Педагогическая помощь родителям в адаптации ребенка раннего возраста в детском саду
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей в детском саду 7
1.1. Понятие адаптации и ее основные характеристики . 7
1.2. Особенности адаптации детей в детском саду 15
1.3. Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в
детском саду 21
Вывод по первой главе 3 О
Глава 2 . Опытно - экспериментальная работа по адаптации детей
раннего возраста в детском саду ...31
2.1. Цели и задачи организации детской адаптации в детском саду 31
2.2. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации 33
2.3. Диагностический инструментарий исследования адаптации детей
раннего возраста в детском саду 33
2.4 . Характеристика адаптации детей первой младшей группы МБДОО
«Хадынчыгаш» с.Баян-Тала 41
Вывод по второй главе И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей в детском саду 7
1.1. Понятие адаптации и ее основные характеристики . 7
1.2. Особенности адаптации детей в детском саду 15
1.3. Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в
детском саду 21
Вывод по первой главе 3 О
Глава 2 . Опытно - экспериментальная работа по адаптации детей
раннего возраста в детском саду ...31
2.1. Цели и задачи организации детской адаптации в детском саду 31
2.2. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации 33
2.3. Диагностический инструментарий исследования адаптации детей
раннего возраста в детском саду 33
2.4 . Характеристика адаптации детей первой младшей группы МБДОО
«Хадынчыгаш» с.Баян-Тала 41
Вывод по второй главе И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т.д. Изменения в развитии ребенка характеризуется не только высокими темпами, но и определенной последовательностью.
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 'изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, JI.B. Белкина, В. Теплюк Р.В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова, Н.Д.Ватутина, Л.Ы. Павлова, Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, M.JI. Печора, В.А.).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОО.
На основе противоречия нами была выделена проблема исследования: какова совокупность педагогической помощи, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Цель исследования: выявить проблемы, которые возникают в период адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Объектом исследования выступает адаптация детей раннего возраста в детском саду.
Предметом исследования является педагогическая помощь родителям адаптации детей раннего возраста в детском саду.
i Гипотеза исследования. В основу данного исследования положено
предположение о том, что процесс адаптации в детском саду у детей раннего возраста будет более успешнее проходить, если:
- провести беседы и анкетирование с родителями будущих воспитанников детского сада и на ее основе составить карту нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время бесед;
- учитывать психические и физические особенности ребёнка,
- создать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы адаптации детей в детском саду и проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду.
3. Разработать рекомендации родителям по педагогической помощи в процессе адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта; количественный и качественный сопоставительный анализ результатов практической деятельности.
Апробация работы: основные результаты исследования заслушаны при предзащите ВКР кафедры ПиМДНО Кызылского педагогического института (14 марта 2010г) и в научной конференции «Катановские чтения- 2010» г. Абакане 10 апреля 2010г (сертификат), научно-практической конференции студентов ТувГУ в секции «Теория и методика дошкольного образования» (3 место).
Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных и отечественных исследователей по адаптации (Н.М. Аксарина, JI.B. Белкина, В. Теплюк Р.В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова, Н.Д.Ватутина, JI.H. Павлова, Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора).
Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для студентов обучающихся по профилю «Дошкольное воспитание» и для воспитателей детских образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОО «Хадынчыгаш» с. Баян-Тала Муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун».
Структура работы: ВКР состоит из двух частей, введения, заключения, библиографии и приложений.
При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т.д. Изменения в развитии ребенка характеризуется не только высокими темпами, но и определенной последовательностью.
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 'изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, JI.B. Белкина, В. Теплюк Р.В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова, Н.Д.Ватутина, Л.Ы. Павлова, Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, M.JI. Печора, В.А.).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОО.
На основе противоречия нами была выделена проблема исследования: какова совокупность педагогической помощи, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Цель исследования: выявить проблемы, которые возникают в период адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Объектом исследования выступает адаптация детей раннего возраста в детском саду.
Предметом исследования является педагогическая помощь родителям адаптации детей раннего возраста в детском саду.
i Гипотеза исследования. В основу данного исследования положено
предположение о том, что процесс адаптации в детском саду у детей раннего возраста будет более успешнее проходить, если:
- провести беседы и анкетирование с родителями будущих воспитанников детского сада и на ее основе составить карту нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время бесед;
- учитывать психические и физические особенности ребёнка,
- создать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы адаптации детей в детском саду и проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду.
3. Разработать рекомендации родителям по педагогической помощи в процессе адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта; количественный и качественный сопоставительный анализ результатов практической деятельности.
Апробация работы: основные результаты исследования заслушаны при предзащите ВКР кафедры ПиМДНО Кызылского педагогического института (14 марта 2010г) и в научной конференции «Катановские чтения- 2010» г. Абакане 10 апреля 2010г (сертификат), научно-практической конференции студентов ТувГУ в секции «Теория и методика дошкольного образования» (3 место).
Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных и отечественных исследователей по адаптации (Н.М. Аксарина, JI.B. Белкина, В. Теплюк Р.В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова, Н.Д.Ватутина, JI.H. Павлова, Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора).
Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для студентов обучающихся по профилю «Дошкольное воспитание» и для воспитателей детских образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОО «Хадынчыгаш» с. Баян-Тала Муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун».
Структура работы: ВКР состоит из двух частей, введения, заключения, библиографии и приложений.
Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями - все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.
Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей . раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский, Н.М. Аксарина, Л.Б. Белкина, В. Теплюк, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова др.).
Актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медико-педагогических . мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детской организации способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе ВКР доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольной организации.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и ' анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детской организации.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей помощи родителям в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение. *
Проведённое исследование призвано помочь воспитателям и психологам детских дошкольных организаций в практической работе по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Перспективным направлением может стать более углублённое исследование педагогических возможностей условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.
Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей . раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский, Н.М. Аксарина, Л.Б. Белкина, В. Теплюк, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова др.).
Актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медико-педагогических . мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детской организации способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе ВКР доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольной организации.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и ' анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детской организации.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей помощи родителям в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение. *
Проведённое исследование призвано помочь воспитателям и психологам детских дошкольных организаций в практической работе по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Перспективным направлением может стать более углублённое исследование педагогических возможностей условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Организация взаимодействия педагогов с родителями
в период адаптации детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Процесс адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



