ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 7
1.1. Государственная гражданская служба Российской Федерации 7
1.2. Формирование кадрового состава гражданской службы 11
1.3. Кадровый резерв на гражданской службе 16
Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 21
2.1. Общая характеристика Министерства экономики Республики Тыва 21
2.2. Анализ количественного и качественного состава кадров 33
2.3. Порядок формирования кадрового резерва в Министерстве экономики Республики Тыва 37
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 44
3.1. Прием документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Тыва в Министерстве экономики Республики Тыва 44
3.2. Рекомендации по работе с кадровым резервом в Министерстве
экономики Республики Тыва 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Именно от уровня профессиональных знаний и навыков гражданского служащего зависит эффективность его деятельности, ведь в большинстве случаев, нарушения законов и иных нормативных правовых актов на государственной гражданской службе происходит по причине низкого уровня подготовки гражданских служащих, их некомпетентности, а также недостатка управленческих и юридических знаний.
Кадровый резерв является одной из важнейших подсистем системы управления персоналом любой организации. С кадровым резервом связано не только стабильное функционирование организации в настоящем, но и обеспечение возможности развития организации в условиях быстро меняющейся среды.
Актуальность темы исследования характеризуется научной и практической значимостью рассматриваемого вопроса поскольку в современных условиях государственная кадровая политика, кадровый резерв как одна из технологий кадровой политики, превратилась в руках государства и общества в мощный инструмент реформирования и развития системы государственной службы, в решающий фактор повышения эффективности государственного управления.
Целью данной выпускной квалификационной работы является порядок формирования кадрового резерва в Министерстве экономики Республики Тыва, прием документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Тыва в Министерстве экономики Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыта общая характеристика Министерства экономики Республики Тыва;
- рассмотрены порядок формирования кадрового резерва в Министерстве экономики Республики Тыва;
- проведен анализ количественного и качественного состава кадров;
- даны рекомендации по работе с кадровым резервом в Министерстве экономики Республики Тыва;
- рассмотрены прием документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Тыва в Министерстве экономики Республики Тыва.
Объектом выпускной квалификационной работы является формирование кадрового резерва в Министерстве экономики Республики Тыва.
Предметом исследования является формирования кадрового резерва на государственной службе.
Нормативную базу данной работы составили:
- Федеральные законы Российской Федерации: «О системе государственной гражданской службе» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ, «О государственной гражданской службе в Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной гражданской службы России и ее аппарата невозможны без существенного обновления кадров, без наполнения органов государственной власти лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство нового, подлинно демократического государства.
Итак, чтобы процесс кадрового обеспечения органов государственной гражданской службы высококвалифицированными специалистами шел более эффективно, необходимо активнее использовать институт резерва кадров.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Выполненная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме работы кадровым резервом в государственной гражданской службе. В ходе выполнения работы достигнута ее цель, исследованы теоретические и практические аспекты формирования кадрового резерва в государственной гражданской службе.
Предметом выпускной квалификационной работы явилась формирование кадрового резерва в Министерстве экономики Республике Тыва. Министерство экономики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Тыва, развития предпринимательской деятельности, промышленности, реализации государственной политики в области промышленности, торговой деятельности, потребительского рынка и услуг.
Анализ показал, что средний возраст государственных гражданских служащих в Министерстве экономики республики Тыва - 32 года.
Кадровый резерв представлен как перспективная технология работы с кадровым составом на государственной гражданской службе, позволяющая, с одной стороны, эффективно реализовать механизм продвижения по службе государственных служащих, а с другой стороны, дающая возможность гражданам, желающим работать на должностях государственной службы, заявить о своем желании и, в конечном счете, поступить на государственную службу.
Для повышения эффективности использования кадрового резерва предлагается ограничить максимальное время пребывания в кадровом резерве, усовершенствовать механизм подготовки и актуализиции кадрового резерва.
Кадровый резерв - группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
1) Кадровый резерв необходим:
- как действенный способ «выращивать» собственных специалистов, знающих специфику работы именно этой компании от и до и на разных уровнях должностей
- как средство сохранения знаний в компании и средство непрерывного обучения ключевых специалистов и передачи опыта напрямую от опытного наставника.
2) Кадровый резерв выгоден с экономической точки зрения при условии построения правильной политики подготовки резервистов, в том числе сокращается время на поиск и адаптацию руководителя «со стороны».
3) Кадровый резерв необходим организации как сильное средство мотивации для перспективных сотрудников, в том числе для тех, для которых в данный момент нет свободной вакансии, как способ удержать перспективного сотрудника в компании. Сотрудников мотивирует возможность профессионального развития и карьерного роста, компания получает большую отдачу от таких специалистов.
4) Наличие кадрового резерва обеспечивает непрерывность процесса управления, уменьшает риск, связанный с ошибочным назначением на вакантную должность, позволяет избежать случайностей и своевременно заменять недостаточно подготовленных работников более подготовленными.
1. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ"03.02.2005 г.
2. Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (ред. от 26.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 03.10.2005, N 40, ст. 4017. Редакция дана по справочно-правовой системе "КонсультантПлюс".
3. Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" (ред. от 23.10.2008), N 120, 07.06.2005. Редакция дана по справочно-правовой системе "КонсультантПлюс".
4. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"// 13 марта 2009 г.
5. Федеральные законы Российской Федерации: «О системе государственной гражданской службе» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ, «О государственной гражданской службе в Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
6. Бергер Дорети, Бергер Ланс. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда. Изд. «Альпина Бизне Букс». 2008. 761 с.
7. Вебер М. Основные социологические понятия.// Избранные произведения. М., Мысль, 1990. 283 с.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произведения. М., Политическая литература. 1990. 628 с.
9. Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., МГУ, 2007. 320 с.
10. Вишневская А.В. Технология кадрового резервирования на государственной гражданской службе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/issue/2008/03/05/
11. Волосский А.А. Мотивация и стимуляция труда. М., «Техносфера». 2007. с. 46-98
12. Вотякова И. Компетенция и мобильность персонала в условиях инновационного развития кадрового потенциала организации / И. Вотякова // Управление персоналом, 2008. - №4 (182). - С.55-56.
13. Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ. // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 2. С. 3-9.
14. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации // Курс лекций. М.: Изд-во РАГС. 2007. С. 10-98.
15. Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. М., «Политиздат», 1999. 352 с.
16. Игнатов В.Г. Государственная служба. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: Экзамен, 2005. - С.232.
18. Кадровый резерв или рекрутинг: что выбрать ?/ М. Козина //Служба кадров и персонал. - 2010. - №5. - С. 35-38
19. Кадровый менеджмент. Часть 4. Сборник студенческих работ / Отв. Редактор канд. Экон. Наук, проф. Куянцев И. А. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1327 с.
20. Карпенко А.С. Перспективы открыты. Как ими распорядиться? // Государственная служба. - 2009. - N 2. - С. 49.
21. Либерман К.А. Планирование и организация работы с резервом кадров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbuh.ru/ article.asp?rba_id=913.
22. Лобанов В. Административные реформы - вызов и решения. // Проблемы теории и практики управления. 2001. №1. с 17-26.
23. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 2. с 66- 79.
24. Магура М.И. Организация обучения персонала компании / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: Интел-Синтез, 2002. - 192 с.
25. Маркович Д. Социология труда. М., «Экономика», 1988. 404 с.
26. Музыка Л.П. Анализ результатов обучения и развития кадрового резерва Л.П. Музыка, Л.С. Зубович // Материалы XI Всероссийского семинара руководителей образовательных учреждений и руководителей служб подготовки персонала. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 194 с. - С.88¬102.
27. Мякушкин Д.Е. Комплексная оценка управленческого персонала. Assessment Center. Формирование группы резерва руководителей / Д.Е. Мякушкин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - С.5-11.
28. Наумов А.Н. Организация, нормирование и стимулирование труда. М., «Экономика», 2007 г. 506 с.
29. Опарина Н.Н. Основные стратегии управления кадровым резервом / Н.Н. Опарина Управление персоналом. - 2009. - №7 (209). - С.44¬46.
30. Официальный сайт Министерства экономики Республики Тыва. [Электронный ресурс].
31. Охотский Е. В. Служебная карьера. - М., 1998.
32. Положение о Министерстве экономики Республики Тыва от 19 января 2011 г. № 5.
33. Повышение мотивации труда государственных служащих. Е. Чернова "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009.
34. Правовое обеспечение государственной службы РФ: учеб. / Под общ. ред. И. Н. Барцица. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 560 с.
35. Соломатин Е.Ю. Административно-правовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе: автореф. дисс канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 22.
Зыков А.А. Формирование кадрового резерва и работа с ним / А.А .Зыков Справочник по управлению персоналом. - 2003. - №8. - С.31-37.
36. Савина Н.В. О подготовке кадрового резерва / Н.В. Савина // Деньги и кредит. - 2004. - №12. - С.28-33.
37. Соломатин Е.Ю. Принципы и порядок формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе Е.Ю. Соломатин Право: теория и практика. - 2006. № 9 (80). - С.28-33.
38. Травин В.В. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров / В.В. Травин, Дятлов В.А. - М.: Дело, 2005. - 176 с.
39. Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л .Учебник 1999г.//"Центр Кадровых Технологий - XXI век"
40. Управление персоналом. Регламентация труда / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Экзамен, 2003. - 480 с.
41. Управление персоналом: учеб. / Под общ. ред. А. И. Турчинова. - - 2-е изд., доп. и перераб. -- М.: Изд-во РАГС, 2008. -- 608 с. -- (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).
42. Управление персоналом: учеб. для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.
43. Уткин Э.А. Менеджмент. Вопросы и ответы. Пособие для подготовки к экзамену / Э.А. Уткин. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 256 с.
44. Фокин К.Б. Выбор стратегии подготовки кадрового резерва руководителей / К.Б. Фокин // Научное творчество молодежи: Материалы XI
Всероссийской научно-практической конференции - Томск: Изд-во Томского университета, 2007. - С.114-116.
45. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / В.В. Черепанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 679 с.
46. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. для студентов / В. В. Черепанов. - 2-е изд., перераб. и доп. --М.: Юнити-Дана, 2012. - 697 с
47. Шапиро С. А. Управление персоналом. Курс лекций, практикум: учебное пособие / С. А. Шапиро. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. 288 с.
48. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента: Учебник / Г.В.Щёкин. - К.: МАУП, 2004. - 280 с.
49. Щербаков Ю. Государственная и муниципальная служба. М., «Феникс». 2007. 256 с.
50. Экономика предприятия / Под. ред. Семенова В.М. М., «Экономические науки». 2003. 136 с.