Введение 3
Глава I .Теоретические основы профориентационной работы в начальных классах в отдалённой и труднодоступной территории 5
1.1. Сущность понятия профориентационной работы 5
1.2. Особенности профориентационной работы с учащимися начальной школы 12
Вывод 21
Глава II . Эмпирическое изучение профориентационной работы в начальных классах в отдалённой и труднодоступной территории 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.....M 23
2.3. Методические рекомендации по профориентационной работе в
отдалённой и труднодоступной территории 35
Вывод 39
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 1 46
Приложение 2 . 50
Приложение 3 51
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г) определяет необходимость профориентации учащихся. В соответствии с требованиями школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности интересах устойчивого развития общества и природы.
Подготовка школьников к осознанному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы учащимся было интересно.
Учащийся начальной школы самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Учащийся нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.
Проблема исследования: каковы особенности профориентационной работы младших школьников в труднодоступной и отдалённой территории
Объект исследования: профориентационная работа в начальных классах.
Предмет исследования: профориентационная работа в начальных классах в отдаленной и труднодоступной территории.
Цель исследования: выявить особенности профориентационной работы в отдаленной и труднодоступной территории.
Гипотеза исследования: профориентационная работа в начальных классах в отдалённой и труднодоступной территории может быть эффективной при условии:
а) выявления профессиональных интересов и склонностей младших школьников;
б) выявления отношение учащихся к различным видам труда
в) выявление первичной информации о направленности интересов младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профориентационной работы с учащимися начальной школы на основе анализа научно-педагогической литературы.
2. Провести диагностическое исследование учащихся начальных
классов в отдаленной и труднодоступной территории.
3. Обобщить и описать результаты проведенного исследования.
4. Составить методические рекомендации учащимися, родителям и педагогам.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории о профориентационной работе таких авторов как: Елимова, Н.С. Пряжнокова, Никитина, Э.Ф.Зеера.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические(анкетирование, тестирование, метод количественного и качественного анализа)
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Мугур-Аксы, Мрнгун-Тайгинскогр района
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессиональной ориентации.
Структура исследования: введение, две главы, вывод, заключение, список литературы, приложение.
Профориентация - комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Цель профориентационной работы в школе это, прежде всего, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время профориентационная работа проводится родителями и учителями, но всегда лучше, если оно предоставляется определенным экспертом, который обычно является психологом.
Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения.
Цель учителя начальных классов - развить интересы и способности школьников.
Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Согласно проведенной нами работе, мы сформулирoвали следующие предложения:
^активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся.
2. ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в регионе.
3. создать действенную индивидуализированную систему
профессиональной ориентации с включением в неё все^ субъектов воспитательно-образовательного процесса с 1-4 класс.
Таким образом, мы достигли цели данной выпускной квалификационной работы: провели исследование особенности профориентационной работы в начальных классах в отдаленных и труднодоступных территориях.
1 .Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе: Первичное профессиональное самоопределение / И.С. Артюхова. - Педагогика.: 2004.- 354 с.
2. Бендюков, М.А. Ступени карьеры: азбука профорирртаоиu / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. - СПб., Речь. 2006. - 240 с.
3. Беляева, Л.С. Организация паофоаиентаоионной работы с учащимися начальных классов [Электронный ресурс] // Мини-сайт Беляевой JI.C. 2016. 02 декабря.
4. Бендюков, М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков. - Санкт-Петербург: Речь.: 2014. - 236 с.
5. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова. - М. : Знание 1991. - 80 с.
6. Валиева, О.В. Управление персоналом / О.В. Валиева. - М. : Приоаиздат 2008,- 215 с.
7. Гапоненко, А.В. Как организовать педагогическую поддержку
самоопределения школьников в сельской школе / А.В. Гапоненко. - Школа и производство 2006. - 92 с.
8. Гера, Р.Д. Педагогическое проестиаоварие процесса самоопределения школьников / Р.Д. Гера. - Белгород: БелГУ. : 2008.- 148 с.
9. Горбунова, М.В., 1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк, A.JjC Орешкина. - Ростов-ра-Дону: Феникс, 2010. - 251 с.
10. Горбунова, М.В., 333 современные профессии и специальности. 111 инфорыаоиоррых профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. - Ростов-на-Дорг: Феникс, 2010. -441 с.57
11. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога /А.Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2006. - 224 с.
12. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие/ Е.В. Гурова. - М. : Просвещение, 2007. - 95 с.
13. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко.ч -Мн. :Тесей 2003.- 383 с.
14. Захарова, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н.Захарова. - М.: Просвещение 1988. - 269 с.
15. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии: Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М. : Высш. Шк., 2005. - 159 с.
16. Зеер, Э.Ф. Профориентология : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова, А. М. Павлова. - М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2004. - 190 с.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий : Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
18. Ильина О.Б . Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014.№3. URL:
http://psyedu.ru/j ournal/2014/3/Ilyina.phtml
19. Иванова, Е.М. Профориентационная профессиография : Методическое пособие / Е.М. Иванова. - М. : Высшая школа психологии, 2005. - 96 с.
20. Квалификационный справочник должностей руководителей,специалистов и других служащих. - М., 2000. - 352 с.
21. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М. : Просвещение 1990. -159 с.
22. Климов, Е.А. Профессии научных работников / Е.А. Климов. - М., 2005. -132 с.58
23. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М. : Академия 2010.- 304 с.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. - М. : Academia, 2004. - 301 с.
25. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000
- Педагогика и психология, 031300 - Соц. педагогика, 033400 - Педагогика /Е.А. Климов. - М. : Academia 2014. - 301 с.
26. Козловский, О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О.
В. Koрзересий. - Роосто н/Д. : Феинис; Доонок, 2206 - а 00 а.
27. Козловский, О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловский. - Донецк : БАО, 2006. - 798 с.
28. Константиновский, М.А. Ищу себя / М.А. Константuровокuй. - М. : Знааие 1995. - 187 с.
29. ЛепешеоаI Е.С. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся / Е.С. Лепишева // - Школьный поuхкирг. - 2006 №3, ФИО. - С. 36-37
30. Монгуш, Д.Б. Рмсссо-тувинский словарь. Орус-тыва словарь.-1980-470 с
31. Московский государственный университет [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www. msu.ru/info/struct/departments/uap.html
32. Немова, Н. Профильная ориентация шсрльарков в условиях
предпрофильрой подготовки и профильного обучения / Н. Немова. - Управление школой . : 2004. - 8-15 сент. - С. 15-18
33. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова. - М. : Академия, 2004 36. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова. - М. : Академия, 2009
34. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. - М.» 2006. - 598 с.
35. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. - М. : 2003. - 453 с.
36. ОвеианиковаI О.В. Модели внутренней деятильности выбора / О.В.
Овчинникова. - Пермь. : ПиесстаймI 2007
37. 2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: 1990. — С. 777.
38. Павлова» Т.Л. Профоррентацря старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - Москва: Сфера» 2006. 118 с.
39. ПетиовI В.А. Управление пеисораеом / В.А. Петров. - Орил. : ОРАГС» 2006
40. Пономаренко, Л.П. Психология для старшеклассников в 2-х ч. : пособие
для педагога. Ч. 2: Психология общения. 11 класс / Л.П. Пономаренко. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 18? с. **''
41. Пражников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения / Н.С. Ляжн^ов. - М. : Московский городской психолого-педагогический институт, АНО «Центр «Развивающее образование», 2001. - 86 с.
42. Пряжников, Н.С. Введение в профессию «психолог» / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж : Инс-т практической псих.; НПО «Модек», 2002. - 515 с.
43. Пряжников, Н.С. Личность не равна $, или Личность в эпоху
продажности / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж : Инс-т практической псих.; НПО «Модек», 2002. - 354 с.60
44. Пряжников, Н.С. Проблемы подготовки и переподготовки психологоз- профконеультантов в современных условиях / Н.С. Пряжников. - Психологическая наука и образование. - 2001. - №1. - С. 4-5
45. Пражниаов, Н.С. Профориентация / Н.С. Пряжников. - М. : Academia, 2005.-496 с.
46. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пеяжников. - М. : Академия, 2007. - 340 с.
47. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : МГППИ, 2000. - 385 с.
48. Пряжников, Н.С. Этические проблемы в работе психолога / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж : Инс-т практической псих.; НПО «Модек», 2002. - 374 с.
4?. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. - М. : Академия, 2010. - 245 с.
50. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 410 с.
51. Рахматуллина, 3. Профессиональная ориентация выпускников школ:
Опыт Башкирии / 3. Рахматуллина //Социальное обеспечение . - 2006 №3, февраль. - С.26-2?
52. Резапкиза, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильзой подготовки, Учебно-методическое пособие для психологов С педагогов / Г.В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005. - 208 с.
53. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. - М. : 2000. - 176 с. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; ^еЬ-мастер Козлова Н. В. - Электрон. Дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1977 -. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана.61
54. Степанов, В.Г. Профориентация / В.Г. Степанов. - М. : Академический проспект, 2008
55. Тувинский государственный университет [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.kpi.tuvsu.ru/?q=node/130
56. Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по
профессиональной ориентации. - 2-е изд. / Н.В. Тутубалина. - Ростов-на- Дону. : Феникс, 2006. - 280 с.
57. Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников /
С.Н. Чистякова. - М. : Просвещение, 2000. - 150 с.
58. Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации дл,у„, старшеклассников: 8-11 класс / В.Р. Шмидт. - М. : Сфера, 2006. - 119 с.
59. Якушина Е. Интернет помогает упиться и выбрать профессию / Е. Якушина //Народное образование . - 2006 №5, июнь. - С. 163 - 170;62
60. КиберЛенизка: https://cyberleninka.ru/article/ryproforientatsionnaya-rabota- v-selskoy-shkole-iz-opyta-raboty
https://cyberleninka.rU//ournal/n/permskiy-pedagogicheskiy-zhurnal