ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 5
1 Теоретические основы технологии смешанного обучения 9
1.1 Технология смешанного обучения в современной методике
преподавания 9
1.2 Модели технологии смешанного обучения в современной
методике преподавания 20
2 Реализация технологии смешанного обучения в школе на уроках
русского языка 28
1.1 Специфика организации работы с технологией смешанного
обучения на уроках в среднем звене 28
1.2 Реализация технологии смешанного обучения при изучении темы
«фразеология» 43
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А Маршрутный лист со станциями 72
Приложение Б Задание для работы на станции «Работа с учителем» 73
Приложение В Главная страница учебного сайта 74
Приложение Г Теоретический раздел сайта 75
Приложение Д Пояснительная записка и маршрутная карта веб-квеста 76
Приложение Е Примеры оформления заданий веб-квеста 77
Приложение Ж Главная страница раздела «Словарик» 78
Приложение И Разделы словарика 79
Приложение К Раздел «Полезное» 80
Приложение Л Задания для групповой работы 81
1 Теоретические основы технологии смешанного обучения 9
1.1 Технология смешанного обучения в современной методике
преподавания 9
1.2 Модели технологии смешанного обучения в современной
методике преподавания 20
2 Реализация технологии смешанного обучения в школе на уроках
русского языка 28
1.1 Специфика организации работы с технологией смешанного
обучения на уроках в среднем звене 28
1.2 Реализация технологии смешанного обучения при изучении темы
«фразеология» 43
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А Маршрутный лист со станциями 72
Приложение Б Задание для работы на станции «Работа с учителем» 73
Приложение В Главная страница учебного сайта 74
Приложение Г Теоретический раздел сайта 75
Приложение Д Пояснительная записка и маршрутная карта веб-квеста 76
Приложение Е Примеры оформления заданий веб-квеста 77
Приложение Ж Главная страница раздела «Словарик» 78
Приложение И Разделы словарика 79
Приложение К Раздел «Полезное» 80
Приложение Л Задания для групповой работы 81
В связи с активным процессом информатизации всех сфер общественной жизни современная система российского образования претерпевает значительные преобразования в организационном и содержательном отношениях. Большое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям, которые проникают в современный образовательный процесс и улучшают качество образования. Благодаря этому, возникает потребность в создании и во введении новых форм обучения.
Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обучение в образовательных учреждениях может проходить с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ввиду этого, в образовательных учреждениях идет активный процесс компьютеризации. Учебные заведения закупают новейшее компьютерное оборудование и программное обеспечение. Кроме того, для реализации электронного обучения создаются специализированные компьютерные классы. В итоге в образовательный процесс начинают внедряться новые формы и технологии обучения - дистанционная (обучение на расстоянии) и смешанная.
Смешанная модель, или, как ее еще называют, технология, представляет собой интеграцию методов и приемов дистанционной и очной форм обучения. Она сочетает в себе очную работу с преподавателем в учебном заведении и заочную работу в режиме-онлайн.
Смешанная модель обучения для российского образования является новой в отличие от дистанционной, которая нередко применяется в вузах, и ее внедрение в образовательный процесс находится на начальном этапе. Во многом это связанно с тем, что большинство российских образовательных учреждений на данный момент не обладают достаточным уровнем технического и программного оснащения для реализации данной модели обучения.
В тех образовательных учреждениях, где есть все необходимые условия для реализации смешанного обучения, учителя отмечают эффективность данной модели, большой спектр возможностей, а также гибкость в построении занятий. Отмечается повышение уровня успеваемости у обучающихся, а также более низкая энергозатратность у преподавателей: учителя тратят меньше времени на создание технологических карт, конспектов уроков, презентаций, раздаточного материала и т.д. Создание учебных курсов, или авторских учительских сайтов, где хранятся все теоретические и практические материалы по предмету, значительно упрощают процесс организации занятий и проверку заданий обучающихся.
На данный момент активнее всего смешанную технологию обучения внедряют учителя информатики и иностранных языков. В Интернете существует большое количество сайтов и материалов, созданных учителями данных предметов. Учителя русского языка только начинают осваивать смешанную технологию обучения. Во многом это связанно с тем, что преподавание русского языка наиболее удобно и привычно проводить в традиционной форме. Многие учителя не верят в эффективность преподавания русского языка через смешанное и дистанционное обучение, и считают, что интернет-среда будет только отвлекать учеников от процесса обучения, что приведет к значительному упадку успеваемости по предмету. Исходя из этого, определяется актуальность выпускной квалификационной работы, которая заключается в демонстрации эффективности технологии смешанного обучения в современной методике преподавания на уроках русского языка.
Цель исследования: рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках русского языка на примере раздела «Фразеология».
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие смешанного обучения в современной методике преподавания;
2) описать существующие модели технологии смешанного обучения;
3) рассмотреть специфику организации работы по технологии смешанного обучения в среднем звене с учетом возрастных особенностей обучающихся;
4) разработать урок русского языка для 6-го класса по теме «Фразеология» на основе одной из моделей смешанного обучения;
5) разработать учебный сайт, необходимый для организации самостоятельной работы обучающихся при реализации смешанной модели обучения на уроке русского языка по теме «Фразеология».
Объект исследования: смешанное обучение.
Предмет исследования: применение технологии смешанного обучения на уроках русского языка на примере раздела «Фразеология» в средней школе.
Методологической базой явились исследовательские работы И. А. Нагаевой, М. С. Никитиной, Т. И. Красновой, О. Б. Голубева, Г. А. Абрасимовой, С. Р. Хаблиевой, А. А. Марголис, в которых затрагиваются вопросы, связанные с реализацией технологии смешанного обучения в образовательном процессе. При написании теоретической части выпускной работы нами активно использовались материалы следующих книг «Открытой школы»: Майкл Хорн, Хизер Стейкер «Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования»; Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов «Шаг школы в смешанное о бучение». В данных книгах подробно рассказывается о теории смешанного обучения и о его реализации в условиях российской школы. При написании практической части выпускной работы мы обращались к учебнику русского языка для 6 класса Е. А. Быстровой, Л. В. Кибиревой, методическим пособиям Н. Ф. Соколовой и Б. Е. Стариченко, фразеологическим словарям Т. В. Розе и И. В. Федосова, А. Н. Лапицкого, а также к литературе по подростковой психологии: О. С. Холодковсткая «Трудный переходный возраст»;
О. В. Хухлаева «Психология подростка».
Методы исследования, используемые в выпускной работе: анализ и обобщение материала, метод конструирования и моделирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для дальнейшего изучения студентами вопроса о технологии смешанного обучения в современной методике преподавания. Кроме того, представленные в тексте выпускного исследования методические разработки могут быть использованы в практике преподавания русского языка. Представленный урок может послужить основой для создания других уроков с использованием смешанной технологии обучения. Разработанный сайт может использоваться как студентами, так и учителями и обучающимися.
Апробация работы. Отдельные материалы выпускной квалификационной работы были апробированы в виде статьи (Лукьянцева, Д. В. Технология смешанного обучения в современной методике преподавания: сущность, преимущества, реализация в школе / Д. В. Лукьянцева // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 129-133. [24]) и выступления с докладом на Внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 18-22 мая 2020 г.).
Выпускная работа по теме «Технология смешанного обучения на уроках русского языка» содержит 82 страницы текстового документа, 54 использованных источника, 14 рисунков и 10 приложений.
Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обучение в образовательных учреждениях может проходить с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ввиду этого, в образовательных учреждениях идет активный процесс компьютеризации. Учебные заведения закупают новейшее компьютерное оборудование и программное обеспечение. Кроме того, для реализации электронного обучения создаются специализированные компьютерные классы. В итоге в образовательный процесс начинают внедряться новые формы и технологии обучения - дистанционная (обучение на расстоянии) и смешанная.
Смешанная модель, или, как ее еще называют, технология, представляет собой интеграцию методов и приемов дистанционной и очной форм обучения. Она сочетает в себе очную работу с преподавателем в учебном заведении и заочную работу в режиме-онлайн.
Смешанная модель обучения для российского образования является новой в отличие от дистанционной, которая нередко применяется в вузах, и ее внедрение в образовательный процесс находится на начальном этапе. Во многом это связанно с тем, что большинство российских образовательных учреждений на данный момент не обладают достаточным уровнем технического и программного оснащения для реализации данной модели обучения.
В тех образовательных учреждениях, где есть все необходимые условия для реализации смешанного обучения, учителя отмечают эффективность данной модели, большой спектр возможностей, а также гибкость в построении занятий. Отмечается повышение уровня успеваемости у обучающихся, а также более низкая энергозатратность у преподавателей: учителя тратят меньше времени на создание технологических карт, конспектов уроков, презентаций, раздаточного материала и т.д. Создание учебных курсов, или авторских учительских сайтов, где хранятся все теоретические и практические материалы по предмету, значительно упрощают процесс организации занятий и проверку заданий обучающихся.
На данный момент активнее всего смешанную технологию обучения внедряют учителя информатики и иностранных языков. В Интернете существует большое количество сайтов и материалов, созданных учителями данных предметов. Учителя русского языка только начинают осваивать смешанную технологию обучения. Во многом это связанно с тем, что преподавание русского языка наиболее удобно и привычно проводить в традиционной форме. Многие учителя не верят в эффективность преподавания русского языка через смешанное и дистанционное обучение, и считают, что интернет-среда будет только отвлекать учеников от процесса обучения, что приведет к значительному упадку успеваемости по предмету. Исходя из этого, определяется актуальность выпускной квалификационной работы, которая заключается в демонстрации эффективности технологии смешанного обучения в современной методике преподавания на уроках русского языка.
Цель исследования: рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках русского языка на примере раздела «Фразеология».
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие смешанного обучения в современной методике преподавания;
2) описать существующие модели технологии смешанного обучения;
3) рассмотреть специфику организации работы по технологии смешанного обучения в среднем звене с учетом возрастных особенностей обучающихся;
4) разработать урок русского языка для 6-го класса по теме «Фразеология» на основе одной из моделей смешанного обучения;
5) разработать учебный сайт, необходимый для организации самостоятельной работы обучающихся при реализации смешанной модели обучения на уроке русского языка по теме «Фразеология».
Объект исследования: смешанное обучение.
Предмет исследования: применение технологии смешанного обучения на уроках русского языка на примере раздела «Фразеология» в средней школе.
Методологической базой явились исследовательские работы И. А. Нагаевой, М. С. Никитиной, Т. И. Красновой, О. Б. Голубева, Г. А. Абрасимовой, С. Р. Хаблиевой, А. А. Марголис, в которых затрагиваются вопросы, связанные с реализацией технологии смешанного обучения в образовательном процессе. При написании теоретической части выпускной работы нами активно использовались материалы следующих книг «Открытой школы»: Майкл Хорн, Хизер Стейкер «Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования»; Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов «Шаг школы в смешанное о бучение». В данных книгах подробно рассказывается о теории смешанного обучения и о его реализации в условиях российской школы. При написании практической части выпускной работы мы обращались к учебнику русского языка для 6 класса Е. А. Быстровой, Л. В. Кибиревой, методическим пособиям Н. Ф. Соколовой и Б. Е. Стариченко, фразеологическим словарям Т. В. Розе и И. В. Федосова, А. Н. Лапицкого, а также к литературе по подростковой психологии: О. С. Холодковсткая «Трудный переходный возраст»;
О. В. Хухлаева «Психология подростка».
Методы исследования, используемые в выпускной работе: анализ и обобщение материала, метод конструирования и моделирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для дальнейшего изучения студентами вопроса о технологии смешанного обучения в современной методике преподавания. Кроме того, представленные в тексте выпускного исследования методические разработки могут быть использованы в практике преподавания русского языка. Представленный урок может послужить основой для создания других уроков с использованием смешанной технологии обучения. Разработанный сайт может использоваться как студентами, так и учителями и обучающимися.
Апробация работы. Отдельные материалы выпускной квалификационной работы были апробированы в виде статьи (Лукьянцева, Д. В. Технология смешанного обучения в современной методике преподавания: сущность, преимущества, реализация в школе / Д. В. Лукьянцева // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 129-133. [24]) и выступления с докладом на Внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 18-22 мая 2020 г.).
Выпускная работа по теме «Технология смешанного обучения на уроках русского языка» содержит 82 страницы текстового документа, 54 использованных источника, 14 рисунков и 10 приложений.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Под смешанным обучением понимается инновационная образовательная технология, которая совмещает в себе особенности классической и дистанционной форм обучения.
На современном этапе развития общества и его переходе на новый, постиндустриальный уровень, данная технология является наиболее эффективной, за счет совмещения онлайновой и оффлайновой форм работы. Данное сочетание расширяет образовательные возможности учителя и делает процесс обучения более разнообразным и удобным.
2. В методической литературе выделяются следующие основные модели смешанной технологии обучения: 1) «перевернутый класс»; 2) ротация станций; 3) ротация лабораторий; 4) гибкая модель. Данные модели активнее всего используются учителями и выступают в качестве основы, отталкиваясь от которой, учитель может создавать свои модели, соответствующие его интересам и возможностям.
3. Учитывая возрастные особенности подростков, применение технологии смешанного обучения в среднем звене, показывает высокий уровень эффективности. Проведение уроков по смешанной модели способствует возрастанию уровня заинтересованности в обучении у обучающихся, за счет технологичности, гибкости и инновационной данной модели.
Нами был составлен перечень рекомендаций по организации и разработке уроков по смешанной модели обучения, с учетом возрастных особенностей обучающихся среднего звена. Данные рекомендации помогут учителям разобраться с некоторыми трудностями, которые могут возникнуть в процессе создания смешанного урока.
4. С целью демонстрации возможностей смешанной технологии на уроках в среднем звене, нами был разработан план обобщающего урока по русскому языку для 6 класса по теме «Фразеология».
Данный урок является примером эффективной организации работы по смешанной технологии обучения в средней школе и может послужить основой для дальнейших урочных разработок.
5. Для демонстрации возможностей образовательной среды, нами был создан тематический сайт под названием «Удивительный мир фразеологии». На данном сайте есть все необходимые разделы и ресурсы, к которым обучающиеся могут обратиться в любое время.
Главным разделом сайта является «Веб-квест». Он направлен на закрепление и актуализацию знаний по ранее изученному материалу и содержит в себе ряд заданий и тренажеров. Сам квест представляет собой путешествие по важным аспектам раздела «Фразеология».
Таким образом, технология смешанного обучения в современной методике преподавания является наиболее эффективной. Наличие большого количества видов (моделей) данной технологии делает ее гибкой, что позволяет на их основе разрабатывать разнообразные уроки.
Активное использование данной технологии на уроках русского языка позволит активизировать познавательный интерес у обучающихся к предмету и улучшить их успеваемость, так как уроки станут намного интереснее за счет технологичности и гибкости данной технологии обучения.
Учитель русского языка сможет раскрыть свой творческий потенциал, а создание собственной образовательной платформы позволит в удобной форме систематизировать учебный материал.
1. Под смешанным обучением понимается инновационная образовательная технология, которая совмещает в себе особенности классической и дистанционной форм обучения.
На современном этапе развития общества и его переходе на новый, постиндустриальный уровень, данная технология является наиболее эффективной, за счет совмещения онлайновой и оффлайновой форм работы. Данное сочетание расширяет образовательные возможности учителя и делает процесс обучения более разнообразным и удобным.
2. В методической литературе выделяются следующие основные модели смешанной технологии обучения: 1) «перевернутый класс»; 2) ротация станций; 3) ротация лабораторий; 4) гибкая модель. Данные модели активнее всего используются учителями и выступают в качестве основы, отталкиваясь от которой, учитель может создавать свои модели, соответствующие его интересам и возможностям.
3. Учитывая возрастные особенности подростков, применение технологии смешанного обучения в среднем звене, показывает высокий уровень эффективности. Проведение уроков по смешанной модели способствует возрастанию уровня заинтересованности в обучении у обучающихся, за счет технологичности, гибкости и инновационной данной модели.
Нами был составлен перечень рекомендаций по организации и разработке уроков по смешанной модели обучения, с учетом возрастных особенностей обучающихся среднего звена. Данные рекомендации помогут учителям разобраться с некоторыми трудностями, которые могут возникнуть в процессе создания смешанного урока.
4. С целью демонстрации возможностей смешанной технологии на уроках в среднем звене, нами был разработан план обобщающего урока по русскому языку для 6 класса по теме «Фразеология».
Данный урок является примером эффективной организации работы по смешанной технологии обучения в средней школе и может послужить основой для дальнейших урочных разработок.
5. Для демонстрации возможностей образовательной среды, нами был создан тематический сайт под названием «Удивительный мир фразеологии». На данном сайте есть все необходимые разделы и ресурсы, к которым обучающиеся могут обратиться в любое время.
Главным разделом сайта является «Веб-квест». Он направлен на закрепление и актуализацию знаний по ранее изученному материалу и содержит в себе ряд заданий и тренажеров. Сам квест представляет собой путешествие по важным аспектам раздела «Фразеология».
Таким образом, технология смешанного обучения в современной методике преподавания является наиболее эффективной. Наличие большого количества видов (моделей) данной технологии делает ее гибкой, что позволяет на их основе разрабатывать разнообразные уроки.
Активное использование данной технологии на уроках русского языка позволит активизировать познавательный интерес у обучающихся к предмету и улучшить их успеваемость, так как уроки станут намного интереснее за счет технологичности и гибкости данной технологии обучения.
Учитель русского языка сможет раскрыть свой творческий потенциал, а создание собственной образовательной платформы позволит в удобной форме систематизировать учебный материал.
Подобные работы
- Технология смешанного обучения на уроках английского языка в старших классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ SPEAKRUS)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - Использование интернет-сервиса Quizlet как способа преодоления трудностей при обучении лексике в 5-6 классах на уроке иностранного языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Формирование автономности обучающихся основной школы в процессе
реализации модели смешанного обучения «ротация станций»
на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



