Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование занятости населения в мегаполисе: состояние, проблемы, перспективы (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)

Работа №165155

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере г. Москва.
Проведен анализ данных за 2019-2023 годы.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы государственного регулирования занятости населения 6
1.1. Концепция и механизм государственного регулирования занятости населения 6
1.2. Государственная политика занятости населения в Российской Федерации: стратегические цели, приоритеты, методы проведения 12
1.3. Особенности и опыт регулирования занятости населения в зарубежной практике22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Особенности государственного регулирования занятости населения в городе Москве 33
2.1. Анализ структуры занятости населения в г. Москва 33
2.2. Анализ государственной политики занятости в регионе: современное состояние и развитие 44
2.3. Выявление проблем государственного регулирования занятости населения в Москве 49
Выводы по второй главе 53
Глава 3. Перспективы улучшения государственного регулирования занятости населения в городе Москве 56
3.1. Рекомендации по обновления механизма государственного регулирования занятости населения в Москве 56
3.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе проведенного анализа 61
3.3. Оценка социально-экономической эффективности разработанных рекомендаций 66
Выводы по третьей главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77

Актуальность исследования. Вопросы, связанные с трудовым правом и поиском работы, актуальны для любой страны и города. В современном мире, где бизнес активно развивается, а люди становятся более мобильными благодаря свободным рынкам, управление персоналом становится всё более сложным. В таких условиях местное законодательство и различия в нормативных актах разных городов приобретают особую важность.
В литературе, посвящённой вопросам труда и занятости, часто встречается мнение, что регулирование трудовых отношений является исключительной обязанностью государства, а соблюдение правил обеспечивается государственными органами. В последнее время дискуссии о регулировании труда и занятости часто сводятся к упрощённому представлению о государстве как о законодателе, работодателе или субъекте, способном применять принуждение. Однако для полного понимания роли государства и его регулирующей функции необходимо рассмотреть различные аспекты и участников, вовлечённых в процесс регулирования. Всё это обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать государственное регулирование занятости населения в мегаполисе, в том числе состояние и проблемы, на примере Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
 рассмотреть концепции и механизм государственного регулирования занятости населения;
 исследовать стратегические цели, приоритеты, методы проведения государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
 выявить особенности и рассмотреть опыт регулирования занятости населения в зарубежной практике;
 провести анализ структуры занятости в г. Москва;
 провести анализ государственной политики занятости в регионе, исследовать современное состояние и развитие;
 выявить проблемы государственного регулирования занятости населения в Москве;
 предложить направления обновления механизма государственного регулирования занятости населения в Москве;
 разработать рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе проведенного анализа;
 оценить социально-экономическую эффективность разработанных рекомендаций.
Объект исследования – государственное регулирование занятости населения в мегаполисе.
Предмет исследования – состояние и проблемы государственного регулирование занятости населения в г. Москва.
Теоретической базой исследования является специализированная литература отечественных и зарубежных авторов, мнения экспертов и их научные статьи, профессиональные Интернет-ресурсы, нормативно-справочные материалы, статистические ресурсы.
Методы исследования: методы структурно-функционального анализа, элементы системного и сравнительного подходов, критический анализ релевантной литературы, методы анализа и синтеза, обобщение и систематизация знаний по теме, метод классификаций, группировок.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на девять подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе проведён анализ теоретико-методологических основ государственного регулирования занятости населения. Рассмотрены концепции и механизмы государственного регулирования занятости, а также стратегические цели, приоритеты и методы государственной политики занятости в Российской Федерации. Выявлены особенности и рассмотрен опыт регулирования занятости населения в зарубежных странах.
Во второй главе проведён анализ особенностей государственного регулирования занятости населения в Москве. Исследованы структура занятости в городе и государственная политика занятости в регионе. Проанализировано современное состояние и развитие государственного регулирования занятости населения в Москве, выявлены проблемы.
В третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости населения в Москве. Определены основные направления обновления механизма регулирования занятости, разработаны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе анализа. Дана оценка социально-экономической эффективности предложенных рекомендаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование в области государственного регулирования занятости населения в мегаполисе на примере г. Москва показали следующее:
1. Механизм регулирования рынка труда в части занятости населения складывается из двух составляющих: государственного и рыночного механизмов.
2. На отечественном рынке труда наблюдается достаточно существенное влияние государственного регулирования. С 1 января 2024 года вступил в силу новый Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ.
3. За последние 30 лет существования старого закона о занятости в него было внесено более 60 изменений и дополнений. Основная причина изменений заключалась в появлении новых форм занятости (таких как самозанятость, платформенная занятость) и необходимости их легализации и регулирования. Реалии рынка труда и занятости населения уже не укладывались в формат действующего закона. Без государственного регулирования новых форм занятости невозможно осуществлять защиту прав и интересов занятых в них работников.
4. Новый закон 2023 г. «О занятости населения в РФ» в отличие от Закона 1991 года в большей степени касается информационных ресурсов службы занятости, направлен на борьбу с нелегальной занятостью, а также увеличение квоты по трудоустройству инвалидов. Федеральный закон предусматривает новое правовое регулирование отношений в сфере занятости населения с учётом современного состояния рынка труда и сложившейся к настоящему времени системы мер государственной поддержки граждан, ищущих работу. Принятый закон имеет положения о переходном периоде и полностью вступает в силу с 1 января 2025 года.
5. По мнению отдельных исследователей государственное регулирование рынке труда является избыточным, и они выступают за более свободные отношения. Предлагаемый рыночный механизм регулирования рынка занятости предполагает естественные процесс взаимодействия работника и работодателя без каких-либо регуляторных вмешательств. Однако чрезмерно свободные отношения на рынке труда могут приводить к нарушению прав работников или безработных. Компромиссным решением данной проблемы может быть создание сбалансированного соотношения государственных и рыночных механизмов регулирования занятости. В настоящее время можно утверждать, что нормативное правовое регулирование конкретных составляющих занятости в России осуществляется полномасштабно и системно.
Были проанализированы уровни безработицы в Москве и в России, количество трудоустроенных жителей столицы, динамика размеров средней номинальной зарплаты и вакантных мест в городе. Можно сделать вывод о положительной динамике развития рынка труда в Москве на 2024 год по сравнению с предыдущими периодами.
В целом наблюдается следующая картина развития рынка труда в Москве за 2024 год:
1. Уровень безработицы в г. Москва по методике МОТ значительно ниже среднего показателя по России.
2. Предлагаемые вакансии по факту не соответствуют уровню образования и квалификации претендентов.
3. Предлагаемые вакансии не соответствуют направлениям подготовки образовательных учреждений и численности выпускников.
4. Предлагаемые вакансии по факту не соответствуют ожидаемому уровню оплаты труда.
5. Существует низкий уровень доверия населения к деятельности служб занятости, в том числе в неоправданных ожиданиях качества рабочих мест. Так же молодежь не устраивает низкая заработная плата в государственных и муниципальных службах, а также отсутствие возможности для карьерного роста.
Было выявлено, что основной проблемой при реализации государственной политики в сфере занятости населения является высокий уровень безработицы среди населения в возрасте от 20 до 39 лет с высшим и средним специальным образованием. Данная ситуация объясняется несоответствием реализуемых направлений подготовки образовательных учреждений и численности выпускников реальному спросу на рынке труда.
Таким образом, отмечается крайне низкий технологический уровень развития промышленного производства и весьма высокая мобильность молодых сотрудников на региональном уровне. Необходимо повышать мотивацию работодателей к осуществлению инвестиционных вложений в направление профессионального переобучения, а также стимулировать выстраивание взаимодействия промышленного производства с образовательной системой.
Протекающий демографический кризис направляет ориентацию работодателей на поиск кандидатов в среде студентов, находящихся в процессе обучения. Наниматели должны стимулировать уровень интереса выпускников образовательных учреждений к повышению профессиональных навыков. Привлечение студентов подразумевает трансформацию функционирования подразделений кадровой службы.
Ряд других мероприятий по совершенствованию государственного регулирования занятости населения в Москве включает:
 совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере содействия занятости населения;
 повышение эффективности содействия трудоустройству безработных граждан в части реализацию мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения;
 разработки рекомендации по развитию трудовой мобильности населения и проведение регулярного мониторинга состояния и разработку прогнозных оценок рынка труда Москвы;
 совершенствование мер социальной поддержки безработных граждан, в рамках которого планируется организовать социальные выплаты безработным гражданам и провести оптимизацию критериев назначения и размеров пособия по безработице.
Внедрение предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы позволит отрегулировать государственную политику в области занятости населения в соответствии с новыми реалиями рынка труда, внедрить дополнительные инструменты защиты граждан от безработицы, тем самым увеличив их покупательную способность и благосостояние в интересах страны.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 N 565-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/ (дата обращения: 08.06.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (ред. от 20.12.2003) «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39412/#dst100011 (дата обращения: 08.06.2024).
5. Московское трехстороннее соглашение № 77-1352 от 30.12.2021 на 2022-2024 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/48199220/ (дата обращения: 08.06.2024).
6. Абасова З.У. Основополагающие направления государственного регулирования рынка труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. – №. 3 (69). – С. 5-11.
7. Архипов А.А. Государственные меры эффективного регулирования рынка труда и их перспективы // Вестник науки. – 2023. – Т. 3. – №. 6 (63). – С. 26-30.
8. Ахмедова А.Т. Развитие и направление механизмов государственного регулирования сферы услуг // The Role of Exact Sciences in the Era of Modern Development. – 2024. – Т. 2. – №. 3. – С. 8-16.
9. Багрова И. Особенности структуры занятости населения и ее влияние на развитие региона (на примере республики Карелии) // Столыпинский вестник. – 2023. – Т. 5. – №. 4. – С. 2083-2098.
10. Белкина Е.Н. Меры содействия занятости населения в Краснодарском крае // Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии. – 2023. – С. 619-622.
11. Виноградов Д.Г. Правовые аспекты регулирования занятости и трудоустройства молодежи // Вестник науки. – 2024. – Т. 3. – №. 1 (70). – С. 197-201.
12. Герсонская И.В. Государственное регулирование экономики: эволюция концепций и современные приоритеты в России // Санкт-петербургского государственного экономического университета. – 2024. – С. 54-57.
13. Дудченко Д.П., Тарасова Т.А. Теоретические аспекты социальной защиты населения // Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики. – 2023. – С. 744-747.
14. Егорова Б.С., Шапошникова Б.Д. Государственное регулирование регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Феномен права и законодательство: стратегии и методы познания. – 2023. – Т. 2. – №. 1. – С. 60-65.
15. Жилина Ю.С. Анализ и совершенствование методов государственного регулирования занятости населения в Хабаровском крае // Молодые ученые-экономике дальнего востока. – 2023. – С. 93-113.
16. Зенькова И.В. Методологический подход к занятости населения для целей устойчивого развития национальной экономической системы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2023. – №. 1. – С. 39-44.
17. Зуфарова Г.А. Проблемы занятости и их решения // Актуальная наука. – С. 11-14.
18. Иванова А.Е. Теоретическая основа государственной политики занятости // Экономические науки: актуальные вопросы теории. – 2024. – С. 7-11.
19. Калинина Е.В. К вопросу государственного регулирования института самозанятости в сфере осуществления образовательного процесса // Современные технологии управления. – 2023. – №. 4 (104). – С. 27-29.
20. Камарова Т.А. Тренды распространения нестандартных форм занятости // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2023. – Т. 21. – №. 2. – С. 30-43.
21. Ковган Э.А. Управление занятостью населения в субъекте российской федерации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2023. – С. 486-488.
22. Кожаев К.А., Григорьева И.В. Неформальная занятость и ее влияние на устойчивость территориальных экономических систем // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. – №. 3 (53). – С. 30-34.
23. Маилян А.Д., Волошина Е.И. Особенности государственной политики в сфере регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях // ББК 1 P76. – 2023. – С. 312-314.
24. Методология управления трудовыми ресурсами: монография / А.П. Егоршин; науч. ред. А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2022. – 351 с.
25. Нехайчук Д.В., Донь Н.И., Тарасенко А.М. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в регионе // Региональные особенности экономического развития в условиях цифровых трансформаций. – 2023. – С. 40-47.
26. Новикова А.С. Пути повышения занятости сельского населения // В мире научных открытий. – 2023. – С. 3341-3345.
27. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 387 с.
28. Постникова Е.М., Бессонова Е.А. Содействие занятости населения: сопутствующие риски и инструменты государственного регулирования на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – Т. 12. – №. 5. – С. 78-87.
29. Прозоровский К.А. Социальная политика как фактор регулирования занятости на рынке труда России // Путеводитель предпринимателя. – 2023. – Т. 16. – №. 3. – С. 102-107.
30. Проняева Л.И., Давыдкин И.Г. Государственное регулирование развития малого бизнеса в социальной сфере // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2024. – С. 150-155.
31. Ретинская В.Н., Мурзина И.А. Цифровые технологии в регулировании российского рынка труда // Цифровая трансформация социальных и экономических систем. – 2023. – С. 629-636.
32. Российский рынок труда через призму демографии: монография / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. – М.: ИД Высшей школы экономики, 2020. – 436 с.
33. Рынок труда отдельных отраслей экономики России: текущая ситуация и ожидаемый фокус перемен. III квартал 2023 года. – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 46 с.
34. Санина Е.Г., Бугаева Т.Н. Повышение занятости населения, как способ учучшения экономической ситуации в России // Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики. – 2023. – С. 895-897.
35. Соколов О.С. Теоретические аспекты регулирования занятости населения // Путеводитель предпринимателя. – 2023. – Т. 16. – №. 1. – С. 74-79.
36. Солодилов А.В., Зайцев А.С. Актуальные проблемы в государственном регулировании рынка труда (на примере Московской области) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. – 2024. – №. 1. – С. 112-128.
37. Таланова Н.В., Литвинова О.В., Ермушова Я.В. Роль и место государственных институтов в регулировании рынка труда на региональном уровне // Перспективные технологии и инновации в АПК в условиях цифровизации. – 2023. – С. 942-944.
38. Танющева Н.Ю., Ерденова З.Г. Государственное регулирование финансового поведения населения // Укрепление финансового суверенитета в условиях современных вызовов и угроз: от повышения уровня финансовой грамотности к обеспечению финансовой безопасности государства. – 2023. – С. 167-171.
39. Тарантин В.А., Эркин А.Ф. ГОСРЕГ: государственное регулирование общественных отношений // Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта ДИ Михайлика. – №. 4. – С. 202-215.
40. Ташпулатова Е.Р., Беляева Е.Д. Развитие механизмов государственного регулирования рынка труда в регионе // Актуальные вопросы устойчивого развития государства, общества и экономики: сборник научных статей. – 2023. – С. 186-190.
41. Токмакова П.С. Государственное регулирование занятости населения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2023. – С. 561-564.
42. Трофимова В.В. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения // Мировая наука. – 2023. – №. 10 (79). – С. 88-91.
43. Трофимова В.В. Регулирование занятости и трудовых отношений на уровне региона // Мировая наука. – 2023. – №. 10 (79). – С. 92-95.
44. Уланова О.И. Методы государственного регулирования рынка труда // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения. – 2023. – С. 213-216.
45. Хоснуллин И.Ф. Государственное регулирование рыночной экономики // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями. – 2023. – С. 597-612.
46. Чуча С.Ю. Трансформация парадигмы трудового права в постиндустриальном информационном обществе (обзор международной научно-практической конференции) // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2022. – Т. 17. – №. 2. – С. 224-240.
47. Шаталов С.Д. К вопросу о регулировании занятости населения // Путеводитель предпринимателя. – 2023. – Т. 16. – №. 1. – С. 56-60.
48. Шаталов С.Д., Карташов С.А. Регулирование занятости населения в Российской Федерации // Труд и вызовы современности. – 2023. – С. 242-245.
49. Янабаев П. Направления регулирования рынка труда // Символ науки. – 2023. – С. 46-49.
50. Asadpour A., Lobel I., van Ryzin G. Minimum earnings regulation and the stability of marketplaces // Manufacturing & Service Operations Management. – 2023. – Vol. 25. – №. 1. – P. 254-265.
51. Dix-Carneiro R. Globalization, trade imbalances, and labor market adjustment // The Quarterly Journal of Economics. – 2023. – Vol. 138. – №. 2. – P. 1109-1171.
52. Dobbelaere S. Organized Labor, Labor Market Imperfections, and Employer Wage Premia // ILR Review. – 2024. – Vol. 77. – №. 3. – P. 396-427.
53. Donovan K., Lu W.J., Schoellman T. Labor market dynamics and development // The Quarterly Journal of Economics. – 2023. – Vol. 138. – №. 4. – P. 2287-2325.
54. Hafiz H., Marinescu I. Labor market regulation and worker power // The University of Chicago Law Review. – 2023. – Vol. 90. – №. 2. – P. 469-510.
55. Johnson M.S., Lavetti K.J., Lipsitz M. The labor market effects of legal restrictions on worker mobility. – National Bureau of Economic Research, 2023. – 320 p.
56. Mahon J. Employment & Labour Laws and Regulations USA 2024. – New York: Becker, 2024. – 66 p.
57. Su C.W. Does technological innovation bring destruction or creation to the labor market? // Technology in Society. – 2022. – Vol. 68. – №. 1. – P. 17-22.
58. Занятость и безработица г. Москва на 2024 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://77.rosstat.gov.ru/folder/70759/document/199386 (дата обращения: 11.06.2024).
59. Российский рынок труда: новые реалии и перспективы [Электронный ресурс] / Лаборатория исследований рынка труда НИУ ВШЭ. – Режим доступа: https://cdn1.tenchat.ru/static/vbc-gostinder/2023-09-29/19e852cc-5e88-46b9-9ce7-0caff6474e9d.pdf (дата обращения: 11.06.2024).
60. Рынок труда в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.finam.ru/publications/item/rynok-truda-v-rossii-appetity-rabotnikov-i-rabotodateley-rastut-20241005-1945/ (дата обращения: 13.09.2024).
61. Численность и состав населения. Мосстат. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/Статистика/Официальная_статистика/Московская_область/Население (дата обращения: 11.06.2024).
62. OECD Indicators of Employment Protection // Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) [Electronic resource]. – URL: https://www.oecd.org/employment/emp/oecdindicatorsofemploymentprotection.htm (дата обращения: 11.06.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ