ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ В ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1. Лингвопрагматика как направление современного языкознания: 6 объект и предмет исследования
1.2. Фейковая новость как жанр современной журналистики: критерии определения и дефиниция 10
1.3. Дезинформация СМИ в Интернете как стратегия информационно- 13 психологического воздействия
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЯХ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАТЕ»
2.1. Речевые тактики реализации стратегии распространения дезинформации 22
2.1.1. Тактика создания иллюзии на визуальном уровне в креолизованных фейковых новостях 24
2.1.2. Тактика формирования определённого подтекста в фейковой новости 28
2.2. Речевые тактики реализации стратегии сенсационности 34
2.2.1. Тактика привлечения внимания аудитории 34
2.2.2. Тактика дискредитации мишени воздействия 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Информационные интернет-издания являются не менее популярными средствами массовой информации, чем аналитические и художественно-публицистические. Главное их отличие интернет-изданий от традиционных СМИ - наличие веб-сайта (электронной страницы). В современных условиях они вынуждены искать новые способы взаимодействия с целевой аудиторией, которая, в свою очередь, предъявляет новые требования к медиа. Особое развитие получает новостная индустрия, в которой зачастую используется ложная информация, - так называемый «фейк-ньюс», исследование которого в лингвопрагматическом аспекте представляется нам актуальным.
Нельзя сказать, что «фейковые новости» не становились объектом лингвистического исследования: термин «фейк-ньюс» используется в работах И.Б. Архангельской, И.В. Назаровой, А.И. Стамболиди; специфику информационного воздействия ложных новостей изучали С.В. Пестов, К.Л. Зуйкина и Д.В. Соколова. Шире о проблеме дезинформации в социальных сетях писали Т.А. Нестик, Е.А. Михеев, А.И. Доронина, Д.А. Клинкова и др. ученые.
Исследователи подчеркивают, что Интернет - это не только мощное средство получения коммерческих доходов, но и ресурс влияния на общественное мнение и сознание (идеологическая функция), а интернет- издания - новое явление массовой коммуникации. В соответствии с федеральным законом «О средствах массовой информации», «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным
наименованием (названием)» (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ). Интернет-издание является сетевым изданием (синоним слову Интернет - сеть).
Исследователи отмечают «резкое падение уровня доверия к традиционным СМИ и в то же время рост доверия к новым СМИ (социальные сети, блоги и т. д.)» [Михеев, Нестик, 2018: 6], в которых, однако, может использоваться дезинформация, зачастую не распознаваемая рядовым пользователем сети Интернет.
Актуальность данной работы заключается в неизученности фейковых новостей в аспекте лингвопрагматики.
Объектом данного исследования являются фейковые новости в социальной сети «ВКонтакте»; предметом - коммуникативные стратегии, тактики и приёмы новостного дезинформирования в социальной сети «ВКонтакте».
Цель работы - представить лингвистическое описание коммуникативных стратегий и тактик, используемых в фейковых новостях в социальной сети «ВКонтакте».
Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:
1) изучить лингвистические особенности текстов новостной индустрии;
2) выявить критерии определения фейковой новости как жанра современной журналистики;
3) выявить и описать коммуникативные стратегии новостной индустрии в социальной сети «ВКонтакте»;
4) выявить и описать реализующие их коммуникативные тактики и используемые в них речевые приемы.
Материалом для исследования послужили 60 новостных публикаций в социальной сети «ВКонтакте», среди которых 30 разоблачительных текстов и 30 фейковых иллюстраций (на материале 18 источников - группы «BLACK BOOK», «EMPIRE | История Человечества», «Empire History», «Famous Street», «StopFake», «Science Наука», «Smart - умный журнал», «Performance», «Инстащит», «Ложь пабликов ВК», «Наука и факты.net». «Мёртвые страницы», «Новинки музыки 2016», «Почему?», «Самая удивительная планета», «Тайны истории», «Эти загадочные животные», «5 интересных фактов»)....
При изучении теоретических основ исследования были выявлены следующие признаки фейковых новостей: фальсификация общественно значимых сведений; субъективность информации; намеренная демонстрация псевдообъективности; искажение контекста или части информации; наличие приемов пропаганды; отсутствие указаний на конкретный источник информации. Таким образом, фейк (фейк-ньюс, фейковые новости) - это публикация без проверенного источника информации либо с указанием ложного источника, а также коммуникативная стратегия по созданию ложного контента.
На материале новостных статей нескольких сообществ социальной сети «ВКонтакте» рассмотрены лингвистические особенности новостного дискурса. В работе проанализированы 60 новостных публикаций в социальной сети «ВКонтакте», среди которых 30 разоблачительных текстов и 30 фейковых иллюстраций.
Среди фейк-ньюс выявлены следующие коммуникативные стратегии: 1) стратегия дезинформирования и 2) стратегия сенсационности.
Тактика создания иллюзии на визуальном уровне реализует стратегию распространения дезинформирования следующими способами: искажением первоначального текста; использованием надписей (с превосходной степенью); сокрытием первоначального источника информации (обрезка публикации); использованием графических редакторов (Фотошопа).
Стратегию дезинформирования может реализовать тактика формирования определённого подтекста следующими приёмами: оперированием статистическими данными; использованием уничижительных высказываний, ложного цитирования, формул призыва к действию, фразеологизмов; стереотипизацией; семантической мотивированностью.
Интернет является не только мощным средством получения коммерческих доходов, но инструментом влияния на общественное мнение и сознание - может производить заметное впечатление в обществе (сенсационность). Стратегия сенсационности реализуется тактикой привлечения внимания аудитории фейковой новостью с помощью стереотипизации; использования риторического вопроса, оксюморона, ложного цитирования; отклонения от закона достаточного основания; «вау- эффекта» (вызова удивления, обратной связью).
Тактика дискредитации в стратегии сенсационности реализуется с помощью использования ложного цитирования, приёма авторского присутствия, эмотивов, принципа замещения/подмены информации (в области гендерной принадлежности, экономики); параллельных синтаксических конструкций, высшей степени заверения автором; семантической мотивированности.
Тексты фейковых новостей, в основу которых положены стратегия и тактики дискредитации какой-либо мишени с соответствующим языковым оформлением, следует считать оружием информационно-психологической войны.
В перспективе исследования - выявление коммуникативных стратегий и тактик фейк-ньюс для разработки алгоритма защиты личности от дезинформации в интернет-СМИ.
1. Алтабаева Е.В. Медиадискурс и «возможные миры» // Слово в контексте времени : материалы IV Междунар.науч.-практ. конфер., посв. 90- летию со дня рождения д-ра филол. наук проф. А. И. Наркевича. Минск: БДУ, 2019. С. 128-131.
2. Арутюнова Н.Д. Речевой акт. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/3508126(дата обращения: 23.06.2021).
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М, 2004. 571 с.
4. Базарова А.А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый [Электронный ресурс]. 2011. С. 151-152. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/(дата обращения: 06.11.2020).
5. Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание. // Национальный психологический журнал [Электронный ресурс]. 2017. №1 (25). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskoe-vozdeystvie- suschnost-i-psihologicheskoe-soderzhanie(дата обращения: 02.06.2021).
6. Баришполец В.А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // РЭНСИТ [Электронный ресурс]. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost- osnovnye-polozheniya(дата обращения: 03.05.2021).
7. Бернацкая А.А. «ЖД» Д.Л. Быкова: информационно-психологическая война «против» или «за» России? // Экология языка и коммуникативная практика [Электронный ресурс]. 2016. №1. URL:
http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Bernatskaya A.A._1.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
8. Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием // Гуманитарные и социальные науки. № 5. 2018. С. 101-112.
9. Бурсевич В.В. Язык и идеология: проблема взаимодействия // Международная научная конференция «Дни науки философского факультета - 2015», 21: / редкол.: А.Э. Конверский. К.: Киевский университет, 2015. Ч. 3. С. 8-11.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоций. М., 1984. 287 с. 75.
11. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Изд-во иностранной литературы, 1968. 201 с.
12. Волкогонов Д.А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983. 288 с.
13. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2005. 286 с.
14. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта, 2008. 264 с.
15. Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.. Современный русский язык: Курс лекций / под ред. Славкиной И.А.; СФУ: Красноярск, 2007. 642 с....(60)