Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХИЩНЫХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в
контексте формирования представлений о хищных животных 8
1.2. Хищные животные как объект изучения у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Наглядные методы опора для формирования представлений о хищных животных у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХИЩНЫХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня сформированное представлений о хищных
животных у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Работа по совершенствованию формированию представлений о
хищных животных у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Выявление эффективности использования непосредственной
образовательной деятельности с использованием наглядности в формировании представлений о хищных, млекопитающих у детей старшего дошкольного возраста 48
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Библиография 54
Актуальность темы исследования. Млекопитающие (или звери) — о единственные животные, которые кормят новорожденных детенышей молоком и живые существа, у которых есть шерсть. В холодное время года шерсть защищает организм животного от охлаждения, а в жаркое — от перегрева. Общие прогрессивные черты строения, физиологии, поведения обеспечили распространение млекопитающих по всему свету.
Млекопитающие приспособились к жизни в наземной, почвенной, водной и воздушной среде обитания. Любое живое существо, в том числе и млекопитающие, энергию для существования получает через пищу из среды обитания. В среде обитания живые существа связаны между собой в цепи питания. Например, в лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина-заяц- волк. Цепь питания начинается с растений. Это первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — хищные животные [30, с. 124].
Млекопитающие, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными (корова, коза, лошадь). Те, млекопитающие, которые едят других животных, называют хищниками (кошка, собака, волк). Существуют и всеядные млекопитающие, которые едят и растительную и животную пищу (свиньи, бурый медведь).
Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Уничтожая заболевших животных, хищники оказывают оздоравливающее влияние на популяции жертв. Этим они препятствуют распространению массовых заболеваний — эпизоотий, являясь санитарами в природе.
Охотники знают, что, если в кедровом лесу выдался урожай шишек, то будет и много белок, которые питаются шишками. Многочисленность белок приведет и увеличению хищников, которые ловят белок. Ученые убеждены, когда в лесу увеличиваются насекомые листоеды, короеды, то обилие пищи способствуют увеличению численности насекомоядных ежей, кротов. Если на полях выдался урожай пшеницы, то численность сусликов и мышей увеличивается, которые уничтожают урожай пшеницы, тогда наблюдается и обилие лисиц, которые едят сусликов и мышей. Хищники оказались в природе регуляторами численности травоядных животных.
В целом, млекопитающие имеют огромное значение для человека. Одомашнивание лошади и крупного рогатого скота обеспечило длительное процветание человеческого общества. Животноводство и охотничье- промысловое хозяйство — важнейшие отрасли современного хозяйства, обеспечивающие человечество белковыми продуктами. Для получения пушнины используют около 50 видов млекопитающих. В связи с увеличением численности населения Земли каждым годом потребности человечества к млекопитающим увеличивается. Процессы приспособления диких млекопитающих к условиям одомашнивания, наряду с созданием новых пород животных продолжается. Совершенствуется акклиматизация и методы мониторинга и охраны млекопитающих [12, с. 201].
Оказывается, человек не только природным происхождением связан с млекопитающими, а вся жизнь человека неразрывно связана с ними. Знание потребности млекопитающих к условиям жизни, последовательности циклов их годичной жизни в разных местах экосистемах земного шара необходимо для всего человечества [12, с. 98].
Млекопитающие являются объектами живой природы дошкольного образования. Хищные млекопитающие осторожны, мало доступны, что усложняло ознакомление детей. Было время, когда детям дошкольного возраста не освещали млекопитающих хищников, ограничиваясь хищными птицами. Однако, важность восстановления звероводческих ферм, адаптация диких зверей к одомашниванию, восстановление численности редких и исчезающих млекопитающих, расширение зоопарков, изменили отношение дошкольной педагогики к хищным млекопитающим. Создание наглядного материала и технических средств, включая компьютера и телевизора, педагогам и методистам дошкольного образования дали возможность сделать материал о хищных млекопитающих доступным для детского возраста [16, с. 52-56].
Таким образом, формирование представлений о хищных млекопитающих не только включено в программу дошкольного образования, и прописано, если не ознакомить детей с этой группой животных, то ознакомление детей с любым природным сообществом будет неполным, без указания роли хищных млекопитающих [7, с. 61].
Констатируя выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранная нами тема для исследования является особо актуальной.
Проблема исследования каковы педагогические условия эффективного формирования представлений о хищных животных у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: определить педагогическое условие для эффективного формирования представлений о хищных животных у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: процесс формирования представлений о хищных животных у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о хищных животных у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка пробных занятий непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование представлений о хищных животных и апробировать в группе детей старшего дошкольного возраста..
4. Определить эффективность непосредственной образовательной деятельности в формировании представлений о хищных животных у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования:
в настоящей работе формирование представлений о хищных животных (на примере млекопитающих) рассматривается на основе использования наглядного метода при ознакомлении детей с миром природы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования. Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при написании курсовой и выпускной квалификационной работ [34, с. 298].
Организация исследования: Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад «Хунчугеш» с. Мугур-Аксы муниципального района Республики Тыва «Монгун-Тайгинский кожуун».
Объем и структура работы выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка пятидесяти одного наименования и четырех приложений.
Хищные звери играют важную роль в природных экосистемах: они охотятся на насекомоядных и растительноядных птиц и млекопитающих, поедают амфибий и рептилий. Уничтожая заболевших животных, хищники оказывают оздоравливающее влияние на популяции жертв. Этим они препятствуют распространению массовых заболеваний — эпизоотий, выполняя роль санитаров природы. Хищные звери непосредственные участники в цепи питания любого природного сообщества. Хищные звери регуляторы численности растительноядных вредителей. Хищная кошка стала полноправным членом семьи, а собака — верным другом человека.
Таким образом, настоящая работа выполнена по актуальной теме.
Доступными для детей дошкольного возраста ознакомление с хищными млекопитающими могут сделать использование наглядного метода. В силу любознательности у детей старшего дошкольного возраста можно формировать представление о хищных млекопитающих с использованием наглядного метода, что и нами поэтапно целенаправленно использовано и в итоге подтверждена гипотеза: если использовать целенаправленно наглядный метод при ознакомлении детей с миром природы, то можно успешно формировать представления о хищных животных (на примере млекопитающих) у детей старшего дошкольного возраста.