Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в педагогической мастерской по русскому языку

Работа №165109

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы разработки мастерской по моделированию в
предмете «русский язык» для обучающихся третьих классов 7
1.1 Основы технологии учебного моделирования в современной теории и
практике 7
1.2 Технология педагогических мастерских, принципы и этапы
построения 19
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся третьих классов,
связанные с развитием действия моделирования и теоретического (аналитического) мышления 26
2 Обоснования, разработка и апробация мастерской по моделированию в
русском языке для обучающихся третьих классов 31
2.1 Методы и организация исследования 31
2.2 Результаты исследования 37
2.3 Содержание и структура методической разработки 48
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение А-Д

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) министерства образования и науки РФ [24], внёс изменения в содержании образовательных практик. ФГОС НОО установил требования к результатам обучающихся, осваивавшим основную образовательную программу начального общего образования, личностные, метапредметные и предметные.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (далее - УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями и составляют основу умения учиться, и овладевать межпредметными понятиями [42].
Формирование метапредметных результатов предполагается не только в урочной деятельности, но и во внеурочное время.
Ключевым звеном ФГОС НОО являются УУД, которые объединяют в себе понятия «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д., что определяет деятельностный подход, как основной.
Современный деятельностный подход в начальном общем образовании, призван обеспечивать подготовку обучающихся к реальной жизни, к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач.
Ключевым критерием деятельностного подхода становится не столько эффективность самой учебной деятельности, сколько повышение уровня развития школьников, где на первый план выходит становление и развитие личности ученика в ее индивидуальности и уникальности.
Перед начальной школой стоят задачи развития личности, которая способна в последующем самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Познание окружающего мира, умение работать с информацией относятся к познавательным УУД, способствующим ориентации в потоке информации, умению ее перерабатывать, анализировать, осмысливать, контролировать свою деятельность, решать проблемы.
ФГОС НОО [42] обозначает одним из значимых метапредметным познавательным результатом использование знаково-символических средств и определяет результат, связанный с действиями моделирования такой, как: «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» над формированием которого педагог может работать в урочной и внеурочной деятельности.
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрим это познавательное УУД, которое направленно на развитие умения работать с текстовой, графической и другой информацией из разных источников. Эти действия ученик сможет применить на любом уроке.
Необходимость освоения современными обучающимися системы социально принятых знаков и символов, как части современной культуры, является необходимых условием не только самого образовательного процесса, но и для последующей социализации обучающихся в виде умения устанавливать взаимосвязь между реальностью и миром символов. Использование знаков в процессе обучения позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде и наиболее точно демонстрирует различные отношения.
Согласно представлениям психологов, у первоклассников , преобладает наглядно-образное мышление. Они не умеют осознано оперировать такими мыслительными процессами, как синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, что свойственно логическому мышлению.
Следовательно, чтобы начался процесс развития логического мышления уже на ранних этапах ученикам встречаются задания, ситуации, которые заставляют его совершенствовать мыслительные процессы и провоцируют развитие данного мышление. И одним из УУД, направленным на развитие мышления школьников, является действия моделирования.
Возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО и образовательной практикой школ, где недостаточно методического обеспечения для развития действий моделирования у обучающихся.
В урочной деятельности программами предусмотрена работа по развитию действия моделирования, но учитель даёт ученику готовые знаковые формы (таблицы, схемы, карты) до того, как обучающийся самостоятельно начнёт совершать разного рода операции с данными знаковыми формами. Также программного содержания предметов, недостаточно для того, чтобы к концу обучения начальной школы ученик овладел действием моделирования. Порой временные рамки урока не позволяют экспериментировать обучающимся с предметным материалом. И процесс моделирования чаще всего ограничивается одним предметом как математика, не становится УУД, а существует в рамках только одного.
И в связи с тем, что на уроках русского языка уделяется мало времени на развитие действий моделирования, а предметный результат предъявлен в ФГОС НОО: «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач», то возникает потребность в развитии действия моделирования во внеурочной деятельности.
Цель исследования: обоснование, разработка и апробация педагогической мастерской, направленной на развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в предмете русский язык.
Объект исследования: образовательный процесс по русскому языку в третьем классе.
Предмет исследования: действия моделирования в педагогической мастерской по русскому языку.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (моделирование, мастерская, мышление) и примерные программы по русскому языку;
- обосновать, разработать и апробировать методическую разработку по развитию действий моделирования в педагогической мастерской по русскому языку для обучающихся третьих классов;
- получить экспертную оценку методической разработки.
Гипотеза исследования: развитие действий моделирования будет результативным в педагогической мастерской по русскому языку, если:
- задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся третьих классов;
- структура заданий включается в себя действия замещения, кодирования и декодирования.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы. Эмпирические: экспертный анализ, диагностическая контрольная работа.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия №1-Универс» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Козульская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Д.К. Квитовича».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной бакалаврской работе представлены теоретические основы разработки мастерской по моделированию в предмете «русский язык» для обучающихся третьих классов и дано практическое обоснование, по разработке и апробации мастерской по моделированию в русском языке для обучающихся третьих классов. В соответствие с целью исследования работы: обоснование, разработка и апробация педагогической мастерской, направленной на развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в предмете русский язык, были выполнены задачи для ее достижения.
В результате анализа психолого-педагогической литературы представлены основные понятия замещение, кодирование и декодирование технологии учебного моделирования, разобрана структура организации технологии педагогических мастерских, которая строится по этап и основывает на принципах, выделены основные особенности в развитии обучающихся третьих классов и анализ программ по русскому языку в третьем классе показал, что недостаточная работа осуществляется с обучающимися для развития действия моделирования в урочной деятельности.
Для обоснования методической разработки, произошла корректировка занятий, для того, чтобы проверить, насколько организация педагогической мастерской и занятия в ней будут способствовать развитию действий моделирования: замещение, кодирование и декодирование.
Для этого мы провели две диагностики входную и итоговую в форме контрольной работы, которую разработали самостоятельно. И анализ диагностических работ, показал, что задания в педагогической мастерской способствуют развитию действий моделирования у обучающихся третьих классов. Но следует отметить, что объективность полученных результатов находится только в рамках проведения данной мастерской по моделированию в русском языке и требует разработки единого инструментария для определения уровня сформированное™ действий моделирования.
При организации мастерской и апробации занятий появлялись некоторые трудности т.к., организовывая мастерскую важно учитывать специфику формы, потому что возникала трудность, как отойти от формы урочной деятельности от роли учителя и перейти в позицию мастера, а не остаться учителем во внеурочной деятельности. Поэтому для организации пространства мастерской, нужно специальное место, которое будет отличаться от классного кабинета. Таким пространством в мастерской стал читальный зал и работа с компьютерами, в котором осуществлялась работа по созданию словарей. Ученики почувствовали себя в другой позиции- творческой и не ограниченной рамками всем привычного кабинета. Все остальные занятия проводились в классе, организовать пространство, в котором было сложнее. Но при помощи групповой формы работы, когда парты расположены иначе, обучающиеся работают вместе, а учитель не только стоит у доски, а работает вместе с обучающимися в группах, удавалось создавать рабочую атмосферу мастерской, а не урока.
А также на первом занятии обучающимся сложно было заменить знаком слова-предметы, признаки и действия, т.к., их учебной программой «Гармония» авторами М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко [29], по русскому языку это не было предусмотрено. И поэтому введение знаков, замещающих слова происходило совместно, для того, чтобы было всеобщее понимание того, что этот знак конкретно замещает.
На первых занятия работа со знаково-символической деятельностью вызывала затруднения у обучающихся. Трудности возникали в основном при построении схемы способов словообразования и общей модели, где нужно было указать связь способов с тем или иным суффиксом. Но систематичная работа и форма мастерской способствовала улучшению понимания как построить схему и какие знаки, и какую связь нужно образовать между способами при построении общей модели.
В итоге исследование нам дало следующие результаты. Для нас как разработчиков, мы скорректировали и получили готовую методическую разработку, что является продуктом нашего исследования, которую могут использовать учителя начальных классов. В школе, где проходило исследование экспертную оценку, которая представлена в приложении Г, методической разработке дал учитель. Завуч написал отзыв о том, что созданная нами методическая разработка будет использована во внеурочной деятельности третьеклассников на базе их муниципального бюджетного образовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Д. К. Квитовича». А также методическая разработка используется первой базой практики муниципальным автономном образовательным учреждением «Красноярская университетская гимназия №1-Универс» с 2017 года.
Результаты для обучающихся на основе ФГОС НОО получились следующими:
Предметные:
-называют значения суффиксов: СК; АРЬ; ЁНОЕ/ОНОК, АТ/ЯТ; ЮГ/УГ, ЯВК, ТЯЙ; ИЩ/ИН; УЧ/ЮЧ/ЯЧ;
- применяют значения суффиксов и приставок для образования слов.
Метапредметные:
Познавательные:
- используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
А также по завершению работы в мастерской обучающиеся получили продукты собственной деятельности - это словообразовательные словари, которые являются результатом их деятельности с моделированием.
Таким образом, результат выполнения итоговой диагностической работы контрольной группой увеличился на 1%, по сравнению с входной диагностикой и уровень повысился до ниже среднего. И этому, скорее всего, поспособствовал факт коммуникации между обучающимися контрольной и экспериментальной группы.
А процент выполнения итоговой диагностической контрольной работы экспериментальной группой увеличился на 36%.
Следовательно, гипотеза о том, что условием развития действий моделирования: замещение, кодирование и декодирование является работа со знаково-символическими средствами содержащаяся в заданиях и соответствующая возрастным особенностям обучающихся подтверждена.



1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва, 2008. - 151 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - 2-е изд. - Москва.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Балашов, Ю. В. К вопросу о формировании знаково¬символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач [Текст] / Ю. В. Балашов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2014. С. 83-86.
4. Баранова, Н. В. Рабочая программа по русскому языку 3 класс [Электронный ресурс] / Н. В. Баранова // Социальная сеть работников образования - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2017/09/10/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-3 -klass-umk-shkola.
5. Беловолова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий / Е. А. Беловолова. - Москва.: Вентана-Граф, 2015. - 432 с.
6. Берсенева, Г. В., Формирование знаково-символических
универсальных учебных действий у младших школьников посредством матричной и графической фиксации учебной информации [Электронный ресурс] / Г. В. Береснева, В. А. Ильичева // Сетевое издание. - Липецк, 2017. C.1-8. - Режим доступа: http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik?id=1037
7. Богомолова, Е. В., Васильева, Е. А. Применение метода моделирования для формирования знаково-символических универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Е. В. Богомолова, Е. А. Васильева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2012. №3 (41). С. 80-84.
8. Боно, Э. Шесть шляп мышления [Электронный ресурс] / Э. Боно // Электронная библиотека RoyalLib.com. - 2006. - Режим доступа: https://royallib.com/book/de_bono_edvard/shest_shlyap_mishleniya.html
9. Бунеев, Р. Н. Программа по русскому языку [Электронный
ресурс] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. // Образовательная система «Школа 2100». - Режим доступа:
http://school2100.com/uroki/osn_programma/sb_prog_2010_rus_yaz.pdf
10. Талышева, А. С. Педагогические мастерские как технология
реализации концепции развивающего обучения / А. С. Талышева, Г. Д. Кириллова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. №4. - 8 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-masterskie-kak-
tehnologiya-realizatsii-kontseptsii-razvivayuschego-obucheniya
11. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для студ. Вузов / П. Я. Гальперин. - Москва.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: монография / В. В. Давыдов. - Москва.: Директ - Медиа, 2008. - 843 с.
13. Кирьякова, А. В. Французская мастерская как аксиологическая технология: учебно-методическое пособие / Сост. А. В. Кирьякова, Л. В. Мосиенко, Т. А. Ольховая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2011. - 107 с.
14. Корнилова, Е. А., Организационно-педагогические условия формирования универсальных учебных действий в современной школе [Электронный ресурс] / Е. А. Корнилова, И. В. Трапезникова // Вестник Белгородского института развития образования. - 2017. - № 1 (3). - С. 72-83.
15. Матюхина, М. В. Особенности мотивации учения младших
школьников [Электронный ресурс] / М. В. Матюхина // Вопросы психологии. - 1985. №1. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/19
85/851/851043.htm.
16. Меркулова, Т. В., Теплицкая, А. Г., Битиянова, М. Р. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь в 2 ч. 3 класс. Методические рекомендации к рабочей тетради [Элекронный ресурс] / Под ред. М. Р. Битияновой, С. Г. Яковлевой. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2014.
17. Мичурина, Ю. Д. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения / Ю. Д. Мичурина // Инновационная наука. - 2017. № 2-2. С. 186-188.
18. Моделирование как одно из средств формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] / С. В. Миронова // Информационно-образовательный портал «Академия педагогических проектов Российской Федерации». - Москва, 2018. - 5 с. - Режим доступа: ййрз://педпроект.рф
19. Мониторинг развития у учащихся средней школы знаково-символических универсальных учебных действий / И. М. Андреева, И. В. Бурлакова, Е. П. Бурцева, С. Е. Волжанина, А.А. Кирсанова, Ю.А. Нетронина, А.С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №6. С. 3-8.
20. Мухина, И. А. Что такое педагогическая мастерская? Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. / И. А. Мухина, Т. Я. Ерёмина. - Санкт-Петербург: СПб ГУПМ, 2002. - 209.
21. Ожигина, С. П. Формирование универсального учебного
действия моделирования у младших школьников при преобразовании содержания учебного материала [Электронный ресурс] / C. П. Ожигина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №3 (31). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-universalnogo-
uchebnogo-deystviya-modelirovaniya-u-mladshih-shkolnikov-pri-preobrazovanii- soderzhaniya-uchebnogo
22. Окунев, А. А. Урок? Мастерская? Или...: Развитие филос. -пед. идей «Фр. группы нового образования» и их реализация в соврем. шк. России / А. А. Окунев. - Санкт-Петербург. : Фил. изд-ва Просвещение, 2001. - 302 с.
23. Поздеева, С. И. Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере опыта школы совместной деятельности) [Электронный ресурс] / С. И. Поздеева, Е. А. Румбешта // Ped.Rev. 2017. №3 (17). С. 32-39. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/preemstvennost-nachalnoy-i-osnovnoy-shkoly-v-formirovanii-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-primere-opyta-shkoly-sovmestnoy.
24. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от31.12.2015) / [Элекронный ресурс] «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http:ZZwww.consultant.ru.
25. Пузеп, Л. Г. Формы учебного сотрудничества в школе при реализации федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] / Л. Г. Пузеп, Ю. А. Терещенко // Образование и наука. - 2016. №9 (138). С. 26-42.
26. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 1 / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - 10-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
27. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - 11-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 144 с.
28. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. 42. / В. П. Канакина. - 2-е изд., доп. - Москва. : Просвещение, 2017. - 400 с.
29. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. - 304 с.
30. Ручкина, В. П. Формирование у детей младшего школьного возраста приемов познавательной деятельности / В. П. Ручкина, Г. П. Калинина //Специальное образование. 2017. № 1. С. 29-41.
31. Рябченко, Т. А. Методические концепции и способы их реализации в УМК «Гармония» [Электронный ресурс] / Т. А. Рябченко // Урок.РФ - 2019. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn-- p1aiZlibraryZmetodicheskie_kontceptcii_i_sposobi_ih_realizatcii_v_u_214754.html
32. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Электронный ресурс] / Н. Г. Салмина. - Москва. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - Режим доступа: http:ZZavkrasn.ru/article-1095.html.
33. Сапогова, Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника: монография / Е. Е. Сапогова. - Тула: Приок. Кн. изд-во, 1993. - 264 с.
34. Сборник примерных программ для начальной школы / Под ред. А. Б. Воронцова. - Москва. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 384 с
35. Смирнова, В. А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников [Электронный ресурс] / В. А. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. №2. С. 21-28.
36. Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения: материалы V Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 23-25 января 2013 г./ отв. ред. М.В. Минова, ред. кол. - Красноярск, 2013. - 252с.
37. Степанова, Г. В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. / Г. В. Степанова. - Санкт-Петербург: Петербургская новая школа, 2000. - 110 с.
38. Степихова, В. А. Педагогические мастерские в опыте учителей : метод. пособие / В. А. Степихова ; С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, Каф. педагогики соц. творчества. - 4-е изд., доп. - Санкт- Петербург : СПбАППО, 2005. - 118 с.
39. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника: кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. - Москва: Просвещение, 1988. - 175 с.
40. Тест Векслера 11 субтест в версии А. Ю. Панасюка [Текст] / - Режим доступа: https://www.dbglab.ru/upload/datadictionary/%D0%92%D0%B5%D0%BA%D1 % 81 %D0%BB%D0%B5%D 1 %80.pdf
41. Туйбаева, Л. И. Формирование познавательных логических
универсальных учебных действий у младших школьников при решении задач [Электронный ресурс] / Л. И. Туйбаева // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 38. С. 33-38. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh- uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/
43. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: Сборник методических материалов для учителей начальных классов / Авт. коллектив: Сёмочкина, Ф. Ф., Бурняшева, М. В., Сёмкина, Н. А., Костюченко, Е. В., Тихомирова, Л. Н. - Санкт-Петербург, 2011. - 32 с.
44. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д. Б. Эльконин. - Москва.: Академия, 2008. - 384 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ