Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №165121

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы161
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения аутоагрессивного поведения подростков,
возможности его диагностики и профилактики 9
1.1 Анализ понятия «аутоагрессивное поведение» в психологопедагогическом контексте 9
1.2 Причины формирования аутоагрессивного поведения в подростковом
возрасте 13
1.3 Возможности профилактики аутоагрессивного поведения подростков... 25
2 Экспериментальное исследование аутоагрессивного поведения подростков. 32
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов первичного
исследования 32
2.2 Программа театрального кружка «Творческая мастерская»,
направленного на профилактику аутоагрессивного поведения подростков 45
2.3 Анализ результатов повторного исследования. Оценка эффективности
профилактических мероприятий 49
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А Классификация деструктивного поведения по отношению к
социальным объектам 71
Приложение Б Сравнительный анализ форм деструктивного поведения 72
Приложение В Результаты первичной диагностики аутоагрессивного поведения подростков 73
Приложение Г Тематический план театрального кружка «Творческая мастерская» 76
Приложение Д Результаты повторной диагностики аутоагрессивного поведения подростков 78


Актуальность выпускной квалификационной работы предопределена рядом обстоятельств. Для современной России характерны социальноэкономические изменения, которые оказали воздействие на самые разные социальные взаимодействия, причем в большинстве своем, негативное. Воздействие неблагоприятных факторов на личность способствует возникновению различного рода деформаций и росту социальных отклонений, одним из которых выступает отклоняющееся поведение.
Одной из форм отклоняющегося поведения является аутоагрессивное поведение, характеризующееся враждебными действиями, направленными на себя. Аутоагрессия выражается в суицидальном поведении, направленном на лишение себя жизни, в нанесении себе повреждений без цели лишения себя жизни, а также в действиях, ведущих к физическому и психическому самоуничтожению и саморазрушению.
В современных условиях аутоагрессия подростков происходит на фоне нескольких факторов - это и неприятие самого себя как личности в условиях параллельной реальности социальных сетей, и неприятие ситуации в стране и мире, вызванной неоднозначной политической ситуацией России в мире, и классическая психологическая социализация подростка, которая и в обычных условиях часто сопровождается самоуничижительными настроениями ребенка. В условиях столь стремительно меняющейся реальности подросток зачастую не может найти себя в мире, свое место, в связи с чем ему становится казаться, что проблема именно в нем, в его недостатках, в его несоответствии некоему идеалу успешного подростка, смоделированному социальными сетями.
Если в советской системе воспитания подростков ребенок был преимущественно занят, то в настоящее время системный подход в воспитании ребенка отсутствует, все дополнительные досуговые занятия являются добровольными, платными и полностью зависящими от решения и заботы родителей. В связи с этим многие дети не заняты, не организованы, они остались без комплексного направляющего профессионального воздействия, по сути, предоставлены сами себе. Кроме этого, современная неблагоприятная политическая, культурная, социально-экономическая обстановка в стране и мире отрицательным образом сказываются на подрастающем поколении, с каждым годом «молодеет» алкоголизация населения, среди подростков стало популярным употребление различных психоактивных веществ.
Все перечисленные факторы являются системообразующими на пути возникновения аутоагрессивного поведения, которое разрушительным образом воздействует на человеческую психику, особенно на детскую и подростковую, находящуюся в нестабильном состоянии и без внешнего воздействия.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Стратегия) одной из задач предусматривает повышение уровня эффективности профессионального комплексного воздействия на подростков в целях правильного интегрирования их в социальную среду и решения социальных образовательных и воспитательных задач. Формирование психологического здоровья молодого поколения также входит в сферу стратегических интересов государства.
Сказанное обусловливает необходимость своевременного выявления, профилактики и коррекции аутоагрессивного поведения подростков, создания условий, обеспечивающих своевременное выявление типичных проявлений аутоагрессии. Изложенное подчеркивает актуальность темы работы, обусловливает ее теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: изучение аутоагрессивного поведения у подростков и его профилактика.
Объект исследования: аутоагрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика аутоагрессивного поведения у подростков.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что аутоагрессивное поведение - это осознанные или неосознанные действия, направленные на нанесение какого- либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью.
Причины развития аутоагрессивного поведения у подростков различны: наследственная предрасположенность, акцентуации характера и психопатии, психосоциальные факторы (деформации в системе воспитания родителями, негативное влияние ближайшего окружения, социальные установки и стереотипы), негативное влияние сверстников, физиологические и психологические особенности, свойственные молодым людям, потребность в новых ощущениях. Последствиями аутоагрессивного поведения подростков являются: наступление психопатологических расстройств, нарушение
интеллекта и психики, проблемы в обучении, попадание в неблагоприятную социальную среду, возникновение деструктивного поведения, нарушение деятельности всех органов и систем, наступление различных заболеваний, летальные исходы.
В практике психолого-педагогического сопровождения используются следующие формы: создаются клубы по месту жительства, кружки и секции различной направленности, организуются досуговые мероприятия (культурноразвлекательные, познавательные, спортивные), проводятся семинары- практикумы и консультационные беседы, инициируется проектная деятельность, организуются тренинговые программы.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на исследование аутоагрессивного поведения подростов. Исследование проводилось на базе МБОУ КГКУ «Красноярский детский дом № 2 им.
И.А. Пономарёва». Выборка представлена 20 учащимися 7-9 классов в возрасте 13-15 лет.
Результаты методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел) показали, что 6 (30 %) подростков не склонны к делинквентному поведению, 8 (40 %) опрошенных продемонстрировали
предрасположенность к делинквентному поведению, у 6 (30 %) подростков диагностирована склонность к делинквентному поведению. Результаты методики «Опросник суицидального риска» (модификация - Т.Н. Разуваевой) показали, что у 4 (20 %) подростков преобладает низкий уровень суицидального риска, для 10 (50 %) подростков характерен средний уровень суицидального риска, у 6 (30 %) подростков выявлен высокий уровень суицидального риска.
На основании полученных данных первичной диагностики аутоагрессивного поведения подростов выделены экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли 6 подростков, у которых диагностирован высокий уровень склонности к аутоагрессивному поведению и 4 подростка со средним уровнем. В контрольную группу вошли 5 подростков, у которых диагностирован низкий уровень склонности к аутоагрессивному поведению и 5 подростков со средним уровнем.
Для организации профилактики аутоагрессивного поведения подростков организован театральный кружок «Творческая мастерская», цель которого - профилактика аутоагрессивного поведения подростков посредством привлечения их в занятия театральной деятельностью. Длительность одного занятия с группой варьируется от 60 до 120 минут в зависимости от содержания работы. Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Подростки приняли участие в показах спектаклей педагогов, родителей и обучающихся школы, для сотрудников и получателей социальных услуг Центра социальной защиты. Свои спектакли: «Теремок на новый лад», «12 месяцев», «Злой, добрый, гадкий» подростки показывали в Доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Анализируя результаты повторной диагностики по методике «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел) у подростков экспериментальной группы, мы отмечаем, что при повторной диагностике на 30% снизилось число подростков с высоким уровнем склонности к делинквентному поведению, на 10% снизилось число подростков со средним уровнем, на 40% возросло число подростков с низким уровнем склонности к делинквентному поведению.
...


1. Антохина, Р. И. Эмоциональные схемы, неблагоприятный детский опыт и процесс принятия решения у подростков с аутоагрессивным поведением / Р. И. Антохина, А. В. Васильева, Е. Ю. Антохин // Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению : сборник тезисов. - Санкт-Петербург : Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, 2021. - С. 821-823.
2. Богинская, Л. В. Агрессивное и аутоагрессивное поведение подростков с девиантным поведением / Л. В. Богинская // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2019. - № 1. - С. 37-42.
3. Велиева, С. В. Стиль межличностных отношений и аутоагрессивные
тенденции у обучающихся с риском развития аддиктивных форм поведения / С. В. Велиева, П. И. Антонов // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. - Чебоксары : Чувашский
государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. - С. 91-94.
4. Воронова, А. А. Изучение проблемы аутоагрессивного поведения в отечественной психологии / А. А. Воронова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск,
1. - С. 203-205.
5. Гребенникова, Ю. Л. Аутоагрессивное поведение подростка как психологический маркер неблагополучной семьи / Ю. Л. Гребенникова // New century science : problems and new approaches: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. - С. 21-25.
6. Григорьева, А. А. Влияние употребления табака на аутоагрессивное поведение подростков / А. А. Григорьева, А. А. Гавриченкова, С. С. Селезнева // Психиатрическая наука в истории и перспективе : материалы юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Научного центра психического здоровья / Научный центр психического здоровья. - Москва, 2019. - С. 87-88.
7. Григорьева, А. А. Особенности аутоагрессивного поведения у девочек подросткового возраста / А. А. Григорьева // Женское психическое здоровье: междисциплинарный статус : материалы Всероссийского научно-практического конгресса с международным участием, посвященного 100-летию кафедры психиатрии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, бывшего Женского медицинского института. - Санкт-Петербург : ООО «Альта Астра», 2018. - С. 53-55.
8. Григорьева, А. А. Персонифицированный подход в превенции аутоагрессивного поведения подростков / А. А. Григорьева // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие. - 2020. - Т. 8, № 2 (29). - С. 149-159.
9. Гюгенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости / А. Гюгенбюль. - Москва : Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2021. - 232 с.
10. Дорофеева, Р. Д. Дисгармоничные отношения в семье как причина аутоагрессивного (девиантного) поведения ребенка в условиях коррекционной модели обучения / Р. Д. Дорофеева // Образование: традиции и инновации. -
1. - № 3(27). - С. 18-23.
11. Дючкова, А. С. Суицид в рамках аутоагрессивного поведения /
А. С. Дючкова // Проблемы клинической психиатрии и наркологии в XXI веке : материалы научно-практической конференции /Тульский государственный университет. - Тула, 2018. - С. 149-152.
12. Закондырина, В. А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Закондырина Вера Александровна ; Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. - Москва, 2019. - 26 с.
13. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2008. - 288 с.
14. Ивакина, А. М. Аутоагрессивное поведение подростков / А. М. Ивакина // Студенческий. - 2021. - № 2-3(130). - С. 38-39.
15. Исагулова, Е. Ю. Прогностические факторы попыток самоубийства
у подростков с мыслями о суициде и аутоагрессивном поведении /
Е. Ю. Исагулова, А. Н. Алехин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - № 4. - С. 61-68.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ