ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей в детском саду 7
1.1. Понятие адаптации и ее основные характеристики . 7
1.2. Особенности адаптации детей в детском саду 15
1.3. Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в
детском саду 21
Вывод по первой главе 3 О
Глава 2 . Опытно - экспериментальная работа по адаптации детей
раннего возраста в детском саду ...31
2.1. Цели и задачи организации детской адаптации в детском саду 31
2.2. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации 33
2.3. Диагностический инструментарий исследования адаптации детей
раннего возраста в детском саду 33
2.4 . Характеристика адаптации детей первой младшей группы МБДОО
«Хадынчыгаш» с.Баян-Тала 41
Вывод по второй главе И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т.д. Изменения в развитии ребенка характеризуется не только высокими темпами, но и определенной последовательностью.
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 'изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, JI.B. Белкина, В. Теплюк Р.В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова, Н.Д.Ватутина, Л.Ы. Павлова, Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, M.JI. Печора, В.А.).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОО.
На основе противоречия нами была выделена проблема исследования: какова совокупность педагогической помощи, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Цель исследования: выявить проблемы, которые возникают в период адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Объектом исследования выступает адаптация детей раннего возраста в детском саду.
Предметом исследования является педагогическая помощь родителям адаптации детей раннего возраста в детском саду.
i Гипотеза исследования. В основу данного исследования положено
предположение о том, что процесс адаптации в детском саду у детей раннего возраста будет более успешнее проходить, если:
- провести беседы и анкетирование с родителями будущих воспитанников детского сада и на ее основе составить карту нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время бесед;
- учитывать психические и физические особенности ребёнка,
- создать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы адаптации детей в детском саду и проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду.
3. Разработать рекомендации родителям по педагогической помощи в процессе адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта; количественный и качественный сопоставительный анализ результатов практической деятельности.
Апробация работы: основные результаты исследования заслушаны при предзащите ВКР кафедры ПиМДНО Кызылского педагогического института (14 марта 2010г) и в научной конференции «Катановские чтения- 2010» г. Абакане 10 апреля 2010г (сертификат), научно-практической конференции студентов ТувГУ в секции «Теория и методика дошкольного образования» (3 место).
Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных и отечественных исследователей по адаптации (Н.М. Аксарина, JI.B. Белкина, В. Теплюк Р.В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова, Н.Д.Ватутина, JI.H. Павлова, Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора).
Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для студентов обучающихся по профилю «Дошкольное воспитание» и для воспитателей детских образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОО «Хадынчыгаш» с. Баян-Тала Муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун».
Структура работы: ВКР состоит из двух частей, введения, заключения, библиографии и приложений.
Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями - все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.
Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей . раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский, Н.М. Аксарина, Л.Б. Белкина, В. Теплюк, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова др.).
Актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медико-педагогических . мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детской организации способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе ВКР доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольной организации.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и ' анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детской организации.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей помощи родителям в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение. *
Проведённое исследование призвано помочь воспитателям и психологам детских дошкольных организаций в практической работе по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Перспективным направлением может стать более углублённое исследование педагогических возможностей условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. - 2007. -№ 5. - С.49 - 53; № 6 - С.46 -51.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Мед ицкдп,ПKа6. -004 с.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Вопросы психологии. - № 1, - 2000. - С. 22-29
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Глава 4. Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков. - М.: Просвещение, 1998. - 368с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель. - 2008. - 264с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998. - 270 с.
7. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2001. - 189с.
8. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, .- М.: Просвещение, 2000.
216с.
9. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой - Ямпольской и др. - М.: Медицина, 1994. - 207 с.
10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. - М, 2003. - 144 с.
11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. - М.: Аркти. - 2007. - 248с.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет, - М.: Интор, 2006. - 157с.
13. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками
в раннем возрасте. Вопросы психологии. - № 3. - 2005. - С 18-26.
14. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2008 . - 243с.
15. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально- психологитеской адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Педагогика, 1999. - С. 220.
16. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого - педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с.66 - 77.
17. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2000. - 192 с.
18. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Т., Пиаже Ж. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин. - М.: Педагогика, 1997. - 414с.
19. Костина В. Новнае подходы к ^;^^^дации. деапй Боранней /
Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - с.34 - 37.
20. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Речь. - 2008. - 164с.
21. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развлтле детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей детхадов. - М.: Просвещение, 2000. - 145с.
22. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.
23. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду //Дошкольное образование. - № 5 (77). - 2002. - С 31-45.
24. ' Морозова Е. И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11.- с.10-14.
25. - Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольнуго) возраста // Ж-л Альманах
института коррекционной педагогики РАО. - № 4. - 2008. - С. 17-26
26. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Медицина, 1994. - 316с.
27. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998. - 263 с.
28. Остроухова А. Успешная адаптация / Обруч. - № 3. - 2008. - С. 16-18.
29. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.З, кн^., - М.: Педагогика, 199).-ЗМс.
30. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М., Мозаика Синтез, 2004. - 244с.
31. Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. МГППУ. - М.: Акадения, 2007. - 189с.
32. Психологический словарь / Авт. - сост. В.Н. Копорилина, М.Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. ' Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Нейаерева. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2008. - 640 с.
33. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - № 2. - 2003. - С. 12-18.
34. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия Холдинг, 2008. - 187с.
30. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.З. - 1999. - №20. - С.74-79.
36. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: - Книголюб. - 2009. - 184с.
37. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. - Новосибирск: Институт психологии личности. - М.: Педагогика, 2006. - 296с.
38. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 1990. - 204 с.
39. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М.,
Школа-Пресс, 2005. - 162с.
40. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой - Ямпольской, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасовой - Буковой.
- М.: Академия, 2000. - 208с.
41. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3, - № 4. - С . 46 - 51.
42. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов нД: изд-во Феникс, 2009. - 450 с.
43. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение.детей дошкольного возраста - С - Петербург/Речь, 2005.
- 154с.
44. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: Педагогика, 2001.-221с.