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками и родителями / Ю. В. Макарова // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 73-75.
26. Малинина, И. А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И. А. Малинина // Современные научные исследования и инновации, 2013. - № 10. - Режим доступа:http: //web. snauka.ru/issues/2013/10/27936.
27. Марголис, А. А. Что смешивает смешанное обучение?
[Электронный ресурс] / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 3. - Режим доступа: https://psyjoumals.ru/files/94043/pse 2018 n3 Margolis.pdf.
28. Матухин, Д. Л. Технология смешанного обучения в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] / Д. Л. Матухин // Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей : сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - Часть 1. - Режим доступа:http://earchive.tpu.ru/handle/11683/32363.
29. Меденкова, Г. В. Электронное обучение как инновационная педагогическая технология / Г. В. Меденкова // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 121-122.
30. Нагаева, И. А. Моделирование процесса преподавания в виртуальном образовательном пространстве вуза [Электронный ресурс] / И. А. Нагаева // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-prepodavaniya-v-virtualnom-obrazovatelnom-prostranstve-vuza/viewer.
31. Нагаева, И. А. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы / И. А. Нагаева // Информатизация и связь. - 2012. - № 4. - С. 61-64.
32. Нагаева, И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности / И. А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 56-67.
33. Назарова, Л. М. Образовательный блог как ресурс сетевого взаимодействия / Л. М. Назарова // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 58-61.
34. Нечаева, Л. А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) [Электронный ресурс] / Л. А. Нечаева // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - № 2(6). - С. 123-133. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-elektronnogo-obucheniya-v-formirovanii-mezhkulturnoy-kompetentsii-opyt-raboty-arkticheskogo-universiteta-norvegiya.
35. Никитина, М. С. Модель смешанного обучения в системе высшего образования [Электронный ресурс] / М. С. Никитина // Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/10/3052.
36. Новообразования подросткового возраста по Л.С. Выготскому [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://azps.ru/hrest/85/9190949.html.
37. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. — Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
38. Патаракин, Е. Д. Социальное взаимодействие и сетевое образование 2.0 / Е. Д. Патаракин - Москва : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.
39. Простова, Д. М. Смешанное обучение иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Д. М. Простова // Язык в сфере профессиональной коммуникации : Часть 2 : материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. - 2018 г. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65823Z1/978-5-8295- 0579-0_015.pdf.
40. Розе, Т. В. Большой фразеологический словарь для детей / Т. В. Розе. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 224 с.
41. Русский язык. 6 класс. Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Часть 1. / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [ и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой - 3-е изд. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 247 с.
42. Сатунина, А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] / А. Е. Сатунина // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2006. - № 1. - С. 89-90. - Режим доступа:http: //www.science-education.ru/9-103.
43. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х томах. / Г. К. Селевко - Москва : Народное образование, 2005. - 556 с.
44. Смирнова, М. А. ИКТ в начальной школе: Классный блог - единое
информационное пространство для учеников, учителей, родителей [Электронный ресурс] / М. А. Смирнова. - Режим доступа:
http: //nachalka.com/ikt 9
45. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе. Часть 1. Концептуальные основы компьютерной дидактики // Учебное пособие // Б. Е. Стариченко. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2013. - 139 с.
46. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html.
47. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/.
48. Федосов, И. В., Лапицкий, А. Н. Фразеологический словарь русского языка / И. В. Федосов, А. Н. Лапицкий. - Москва : «ЮНВЕС», 2003. - 608 с.
49. Хаблиева, С. Р. Организация модели смешанного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий [Электронный ресурс] / С. Р. Хаблиева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. Сетевой научно-методический журнал. - 2018 - №
2. - Режим доступа:http: //www.apkpro .ru/doc/03%20Hablievoi.pdf.
50. Хамраева, Е. А., Кириенко, В. А., Соловьёва, А. М. Смешанное обучение русскому языку как иностранному в программе «Русский ассистент» - новая реальность российской высшей школы [Электронный ресурс] / Е. А. Хамраева, В. А. Кириенко, А. М. Соловьёва // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12(78) - Часть 4. - Режим доступа: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2017/05/smeshannoe-obuchenie.pdf.
51. Холодковская, О. С. Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем / О. С. Холодковская, В. А. Пашнина. - Санкт-Петербург : Крылов, 2011. - 192 с.
52. Хорн, М., Стейкер, X. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования / М. Хорн, X. Стейкер. - Калифорния : Willey, 2015. - 343 с.
53. Хухлаева, О. В. Психология подростка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. В. Хухлаева. - 3-е изд. - Москва : «Академия», 2008. - 160 с.
54. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина // Молодой ученый. - 2015. - № 19(99). - С. 343-345.