Введение 3
1 Теоретические аспекты цифровизации деловой прессы 7
1.1 Функциональные возможности цифровизации 7
1.1.1 Понятие и функции цифровизации 7
1.1.2 Тенденции цифровой журналистики 10
1.1.3 Основные процессы цифровизации СМИ 12
1.1.3.1 Конвергенция и мультимедиатизация 12
1.1.3.2 Кроссплатформенность 15
1.1.3.3 Трансмедийность 16
1.1.4 Форматы мультимедийной журналистики 16
1.1.5 Мультимедийные приемы 22
1.2 Деловая пресса в эпоху цифровых технологий 23
1.2.1 Функциональные характеристики деловой прессы 24
1.2.2 Типологические признаки деловой прессы 28
2 Специфика контента делового издания «Ведомости» 30
2.1 Особенности функционирования издания «Ведомости» 30
2.2 Параметры анализа особенностей современной деловой прессы 32
2.3 Жанровое разнообразие и способы визуализации данных делового
издания 34
2.3.1 Анализ онлайн-версии издания «Ведомости» 34
2.3.2 Анализ офлайн-версии издания «Ведомости» 47
2.3.3 Соотношение онлайн- и офлайн-версий издания «Ведомости» 55
Заключение 58
Список использованных источников 63
Развитие всемирной сети расширило возможности журналистики и оказало значительное влияние на традиционные средства массовой информации. Печатная пресса, радио и телевидение стали вынужденно конкурировать с новой платформой. Если одни из них не смогли выдержать конкуренции, то другие же адаптировались под запросы аудитории, перейдя в цифровое пространство.
Возможности цифрового формата позволили журналистам создавать, хранить и распространять информацию в разнообразных форматах. Благодаря мультимедийное™ контент предоставляется в текстовом, графическом звуковом форматах и видеоформате. Гипертекстуальность позволяет редакции повысить достоверность информации, а читателям — воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в разъяснении фактов. Посредством интерактивности используется двусторонний обмен информации, в котором аудитория становится полноправным участником информационного обмена.
В то же время на российском медиарынке значительно выросла роль деловых изданий, так как именно они способны предоставить качественный анализ состояния экономики государства и отдельных регионов, определить перспективы и тенденции развития отраслей и предложить варианты бизнес - решений, которые могут быть полезными и востребованными коммерческим сектором, оказывать влияние на эффективность социального развития. Важность деловой прессы для бизнес-аудитории отражают показатели цитируемости российских медиаресурсов, предоставленные информационно-аналитическим порталом «Медиалогия», где лидирующие позиции занимают деловые издания [Ларина, 2016].
За время существования деловой прессы издания претерпели значительные изменения. В условиях возрастающей конкуренции, причем не только с другими печатными СМИ, но и с радио, телевидением и бурно развивающимся интернетом, деловым изданиям приходится находить новые способы привлечения и удержания аудитории [Вырковский, 2009]. Этим обуславливается актуальность обращения к данной проблеме.
Тем не менее, эффективное развитие медиасистемы в условиях цифровизации можно рассматривать двояко: с одной стороны, благодаря возможностям информационно-коммуникационных технологий онлайн-издания являются более востребованными и соответствуют запросам аудитории. Так, по итогам первого квартала 2017 года Роскомнадзором было зарегистрировано 407 сетевых и 270 печатных изданий. Это первый случай, когда число новых сетевых СМИ превысило число бумажных [Количество зарегистрированных..., 2017]. С другой стороны, за время существования СМИ претерпели значительные изменения, в том числе и деловая пресса. В условиях возрастающей конкуренции с различными видами СМИ деловым изданиям приходится искать новые способы привлечения и удержания читателей, ориентируясь на более узкую аудиторию [Кутляева, 2020].
Научная новизна исследования определена тем, что развитие российской деловой прессы в интернет-среде происходит стремительно, ее специфика требует научного осмысления и обобщения. В данной работе на примере издания «Ведомости» выявлены особенности контента в результате перехода печатных деловых СМИ в цифровой формат.
Объектом исследования является цифровизация деловых изданий.
Предмета исследования — особенности контента онлайн- и офлайн- версий делового издания «Ведомости» в результате цифровизации.
Цель работы — изучить специфику контента делового издания «Ведомости» в результате цифровизации СМИ.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- Рассмотреть понятие и функциональные особенности цифровизации;
- Изучить основные процессы цифровизации;
- Выявить тенденции современной журналистики;
- Выделить форматы мультимедийной журналистики;
- Выявить основные характеристики современной деловой прессы;
- Выявить особенности контента онлайн-версии издания «ведомости» путем соотнесения онлайн- и офлайн-версий.
Для исследования цифровизации современной деловой прессы были выбраны материалы газеты «Ведомости», потому что это одно из самых авторитетных и старейших деловых изданий России (издается с 1999 года). В бизнес-издании широко представлена информация по экономике, финансам, корпоративным и политическим новостям. По данным исследования Mediascope, газета занимает 2 место среди самых читаемых бумажных газет России за 2020 год, количество читателей достигает 163 тыс. человек [Рейтинг самых читаемых ежедневных газет, 2021].
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: онлайн- формат издания содержит больше визуализированного и мультимедийного контента, чем офлайн-формат.
В качестве теоретический базы работы взяты исследования в области цифровизации таких ученых, как Е.Л. Вартанова, А.Г. Качкаева, Т.В. Яковлева, О.В. Смирнова, так как в работах данных исследований описан и сформулирован ряд понятий, ключевых тезисов и выводов о цифровизированной прессе. Также были проанализированы работы, посвященные характеристике деловой прессы, а именно К.В Голова, Г.С. Мельник, С. М. Виноградова, А.В. Вырковский. Для изучения характеристик интернет-изданий изучены исследования Н. С. Лосевой, Е.А. Смирновой и Л.П. Шестеркиной.
Методы исследования. В данном исследовании использовались теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве основных теоретических методов работы использованы: при сборе информации — поиск, индукция, дедукция, описание, а также синтез и анализ научных трудов по исследуемой теме. В качестве эмпирического метода применяются способы наблюдения и контент-анализ. Материалами исследования послужили публикации делового издания «Ведомости» с 1 марта по 31 марта 2021 года в количестве 1147 публикаций.
Теоретическая значимость заключается в том, что она вносит вклад в разработку исследований в области цифровизации деловой прессы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в профессиональной деятельности журналистов и при преподавании специальных дисциплин.
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список использованных источников. Первая глава посвящена изучению понятия цифровизация, а также выявлению основных тенденций интернет-журналистики. Также в первой главе рассматривается история появления и развития, функциональные особенности деловой прессы и выделяются основные характеристики современной деловой прессы. Во второй главе мы изучим основные характеристики издания «Ведомости». Помимо этого, во второй главе проводится анализ особенностей функционирования газеты «Ведомости» в цифровом формате.
Любое издание должно идти в ногу со временем и подстраиваться под современный ритм жизни. За время существования СМИ претерпели значительные изменения, в том числе и деловая пресса. В условиях возрастающей конкуренции с различными видами СМИ деловым изданиям приходится искать новые способы привлечения и удержания читателей, ориентируясь на более узкую аудиторию. Именно деловая пресса способна предоставить качественный анализ состояния экономики государства и отдельных регионов, определить перспективы и тенденции развития отраслей и предложить варианты бизнес-решений, которые могут быть полезными и востребованными коммерческим сектором, оказывать влияние на эффективность социального развития.
Перед нами стояла цель: изучить специфику контента делового издания «Ведомости» в результате цифровизации СМИ.
Для исследования цифровизации современной деловой прессы выбрано издание «Ведомости», поскольку это одно из самых авторитетных представителей деловой журналистики. Это центральная газета, выходящая в столице и распространяющаяся по всей территории страны. Также, немаловажным аспектом в исследовании является то, что «Ведомости» входят в Топ-3 самых цитируемых газет за март 2020 год.
Все поставленные задачи были решены:
Рассмотрено понятие «цифровизация». В журналистике цифровизация означает «вытеснение всего аналогового» из различных сфер общественной жизни, их «оцифровку» и, как следствие, создание специфической цифровой среды, в которой параллельно существуют медиа разных уровней, легко объединяющиеся в одно целое; в которой существует «избыточный» выбор медиаконтента с улучшенным доступом и разумными затратами (чаще всего бесплатно) для пользователя и постоянно создаются новые медиапродукты, сочетающие в себе весь спектр возможностей этой среды.
Также рассмотрены функциональные особенности цифровизации: коммуникативная, информационная, социально-ориентирующая, социально-креативная, функция канала социального участия и контроля и функция развлечения;
Изучены основные процессы цифровизации: конвергенция, мультимедиатизация, кроссплатформенность, трансмедийность. Они способствуют улучшению восприятия информации, делают ее легкоусваиваемой, а также диверсифецируют поток новостей. Более того, некоторые приемы акцентируют внимание на различные проблемы и помогают привлечь общественность к их решению;
Выявлены тенденции современной журналистики: мультимедиатизация, растущая роль визуализации данных, интерактивность, эволюция жанров и форматов, кроссплатформенность, кроссмедийность, трансмедийность, гипертекстуальность, применение мультимедийного сторителлинга, датацентричность;
Выявлены форматы мультимедийной журналистики: текстовый формат, иллюстративный формат (включает фотоформат и графический формат), видеоформат, аудиоформат.
Также выявлены мультимедийные приемы: виртуальная реальность или виар (VR) и «геймификация» (играизация), которые способствуют привлечению и удержанию аудитории;
Выявлены основные характеристики современной деловой прессы исходя из типологических признаков: экономическо-организационные, аудиторные, технологические, профессиональные, предметно-тематическая направленность, регион распространения. К второстепенным признакам можно отнести время выхода контента, формат, объем, периодичность выхода;
Выявлены особенности контента онлайн-версии издания «Ведомости» путем соотнесения онлайн- и офлайн-версий.
В онлайн- и офлайн-версиях информационный жанр превалирует над аналитическим. Информационный жанр представлен информационной заметкой, новостью и информационным интервью. Среди аналитических жанров присутствуют статья, комментарий, аналитический пресс-релиз, аналитическое интервью, журналистское расследование.
Тематика публикаций разнообразна. Среди материалов информационных жанров чаще присутствуют темы экономики, политики и финансов, что характерно для актуальной новостной повестки. В свою очередь, в аналитических жанрах материалы чаще относятся к темам экономики, общества и стиль жизни.
В информационных материалах онлайн-версии используется один мультимедийный элемент, как правило — это статичная иллюстрация или двухминутный видеообзор событий, произошедших за сутки. В аналитических материалах онлайн-версии используется 2-3 мультимедийных элемента, среди которых статичная иллюстрация, графический рисунок, интерактивная графика, фотогалерея, видеосюжет, таймлиния.
Среди мультимедийных элементов офлайн-версии используются статичная иллюстрация, фотогалерея, графический рисунок и таймлиния. В новостных материалах преимущественно используется статичная иллюстрация. В аналитических материалах максимальное количество мультимедийных элементов не превышает 5 в публикациях, среди которых статичная иллюстрация, фотогалерея, графический рисунок, таймлиния.
Более 80% заметок в онлайн-версии написано с бэкграундом (с отсылкой на информацию, которая была опубликована ранее). Большинство из них посвящено экономике и финансам, общественным проблемам, политическим отношениям в России и мире. Одним из главных отличий печатной версии от онлайн-версии является отсутствие сюжетирования.
Языковые особенности заключаются в использовании заимствованной лексики и языковой игры, персонифицированности заголовков. В отличие от сайта, в печатной версии издания используются емкие и краткие заголовки, которые не раскрывают всю суть статьи, тем самым привлекая читателей ознакомиться с материалом.
В онлайн-версии Публикации носят преимущественно негативный характер (45,7%), менее нейтральный (29,6%) и меньше всего позитивный (24,7%). Стоит отметить, что нейтральный характер чаще присутствует у информационной группы жанров, негативный и нейтральный у аналитических жанров.
Материалы печатной версии носят преимущественно нейтральный характер — 41,6%. Такие публикации как правило относятся к экономической и политической тематике. Менее материалов негативного характера — 32,4% и меньше всего позитивного характера — 24%. Нейтральный характер присутствует как в новостных материалах, так и в аналитических. Негативный чаще присущ информационным жанрам, а позитивный аналитическим.
Онлайн-издание имеет разнообразную рубрикацию на сайте: «Бизнес», «Экономика», «Финансы», «Личный счет», «Политика», «Недвижимость», «Менеджмент».
Газета состоит из двух частей. Первая часть может включать в себя рубрики: «Власть & деньги», «Комментарии», «Действующие лица», «Карьера & менеджмент», «Личный счет», «Свое дело», «Культура». Вторая часть: «Первая полоса», «Индустрия», «Энергоресурсы», «Рынки», «Финансы», «Потребительский рынок», «Технологии & коммуникации».
Сайт взаимодействует с аудиторией при помощи комментариев и возможности поделиться материалом в различных социальных сетях (Twitter, Вконтакте, Telegram, Facebook). Помимо этого, под каждым материалом есть кнопка «Обсудить» для зарегистрированных пользователей.
В отличие от онлайн версии, печатная версия не обладает множеством вариантов взаимодействия с аудиторией. Прежде всего каждая страница имеет наверху название сайта, где опубликован выпуск. На первом развороте газеты содержится информация о подписке по телефону. Также объемные статьи, опубликованные на сайте Harvard Business Review, имеют ссылку на онлайн публикацию.
Дизайн сайта повторяет дизайн печатной газеты. Интернет-версия газеты «Ведомости» имитирует газетную верстку с помощью светло-бежевого фона центральной колонки под газетную бумагу, фирменных шрифтов газеты для названий рубрик и перевода фотоизображений в черно-белый вариант.
Газета «Ведомости» имеет свой аккаунт в социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте, Telegram, Одноклассники, а также мобильное приложение «Ведомости».
Исследование может быть продолжено за счет сравнения российских и зарубежных интернет-СМИ, но в другом содержательном направлении: на примере актуального события проанализировать характер каждого из материалов, позицию издания (объективная, субъективная), наполнение, жанры, глубину освещения (рассмотреть не только сайт, но и соцсети, приложения), популярность публикаций (количество просмотров, лайков, репостов, комментариев).
1 Авдонина, Н. С. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа / Н. С. Авдонина, В. Н. Богатырева. Вестник Приамурского государственного университета. - 2020. - №2. - С. 9-18.
2 Афанасьева, А. Деловая журналистика / А. Афанасьева, М. Блинова, А. Вырковский. - Москва : Медиамир, 2012. - 728 с.
3 Баранова, Е. А. Новые формы представления контента на сайтах российских газет / Е. А. Баранова. Вестник Волжского университета. - 2016. - С. 115-119.
4 Белов, Е. Виртуальная реальность: пути развития и жанры [Электронный ресурс] / Е. Белов // tvkinoradio.ru. - 11.10.2016. - Режим доступа: https://tvkinoradio.ru/article/article9512-virtualnaya-realnost-puti-razvitiya-i-zhanri
5 Беляев, А. А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания (на материале российских СМИ) / А. А. Беляев. Вестник Московского университета. - 2008. - С. 48-32.
6 Вартанова, Е. Л. Современная структура и динамика медиасистемы / Е. Л. Вартанова. Аспект Пресс. - 2015.
7 Вартанова, Е. Л. Цифровизация медиа: коммуникация, аудитория, регулирование / Е. Л. Вартанова. МедиаТренды. - 2019.
8 Винн, М. Г. О понятии «жанр» в теории журналистики / М. Г. Винн. Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - С. 114-117.
9 Вырковский, А. В. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура / А. В. Вырковский, М. Ю. Галкина, А. В. Колесниченко. Вестник Московского университета. - 2009. - С. 51-71.
10 Газета «Ведомости» в бизнес-формате. [Электронный ресурс] //
Ведомости. - Режим доступа:
https://www.mosreklama.net/uploads/iLyzhin/smi/vedomostt/media kit vedomostLpdf.
11 Герасюкова, М. Камеры с повышенным градусом [Электронный ресурс] / М. Герасюкова // Газета.ги. - 29.11.2016. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tech/2016/11/29/10384763/360 degree.shtml#page1.
12 Голикова, Л. Б. Система деловых журналов в России: особенности становления, функционирования и развития :дис. ... канд.филол. наук: 10.01.10 / Голикова Лидия Борисовна. - Москва, 2009. - 221 с.
13 Грабельников, А. А. Виды деловой прессы России / А. А. Грабельников // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - 1999. - №1. - С. 30-48.
14 Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. - Москва: Наука, 1984. - 232 с.
15 Еременко, А. В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Еременко Артем Владимирович. - Ростов-на-Дону, 2006. - 28 с.
16 Зверева, Е. А. Бумажная пресса в условиях цифровизации медиасистемы / Е. А. Зверева // Журналистика-2019: состояние, проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2019. - С. 137-141.
17 Качкаева, А. Г. Мультимедийная журналистика / А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.
18 Корконосенко, С. Г. Журналистика сетевых СМИ: смена исследовательских парадигм или продолжение традиций? / С. Г. Корконосенко // Ученые записки ЗабГГПУ. Сер.: Филология, история, востоковедение. - 2012. - №2. - С. 234-239.
19 Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / Г.В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 304 с.
20 Кулев, В. С. Деловая пресса России / В. С. Кулев // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2001. - №5.- С. 15-16.
21 Кутляева, Р. Г. Цифровизация современной деловой прессы в Самаре / Р. Г. Кутляева // Вестник магистратуры. - 2020. -№6(105). - С. 25-28.
22 Ларина, А. В. Особенности современного состояния деловой прессы: деловые издания в интернете / А. В. Ларина. [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - №1. - Режим доступа: http ://human. snauka.ru/2016/01/13163
23 Лащук, О. Р. Термин «формат» в массовой коммуникации / О. Р. Лащук // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - №6. - С. 38-42.
24 Лосева, Н. Г. Конвергенция и жанры мультимедиа / Н. Г. Лосева // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные : учебник // С. -Петерб. гос. ун-т, высш. шк. журн. и мае. коммуникаций. - Москва, 2010. - С. 129-135.
25 Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - Москва : Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2005. - 87 с.
26 Мельник, Г. С. Деловая журналистика: учебное пособие / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 304 с.
27 Мурзин, Д. А. Очерк типологии деловой прессы / Д. А. Мурзин // Вестн. МГУ. Сер. 6. Журналистика. - 2019. - №2. - С. 104-120.
28 Носов, Н.А. Основные положения виртуалистики / Н.А. Носов // Манифест виртуалистики. - Москва : Путь, 2001. - 17 с.
29 Сарасов, Е. А. Интернет как инструмент в работе журналиста / Е. А. Сарасов // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2012. - Т.1, №9. - С. 13¬15.
30 Сергачев, В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития : дис, ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Сергачев Владимир Яковлевич. - Москва, 2000. - С. 124-155.
31 Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики: учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. Аспект Пресс. - 2002.
32 Суворова, А. Ю. Новые медиа: к вопросу о категориально- понятийном аппарате / А. Ю. Суворова // Культура и цивилизация. - 2017. - Т.7, №4. - С. 735-745.
33 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 310 с.
34 Тищенко, В. Н. Деловая журналистика: типология и видовые признаки / В. Н. Тищенко // Вестник РГГУ. Сер. 2: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2014. - №12(134). - С. 137-145.
35 Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой
трансформации [Электронный ресурс] : Цифровые копии документов из фонда Фундаментальной библиотеки БГУ // Электронная библиотека БГУИР. - Режим доступа: https://library.bsuir.by/ru/tolkovyy-slovar-terminov-i-ponyatiy-po-
voprosam-tsifrovoy-transformatsii
36 Толстунова, М. А. Актуальные проблемы современности и журналистика: учебно-методический комплекс / М. А. Толстунова. - Нижний Новгород : Нижегородский университет, 2010. - 34 с.
37 Феткуллина, Г. А. Мультимедиатизация СМИ в начале XXI в. / Г. А. Феткуллина // Вестник РГГУ. Сер. 2: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2013. - №12. - С. 179-185.
38 Фомичева, И. Д. Социология Интернет-СМИ / И. Д. Фомичева. - Москва : Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2005. - 79 с.
39 Шестеркина, Л. П. Универсальная журналистика: учебник для вузов / Л. П. Шестеркина. Аспект Пресс. - 2016. - 480 с.
40 Юферева, А. С. Взаимодействие средств массовой информации с аудиторией в условиях конвергенции: взгляд профессиональных журналистов (по результатам социологического исследования) / А. С. Юферева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - №4 (180). - С. 53-58.
41 Seaborn, K. Gamification in theory and action: A survey / K. Searbon, D.I. Fels // International Journal of Human-Computer Studies. - 2014. - C.10 URL: https://www.researchgate.net/publication/266398023 Gamification in theory and action A survey
42 Van Dijk T. The Mass Media Today: Discourses of Dominayion or Diversity? / Van Dijk, T // - 2015.
URL:http://www.discourses.org/OldArticles/The%20mass%20media%20today.pdf