Объект исследования - Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Правобережного района города Магнитогорска Челябинской области.
Проведен анализ экономических показателей за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…6
1.1 Понятие, особенности правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и их классификация ………….……………..…. 6
1.2 Нормативное регулирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений12
1.3 Методические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях……………………………….16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУ «КЦСОН» ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА ………………………..….……28
2.1 Организационно – экономическая характеристика МУ «КЦСОН»...……28
2.2 Анализ объема оказанных социальных услуг МУ «КЦСОН»…..………..36
2.3 Анализ финансового состояния МУ «КЦСОН»...42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУ «КЦСОН» ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА ….51
3.1 Мероприятия по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности …51
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ... 65
ПРИЛОЖЕНИЯ .... 69
Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности государственного (муниципального) учреждения, в его управлении, в укреплении его финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению планов финансово-хозяйственной деятельности, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов для повышения эффективности деятельности организаций.
Анализ финансовых показателей позволяет руководству оценивать текущее состояние организации, выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования, и на их основании принимать правильные управленческие решения.
Важно отметить, что анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации имеет свои особенности. Бюджетные организации отличаются особым характером деятельности и учета финансовых операций. В связи с этим, для проведения анализа необходимы специальные знания и методики.
Осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности важно не только для руководителей, но и для всех участников бюджетного процесса. Анализ финансовых показателей позволяет выявить слабые места в работе организации, определить причины возникновения проблем и найти способы их решения. Это помогает повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить достижение поставленных целей.
Однако, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности само по себе недостаточно. Необходимо разработать и внедрить пути совершенствования этой деятельности. Введение новых методик управления финансами, повышение квалификации сотрудников, оптимизация бюджетного процесса – всё это может значительно улучшить эффективность работы бюджетной организации.
Актуальность исследования в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности заключается в том, чтобы своевременно выявить и устранить недостатки текущего состояния предприятия, разработать тактику и стратегию его функционирования, определить резервы для улучшения его финансового состояния и повышения эффективности.
Объектом исследования является деятельность Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Правобережного района г. Магнитогорск Челябинской области (далее – МУ «КЦСОН»).
Предметом исследования является анализ и пути совершенствования финансово-хозяйственной деятельности МУ «КЦСОН».
Целью исследования является оценка состояния финансово-хозяйственной деятельности учреждения и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения;
2. проанализировать и дать оценку системе показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность государственного (муниципального) учреждения;
3. разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Информационную базу исследования составляют источники, на которых строится работа:
законодательные акты и нормативные документы;
научные источники (монографическая и учебная литература; материалы семинаров и конференций);
периодическая печать и электронные ресурсы;
финансовая (бухгалтерская) отчетность, управленческая документация, а также учредительные и другие локальные нормативные документы.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, использовались в процессе поиска и обработки теоретического материала. Практическая часть основывалась на приемах сопоставления показателей, текущего и предшествующего периодов, с целью выявления их изменения, а также на методе горизонтального и вертикального анализа.
Финансово-хозяйственный анализ играет важную роль в деятельности бюджетного учреждения, так как он позволяет оценить эффективность использования финансовых ресурсов, выявить возможные проблемные моменты и разработать меры по их устранению.
Анализ финансовых показателей также позволяет определить финансовую устойчивость учреждения. Это важно для обеспечения устойчивого функционирования учреждения и достижения его целей.
Важной задачей финансово-хозяйственного анализа в бюджетном учреждении является также контроль за расходованием бюджетных средств. Анализ позволяет выявить нецелевые расходы, неэффективное использование средств, а также проблемы в управлении финансами. Это помогает улучшить уровень контроля за финансовыми операциями, снизить вероятность финансовых нарушений и минимизировать риски для бюджетного учреждения.
Наконец, финансово-хозяйственный анализ позволяет выявить потенциал для улучшения финансовых результатов учреждения. Путем изучения финансовых показателей и анализа финансовых операций можно найти области, в которых возможно повышение эффективности использования ресурсов, сокращение издержек, увеличение доходов и улучшение управления финансами. Это помогает оптимизировать работу учреждения и повысить качество оказываемых услуг.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривались теоретические аспекты финансово-хозяйственной деятельности в государственном (муниципальном) учреждении.
Изучены особенности правового статуса и вопросы нормативного регулирования деятельности государственного (муниципального) учреждения. Определена цель, задачи, объект и предмет финансово-хозяйственного анализа. Рассмотрены основные методические аспекты проведения финансового анализа деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Изученный теоретический материал позволяет нам сделать выводы о важности финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления учреждением, который сложно переоценить. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственного (муниципального) учреждения целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом.
Во второй главе данной работы был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности МУ «КЦСОН». На основании проведённого анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также с учётом специфики финансовой деятельности муниципального учреждения социальной защиты, можно сформулировать следующие выводы:
финансовое положение МУ «КЦСОН» за 2021-2023 гг. можно охарактеризовать как стабильное (даже с учётом того, что деятельность учреждения убыточна), но при этом финансовая стабильность обеспечивается исключительно целевыми бюджетами поступлениями;
доходы учреждения стабильно растут, в основном за счет субсидий из бюджета, а также за счёт увеличения числа оказанных социальных услуг населению;
расходы учреждения также растут, но более медленными темпами, чем доходы;
финансовый результат учреждения отрицательный (чистый убыток) на протяжении всего рассматриваемого периода, но имеет тенденцию к росту;
дебиторская и кредиторская задолженность учреждения находятся на приемлемом уровне;
ликвидность учреждения достаточна для обеспечения его текущей деятельности;
рентабельность учреждения низкая и отрицательная, но тем не менее она соответствует среднему уровню для учреждений социальной защиты населения.
В целях совершенствования финансово-хозяйственной деятельности МУ «КЦСОН», в 3 главе выпускной квалификационной работы предлагается провести ряд мероприятий:
1. Сокращение расходов учреждения без существенного негативного влияния на результаты своей деятельности. Мероприятие предполагает проведение аудита текущих расходов с целью выявления возможных областей для сокращения или оптимизации, а также включает пересмотр контрактов с поставщиками, анализ затрат на энергию и предложения по повышению энергоэффективности.
2. Расширение спектра услуг. Предлагается привлечь больше получателей услуг и, следовательно, увеличить доходы от предоставления услуг. В качестве возможного варианта было предложено оказание услуг на коммерческой основе такой категории как гражданам, проходившим воинскую службу в качестве военнослужащих, участникам специальной военной операции (СВО), в том числе добровольцам и прочим категориям граждан, не являющиеся военнослужащими, а также членам семей военнослужащих, погибших или пострадавших в ходе СВО.
3. Поиск дополнительного финансирования. В ходе изучения было предложено исследовать возможности получения дополнительного финансирования, такие как спонсорство, гранты или партнерства с частным сектором. Эта мера поможет учреждению расширить свои услуги и улучшить качество предоставляемых услуг.
Для каждого мероприятия проведена оценка экономической эффективности, а полученные выводы свидетельствует о совершенствовании финансово-хозяйственной деятельности МУ «КЦСОН».
Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать процесс финансово-хозяйственной деятельности МУ «КЦСОН», получить дополнительные внебюджетные источники финансирования и повысить качество оказываемых услуг. Что, несомненно, актуально сейчас во время усложнившейся ситуации с бюджетным финансированием государственных бюджетных учреждений.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Гросс-Медиа, 2023 – 224 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452);
6. Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
7. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
8. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н);
9. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 183н);
10. Абрамова М.В. Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере: сборник Межвузовской конференции научных работ. – Москва: Научный консультант, 2021;
11. Беляцкая Т.Н. Экономика организации: Учеб. пособие. – Минск: РИПО, 2022;
12. Бухгалтерский финансовый учет: методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика». – Краснодар: Ай Пи Эр Медиа, 2021;
13. Васильева М.Б., Зандеева Н.Д. Особенности формирования бюджетной отчетности // Вопросы науки и образования. – 2021. - №5 – С. 2-3;
14. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега–Л, 2022;
15. Каурова О.В., Заернюк В.М., Малолетко А.Н. Экономика предприятия. – М.: Русайнс, 2020;
16. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: МУПК – 2023;
17. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2021;
18. Магомедова А.А., Магомедова П.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. пособие –– Махачкала: ДГИНХ, 2021;
19. Макеева О.С., Штефан М.А. Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций: понятие, классификация, особенности формирования и использования // Международный бухгалтерский учет. – 2021.- № 35. С. 43-59;
20. Методическое пособие по курсу: Экономика, бюджетирование, бухгалтерский (бюджетный) учет и контроль. – Пенза: Учебный центр ООО «Академия бизнеса», 2022;
21. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2019;
22. Мизиковский Е.А., Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учеб. пособие. – М.: Магистр, 2022.
23. Наконечная С.А. Модели бюджетного финансирования. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021;
24. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА, 2021;
25. Сарычева А.А. Анализ финансирования деятельности бюджетных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. - №2. - С. 285-288;
26. Сафонов А.А. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021;
27. Свиридова Н.В., Акимов А.А., Зайцева Л.П. Проблемы анализа финансовой устойчивости бюджетных и автономных учреждений // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2021. - №4. - С. 2-4;
28. Федорова О.А. Давыдова Л.В., Скорлупина Ю.О. Финансы бюджетных учреждений: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2022;
29. Хомичевская В.Н. 1С: Бухгалтерия 8.0: Бухгалтеру от бухгалтера. – СПб.: БХВ-Сенкт-Петербург, 2021 г;
30. https://kcson-prav.ru/ Сайт МУ «КЦСОН» Правобережного района г. Магнитогорск Челябинской области;
31. https://bus.gov.ru/agency/75336/plans Сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях;
32. https://studbooks.net/ Студенческая библиотека онлайн;
33. https://www.grandars.ru/ Энциклопедия экономиста.