Введение 3
Глава I .Теоретические основы профориентационной работы в начальных классах в отдалённой и труднодоступной территории 5
1.1. Сущность понятия профориентационной работы 5
1.2. Особенности профориентационной работы с учащимися начальной школы 12
Вывод 21
Глава II . Эмпирическое изучение профориентационной работы в начальных классах в отдалённой и труднодоступной территории 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.....M 23
2.3. Методические рекомендации по профориентационной работе в
отдалённой и труднодоступной территории 35
Вывод 39
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 1 46
Приложение 2 . 50
Приложение 3 51
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г) определяет необходимость профориентации учащихся. В соответствии с требованиями школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности интересах устойчивого развития общества и природы.
Подготовка школьников к осознанному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы учащимся было интересно.
Учащийся начальной школы самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Учащийся нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.
Проблема исследования: каковы особенности профориентационной работы младших школьников в труднодоступной и отдалённой территории
Объект исследования: профориентационная работа в начальных классах.
Предмет исследования: профориентационная работа в начальных классах в отдаленной и труднодоступной территории.
Цель исследования: выявить особенности профориентационной работы в отдаленной и труднодоступной территории.
Гипотеза исследования: профориентационная работа в начальных классах в отдалённой и труднодоступной территории может быть эффективной при условии:
а) выявления профессиональных интересов и склонностей младших школьников;
б) выявления отношение учащихся к различным видам труда
в) выявление первичной информации о направленности интересов младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профориентационной работы с учащимися начальной школы на основе анализа научно-педагогической литературы.
2. Провести диагностическое исследование учащихся начальных
классов в отдаленной и труднодоступной территории.
3. Обобщить и описать результаты проведенного исследования.
4. Составить методические рекомендации учащимися, родителям и педагогам.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории о профориентационной работе таких авторов как: Елимова, Н.С. Пряжнокова, Никитина, Э.Ф.Зеера.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические(анкетирование, тестирование, метод количественного и качественного анализа)
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Мугур-Аксы, Мрнгун-Тайгинскогр района
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессиональной ориентации.
Структура исследования: введение, две главы, вывод, заключение, список литературы, приложение.
Профориентация - комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Цель профориентационной работы в школе это, прежде всего, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время профориентационная работа проводится родителями и учителями, но всегда лучше, если оно предоставляется определенным экспертом, который обычно является психологом.
Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения.
Цель учителя начальных классов - развить интересы и способности школьников.
Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Согласно проведенной нами работе, мы сформулирoвали следующие предложения:
^активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся.
2. ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в регионе.
3. создать действенную индивидуализированную систему
профессиональной ориентации с включением в неё все^ субъектов воспитательно-образовательного процесса с 1-4 класс.
Таким образом, мы достигли цели данной выпускной квалификационной работы: провели исследование особенности профориентационной работы в начальных классах в отдаленных и труднодоступных территориях.