ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ РТ И АППАРАТА
ПРАВИТЕЛЬСТВА РТ 8
1.1. Нормативно-правовые акты регламентирующие работу по
обращениям граждан в Управлении 8
1.2. Понятие об обращениях граждан и его виды 17
1.3. Основные задачи, компетенция и функции Управления 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН В
УПРАВЛЕНИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ГРАЖДАН АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ РТ И АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РТ 29
2.1. Рассмотрение поступивших обращений и организация личного приема
граждан 29
2.2. Личный прием граждан Главой Республики Тыва 43
2.3. Организация, порядок проведения и документирование Общероссийского
дня приема граждан 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность выпускной квалификационной работы. Роль института обращений граждан огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной.
Таким образом, работа с обращениями граждан является значимым участком в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе и Управления по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва. Улучшение работы с обращениями граждан, расширение ее форм, методов, ответственности, укрепление правовой основы и приведение ее в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации1 ставят ряд задач перед федеральными органами власти.
Практика работы с обращениями граждан показывает, что в стране назрела необходимость точной правовой регламентации всех стадий работы с обращениями граждан. Необходимо обеспечить такой организационно¬правовой механизм рассмотрения обращений, который в максимальной мере способствовал бы выяснению объективной истины, восстановлению нарушенного права, удовлетворению законных требований граждан. И
именно в этом направлении следует совершенствовать наше законодательство.
Кроме того, существует немало направлений и проблем, на которых необходимо сконцентрировать внимание не только органам государственной власти. Это и развитие информационно-аналитической работы, разработка рекомендаций и методического материала, направленных на повышение результативности работы с обращениями граждан, усиление контроля за результатами работы, улучшение материально-технического оснащения служб, повышения квалификации и стимулирования сотрудников.
От правильной постановки, грамотной правовой регламентации и умелого анализа результатов работы с обращениями во многом зависит и решение проблемы защиты прав человека, и своевременность принятых новых или корректировка уже действующих нормативных правовых актов. Поэтому властные органы должны быть искренне заинтересованы в четко налаженной, продуманной и надлежащим образом организованной работе с обращениями граждан.
Кроме этого, обращения являются и важнейшим источником информации, это - барометр социальных настроений, четко указывающий на истинные мотивы активности населения, ведь по статистике от 65 до 85 процентов обращений составляют заявления и жалобы, а за этими понятиями скрывается не что иное, как нереализованные или нарушенные права и свободы граждан. Те самые права, которые законно приняты и официально установлены. Столь же очевидны и основные «болевые точки», побуждающие людей браться за перо, либо пускаться в путь по коридорам власти.
Это, прежде всего:
- комплекс вопросов социальной защиты населения (размеры и регулярность выплаты зарплаты и пенсий, льготы, обустройство вынужденных переселенцев и др.);
- проблемы, связанные с работой жилищно-коммунальных служб;
- вопросы правопорядка и эффективности работы правоохранительных органов;
- комплекс проблем управления и политики, затрагивающих судьбы и законные интересы широких слоев населения.
Одновременно это - и связующая нить власти с гражданами, с жизнью, та самая инициатива, без которой любому органу власти не всегда возможно эффективно работать, оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан. Внимательно и чутко откликаясь на обращения населения, оперативно принимая по ним решения, государство демонстрирует «лицо власти». При этом власть либо приобретает, либо теряет своих сторонников в гражданском обществе.
Для повышения эффективности работы с обращениями желательны и возможны корректировки сложившегося порядка организации личного приема граждан в направлении расширения предоставляемых населению услуг. Этой же цели должно быть подчинено создание гибкой системы оперативного реагирования органов исполнительной власти на массовые обращения граждан, трудовых коллективов по конкретным проблемам. Учитывая, что право на обращение закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации, должностные лица обязаны дать возможность каждому гражданину реализовать свои конституционные гарантии.
Таким образом, согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления .
Объект исследования - Управление по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва.
Предмет исследования - современное состояние работы по организации личного приема граждан и совершенствование работы в Управлении по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва (далее - Управление).
В связи с этим, целью дипломной работы является комплексный анализ работы с обращениями граждан.
Для более полноценного и четкого раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотрение понятия обращения граждан и изучение его видов;
- Анализ организации рассмотрения обращений граждан в Управлении.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан.
Методами при изучении данной темы были:
- методы исследования и анализа нормативно-правовых актов используемые в организации;
- изучение организационных, структурных, функциональных взаимосвязей по работе с обращениями граждан;
- наблюдение и опрос.
Основные источники, используемые при проведении исследования, определялись объектом, предметом, целями и задачами данного исследования. Использован широкий круг официальных, опубликованных и неопубликованных документов и источников, а также нормативно-методическая литература. Основными источниками являлись - законодательные акты, указы, постановления, положения и инструкции, создающие нормативную основу для организации работы с ними:
- ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации". Данный Закон в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает положения, направленные на защиту права граждан Российской Федерации на территории Республики Тыва на обращение в органы исполнительной власти.
- Методические рекомендации по работе с обращениями граждан 22 марта 2013 года № А1-1339в , который определяют примерный
порядок проведения личного приёма российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, представителей объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственных органах и органах местного самоуправления, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления.
Подводя итог, можно сказать, что работа с обращениями граждан является значимым участком в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, так как обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения, информации о жизни страны, это своеобразный диалог между гражданином и государством. При этом каждое письменное и устное обращение является своего рода показателем нужд, потребностей и запросов граждан. Улучшение работы с обращениями граждан, расширение ее форм, методов, ответственности, укрепление правовой основы и приведение ее в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации ставят ряд задач перед федеральными органами власти28.
Кроме этого, обращения являются и важнейшим источником информации, это - барометр социальных настроений, четко указывающий на истинные мотивы активности населения, ведь по статистике от 65 до 85 процентов обращений составляют заявления и жалобы, а за этими понятиями скрывается не что иное, как нереализованные или нарушенные права и свободы граждан. Те самые права, которые законно приняты и официально установлены. Столь же очевидны и основные «болевые точки», побуждающие людей браться за перо, либо пускаться в путь по коридорам власти.
Это, прежде всего:
- комплекс вопросов социальной защиты населения (размеры и регулярность выплаты зарплаты и пенсий, льготы, обустройство вынужденных переселенцев и др.);
- проблемы, связанные с работой жилищно-коммунальных служб;
- вопросы правопорядка и эффективности работы правоохранительных органов;
- комплекс проблем управления и политики, затрагивающих судьбы и законные интересы широких слоев населения.
Одновременно это - и связующая нить власти с гражданами, с жизнью, та самая инициатива, без которой любому органу власти не всегда возможно эффективно работать, оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан. Внимательно и чутко откликаясь на обращения населения, оперативно принимая по ним решения, государство демонстрирует «лицо власти». При этом власть либо приобретает, либо теряет своих сторонников в гражданском обществе.
Ненадлежащая организация работы с обращениями граждан может привести к отчуждению людей от власти, создать атмосферу неверия в эффективность сегодняшних демократических преобразований.
Причины появления обращений по этим темам связаны с тем, что население дезориентировано в части полномочий и предметов ведения тех или иных органов власти, их реальных возможностей и способностей защитить интересы и права населения.
Для повышения эффективности работы с обращениями желательны и возможны корректировки сложившегося порядка организации личного приема граждан в направлении расширения предоставляемых населению услуг. Этой же цели должно быть подчинено создание гибкой системы оперативного реагирования ИОВ и ОМС на массовые обращения граждан, трудовых коллективов по конкретным проблемам. Учитывая, что право на обращение закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации, должностные лица обязаны дать возможность каждому гражданину реализовать свои конституционные гарантии.
Таким образом, согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные
предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в
29
государственный орган, орган местного самоуправления :
1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) ст.33;
2. Федеральный Закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24.11,2014 г.) ст.2. ч3; ст. 5, ч. 2,3,4,5; ст.6 ч.1,4, ст.7 ч.1,2; ст.8 ч.2; ст.12 ч.1;
3. ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 21.07.14 г.) ст.2;
4. Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (с изм. и доп. от 31.12.2014 г.) ст. 2;
5. Федеральным законом от 9 февраля 2010 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
7. Указ Президиума СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII;
8. Закон Республики Тыва от 16 ноября 2012г. № 1590 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Республике Тыва» ст.4, ст.7 ч.1,2;
9. Положение «О рассмотрении обращений граждан и об организации личного приема граждан в Правительстве Республики Тыва» от 26 июня 2007 г. N 694 гл.3 п.23.
10. Конституционный закон РТ от 04.01.2003г № 97 ВХ-1 «О статусе Главы-Председателя Правительства РТ»
1 1 .Постановления Правительства РТ от 04.07.2008 № 430
12. Федеральный закон от 14 июля 2006г. «О персональных данных»
13. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Российская газета, 2010 г., № 168;
14.Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Российская газета, 1993 г., № 89);
15. Конституция Республики Тыва (Тувинская правда, 15 мая 2001 г.);
16. Конституционный закон Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» (Тувинская правда, 20 февраля 2004 г.;
17.Закон Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 «О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва»;
18. Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 06 сентября 2011 г. № 136 «О Регламенте Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва»;
19. Постановление Правительства Российской Федерации «О
взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 5 декабря 2005 г. № 725 г.;
20. Постановление Правительства Республики Тыва от 12 декабря 2008 № 728 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва;
21. Постановление Правительства Республики Тыва от 26 июня 2007 г.
№ 694 «Об утверждении Положения о рассмотрении обращений граждан и об организации личного приема граждан в Правительстве Республики Тыва» с внесениями изменений постановлениями Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2009 г. № 595 «О внесении изменений в график приема граждан по личным вопросам
Председателем Правительства Республики Тыва, заместителями Председателя Правительства Республики Тыва», от 6 октября 2014г. № 470 «О внесении изменений в пункты 57 и 93 «Положения о рассмотрении обращений граждан и об организации личного приема граждан в Правительстве Республики Тыва».
Неопубликованные источники:
1. Положение об Управлении по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва (утверждено распоряжением Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва от 12 сентября 2012 года № 7-РА);
2. Должностная инструкция Управления по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва.
Научная литература:
1. Миронов М.А. Обращения граждан как конституционно-правовой институт. Проблемы реализации: диссертация доктора юридических наук / РАГС. - М., 2002.
2. Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика (в авторской редакции). - М. : Юридическая литература, 2001. - 392 с.
3. Жеребцова Л.А. Методические обоснования репрезентативной выборки индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций в федеральные органы государственной власти для отбора их на постоянное хранение: одобр. ЭПК ГАРФ, нояб. 2005. - М., 2006. - 51 с. / деп. в СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД № 242.