Развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в педагогической мастерской по русскому языку
|
Введение 3
1 Теоретические основы разработки мастерской по моделированию в
предмете «русский язык» для обучающихся третьих классов 7
1.1 Основы технологии учебного моделирования в современной теории и
практике 7
1.2 Технология педагогических мастерских, принципы и этапы
построения 19
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся третьих классов,
связанные с развитием действия моделирования и теоретического (аналитического) мышления 26
2 Обоснования, разработка и апробация мастерской по моделированию в
русском языке для обучающихся третьих классов 31
2.1 Методы и организация исследования 31
2.2 Результаты исследования 37
2.3 Содержание и структура методической разработки 48
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение А-Д
1 Теоретические основы разработки мастерской по моделированию в
предмете «русский язык» для обучающихся третьих классов 7
1.1 Основы технологии учебного моделирования в современной теории и
практике 7
1.2 Технология педагогических мастерских, принципы и этапы
построения 19
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся третьих классов,
связанные с развитием действия моделирования и теоретического (аналитического) мышления 26
2 Обоснования, разработка и апробация мастерской по моделированию в
русском языке для обучающихся третьих классов 31
2.1 Методы и организация исследования 31
2.2 Результаты исследования 37
2.3 Содержание и структура методической разработки 48
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение А-Д
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) министерства образования и науки РФ [24], внёс изменения в содержании образовательных практик. ФГОС НОО установил требования к результатам обучающихся, осваивавшим основную образовательную программу начального общего образования, личностные, метапредметные и предметные.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (далее - УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями и составляют основу умения учиться, и овладевать межпредметными понятиями [42].
Формирование метапредметных результатов предполагается не только в урочной деятельности, но и во внеурочное время.
Ключевым звеном ФГОС НОО являются УУД, которые объединяют в себе понятия «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д., что определяет деятельностный подход, как основной.
Современный деятельностный подход в начальном общем образовании, призван обеспечивать подготовку обучающихся к реальной жизни, к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач.
Ключевым критерием деятельностного подхода становится не столько эффективность самой учебной деятельности, сколько повышение уровня развития школьников, где на первый план выходит становление и развитие личности ученика в ее индивидуальности и уникальности.
Перед начальной школой стоят задачи развития личности, которая способна в последующем самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Познание окружающего мира, умение работать с информацией относятся к познавательным УУД, способствующим ориентации в потоке информации, умению ее перерабатывать, анализировать, осмысливать, контролировать свою деятельность, решать проблемы.
ФГОС НОО [42] обозначает одним из значимых метапредметным познавательным результатом использование знаково-символических средств и определяет результат, связанный с действиями моделирования такой, как: «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» над формированием которого педагог может работать в урочной и внеурочной деятельности.
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрим это познавательное УУД, которое направленно на развитие умения работать с текстовой, графической и другой информацией из разных источников. Эти действия ученик сможет применить на любом уроке.
Необходимость освоения современными обучающимися системы социально принятых знаков и символов, как части современной культуры, является необходимых условием не только самого образовательного процесса, но и для последующей социализации обучающихся в виде умения устанавливать взаимосвязь между реальностью и миром символов. Использование знаков в процессе обучения позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде и наиболее точно демонстрирует различные отношения.
Согласно представлениям психологов, у первоклассников , преобладает наглядно-образное мышление. Они не умеют осознано оперировать такими мыслительными процессами, как синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, что свойственно логическому мышлению.
Следовательно, чтобы начался процесс развития логического мышления уже на ранних этапах ученикам встречаются задания, ситуации, которые заставляют его совершенствовать мыслительные процессы и провоцируют развитие данного мышление. И одним из УУД, направленным на развитие мышления школьников, является действия моделирования.
Возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО и образовательной практикой школ, где недостаточно методического обеспечения для развития действий моделирования у обучающихся.
В урочной деятельности программами предусмотрена работа по развитию действия моделирования, но учитель даёт ученику готовые знаковые формы (таблицы, схемы, карты) до того, как обучающийся самостоятельно начнёт совершать разного рода операции с данными знаковыми формами. Также программного содержания предметов, недостаточно для того, чтобы к концу обучения начальной школы ученик овладел действием моделирования. Порой временные рамки урока не позволяют экспериментировать обучающимся с предметным материалом. И процесс моделирования чаще всего ограничивается одним предметом как математика, не становится УУД, а существует в рамках только одного.
И в связи с тем, что на уроках русского языка уделяется мало времени на развитие действий моделирования, а предметный результат предъявлен в ФГОС НОО: «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач», то возникает потребность в развитии действия моделирования во внеурочной деятельности.
Цель исследования: обоснование, разработка и апробация педагогической мастерской, направленной на развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в предмете русский язык.
Объект исследования: образовательный процесс по русскому языку в третьем классе.
Предмет исследования: действия моделирования в педагогической мастерской по русскому языку.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (моделирование, мастерская, мышление) и примерные программы по русскому языку;
- обосновать, разработать и апробировать методическую разработку по развитию действий моделирования в педагогической мастерской по русскому языку для обучающихся третьих классов;
- получить экспертную оценку методической разработки.
Гипотеза исследования: развитие действий моделирования будет результативным в педагогической мастерской по русскому языку, если:
- задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся третьих классов;
- структура заданий включается в себя действия замещения, кодирования и декодирования.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы. Эмпирические: экспертный анализ, диагностическая контрольная работа.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия №1-Универс» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Козульская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Д.К. Квитовича».
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (далее - УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями и составляют основу умения учиться, и овладевать межпредметными понятиями [42].
Формирование метапредметных результатов предполагается не только в урочной деятельности, но и во внеурочное время.
Ключевым звеном ФГОС НОО являются УУД, которые объединяют в себе понятия «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д., что определяет деятельностный подход, как основной.
Современный деятельностный подход в начальном общем образовании, призван обеспечивать подготовку обучающихся к реальной жизни, к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач.
Ключевым критерием деятельностного подхода становится не столько эффективность самой учебной деятельности, сколько повышение уровня развития школьников, где на первый план выходит становление и развитие личности ученика в ее индивидуальности и уникальности.
Перед начальной школой стоят задачи развития личности, которая способна в последующем самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Познание окружающего мира, умение работать с информацией относятся к познавательным УУД, способствующим ориентации в потоке информации, умению ее перерабатывать, анализировать, осмысливать, контролировать свою деятельность, решать проблемы.
ФГОС НОО [42] обозначает одним из значимых метапредметным познавательным результатом использование знаково-символических средств и определяет результат, связанный с действиями моделирования такой, как: «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» над формированием которого педагог может работать в урочной и внеурочной деятельности.
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрим это познавательное УУД, которое направленно на развитие умения работать с текстовой, графической и другой информацией из разных источников. Эти действия ученик сможет применить на любом уроке.
Необходимость освоения современными обучающимися системы социально принятых знаков и символов, как части современной культуры, является необходимых условием не только самого образовательного процесса, но и для последующей социализации обучающихся в виде умения устанавливать взаимосвязь между реальностью и миром символов. Использование знаков в процессе обучения позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде и наиболее точно демонстрирует различные отношения.
Согласно представлениям психологов, у первоклассников , преобладает наглядно-образное мышление. Они не умеют осознано оперировать такими мыслительными процессами, как синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, что свойственно логическому мышлению.
Следовательно, чтобы начался процесс развития логического мышления уже на ранних этапах ученикам встречаются задания, ситуации, которые заставляют его совершенствовать мыслительные процессы и провоцируют развитие данного мышление. И одним из УУД, направленным на развитие мышления школьников, является действия моделирования.
Возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО и образовательной практикой школ, где недостаточно методического обеспечения для развития действий моделирования у обучающихся.
В урочной деятельности программами предусмотрена работа по развитию действия моделирования, но учитель даёт ученику готовые знаковые формы (таблицы, схемы, карты) до того, как обучающийся самостоятельно начнёт совершать разного рода операции с данными знаковыми формами. Также программного содержания предметов, недостаточно для того, чтобы к концу обучения начальной школы ученик овладел действием моделирования. Порой временные рамки урока не позволяют экспериментировать обучающимся с предметным материалом. И процесс моделирования чаще всего ограничивается одним предметом как математика, не становится УУД, а существует в рамках только одного.
И в связи с тем, что на уроках русского языка уделяется мало времени на развитие действий моделирования, а предметный результат предъявлен в ФГОС НОО: «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач», то возникает потребность в развитии действия моделирования во внеурочной деятельности.
Цель исследования: обоснование, разработка и апробация педагогической мастерской, направленной на развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в предмете русский язык.
Объект исследования: образовательный процесс по русскому языку в третьем классе.
Предмет исследования: действия моделирования в педагогической мастерской по русскому языку.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (моделирование, мастерская, мышление) и примерные программы по русскому языку;
- обосновать, разработать и апробировать методическую разработку по развитию действий моделирования в педагогической мастерской по русскому языку для обучающихся третьих классов;
- получить экспертную оценку методической разработки.
Гипотеза исследования: развитие действий моделирования будет результативным в педагогической мастерской по русскому языку, если:
- задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся третьих классов;
- структура заданий включается в себя действия замещения, кодирования и декодирования.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы. Эмпирические: экспертный анализ, диагностическая контрольная работа.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия №1-Универс» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Козульская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Д.К. Квитовича».
В выпускной бакалаврской работе представлены теоретические основы разработки мастерской по моделированию в предмете «русский язык» для обучающихся третьих классов и дано практическое обоснование, по разработке и апробации мастерской по моделированию в русском языке для обучающихся третьих классов. В соответствие с целью исследования работы: обоснование, разработка и апробация педагогической мастерской, направленной на развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в предмете русский язык, были выполнены задачи для ее достижения.
В результате анализа психолого-педагогической литературы представлены основные понятия замещение, кодирование и декодирование технологии учебного моделирования, разобрана структура организации технологии педагогических мастерских, которая строится по этап и основывает на принципах, выделены основные особенности в развитии обучающихся третьих классов и анализ программ по русскому языку в третьем классе показал, что недостаточная работа осуществляется с обучающимися для развития действия моделирования в урочной деятельности.
Для обоснования методической разработки, произошла корректировка занятий, для того, чтобы проверить, насколько организация педагогической мастерской и занятия в ней будут способствовать развитию действий моделирования: замещение, кодирование и декодирование.
Для этого мы провели две диагностики входную и итоговую в форме контрольной работы, которую разработали самостоятельно. И анализ диагностических работ, показал, что задания в педагогической мастерской способствуют развитию действий моделирования у обучающихся третьих классов. Но следует отметить, что объективность полученных результатов находится только в рамках проведения данной мастерской по моделированию в русском языке и требует разработки единого инструментария для определения уровня сформированное™ действий моделирования.
При организации мастерской и апробации занятий появлялись некоторые трудности т.к., организовывая мастерскую важно учитывать специфику формы, потому что возникала трудность, как отойти от формы урочной деятельности от роли учителя и перейти в позицию мастера, а не остаться учителем во внеурочной деятельности. Поэтому для организации пространства мастерской, нужно специальное место, которое будет отличаться от классного кабинета. Таким пространством в мастерской стал читальный зал и работа с компьютерами, в котором осуществлялась работа по созданию словарей. Ученики почувствовали себя в другой позиции- творческой и не ограниченной рамками всем привычного кабинета. Все остальные занятия проводились в классе, организовать пространство, в котором было сложнее. Но при помощи групповой формы работы, когда парты расположены иначе, обучающиеся работают вместе, а учитель не только стоит у доски, а работает вместе с обучающимися в группах, удавалось создавать рабочую атмосферу мастерской, а не урока.
А также на первом занятии обучающимся сложно было заменить знаком слова-предметы, признаки и действия, т.к., их учебной программой «Гармония» авторами М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко [29], по русскому языку это не было предусмотрено. И поэтому введение знаков, замещающих слова происходило совместно, для того, чтобы было всеобщее понимание того, что этот знак конкретно замещает.
На первых занятия работа со знаково-символической деятельностью вызывала затруднения у обучающихся. Трудности возникали в основном при построении схемы способов словообразования и общей модели, где нужно было указать связь способов с тем или иным суффиксом. Но систематичная работа и форма мастерской способствовала улучшению понимания как построить схему и какие знаки, и какую связь нужно образовать между способами при построении общей модели.
В итоге исследование нам дало следующие результаты. Для нас как разработчиков, мы скорректировали и получили готовую методическую разработку, что является продуктом нашего исследования, которую могут использовать учителя начальных классов. В школе, где проходило исследование экспертную оценку, которая представлена в приложении Г, методической разработке дал учитель. Завуч написал отзыв о том, что созданная нами методическая разработка будет использована во внеурочной деятельности третьеклассников на базе их муниципального бюджетного образовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Д. К. Квитовича». А также методическая разработка используется первой базой практики муниципальным автономном образовательным учреждением «Красноярская университетская гимназия №1-Универс» с 2017 года.
Результаты для обучающихся на основе ФГОС НОО получились следующими:
Предметные:
-называют значения суффиксов: СК; АРЬ; ЁНОЕ/ОНОК, АТ/ЯТ; ЮГ/УГ, ЯВК, ТЯЙ; ИЩ/ИН; УЧ/ЮЧ/ЯЧ;
- применяют значения суффиксов и приставок для образования слов.
Метапредметные:
Познавательные:
- используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
А также по завершению работы в мастерской обучающиеся получили продукты собственной деятельности - это словообразовательные словари, которые являются результатом их деятельности с моделированием.
Таким образом, результат выполнения итоговой диагностической работы контрольной группой увеличился на 1%, по сравнению с входной диагностикой и уровень повысился до ниже среднего. И этому, скорее всего, поспособствовал факт коммуникации между обучающимися контрольной и экспериментальной группы.
А процент выполнения итоговой диагностической контрольной работы экспериментальной группой увеличился на 36%.
Следовательно, гипотеза о том, что условием развития действий моделирования: замещение, кодирование и декодирование является работа со знаково-символическими средствами содержащаяся в заданиях и соответствующая возрастным особенностям обучающихся подтверждена.
В результате анализа психолого-педагогической литературы представлены основные понятия замещение, кодирование и декодирование технологии учебного моделирования, разобрана структура организации технологии педагогических мастерских, которая строится по этап и основывает на принципах, выделены основные особенности в развитии обучающихся третьих классов и анализ программ по русскому языку в третьем классе показал, что недостаточная работа осуществляется с обучающимися для развития действия моделирования в урочной деятельности.
Для обоснования методической разработки, произошла корректировка занятий, для того, чтобы проверить, насколько организация педагогической мастерской и занятия в ней будут способствовать развитию действий моделирования: замещение, кодирование и декодирование.
Для этого мы провели две диагностики входную и итоговую в форме контрольной работы, которую разработали самостоятельно. И анализ диагностических работ, показал, что задания в педагогической мастерской способствуют развитию действий моделирования у обучающихся третьих классов. Но следует отметить, что объективность полученных результатов находится только в рамках проведения данной мастерской по моделированию в русском языке и требует разработки единого инструментария для определения уровня сформированное™ действий моделирования.
При организации мастерской и апробации занятий появлялись некоторые трудности т.к., организовывая мастерскую важно учитывать специфику формы, потому что возникала трудность, как отойти от формы урочной деятельности от роли учителя и перейти в позицию мастера, а не остаться учителем во внеурочной деятельности. Поэтому для организации пространства мастерской, нужно специальное место, которое будет отличаться от классного кабинета. Таким пространством в мастерской стал читальный зал и работа с компьютерами, в котором осуществлялась работа по созданию словарей. Ученики почувствовали себя в другой позиции- творческой и не ограниченной рамками всем привычного кабинета. Все остальные занятия проводились в классе, организовать пространство, в котором было сложнее. Но при помощи групповой формы работы, когда парты расположены иначе, обучающиеся работают вместе, а учитель не только стоит у доски, а работает вместе с обучающимися в группах, удавалось создавать рабочую атмосферу мастерской, а не урока.
А также на первом занятии обучающимся сложно было заменить знаком слова-предметы, признаки и действия, т.к., их учебной программой «Гармония» авторами М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко [29], по русскому языку это не было предусмотрено. И поэтому введение знаков, замещающих слова происходило совместно, для того, чтобы было всеобщее понимание того, что этот знак конкретно замещает.
На первых занятия работа со знаково-символической деятельностью вызывала затруднения у обучающихся. Трудности возникали в основном при построении схемы способов словообразования и общей модели, где нужно было указать связь способов с тем или иным суффиксом. Но систематичная работа и форма мастерской способствовала улучшению понимания как построить схему и какие знаки, и какую связь нужно образовать между способами при построении общей модели.
В итоге исследование нам дало следующие результаты. Для нас как разработчиков, мы скорректировали и получили готовую методическую разработку, что является продуктом нашего исследования, которую могут использовать учителя начальных классов. В школе, где проходило исследование экспертную оценку, которая представлена в приложении Г, методической разработке дал учитель. Завуч написал отзыв о том, что созданная нами методическая разработка будет использована во внеурочной деятельности третьеклассников на базе их муниципального бюджетного образовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Д. К. Квитовича». А также методическая разработка используется первой базой практики муниципальным автономном образовательным учреждением «Красноярская университетская гимназия №1-Универс» с 2017 года.
Результаты для обучающихся на основе ФГОС НОО получились следующими:
Предметные:
-называют значения суффиксов: СК; АРЬ; ЁНОЕ/ОНОК, АТ/ЯТ; ЮГ/УГ, ЯВК, ТЯЙ; ИЩ/ИН; УЧ/ЮЧ/ЯЧ;
- применяют значения суффиксов и приставок для образования слов.
Метапредметные:
Познавательные:
- используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
А также по завершению работы в мастерской обучающиеся получили продукты собственной деятельности - это словообразовательные словари, которые являются результатом их деятельности с моделированием.
Таким образом, результат выполнения итоговой диагностической работы контрольной группой увеличился на 1%, по сравнению с входной диагностикой и уровень повысился до ниже среднего. И этому, скорее всего, поспособствовал факт коммуникации между обучающимися контрольной и экспериментальной группы.
А процент выполнения итоговой диагностической контрольной работы экспериментальной группой увеличился на 36%.
Следовательно, гипотеза о том, что условием развития действий моделирования: замещение, кодирование и декодирование является работа со знаково-символическими средствами содержащаяся в заданиях и соответствующая возрастным особенностям обучающихся подтверждена.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Рекламно-информационная деятельность «РОББО» по продвижению
IT-технологий в сфере образования
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - «ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА» КАК ИНСТРУМЕНТ В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМУЛА ТВОРЧЕСТВА: ИНИЦИАТИВА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017



